Проект Многопредметная семейная олимпиада в 5-6 классах

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет»










ПРОЕКТ

Многопредметная семейная олимпиада




Участники проекта

  1. Глущенко Елена Григорьевна - учитель химии

  2. Татарникова Валентина Михайловна - учитель физики

  3. Козлович Ольга Геннадьевна - учитель математики

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1

им. Героя Советского Союза Н.П.Фёдорова", г.Тихвин Ленинградской области


г. Санкт-Петербург

2015

  1. Введение

Обоснование актуальности темы проекта

Во-первых, традиционные формы взаимодействия школы и семьи утратили свою актуальность.

В современном мире большинство молодых родителей не видят необходимости включения в процесс интеллектуального развития ребёнка с ранних этапов его жизни. Ребёнок, как и его родители, оказывается поглощён информационной средой при этом их интересы не совпадают.

Очень часто родители не хотят посещать школу. Многие не хотят ходить из-за страха, боязни и стыда, так как ребёнок плохо учится, может нарушать дисциплину. Другие родители думают, что если ребёнок учится хорошо, и в его адрес нет никаких замечаний, то нет смысла вообще появляться в школе, а некоторые имеют обиды. Многие родители не могут прийти из-за своей работы.

Добиться высоких результатов в обучении и воспитании школьника невозможно без сотрудничества с его родителями, без информации о семье, в которой живет и воспитывается ученик. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья (Закон «Об образовании»).

Во-вторых, на протяжении многих лет доминирующей задачей школьной олимпиады по различным предметам было определение уровня предметных знаний и умений учащихся.

Однако на данном этапе эта задача не отвечает запросам личностно ориентированной концепции в образовании. Поэтому возникла ещё одна проблема поиска новых форм внеурочной деятельности, содержащая идею развития способностей личности каждого школьника (включая и тех детей, которые по результатам предметных олимпиад не занимают призовые места).

-Основная идея проекта

Найти новую форму совместной познавательной и экспериментально-поисковой деятельности всех учащихся и их родителей. Мы считаем, что такой формой может стать многопредметная семейная олимпиада, которая объединит детей, родителей и педагогов в одну команду и создаст стимул для овладения естественнонаучными знаниями, способствуя взаимопониманию людей разных поколений, воспитанию ответственного отношения к учебному труду и может стать альтернативой традиционным школьным предметным олимпиадам.







Цели и задачи проекта


Цель проекта:

Разработать новую форму организации внеурочной деятельности с целью

повышения заинтересованности родителей в развитии своих детей и укрепления связи школы и семьи, способствуя сплочению семьи в процессе решения творческих задач из разных областей знаний и развитию коммуникативных, личностных и мета предметных компетентностей ребёнка (компетентность - способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристика индивида).

Задачи проекта:

-изучить теоретические основы организации современной многопредметной олимпиады на школьном уровне;

- разработать творческие задания олимпиады;

- разработать сценарий многопредметной олимпиады естественнонаучной направленности;

-определить функции педагогов (математики, физики, химии) и родителей в ходе мероприятия;

-разработать общее положение многопредметной семейной олимпиады;

- разработать программу маркетинга и рекламы многопредметной семейной олимпиады среди учащихся 5-6 классов и членов их семей;

- спланировать программу подведения итогов олимпиады и необходимых ресурсов.



2.Содержание проекта

Теоретические основы

В современных условиях модернизации российского образования, предлагающего многообразие форм, методов, видов обучения и дисциплин, наряду с вопросом выявления способностей школьников к освоению учебного материала

ставится не менее важный вопрос о развитии качеств личности каждого учащегося. Для того, чтобы объединить эти два основополагающих момента в образовании, группой современных исследователей в данной области (Шарапков А. Н. , Кирьяков Б. С., Огурэ Л. Б., Корсунова О. Ю.) была выявлена необходимость проведения школьных предметных олимпиад на новом, более усовершенствованном уровне, отвечающем требованиям современного образования.

