Час общения Что такое ответственность?

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: « Что такое ответственность ».

Форма: час общения.

Цель:

Знакомство учащихся с понятиями «поступок», «проступок», «ответственность», с их значением в жизни человека.

Задачи:

- Помочь учащимся понять, почему так важно уметь отвечать за свои поступки.

- Содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.

- Способствовать развитию у школьников чувства ответственности.

- Убедить учеников в том, что человек, умеющий отвечать за свои поступки, достоин уважения.

- Воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки.

- Способствовать развитию мышления, внимания, речи, культуры диалога.

Оборудование:

Ноутбук, презентация, карточки для работы в паре (игра «Составь пословицу»), карточки для работы на доске, «Конверт хороших поступков».

План мероприятия.

I. Вводное слово воспитателя.

II. Основная часть.

1. Чтение стихотворение С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое».

2. Что такое поступок и проступок?

3. Ответственность.

4. Работа в группах.

5. Обсуждение картинок - ситуаций.

6. Мини - викторина.

III. Заключительная часть.

1. Рефлексия.

2. Подведение итогов.

3. Заключительное слово воспитателя.

I. Вводное слово воспитателя.

Воспитатель. - Здравствуйте, ребята! Я снова рада видеть вас. Мне приятно, что вы добром расположении духа. Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук друг друга, улыбнитесь друг другу.

Небо ясное над нами,

Твердь земная под ногами,

Мир дороги открывает,

Солнце свет нам посылает,

Солнце поднимается,

Сердце открывается,

Согревается земля,

С ней и я!

- У меня хорошее настроение, которое хочу передать вам. Я жду от нашей встречи только хорошее.

- Как ваше настроение? Садитесь.

II. Основная часть.

1. Чтение стихотворение С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое».

- Этот классный час я хочу начать произведением С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое».

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.

Среднего роста,
Плечистый и крепкий,
Ходит он в белой
Футболке и кепке.
Знак ГТО
На груди у него.
Больше не знают
О нём ничего.
Многие парни
Плечисты и крепки,
Многие носят
Футболки и кепки.
Много в столице
Таких же значков -
Каждый
К труду-обороне
Готов!

Кто же,
Откуда
И что он за птица -
Парень,
Которого
Ищет столица?
Что натворил он
И в чём виноват?
Вот что в народе
О нём говорят.
Ехал
Один
Гражданин
По Москве -
Белая кепка
На голове, -
Ехал весной
На площадке трамвая.
Что-то под грохот колёс
Напевая…
Вдруг он увидел -
Напротив
В окне
Мечется кто-то
В дыму и огне.

Много столпилось
Людей на панели.
Люди в тревоге
Под крышу смотрели:
Там из окошка
Сквозь огненный дым
Руки
Ребёнок
Протягивал к ним.
Даром минуты одной
Не теряя,
Бросился парень
С площадки трамвая -
Автомобилю
Наперерез -
И по трубе
Водосточной
Полез.

Третий этаж,
И четвёртый,
И пятый…
Вот и последний,
Пожаром объятый.
Чёрного дыма
Висит пелена.

Рвётся наружу
Огонь из окна.
Надо ещё
Подтянуться немножко.
Парень,
Слабея,
Дополз до окошка,
Встал,
Задыхаясь в дыму,
На карниз,
Девочку взял
И спускается вниз.

Вот ухватился
Рукой
За колонну.
Вот по карнизу
Шагнул он к балкону…
Еле стоит
На карнизе нога,
А до балкона -
Четыре шага.
Видели люди,
Смотревшие снизу,
Как осторожно
Он шёл по карнизу…
Вот он прошел
Половину
Пути.
Надо еще половину
Пройти.
Шаг. Остановка.
Другой. Остановка.
Вот до балкона
Добрался он ловко,
Через железный
Барьер перелез,
Двери открыл -
И в квартире исчез…

С дымом мешается
Облако пыли.
Мчатся пожарные
Автомобили,
Щёлкают звонко,
Тревожно свистят,
Медные каски
Рядами блестят.

Миг - и рассыпались
Медные каски.
Лестницы выросли
Быстро, как в сказке.
Люди в брезенте -
Один за другим -
Лезут
По лестницам
В пламя и дым…

Пламя
Сменяется
Чадом угарным.
Гонит насос
Водяную струю.

