Доклад на тему: Вальдорфская педагогика

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вальдорфская педагогика - это своеобразная форма обучения, развившаяся в Германии. В 1919 г. рабочие табачной фабрики Вальдорф-Астория (отсюда и название) в Штутгарте вместе с директором фабрики предложили немецкому ученому Рудольфу Штейнеру (1861-1925) создать школу для их детей. Р. Штейнер, последователь натурфилософии Гёте, написал и издал 300 томов трудов по многим отраслям науки и искусства: медицина, космология, история религии, архитектура, скульптура, из них 25 томов посвящено педагогике и образованию: «Общее учение о человеке как основа педагогики». Это был эрудированный человек, крупный ученый, с ним сотрудничали Андрей Белый, Михаил Чехов и др. Вот он-то и создал первую школу, которую в соответствии с принципами альтернативной педагогики можно отнести к типу так называемых свободных школ. В основе ее лежит человек как духовное существо. Суть вальдорфской технологии образования - это развитие способности человека чувствовать, т. е. воспитание чувств, формирование художественного вкуса, умений творчески созидать на основе знания природы. (Неплохо, правда?) Это был смелый шаг в обстановке упаднических настроений после I мировой войны. Главное, не потребности производства или социально-политическая конъюнктура определяли цели и содержание образования, а человек, его возможности и потребности являются ведущими принципами содержания образования /98, с. 40/. (Как современно это звучит!) В советское время учителя школ и преподаватели вузов и техникумов были слугами государства, для которых был важен прежде всего государственный заказ, а вальдорфские учителя - «слуги ребенка», а не «слуги общества». Поэтому говорят, что «Вальдорфская школа не является школой мировоззрения».

Вальдорфская школа и в организационном плане отличается от традиционных школ. Она действует на основе самоуправления, там нет директора, школой управляет педагогический коллектив, в жизни школы участвуют родители. Школа свободна от централизованной государственной регламентации.

Сейчас в ФРГ 1% учащихся учится в вальдорфских школах. Обучение там платное, дифференцированное (для низко оплачиваемых родителей плата ниже). Оклад педагога - тоже дифференцирован. Школы самостоятельны, но государство их поддерживает и берет на себя примерно 70-80% суммарных затрат, не вмешиваясь в процесс обучения. «В «классических» вальдорфских школах обучение длится 12 лет. Желающие поступить в университет оканчивают 13-й, «абитуриентский», класс.

Особенности вальдорфской школы: с 1-го по 8-й класс все занятия ведет один учитель, нет жесткого учебного плана, не ставятся отметки, используются содержательные оценочные характеристики. После 8-го класса занятия ведут учителя-предметники. Отличается и организация занятий. Первые два утренних часа изучается один общеобразовательный предмет (математика или зоология и т.п.). Больше в этот день никакой другой предмет не преподается, но этот предмет будут изучать ежедневно в течение 3-6 недель, что создает так называемую «эпоху». (Похоже на модульное обучение?) В учебном году может быть, например, 1 «эпоха» по химии, 2 - по литературе и т.д. После двух часов «эпохи» проводятся занятия по направлениям художественного цикла (рисование, музыка, эвритмия), а также по иностранным языкам (их два).. Эти занятия не связаны с сидением в классе.

Вальдорфская педагогика - это своеобразная форма обучения, развившаяся в Германии. В 1919 г. рабочие табачной фабрики Вальдорф-Астория (отсюда и название) в Штутгарте вместе с директором фабрики предложили немецкому ученому Рудольфу Штейнеру (1861-1925) создать школу для их детей. Р. Штейнер, последователь натурфилософии Гёте, написал и издал 300 томов трудов по многим отраслям науки и искусства: медицина, космология, история религии, архитектура, скульптура, из них 25 томов посвящено педагогике и образованию: «Общее учение о человеке как основа педагогики». Это был эрудированный человек, крупный ученый, с ним сотрудничали Андрей Белый, Михаил Чехов и др. Вот он-то и создал первую школу, которую в соответствии с принципами альтернативной педагогики можно отнести к типу так называемых свободных школ. В основе ее лежит человек как духовное существо. Суть вальдорфской технологии образования - это развитие способности человека чувствовать, т. е. воспитание чувств, формирование художественного вкуса, умений творчески созидать на основе знания природы. (Неплохо, правда?) Это был смелый шаг в обстановке упаднических настроений после I мировой войны. Главное, не потребности производства или социально-политическая конъюнктура определяли цели и содержание образования, а человек, его возможности и потребности являются ведущими принципами содержания образования /98, с. 40/. (Как современно это звучит!) В советское время учителя школ и преподаватели вузов и техникумов были слугами государства, для которых был важен прежде всего государственный заказ, а вальдорфские учителя - «слуги ребенка», а не «слуги общества». Поэтому говорят, что «Вальдорфская школа не является школой мировоззрения».