На протяжении многих лет доминирующей задачей школьной олимпиады по различным предметам было определение уровня предметных знаний и умений учащихся. Однако, на данном этапе эта задача не отвечает запросам личностно ориентированной концепции в образовании. Именно поэтому учеными была поставлена еще одна задача, содержащая идею развития способностей личности каждого школьника (включая и тех детей, которые по результатам олимпиады не занимают призовые места).

Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников от 25.05.1995 г., целями и задачами олимпиады являются «пропаганда научных знаний и развитие у школьников интереса к научной деятельности, активизация работы спецкурсов, кружков, научных современных обществ учащихся, развитие других форм работы со школьниками, создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых школьников, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации».

Как видно из вышесказанного, олимпиада изначально была нацелена прежде всего на одаренных и талантливых школьников, в то время как учащиеся, не прошедшие первый отборочный школьный тур, оставались без должного внимания со стороны не только организаторов олимпиады, но зачастую и школьных учителей, т. к. по итогам проведенного интеллектуального испытания не смогли показать высоких результатов.

Подобного рода ситуация (невнимательное отношение к ученикам среднего

звена) чаще всего имела отрицательный результат: у основной массы школьников вырабатывалось безразличное, а порой и негативное отношение к участию в

олимпиадах, что не могло благоприятно сказываться на развитии олимпиадного

движения в целом.

По мнению современных ученых, перед олимпиадным движением в системе образования на данный момент стоит ряд сложных и еще не решенных задач,

которые мешают реализации идеи о всестороннем развитии каждого школьника.

Основными проблемами проведения и организации школьных предметных

олимпиад являются:

1. Однообразие и монотонность в проведении туров и соревнований.

2. Отсутствие содержательной обратной связи с детьми-участниками и педагогами.

3. Акцент на соревновании, а не на взаимодействии между участниками.

Коммуникативная изоляция участников .

Участники олимпиады, по словам А. Н. Лутошкина, представляют собой «песчаную россыпь… каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что "сцепляло" бы, соединяло людей. Нет общих интересов, общих

дел».

4. Усложнение заданий не только от тура к туру, но и от года к году.

Эта проблема опасна тем, что участники, показывающие средние результаты, по истечении времени и переходе в следующие классы могут не справиться с предложенными заданиями. Участники испытывают стрессовое состояние: если одно из первых сложных заданий является для учащегося непреодолимым, то он попадет в ситуацию «неуспеха» и не может приступить к выполнению следующих задач.

5. Понижение интереса большинства школьников к участию в предметных

олимпиадах.

Дети, не подходящие под определение «одаренный и талантливый», были

лишены возможности развития своих личных способностей в ходе многих лет

проведения предметных олимпиад. Б. М. Теплов, ученый, занимающийся данной проблематикой, справедливо замечает: «Не в том дело, что способности

проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности».

Следовательно, для развития способностей школьника важными являются не

столько результаты, показываемые при выполнении заданий, сколько сам процесс организации и проведения олимпиады при активной поддержке взрослого наставника.

В данное время, как уже было сказано выше, наблюдается тенденция гуманизации как образования в целом, так и самого проведения школьных предметных олимпиад, где ведущую роль педагоги отводят не только выявлению, но и развитию способностей. В педагогической литературе выделяют следующие виды способностей

1) интеллектуальные способности;

2) академические способности;

3) организаторские или лидерские способности.

Все перечисленные виды способностей при правильной организации и проведении школьных олимпиад могут быть не только выявлены, но и развиты, но для этого необходимо решить один из важнейших вопросов: каким образом привлечь школьников к участию в олимпиаде добровольно? Ответ оказывается довольно простым: хорошо продуманная организация и помощь взрослых наставников способствуют появлению у учащихся мотивации к участию в подобного рода соревнованиях.

Мотивы, возникающие у школьников, А. И. Савенков предлагает классифицировать следующим образом.

1) «Мотивация содержанием»

2) «Мотивация процессом»

В ходе проведения олимпиад учащимся необходимо осознавать себя частью

единого сообщества единомышленников.