Женщина,
Плача,
Подходит
К пожарным:
- Девочку,
Дочку
Спасите
Мою!
- Нет, -
Отвечают
Пожарные
Дружно, -
Девочка в здании
Не обнаружена.
Все этажи
Мы сейчас обошли,
Но никого
До сих пор
Не нашли!

Вдруг из ворот
Обгоревшего дома
Вышел
Один
Гражданин
Незнакомый.
Рыжий от ржавчины,
Весь в синяках,
Девочку
Крепко
Держал он в руках.
Дочка заплакала,
Мать обнимая.
Парень вскочил
На подножку трамвая,
Тенью мелькнул
За вагонным стеклом,
Кепкой махнул
И пропал за углом…
Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.
Среднего роста,
Плечистый и крепкий,
Ходит он в белой
Футболке и кепке.
Знак ГТО
На груди у него.
Больше не знают
О нём ничего.

Многие парни
Плечисты и крепки,
Многие носят
Футболки и кепки.
Много в столице
Таких же
Значков.
К славному подвигу
Каждый
Готов!

-Ребята, вы слышали когда-нибудь это произведение? Если слышали, то где, кто вам его читал? Оно понравилось вам?

- Как вы оцениваете действие главного героя? Какой он?

-Как можно назвать одним словом, что совершил парень?

- Как вы думаете, о чём бы я хотела с вами поговорить?

- Сегодня, я бы хотела поговорить с вами о поступках и ответственности людей, которые совершают их.

Прочитайте тему классного часа: «Ответственность».

2. Что такое поступок и проступок?

- Прежде чем мы найдём ответ на этот вопрос, я бы хотела у вас спросить, как вы понимаете слово поступок? Что это такое?

- Хорошо. Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и посмотрим, какое определение слову «поступок» даётся в нем.

(Поступок-это совершенное кем-нибудь действие с определённой целью, намерениями и последствиями; - решительное активное действие в сложных обстоятельствах)

- А вы совершали когда-нибудь поступки? Расскажите о них.

( Ответы детей.)

- Посмотрите, ребята, сколько хороших дел мы делаем и можем делать каждый день. - Спасибо. Молодцы. Мы поговорили о поступках, которые несут в себе всё больше положительное действие, которые несут в себе добро.

- А какие ещё бывают поступки?

Давайте ещё раз обратимся к словарю и посмотрим, как можно назвать плохие поступки.

(Проступок - это поступок, нарушающий правила поведения, провинность)

- А вы совершали такие проступки?

- Приведите примеры проступков.

(Ответы детей).

- По каким признакам можно определить поступок хороший или нет?

- Каждый человек совершает разные поступки. За хорошие нас благодарят и любят, а что мы получаем за плохие поступки?

- Для чего вас ругают и наказывают?

- Правильно, за плохие поступки нам приходится отвечать, то есть нести ответственность!

3. Ответственность.

- Как вы понимаете, что такое ответственность?

- Ответственность - это умение осознавать, что ты делаешь и как ты делаешь, что будет после твоего действия.

- Что такое ответственность?

В течение дня каждый человек совершает много разных дел. Эти дела могут касаться только его одного, но очень часто они влияют и на других людей.

Например. Прозвенел звонок с урока, ученики торопятся в столовую. Выбегают из класса, с размаху открывая дверь, в это время мимо класса идёт ученик. Что произойдёт?

- Как повлиял ваш поступок на другого человека?
- Когда вы, таким образом открыли дверь, то подумали о последствиях?
- Вам хотелось быстрее пойти на перемену, и вы поступили соответственно своему желанию в результате чего пострадал другой человек.

Вы поступили неосознанно, безответственно. Но ведь и другие могут поступать так же. Родители могут не пойти на работу, и в доме скоро не будет денег, чтобы покупать продукты, одежду. Мама не приготовит обед, потому что захочет посмотреть интересный фильм по телевизору. Тогда вся семья останется голодной.

Таким образом каждый должен поступать ответственно, т.е думать о том, как повлияет его поступок на его самого и окружающих его людей.

- Всегда ли поступки и ответственность ходят рядом?