Штейнер Рудольф (1861-1925) - немецкий философ и педагог, автор системы школьного образования, получившей название вальдорфской от названия местной фабрики «Валъдорф-Астория», при которой была организована школа.

Р.Штейнер воплотил в своей школе разработанное им философское учение - антропософию, согласно которой развитие способности к познанию приводит человека к совершенству. Антропософия соединяет в себе элементы субъективного идеализма (действительность как самопроявление духа), гетевского объективного идеализма, а также христианства.

Итак, в вальдорфской педагогике ребенок - существо духовное, имеющее помимо физического тела еще и душу - божественное начало.

Ребенок - божья часть приходит на Землю с определенной миссией. Высвободить душу ребенка, дать свершиться этой миссии - основная задача школы.

Вальдорфская педагогика является одной из разновидностей воплощения идей «свободного воспитания» и «гуманистической педагогики». Она может быть охарактеризована как система самопознания и саморазвития индивидуальности при партнерстве с учителем, в двуединстве чувственного и сверхчувственного опыта духа, души и тела.

Классификационные параметры

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: антропософская.

По основному фактору развития: биогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + гештальт.

По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СЭН + СДП.

По характеру содержания: обучение + воспитание, религиозная, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления: система «репетитор» + система малых групп

По организационным формам: альтернативная, клуб + академия, индивидуальные + групповые, дифференциация.

По подходу к ребенку: личностно ориентированная с неформальным лидерством педагога.

По преобладающему методу: игра + диалог + творчество.

По категории обучаемых: все категории, без селекции.

Целевые ориентации

1. Воспитание призвано сформировать целостную личность:

- стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей (самореализация, самоактуализация);

- открытую для восприятия нового опыта;

- способную на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

2. Не столько знания, сколько способности (СУД + СЭН + ЗУН + СДП).

3. Развитие самоопределения, индивидуальной ответственности за свои действия (СУМ).

Концептуальные положения

• Природосообразность: развитие происходит по заранее заданной, генетически детерминированной программе, идет впереди обучения и определяет его; спонтанность свободного развития природных задатков; «исходя из ребенка», создание максимально благоприятных условий для выявления природных способностей ребенка.

• Свободное воспитание и обучение. Все без принуждения, без насилия: духовного и телесного.

• Свобода как средство воспитания.

• Воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, а не он к ним.

• Ребенок в процессе обучения сам проходит, постигает все этапы развития

человечества. Поэтому не надо усекать «детство», интеллектуализировать развитие раньше времени.

• Обучение неотделимо от воспитания: всякое обучение есть одновременно и воспитание определенных качеств личности.

• Экология здоровья, культ здоровья.

• Культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности средствами искусства.

• Подражание как средство обучения.

• Соединение европейской и восточной культур: учение Христа и представление о личности как совокупности физического тела и эфирного, астрального.

• Единство развития ума, сердца и руки.

• Опора на авторитет педагога, школа одного учителя на 8-9 лет (во избежание стрессов).

• Школа для всех.

• Единая жизнь педагогов и учеников.

Особенности содержания

• Гармоническое сочетание интеллектуального, эстетического и практически-трудового аспектов образования.

• Широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др.).

• Межпредметные связи.

• Обязательные предметы искусства: живопись, эвритмия (искусство выразительных движений) и изображение форм (сложные узоры, графики), музыка (игра на флейте).