3) «Широкие социальные мотивы» (чувство гордости за родителей и ответственность за честь семьи)

4) «Мотивация оценкой"

На наш взгляд, новая форма внеурочной деятельности - семейная многопредметная олимпиада, позволяет мотивировать учеников необычным процессом, содержанием, возможностью работать в команде, тем более, что такая команда, как семья, в полной мере будет способствовать развитию личности ребёнка.

Подобного рода деятельность раскроет творческие и коммуникативные способности каждого участника.

Следует отметить, что семейная олимпиада не может заменить стандартную школьную предметную олимпиаду. Она является альтернативной олимпиадой.

Творческие задания олимпиады

Направление «Химия»

Положение о семейной олимпиаде по химии.

Положение о семейной олимпиаде по химии включает все разделы и положения пере численные в основном положении о семейной олимпиаде.

Методические рекомендации по решению заданий из раздела химия:

1.Выполнение практических заданий по химии требует соблюдения правил техники безопасности при проведении домашнего эксперимента.

2.При проведении опытов и эксперимента в ходе решения задач олимпиады вы будете наблюдать за происходящими явлениями, для того чтобы наблюдение было плодотворным, необходимо выполнить ряд условий:

- четко определить предмет наблюдения

- сформулируйте цель наблюдения

- составить план наблюдения

- всё увиденное фиксировать в дневнике наблюдения или лабораторном журнале.

3. В лабораторном журнале или дневнике наблюдений делают следующие записи:

а) дату проведения эксперимента или опыта

б) его название

в) ход опыта

г) наблюдения (что происходит)

д) вывод

4. Прежде чем приступить к выполнению заданий, внимательно прочитайте их описание до конца, составьте краткий план проведения эксперимента или опыта.

Задания по химии.

Задание №1.Выращивание кристаллов соли.

Оборудование: любая хорошо растворимая соль (медный или железный купорос, можно и поваренную соль или другие соли), литровая банка или небольшая кастрюлька, деревянная ложка или палочка для перемешивания, воронка и вата для фильтрования, термос с широким горлышком.

Описание проведения эксперимента.

Приготовьте горячий насыщенный раствор соли.

Для этого наполовину заполните банку горячей водой (кипяток не брать, чтобы не обжечься). Порциями добавляйте соль и перемешивайте. Когда соль перестанет растворяться, оставьте раствор на 1-2 минуты, чтобы не растворившиеся кристаллы успели осесть. Отфильтруйте раствор через воронку с ватой в чистый термос. Термос закройте и оставьте раствор медленно остывать на 2-3 часа. Когда раствор немного остынет, внесите в него затравку - кристаллик соли, прикрепленный на кончике нитки. После того как ввели затравку, прикройте сосуд крышкой и оставьте на продолжительное время. Чтобы вырос крупный кристалл, потребуется несколько дней. Обычно вырастает несколько кристаллов, надо периодически удалять лишние, чтобы рос один большой кристалл.

Изучите полученный кристалл и опишите его: форма, цвет, прозрачность, размеры, масса.

Зарисуйте или сфотографируйте этапы роста кристалла и полученный кристалл.

Сделайте отчёт о проведённом эксперименте.

Критерии оценки задания №1

1.Форма, размеры кристалла от 1-3 баллов

2.Отчёт о проведении эксперимента 1-5 баллов

Задание №2.Определить, как внешние условия влияют на процесс коррозии.

Вам наверняка известен процесс коррозии (ржавления) железа. Под действием внешних условий на металле образуется ржавчина.

Оборудование : три пластиковые бутылки с крышками объёмом 250-500 мл., три больших гвоздя длиной 5-10 см., мыло, наждачная бумага для зачистки гвоздей, кипячёная вода, водопроводная вода из-под крана, поваренная соль.

Описание проведения эксперимента.

Грозди промыть с мылом, высушить и поверхность зачистить наждачной бумагой и промыть кипячёной водой.

