Предпрофильная подготовка в школе

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профориентационная работа в школе.

В период между старшим подростковым и ранним юношеским возрастом перед школьником неизбежно возникает проблема выбора профессионального пути. Поиск ответа на вопрос: "Кем быть?" становится важным не только для самого учащегося, но и для окружающих в целом, поскольку от качества профессионального выбора, а следовательно, и удовлетворенности трудовой деятельностью во многом будет зависеть уровень социальной стабильности в России.

Профессиональное самоопределение является центральной проблемой в жизни старшеклассников. Ее решение связано с осуществлением поиска смысла жизни, самого себя.

Профессиональное самоопределение есть процесс развития самопознания личности относительно будущей профессиональной деятельности.

Одной из главных трудностей профессионального самоопределения является неумение старшеклассников соотносить особенности своей личности с требованием профессии, отчетливо осознавать профессионально значимые качества личности и анализировать себя с точки зрения профессии.

Для осуществления личностью осознанного выбора в конкретной профессиональной области необходимо заблаговременное и целенаправленное проведение учебно-воспитательной работы, важная роль в которой традиционно принадлежит школе.

В современной школе предпрофильная подготовка является важнейшим компонентом, одним из условий индивидуализации обучения и подготовки учащихся к жизненно важному выбору, точность которого будет зависеть от умения реально оценивать свои силы, принимать и осуществлять решения, нести ответственность за свой выбор.

В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования ведётся профильное обучение. Очевидно, что основная школа должна активно включиться в этот процесс: необходимо проведение системной подготовительной работы в конце обучения в основной школе.

В Концепции профильного обучения отмечается, что «реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности».

Важность подготовки к этому ответственному выбору - профиля обучения, а в перспективе и будущей профессии - определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.

На сегодняшний день можно сказать, что предпрофильная подготовка - это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и ориентационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности.

Предпрофильная подготовка является частью профильного обучения, выполняя подготовительные функции, помогая ученику девятого, еще лучше восьмого класса, определиться с направлением его дальнейшего обучения.

Какую сферу деятельности выбрать? Гуманитарную, математическую, естественно - научную?

Школа не избирает профессию, а лишь профиль, по которому ученик будет обучаться в 10-11 классах или ином учебном заведении. Т.е. он сам выбирает образовательную траекторию после окончания основной школы.

Основная цель предпрофильной подготовки в основной школе: формирование у детей способности делать осознанный выбор дальнейшего профиля образования.

Школьники должны уметь объективно оценивать свои способности в выборе профиля, быть готовыми для получения качественного образования.

Основными составляющими предпрофильной подготовки являются:

  • Курсы по выбору, которые должны помочь учащимся реально оценить свои возможности и сориентировать их в дальнейшем выборе профиля обучения.

  • Создание образовательной сети, которая будет включать в себя самые разные типы образовательных учреждений: школы, учреждения дополнительного образования, профессионального обучения.

  • Информационная работа, т.е. спланированные действия по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им образовательной сети.

  • Профильная ориентация - специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения, а также на повышение готовности подростка к социальному, профессиональному, культурному самоопределению в целом.



Образовательный рейтинг выпускника основной школы определяется:

- результатами итоговой аттестации;

- «портфолио», т. е. совокупностью индивидуальных образовательных достижений (личный «портфель учебных достижений»), достигнутых учеником во образовательной деятельности.

Основной целью нашей школы является создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения и выбору способа получения дальнейшего образования.

Описание опыта работы по предпровильной подготовке обучающихся в МОУ Левобережная школа г.Тутаева Ярославской области.

Расширение представления о мире профессий происходит, начиная с начальной школы.

В начальной школе дети в игровой форме знакомятся с миром профессий. Принимают участие в ролевых играх, в интерактивных викторинах, ребенок получает возможность, соответственно своему возрасту, освоить первичную информацию о профессиональном поле.

Готовясь к переходу в среднее звено, каждый ученик принимает участие в проектах «Кем я хочу быть», «Профессии моих родителей», «Я и моя будущая работа», в конкурсе рисунков «Моя будущая профессия».

В 2006 года наша школа стала муниципальной экспериментальной площадкой «Школа - ресурсный центр» по созданию сети сельских общеобразовательных школ по предпрофильной подготовке. В сеть «Школа - ресурсный центр» входит Левобережная школа города Тутаев и семь сельских школ, которые находятся от города на расстоянии от 3 до 15 км.