Ответ на этот вопрос люди нашли давно.

4. Работа в группах.

- А сейчас поработайте в группах. На карточках записана ситуация, а ниже даны варианты ответов. Внимательно прочитайте ситуацию, обсудите её в группе и выберите ответ, который считаете правильным. Вы можете выбрать 2 ответа или предложить свой.

1. Вы приходите домой и видите, что мама купила очень вкусное пирожное, каждому по одному. Очень хочется немедленно съесть.

Как вы поступите:

а ) Съедите всё
б) съедите только свою долю
в) дождётесь остальных членов семьи и будете все вместе пить чай.

Объясните свой выбор.

2. Вы взяли в библиотеке книгу, которая имеется там только в единственном экземпляре (больше таких нет). Библиотекарь попросил вернуть её через два дня. Но вы не успели её прочитать.

Как вы поступите:

а) Просто не принесёте книгу
б) Принесёте книгу и попросите дать её ещё раз
в) Скажите, что забыли книгу дома.

3. Мама попросила помыть посуду, но во дворе ребята играют в интересную игру. Очень хочется гулять.

Как вы поступите:

а) помою посуду, а потом пойду гулять
б) не буду мыть посуду
в)пойду гулять, а потом помою посуду.

4. Вашего товарища вызвал учитель к доске решать задачу, но он не может справиться.

Как вы поступите:

а) подскажу товарищу
б) подниму руку
в) после уроков объясню товарищу решение задачи.

Человек поступает ответственно не из-за того, что боится наказания, а потому, что это может принести такой результат, который плохо повлияет на него самого и на других людей.

5. Обсуждение картинок - ситуаций.

Посмотрите на экран и выберите, кто поступает ответственно и почему.

Ёжик и Белочка хорошо учатся в школе. Ёжик тщательно готовит уроки. Он боится, что его накажут, если он получит плохую отметку.

Белочка аккуратно выполняет все уроки, потому что понимает, что знания пригодятся ей в будущем. Она не хочет огорчать родителей тем, что мало знает.

- Кого можно назвать ответственным? Почему?
- Кто из героев будет выполнять уроки без напоминания родителей?
- Кого из них можно назвать самостоятельным?

Посмотрите на экран и выберите, кто поступает ответственно, а кто - нет.

Петя очень торопится в школу. Он встаёт утром, быстро собирает портфель, одевается и бежит в школу. Дома остаётся неубранная постель, вещи разбросаны по комнате, на столе - грязная посуда.

Вася складывает учебники с вечера. Утром он тоже торопится в школу, поэтому все вещи, которые нужно надеть утром, аккуратно складывает рядом с постелью. Он не опаздывает в школу и успевает убрать за собой постель и грязную посуду.

- Кто поступает ответственно? Как поступки мальчиков повлияют на них самих и других людей?

Я предлагаю вам сыграть в игру.

6. Мини - викторина.

1.Из-за чего братец Иванушка стал козленочком? (из-за непослушания).
2. Что заставило царя в сказке «Конёк-горбунок» прыгнуть в кипящий котел?
(зависть к красоте и молодости Ивана).
3. Какая черта характера девочки привела к трагическим событиям в сказке
«Красная шапочка» ( болтливость).
4. Что погубило Раджу - героя мультфильма «Золотая Антилопа»
(жадность, жажда наживы).

III. Заключительная часть.

1. Рефлексия.

Сядьте удобнее, расслабьтесь. Закройте глаза и мысленно продолжите фразу: «Сегодняшний разговор помог мне понять, что…»

2. Подведение итогов.

А теперь посмотрите на экран и выберите каждый для себя вывод.

1. Я отвечаю за всё.
2. Я отвечаю за свои поступки (думаю, а потом делаю)
3. За все мои поступки отвечают родители.

3. Заключительное слово воспитателя.

Закончить мероприятие я хочу словами Валентины Осеевой, обращённых к вам, к детям:

«В каждом из вас, ребята, есть волшебная сила - сила ваших слов и поступков»

И подарить вам конверт «Добрых дел», который вы будете пополнять. А плохие дела и поступки я запечатаю в другой конверт и заберу его с собой.

Спасибо за общение! Желаю вам всего доброго!

© 2010-2022