Первую бутылку заполнить холодной кипячёной водой. Вторую холодной водой из-под крана, в третью насыпать две столовые ложки поваренной соли а затем заполнить холодной водой из-под крана и хорошо перемешать , чтобы соль растворилась. В каждую бутылку положить железный гвоздь и закрыть крышкой только первую бутылку. Чтобы ничего не перепутать, с помощью фломастера подпишите бутылки. Примерно через неделю на поверхности гвоздя начнёт появляться ржавчина. Посмотрите, где её больше, а где меньше. Оформите свои наблюдения, зарисуйте или сфотографируйте результаты эксперимента. Сделайте вывод, как влияют на процесс коррозии различные условия.

Оформите отчёт о проведённом эксперименте.

Критерии оценки задания №2

1. Оформление результатов эксперимента от 1-5баллов

2. Правильно сделанные выводы - 3 балла

Задание №3 Исследование воды.

Вода в природе бывает жёсткая.

1 вопрос: Что это значит?

2. вопрос: Как определить в домашних условиях жёсткая вода или нет?

3 вопрос: Как простым способом избавится от жесткой воды в домашних условиях?

Определите у вас на даче, в городе или в квартире водопроводная вода жёсткая или нет. Опишите свои исследования, наблюдения, выводы и предложения по устранения жёсткости воды в домашних условиях.

Критерии оценки задания №3

1.Полный и правильный ответ на поставленные вопросы за каждый от1-3 баллов

2. Определение жёсткости воды из любого источника - 3 балла

3. За предложенные способы устранению жёсткости воды в домашних условиях -5 баллов.


Направление «Физика»

Положение о семейной олимпиаде по физике


Положение о семейной олимпиаде по физике включает все разделы и положения, перечисленные в основном Положении о многопредметной семейной олимпиаде.

Программа многопредметной семейной олимпиады:

учащимся 5-6 классов предложены задания следующих типов: тест, качественная и расчетные задачи, экспериментальные задания.

Методические рекомендации по выполнению заданий по физике:

1.При проведении экспериментальных заданий необходимо выполнять ряд условий:

- четко определить предмет наблюдения.

- сформулируйте цель наблюдения,

- составить план выполнения задания,

- сделайте необходимые расчеты,

- сделайте необходимые фотографии,

- сделайте вывод о результате проделанной работы.

2. При выполнении расчетных задач следует повторить способы перевода единиц физических величин и выберите формулы, которые будут использоваться.

Задания для 5-6 классов

Задание 1. Выберите один или несколько правильных ответов.

1. Какое тело совершает колебательное движение?

A. Крылья летящей бабочки

B. Автомобиль на скоростной трассе

C. Стрела, выпущенная из лука

D. Часы

2. Пассажир стоит на палубе движущегося по реке теплохода.

Относительно каких тел он находится в покое?

A. Берега

B. Катера, движущегося навстречу

C. Палубы своего корабля

D. Человека, идущего по палубе

3. Скорость мотоциклиста 90 км/ч, что составляет:

A. 5 м/с

B. 10 м/с

C. 25 м/с

D. 20 м/с

4. Какая из единиц измерения не является единицей массы?

A. Пуд

B. Миля

C. Грамм

D. Фунт

5. Какое из перечисленных ниже слов обозначает единицу физической величины?

A. Объем

B. Велосипед

C. Секунда

D. Время

6. Какое из слов обозначает физическое явление?

A. Путь

B. Испарение

C. Полупроводник

D. Секундомер

7. Какое из слов обозначает физическое тело?

A. Ластик

B. Температура

C. Тонна

D. Объем

8. Какое из слов обозначает вещество?

A. Метр

B. Термометр

C. Латунь

D. Охлаждение

9. Какое из тел не обозначает физический прибор?

A. Стрелка часов

B. Омметр

C. Мензурка

D. Линейка

Задание 2. Австралийские аборигены во время охоты использовали бумеранг - метательное орудие, которое при умелом броске возвращается к охотнику. А сможете ли вы так бросить обычный мяч, чтобы он, пролетев какое-то расстояние, остановился, а затем полетел в обратном направлении и вернулся точно в руки?