Организация предпрофильной подготовки в ресурсном центре осуществляется в соответствии с нормативными и информационными документами муниципального, городского и школьного уровней и включает в себя систему курсов по выбору, обязательного курса «Путь к профессии» а также проведение профориентационной и информационной работы.

Цель ресурсного центра:

  • создание условий для оптимизации предпрофильной подготовки обучающихся школ Левобережья.

  • выявление профессиональных интересов учащихся;

  • проверка возможностей ученика на основе широкой палитры небольших курсов, охватывающих основные области знания;

  • составление представления о характере профессионального труда людей на основе личного опыта;

  • подготовка к профильному обучению.

Задачи ресурсного центра:

  • Выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;

  • Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением;

  • Формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии (профессиональной траектории).

  • Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.

Основные идеи ресурсного центра:

  • введение за счет школьного компонента курсов по выбору: предметных, межпредметных, ориентационных;

  • введение краткосрочных 10 - 14- часовых курсов предпрофильной подготовки;

  • прохождение всеми учащимися 9-х классов курса «Путь к профессии»

  • введение активных методов преподавания курсов по выбору;

  • использование в предпрофильном обучении очно-заочных, дистанционных форм получения образования и сетевое обучение учащихся в малых группах;

  • обучение в одной группе учащихся разных школ;

  • безотметочная система предпрофильного обучения учащихся

Этапы предпрофильной подготовки в ресурсном центре:

  • пропедевтический (8-й класс);

  • основной (9-й класс, сентябрь - март);

  • заключительный (9-й класс, апрель - июнь).

Пропедевтический этап

Задачи пропедевтического этапа:

  • выявление интересов, склонностей и способностей школьников;

  • оказание психолого-педагогической помощи в приобретении опыта, связанного с профессиональным становлением;

  • развитие познавательных интересов, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;

  • подготовка родителей к совместной работе по предпрофильной подготовке обучающихся.

Формы организации обучения:

  • диагностика интересов, склонностей, образовательных запросов школьников;

  • консультации педагогов и психологов;

  • экскурсии; кружки.

В рамках предпрофильной подготовки осуществляется постоянное психологическое сопровождение обучающихся 8х - 9х классов с целью формирования способности делать выбор профиля обучения в старшей школе. В этом направлении проводятся следующие мероприятия:

1. анкетирование обучающихся с целью изучения образовательного запроса учеников с учетом мнения их родителей; изучения целей, мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей обучающихся;

2. психологическая диагностика, целью которой было:

  • изучить и проанализировать личностно-психологические особенности, склонности и интересы детей;

  • соотнести их желания со способностями, интересами и возможностями;

3. индивидуальные консультации по методике выбора профиля обучения;

Актуально, чтобы обучающиеся старших и средних классов совместно с родителями имели необходимую информацию о перспективах, потребностях рынка труда, С этой целью школа

  • работает в тесном контакте с Центром занятости населения;

  • организует экскурсии на предприятия города (библиотека, швейная фабрика, пекарня и др.);

  • организует встречи с представителями учебных заведений города Туаева и Ярославской области

Для организации информационной работы в условиях предпрофильной подготовки школа проводит следующие мероприятия:

  • классные и общешкольные родительские собрания с целью ознакомления с задачами предпрофильного обучения, ожидаемыми результатами работы;

  • индивидуальные консультации, беседы;

  • анкетирование обучающихся 8-9х классов и их родителей;

  • оформление информационных стендов «Мой выбор», «Куда пойти учиться»

Таким образом, в 8-9-м классах в ходе предпрофильной подготовки ученики получают информацию о возможных путях продолжения образования, возможность оценить свои силы и принять решение по выбору профиля.

Анализ опроса родителей обучающихся 8 - 9х классов показал, что 92 % родителей хотят обучать своих детей в школе, реализующей индивидуализацию обучения, благодаря которой более полно учитываются интересы, склонности и способности обучающихся, а также расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории.

Основной этап

Задачи основного этапа:

  • обучить способам принятия решений о выборе направлений будущего обучения и профессиональной деятельности;

  • оказать помощь в формировании индивидуального образовательного маршрута обучающихся;

  • обеспечить информационное и психолого-педагогическое сопровождение работы по предпрофильной подготовке и предпрофессиональному самоопределению обучающихся.

Содержание основного этапа:

  • повторная диагностика интересов, склонностей, образовательных запросов школьников;

  • комплектование мобильных групп для изучения курсов по выбору;

  • формирование индивидуальных учебных планов обучающихся в соответствии с их интересами, склонностями, образовательными запросами;

  • составление оптимального расписания курсов по выбору;

  • проведение информационной работы, индивидуального консультирования обучающихся и их родителей по вопросам профессионального выбора;

  • формирование «Портфолио достижений» девятиклассников;

  • проведение предметных и ориентационных курсов по выбору.