• Большая роль отводится трудовому воспитанию. Особенности содержания по классам - обучение «по эпохам»: Дошкольный период: ходить, говорите; мыслить;

I: прообразы и сказки; от образа к букве; пение, эвритмия; вязание на спицах;

II: чудеса и легенды; письмо; арифметика; флейта, рисование, ручной труд;

III: сотворение мира и Ветхий Завет; ноты, рисование форм, вязание крючком;

IV: разрыв общего и частного; дроби; европейские мифы; орнамент, канон, вышивка;

V: гармония и античность, Греция; десятичные дроби, оркестр, работа по дереву;

VI: физика, проценты, геометрия, строгание;

VII: пространство и Ренессанс; алгебра, стихи, шитье;

VIII: революции, XIX век; экономика, химия, композиторы, работа с металлом;

IX: экология, технический прогресс и нравственность, история искусств, столярное дело; X: политика, история, общество, физика, драматургия, керамика;

XI: общество, литература, музыка, скульптура, переплетное дело;

XII: история культуры, импровизация во всех сферах.

Особенности методики

• Педагогика отношений, а не требований.

• Метод погружения, «эпохальная» методика.

• Обучение без учебников, без жестких программ (дидактические материалы, дополнительная литература).

• Индивидуализация (учет продвижения личности в развитии).

• Отсутствие деления на классную и внеклассную работу.

• Ученик подводится к открытию личностной значимости ЗУН и на этой мотивационной основе осваивает содержание предметов (областей).

• Коллективное познавательное творчество на уроке.

• Обучение самостоятельности, самоконтролю.

• Много игры (учеба должна приносить радость).

• Отрицание отметки.

Позиция ученика.

- Ребенок в центре педагогической системы.

- Право выбора всего: от формы урока до его плана.

- Право ребенка на ошибки.

- Свобода выбора.

- Право на свободный творческий поиск.

- Отношения ответственной зависимости с коллективом.

Позиция учителя.

- Деятельность учителя является приоритетом, учитель ведет детей в течение 8 лет по всем предметам.

- Учитель - старший товарищ.

- С детьми к предмету, а не с предметом к детям.

- Не знания давать, а давать детям жить на уроке; совместная духовная жизнь ученика и учителя.

- Ожидание созревания сил, заложенных природой.

- Не говорить ребенку «нет», «нельзя».

- Не делать замечаний (отсутствие выделения слабых и сильных)

- Не ставить плохих отметок.

- Не оставлять на второй год.

- Принимать ребенка таким, какой он есть (все дети талантливы).

Позиция Р.Штейнера по религиозному воспитанию: свободное христианское воспитание, которое находится вне общего распорядка школы, ведется как частное обучение в ее рамках.

Очень важными сторонами вальдорфской педагогики являются внимание к здоровью детей, учительско-родительское самоуправление.


Примечания, современные аналоги

В России создан и действует «Центр вальдорфской педагогики».

Московская свободная вальдорфская школа (научный руководитель А.А. Пинский) работает без обычного директора, завуча, других привычных административных атрибутов массовой школы. Всеми делами распоряжается выборная коллегия из детей, учителей и родителей.

Работа не делится на классную и внеклассную. Эти виды очень тесно переплетаются. После главного урока обязательно преподаются живопись, музыка, рукоделие, английский и немецкий языки (с первого класса одновременно), а также специфические для вальдорфской школы дисциплины - эвритмия (искусство выразительных движений) и изображение форм - рисование сложных узоров, графика.

Программой предусмотрен сельскохозяйственный цикл, строительство деревянного домика (на уровне большой модели). Это в начальных классах. А в старших - работа с металлом. Все дети также осваивают рукоделие - учатся шить, вышивать.

Школа Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой осуществил на практике идею «свободного воспитания» в организованной им Яснополянской школе для крестьянских детей. Если представить «школу Л.Н.Толстого» как технологию, то можно отметить ее максималистскую концепцию:

• воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, неплодотворно, незаконно, невозможно;

• воспитание портит, а не исправляет людей;

• чем больше испорчен ребенок, тем меньше нужно его воспитывать, тем больше нужно ему свободы.

В последний период жизни Л.Н. Толстой перешел к другой крайности - педагогическому морализму с религиозным оттенком.

Л.Н. Толстой довел свою концепцию до уровня методики, написав ряд учебных пособий для начальной школы.

В настоящее время в ряде школ России (Ясная Поляна, Томск) делаются попытки восстановить отечественную технологию свободного воспитания, основанную на идеях Л.Н.Толстого.


© 2010-2022