Задание 3.

Группа школьников- туристов первую часть пути (от школы до села Водяново) прошла за два часа. В селе Водяново школьники сделали привал на 45 минут. Затем пошли еще шесть километров до деревни Красиловка за три часа. Определите среднюю скорость туристов на всем пути от школы до Красиловки, если расстояние от школы до места привала пять с половиной километров.

Ответ запишите в м/с, округлив до сотых.

Задание 4.

Красная шапочка, из-за полной корзинки с пирожками, шла к своей любимой бабушке со скоростью в два раза меньшей, чем обратно. К

Бабушке, из-за опасности встречи с волком, она пошла по длинной дороге, а обратно по короткой.

Определите все расстояние, которая прошла Красная шапочка, если она

пошла к бабушке в 8:00 и была у нее в 9:30, вышла же обратно в два часа дня, а дома была в половине третьего. Следует заметить, что с пустой

корзинкой Красная шапочка проходит 10 метров за 5 секунд. По пути Красная шапочка нигде не останавливалась.

Задание 5.

Винни-Пух идет в гости к Кролику. Расстояние между домами 5 км он проходит за время 80 минут. При этом первую половину времени Винни-Пух идет со скоростью 5 км/час.

С какой скоростью он идет оставшееся время?

Экспериментальные задания:

1. Определите толщину нити в швейной катушке всеми для вас возможными способами.

В эксперименте вы можете использовать только то оборудование, которое можно найти в канцелярском магазине. Подробно опишите предлагаемый вами эксперимент, перечислите необходимое оборудование, приведите формулы, необходимые для расчета.

2. Определите высоту дерева (векового дуба во дворе школы) , не влезая на него.

3. Требуется узнать полный объем пластиковой бутылки при помощи обыкновенной линейки. В бутылке сейчас 450 мл подсолнечного масла. Но осталось еще пустое место в узкой части и в горлышке.

Как узнать, сколько масла туда войдет, если налить его под самую пробку? Каким свойством жидкости следует воспользоваться?

Ответы и критерии оценивания:

Задание 1 (тест)

1. A

2. C

3. C

4. B

5. C

6. B

7. A

8. C

9. А

Максимальное количество баллов - 9.

Задание 2

Нужно подбросить мяч вертикально вверх.

Максимальное количество баллов-3.

Задание 3.

Критерии оценивания:

1) 45 мин=3/4 часа………………………….1 балл

2) υср = S1+S2 / (t1 + t2 + t3)……………………..3 балла

3) S=6км +5,5км=11,5км………………………….1 балл

4) t=2ч+3/4ч+3ч=5,75ч……………………2 балла

5) υср = S / t = 2 км / ч…………………….1 балл

6) υ = 2 км / ч=0,56 м/с…………..…………………….2 балла

Максимальное количество баллов - 10 .

Задание 4. Максимальное количество баллов- 10.

- определена скорость Красной шапочки от бабушки до дома (2 м/с) 1балл

- определена скорость Красной шапочки от дома до бабушки (1 м/с) 1 балл

- указано время движения от дома до бабушки (1,5ч=90мин=5400секунд) 1 балл

- указано время движения от бабушки до дома (30мин=1800секунд) 2 балла

- рассчитано верное расстояние по длинной дороге (5400м=5,4км) 2 балла

- рассчитано верное расстояние по короткой дороге (3600метров=3,6км) 2 балла

- ответ на основной вопрос в задаче (9 км) 1 балл

Задание 5 . Максимальное количество баллов- 7.

- определено расстояние, пройденное за первую половину времени (10/3 км) 2балла

- определено расстояние, пройденное за вторую половину времени (5/3 км) 2 балла

- определена скорость во второй половине времени (2,5 км/час) 2 балла

- ответ на основной вопрос в задаче (2,5 км/час) 1 балл

Экспериментальные задания.