Формы организации обучения:

  • обязательный курс предпрофильной подготовки «Путь к профессии. Знакомство с профессией».

  • курсы по выбору (предметные, ориентационные);

  • консультации педагогов и психологов;

  • ознакомление с особенностями различных профилей обучения и профессий; построение индивидуальных учебных планов;

  • профориентационные встречи с работниками СУЗов и ВУЗов

  • экскурсии; кружки.

Работа ресурсного центра требует такой организации педагогического процесса, чтобы обучающиеся не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок. Поэтому занятия проводятся по утвержденному директором школы плану и расписанию.

Ребята занимаются в малых сформированных по интересам детей группах каждую вторую и четвертую субботу месяца. Подвоз обучающихся осуществляется школьными автобусами. Занятия проходят парами с перерывом на завтрак после первой пары. Занятия распределены по триместрам: 1 триместр - это курсы по 14 часов, 2 и 3 триместр - курсы по 10 часов.

Большое значение для успешной реализации задач школьного образования имеет представление учащимся возможности изучения курсов по выбору, содержание которых предусматривает расширение и углубление знаний, развитие познавательных интересов, предпрофильную ориентацию учеников.

Выбор курсов обучающимися проходит на «Ярмарке курсов по выбору», которая проходит в начале сентября.

На выбор обучающимся предлагается множество различных курсов, которые охватывают все разделы деятельности человека.

«Человек - человек»

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования, ценности существования других людей.

Предмет труда: человек, группы людей, коллективы (бригада, класс, хор и т. д.).

Общие требования к работникам: высокие моральные качества; доброжелательность; вежливость; психологическая сдержанность; воспитанность; выдержка.

Цели труда: распознавать, разбираться, проверять, организовывать, оказывать влияние, изобретать, придумывать, находить новые варианты.

Орудия труда: функциональные средства человека (голос, жесты, мимика и др.), ручные орудия, машинное оборудование.

Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового помещения, на открытом воздухе.

Предлагаемые курсы:

  • «Деловой этикет»

  • «Искусство спора»

  • «Говори правильно»

  • «Хозяйка в доме»

  • «Основы предпринимательства»

  • «Домашняя медсестра»

  • «Химия и красота»

  • «Учитель, воспитай ученика»

  • «Делу время, потехе час»

  • «Экскурсоведение»

  • «Библиотека - источник информации»

  • «Знакомство с профессией юриста»

  • «Награды России»

  • «Правоведение»

  • «Психология и здоровье»

  • «Абсолютная грамотность»

«Человек - знаковая система»

Цель: обучить учащихся способности планировать и организовывать себя, легко освоиться на просторах Интернет, поскольку всемирная сеть - это как раз то место, где все целиком и полностью состоит из знаков и символов программного кода.

Предмет труда: условные обозначения, шифры, коды, языки, формулы, речь, письменность, символы, схемы, графики, ноты.

Общие требования к работникам: дисциплинированность; пунктуальность; стойкая работоспособность; аккуратность; оперативная память; устойчивое концентрированное внимание; способность оперировать представлениями.

Цели труда: разбираться, проверять, обрабатывать, оказывать воздействие, преобразовывать, изобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы.

Орудия труда: ручные; автоматизированное и механическое оборудование, функциональные средства человека.

Условия труда: микроклимат бытового помещения, повышенная моральная ответственность.

Предлагаемые курсы:

  • «Геометрия в архитектуре»

  • «Решение тестовых заданий мо математике»

  • «Самые простые способы решения непростых неравенств»

  • «Решение уравнений различными способами»

  • «Процентные расчеты»

  • «Функция: интересно, просто. занимательно»

  • «Компьютерная графика»

  • «Финансовая грамотность»

«Человек - художественный образ»

Цель: воспитание интереса и любви к искусству.

Задачи:

  • Воспитывать чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций.

  • Развивать у детей интерес к живописи известных русских художников.

  • Познакомить детей с различными видами искусства.

  • Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.

  • Познакомить с народными ремёслами России.

Предмет труда: художественные образы, закономерности создания и восприятия художественных образов.

Общие требования к работникам: впечатлительность; эмоциональность; трудоспособность; оперирование средствами эстетического воздействия; художественные способности.

Цели труда: преобразовывать, организовывать, оказывать влияние, воздействовать, находить новые способы и варианты.