Критерии оценивания

1)Качество описания способа:

-план эксперимента- 2 балла,

- анализ результатов и их обоснованность - 4 балла,

2)Наличие необходимой фотографии - 1 балл,

3) Наличие (с выводом или пояснениями) формул, необходимых для расчета - 3 балла.

4) Дополнительные баллы за несколько предложенных и описанных способов- 2 балла (за каждый дополнительный способ)

Максимальное количество баллов- 10+…

Направление «Математика»


Многогранники( Сделай своими руками)

Даже беглый взгляд на галерею многогранников доказывает, что звёздчатые многогранники являются очень красивыми и декоративными. Совсем не сложно своими руками изготовить модель понравившегося многогранника из бумаги или картона. Всё, что требуется для создания бумажной модели - цветной картон, ножницы и клей.

Наиболее фундаментальным русскоязычным руководством по изготовлению бумажных моделей многогранников является книга: Веннинджер "Модели многогранников", 1974

zvzd3d.ru/FromBumaga.html#Para_Table Смотреть список моделей

zvzd3d.ru/Bumaga/Wenninjer_Modeli_mnogogrannikov.djvu скачать книгу

zvzd3d.ru/FromBumaga.html сайт

mnogogranniki.ru/ сайт

В ней даются подробные инструкции по изготовлению 119-ти бумажных моделей многогранников, в том числе всех 75 однородных многогранников (включая правильные и полуправильные выпуклые и звездчатые многогранники), а также наиболее красивых звездчатых форм икосаэдра, икосододекаэдра и кубооктаэдра. В книге приводятся трафареты и шаблоны для вырезания из бумаги составных частей будущей модели (заготовок), а также даются схемы соединения частей между собой и таблицы раскраски. В тоже время читателю оставлена свобода для творчества: для некоторых моделей Веннинджер предлагает самостоятельно найти способ соединения деталей, дающий требуемую раскраску, или подумать над возможными вариантами раскраски. После прочтения книги Веннинджера вы научитесь самостоятельно проектировать новые звездчатые формы и изготавливать их модели из бумаги.

Команде предлагается самостоятельно сделать модель многогранника.

Модели будут оцениваться по следующим критериям:

1) количество моделей;

2)сложность моделей;

3) качество работы;

4) эстетичность представления;

5) цветовое решение.

Результатом работы будет являться выставка моделей, которая будет развёрнута в традиционный «День семьи» в актовом зале школы.

Устная семейная олимпиада

«Занимательные задачи по математике»


У любой игры есть правила, и Устная семейная олимпиада не исключение. Здесь правила таковы:

ведущий читает вопрос, и команда даёт на него ответ не позднее, чем через 5 минут после удара гонга.

Ответы команд поступают в жюри для проверки.

Ведущий (учитель математики) разбирает решение предложенной ранее задачи.

Если ответ правильный, команда получает 5 баллов.

Баллы заносятся жюри в Таблицу(xl). Данные таблицы периодически предъявляются участникам командной олимпиады.

Проект Многопредметная семейная олимпиада в 5-6 классах

Победителем объявляется команда набравшая наибольшее количество баллов.

Задачи

1. Три математика ехали в разных вагонах одного поезда. Когда поезд подъезжал к станции, математики насчитали на перроне 7, 12 и 15 скамеек. А когда поезд отъезжал, один из них насчитал еще 2 скамейки. Сколько насчитали остальные? (ответ: 5 и 10 скамеек)

2. Если Аня идет в школу пешком, а обратно едет на автобусе, то всего на дорогу она затрачивает полтора часа. Если же она в оба конца едет на автобусе, то весь путь у нее занимает 30 минут. Сколько времени тратит Аня на дорогу, если и в школу, и из школы она идет пешком? (ответ:2,5 часа)

3. Коля и Вася живут в одном доме, на каждой лестничной клетке которого 4 квартиры. Коля живет на пятом этаже, в квартире 83, а Вася - на 3-ем этаже в квартире 169. Сколько этажей в доме? (ответ: 8 этажей)