Орудия труда: ручные, функциональные средства человека, механизированное оборудование.

Условия труда: повышенная моральная ответственность, микроклимат бытового типа, необычные условия, на открытом воздухе.

Предлагаемые курсы:


  • «Золотое перо»

  • «Музыкальные традиции Ярославского края»

  • «Мой уютный дом»

  • «Народные промыслы»

  • «Пробы пера»

  • «Современные музыкальные жанры»

  • «Прикладное искусство»

  • «Основы визажа и парикмахерское искусство»

«Человек - техника»

Предмет труда: технические системы, машины, механизмы, агрегаты.

Общие требования к работникам: физическая и психологическая выносливость; стойкая работоспособность; уравновешенность; физическая сила; хорошее слуховое, зрительное и мышечное восприятие; распределенное внимание; достаточно высокое интеллектуальное развитие.

Цели труда: распознавать, различать, оценивать, разбираться, организовывать, оказывать влияние, перемещать, придумывать, находить.

Орудия труда: ручные, машины, автоматы.

Условия труда: в закрытом помещении с нормальным микроклиматом, в закрытом помещении с резким изменением микроклимата, на высоте, на открытом воздухе.

Предлагаемые курсы:

  • «Металлы и сплавы в современной технике»

  • «Металлы и ювелирное искусство»

  • «Химические вещества в повседневной жизни человека»

  • «Качественный и количественный анализ в химии»

  • «Химия в сельском хозяйстве»

  • «Химические вещества - строительные материалы»

  • «Искусство фотографии и химия»

  • «Разрушение металлов и сплавов под воздействием окружающей среды».

  • «Химия и окружающая среда»

  • «Решение задач по химии повышенной сложности»

  • «Открой для себя мир оптики»

  • «Решение задач по физике повышенной сложности».

  • «Думаем на физическом языке»

  • «Мы и дорога»

«Человек - природа»

Цель направления: воспитание бережного и уважительного отношения к природе и её обитателям.

Задачи:

  • Развивать творческие способности.

  • Развивать интерес к окружающему миру.

  • Способствовать расширению кругозора детей.

  • Формировать стремление оберегать животных, проявлять заботу.

Предмет труда: земля, вода, атмосфера, полезные ископаемые, различные живые организмы и биологические процессы.

Общие требования к работникам: любовь к животным и растениям; физическая выносливость; высокая работоспособность; терпимость; инициативность; способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы; хорошее воображение; оперативное наглядно-образное мышление.

Цель труда: приобретать, придумывать, находить новые варианты и образцы, конструировать, распознавать, различать, оценивать, разбираться, проверять, преобразовывать, обрабатывать, оказывать воздействие, перемещать.

Орудия труда: ручные, механические, и автоматизированное оборудование.

Условия труда: на открытом воздухе, в необычных условиях, в помещениях с микроклиматом бытового типа, а также в условиях, требующих повышенной моральной ответственности.

Предлагаемые курсы:

  • «Хозяин сельского дома»

  • «Химия жизни»

  • «Мир географии»

  • «Географическое положение России»

  • «Население Ярославского края и его культура»

  • «Ландшафтный дизайн»

  • «Юный лесовод».

  • «Растения для красоты»

  • «Вода в нашей жизни»

  • «Огородничество как основа домашнего хозяйства»

Как видно, предлагаемые курсы носят вариативный характер, их количество является избыточным, т.е. у учеников есть возможность реального выбора в зависимости от тех целей, которые они ставили перед собой.

Сформированность коллектива, его компетентность очень важное условие для реализации плана работы ресурсного центра. Все педагоги, ведущие курсы по выбору имеют высшую и первую квалификационную категорию, повышают свою квалификацию на различных курсах, семинарах, участвуют в экспериментальной деятельности, делятся своим опытом с педагогами школы других образовательных учреждений.

В школе создан банк программ курсов по выбору. Все представленные программы соответствуют требованиям.

Курсы по выбору проводятся на достаточном методическом уровне. Учителя используют разнообразные формы и методы обучения, элементы новых педагогических технологий, связь с жизнью.

На всех курсах постоянно идет расширение области изучаемого материала за рамки программы, умело создается атмосфера творчества, ситуация успеха и полного взаимопонимания.

На каждом из этих курсов методически грамотно излагается изучаемый материал, используется индивидуальный подход к учащимся, активные формы работы, используется современное компьютерное оборудование, Интернет-ресурсы.