4. Дед вдвое сильнее Бабки, Бабка втрое сильнее Внучки, Внучка вчетверо сильнее Жучки, Жучка впятеро сильнее Кошки, Кошка вшестеро сильнее Мышки. Без Мышки все остальные не могут вытащить репку, а вместе с Мышкой - могут. Сколько мышек надо собрать вместе, чтобы эти мышки смогли вытащить репку сами? (ответ: 1237 мышек)

5. Коля отправился за грибами между восемью и девятью часами утра в момент, когда часовая и минутная стрелки его часов были совмещены. Домой он вернулся между двумя и тремя часами дня, при этом стрелки его часов были направлены в противоположные стороны. Сколько продолжалась Колина прогулка? (ответ: 6 часов)

6. В квадрате 5 х 5 проведены разрезы по некоторым сторонам квадратиков 1 х 1 . Могло ли получиться так, что квадрат распался на 8 кусков, любые 2 из которых различны? Объясните ответ.

(ответ: да )

7. В справочнике «Магия для чайников» написано: «Замените в слове ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ одинаковые буквы на одинаковые цифры, а разные - на разные. Если полученное число окажется простым, случится настоящее землетрясение». Можно ли таким образом устроить землетрясение? (Натуральное число, большее 1, называется простым, если у него нет других делителей, кроме 1 и самого себя.) (ответ: нет)

8. А это вам видеть пока рано, - сказала Баба-Яга своим 33 ученикам и скомандовала: «Закройте глаза!» Правый глаз закрыли все мальчики и треть девочек. Левый глаз закрыли все девочки и треть мальчиков. Сколько учеников всё-таки увидели то, что видеть пока рано? (ответ: 22 ученика)

Проектное решение (сценарий реализации идеи)

Идея проекта реализуется в ходе проведения комплекса мероприятий по активизации участия родителей совместно с детьми в многопредметной олимпиаде. В процессе участвуют родители, обучающиеся, педагоги.

Мероприятия, проводимые в ходе реализации проекта:


Мероприятие

Сроки проведения

Ответственные лица

1

2

3

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Формирование рабочей группы по реализации проекта

До 01.04.2016

Завуч школы

Разработка общего положения и положения в каждой предметной области

До 01.04.2016

Учителя-предметники

Разработка заданий в каждой предметной области

До 01.04.2016

Учителя-предметники

Анонс олимпиады на школьном сайте

С 15.04.2016

Администратор сайта

Анонс олимпиады на классных родительских собраниях.

С15.03.2016-30.01.2016

Классные руководители

учителя предметники

Регистрация команд участников

1.04.2016-10.04.2016

Классные руководители

Учителя-предметники

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП

Предъявление заданий олимпиады

1.04.2016

Учителя предметники

Проверка решений заданий

За два дня до дня семьи(последняя суббота апреля)

Учителя-предметники

Организация выставки многогранников

За два дня до дня семьи(последняя суббота апреля

Учителя-предметники

Организация выставки кристаллов

За два дня до дня семьи(последняя суббота апреля

Учителя-предметники

Устная командная олимпиада по математике

В День семьи

Учитель математики

Награждение победителей олимпиады

Последняя суббота апреля-День семьи

Администрация школы

Члены жюри

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Анкетирование участников олимпиады

В День семьи

Классные руководители

Анализ результатов анкетирования

Май 2016

Классные руководители

Учителя-предметники

Функции педагогов (математики, физики, химии) и родителей в ходе мероприятия

Учителя-предметники разрабатывают сценарий многопредметной семейной олимпиады, разъясняют родителям, что есть семейная олимпиада, определяют их функции в данной олимпиаде, консультируют их по выполнению заданий.

В законе Российской Федерации "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте".

Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения - семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.

Педагогический союз учителя и родителей - могучая воспитательная сила.

"Без семьи мы - я имею в виду школу - были бы бессильны" (В.А. Сухомлинский)

Проблемой для учителя являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь школьного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.