Каждый обучающийся в ресурсном центре должен выполнить учебный план:

Всего часов за учебный год - 102 часа

Из низ:

Обязательный курс «Путь к профессии 34 часа

1 триместр - 2 курса по 14 часов = 28 часов

2 триместр - 2 курса по 10 часов = 20 часов

3 триместр - 2 курса по 10 часов = 20 часов

В учебный план каждого обучающегося входит обязательный курс предпрофильной подготовки «Путь к профессии. Знакомство с профессией», который изучается целый год. Для данного курса приобретаются специальные рабочие тетради-органайзеры. Данный курс помогает ребятам в выборе дальнейшей профессии. Курс ведет психолог школы.

По результатам выбора обучающихся составляются индивидуальные образовательные маршруты, на основании которых составляется расписание курсов по выбору на каждый триместр.









Образец индивидуального образовательного маршрута.

ФИО_______________________________________________

Школа______________________________________________

Выбор курсов:

1 триместр

  1. «Путь к профессии»

  2. ________________________________________________

  3. ________________________________________________

2 триместр

  1. «Путь к профессии»

  2. _______________________________________________

  3. ________________________________________________

3 триместр

  1. «Путь к профессии»

  2. ________________________________________________

  3. ________________________________________________

«_____»________________ 201___год

Подпись обучающегося_________________________

Подпись родителей_____________________________

Заключительный этап

Задачи заключительного этапа:

  • собрать и обработать всю информацию, которая может обеспечить оптимальный выбор обучающимися профиля дальнейшего обучения;

  • предоставить обучающимся полную информацию о перспективе выбранного ими профиля обучения;

  • сформировать учебный план профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся.

Содержание заключительного этапа:

  • анализ эффективности проведенной предпрофильной подготовки;

  • ознакомление девятиклассников с программами профильного обучения и особенностями организации учебного процесса на основе ИУП;

  • ознакомление с перспективами профессионального обучения и трудоустройства;

  • сбор и аналитическая обработка информации по выбору обучающимися того или иного профиля, а также элективных курсов;

  • формирование профилей на основе индивидуальных учебных планов обучающихся;

  • комплектование профильных классов.

Формы и методы работы:

  • презентации различных вариантов учебных планов и программ профильного обучения;

  • анкетирование обучающихся и их родителей;

  • анализ образовательного рейтинга обучающихся;

  • участие в областной «Ярмарке профессий»

  • проведение научно - практической конференции

Итогом каждого учебного года в ресурсном центре является традиционная малая «Научно - практическая конференция», на которой обучающиеся представляют свои проекты, рефераты, доклады, презентации, подготовленные на курсах по выбору в течении учебного года.

В конце учебного года руководители образовательных учреждения получают сводную ведомость успеваемости обучающихся.

Образец сводной ведомости:

Курсы по выбору обучающихся 9 класса ___________________ ООШ

за 201_-201_ учебный год

Обязательный курс «Путь к профессии»

Основы предпринимательства

Металлы и сплавы в современной технике

Говори правильно

Географическое положение России

Прикладное иворчество

Юный лесовод

Мой уютный дом

Мы и дорога

Итого часов

Иванов Иван

34

14

14

10

10

10

10

102

Петров Петр

34

14

14

10

10

10

10

102

Директор школы: Администратор РЦ:

В конце 1 триместра каждый обучающийся получает зачетную книжку, у которой прописываются все курсы по выбору, которые прошел ученик. Это помогает ребятам, родителям и учителям проконтролировать успеваемость обучающихся.

Образец зачетной книжки:

Обучающийся: Иванов Иван

Школа: ______________________________

Название курса

Кол-во часов

Итог прохождения курса

Подпись

1.

«Путь к профессии»

34

зачет

2.

Основы предпринимательства

14

зачет

3.

Металлы и сплавы в современной технике

14

зачет

4.

Мой уютный дом

10

зачет

5.

Мы и дорога

10

зачет

6.

Юный лесовод

10

зачет

7.

Основы визажа и парикмахерское искусство

10

зачет

Итого:

102

Директор школы:

Администратор РЦ:

С целью выявления положительных и отрицательных моментов в организации курсов по выбору, определения применяемых методов обучения, организации деятельности обучающихся в течение учебного года проводится анкетирование учителей, ведущих курсы. Данные проведенной диагностики помогают увидеть в целом правильность выбранных перспективных направлений для организации предпрофильной подготовки: направленность и содержание курсов, состав педагогов, организационную и информационную подготовительную работу, проводимую администрацией школы, что позволяет учителям достигать поставленных целей.

Учащиеся, оканчивающие 9-й класс, должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению.

© 2010-2022