Поэтому родители не просто наблюдают, а активно включаются в совместную работу по выполнению заданий олимпиады. При этом у них есть возможность выбора наиболее интересных и посильных для себя и своего ребёнка заданий.

Важно, что именно в 5-6 классах родители ещё могут помочь ребёнку в его познавательной деятельности.

Общее положение многопредметной семейной олимпиады

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение определяет статус, цели, задачи, порядок организации и проведения многопредметной семейной олимпиады учащихся 5-6 классов (далее Олимпиада), ее организационно-методическое обеспечение, порядок участия в Олимпиаде, определение победителей.

Олимпиада проводится ежегодно для учащихся 5-6-х классов МОУ СОШ №1.

1.2. Регистрация на участие в Олимпиаде подразумевает согласие со всеми пунктами данного Положения.

1.3. Решения по всем вопросам, не отраженным в настоящем Положении, принимают Организаторы с учетом интересов участников Олимпиады.

2. Руководство и организация Олимпиады

2.1. Общее руководство Олимпиадой осуществляет зам. директора по УВР.

2.2. Организация и проведение Олимпиады возлагается на учителей физики, химии и математики.

2.3. Для проведения Олимпиады формируется оргкомитет и предметное жюри.

2.4. Оргкомитет Олимпиады:

• определяет форму, порядок и сроки проведения Олимпиады;

• осуществляет общее руководство подготовкой и проведением Олимпиады;

• разрабатывает документацию Олимпиады;

• издает необходимые материалы для проведения Олимпиады, анализирует и обобщает итоги;

• организует работу предметного жюри;

• решает вопросы финансирования и материального обеспечения Олимпиады;

• рассматривает предложения по совершенствованию порядка проведения Олимпиады;

• проводит консультации по вопросам подготовки и проведения Олимпиады;

• готовит предложения по награждению победителей.

2.5. Предметное жюри Олимпиады:

• организует проверку работ участников Олимпиады, оценивает результаты выполненных заданий;

• подводит итоги и определяет победителей Олимпиады.

3. Сроки проведения Олимпиады

3.1. Олимпиада проводится с 1.04. 2016 по 30.04. 2016.

4. Участники Олимпиады

4.1. К участию приглашаются обучающиеся 5-6-х классов и их родители.

4.2. Участие в Олимпиаде является добровольным, привлечение обучающихся к участию в Олимпиаде против их желания запрещается.

5. Условия проведения Олимпиады

5.1.Олимпиада проводится один раз в год в соответствии с Календарем проведения Олимпиады.

5.2.Олимпиада проходит в один этап для всех желающих без предварительного отбора.

5.3. Олимпиада проводится по следующим направлениям

•«Математика»;

• «Физика»;

•«Химия».

5.4. Каждая команда имеет право выбора заданий.

6. Проведение олимпиады

Организаторы Олимпиады заранее информируют всех участников Олимпиады о сроках проведения Олимпиады.

Задания в печатном варианте раздаются командам, заявившим об участии, и размещаются на Сайте школы.

На выполнение всего конкурсного задания дается три недели. При выполнении заданий разрешается пользоваться учебниками и калькулятором, выполнять задания коллективно и/или с посторонней помощью, пользоваться книгами, конспектами и Интернетом, любыми техническими средствами передачи и приема данных.

«Занимательные задачи по математике» - устная командная олимпиада проводится в День семьи.

7. Порядок сдачи выполненных работ

Выполненные работы сдаются за неделю до объявленного «Дня семьи».

8. Проверка работ осуществляется учителями-предметниками в течение недели

Жюри определяет победителя

- в каждом задании («Занимательные задачи», «Многогранники», «Кристалл», и т.д.),

- в каждом направлении («Математика», «Физика», «Химия»),

-абсолютного Победителя.

9. Награждение участников Олимпиады осуществляется в традиционный «День семьи»

Участники и Победители награждаются соответствующими Дипломами.

Программа маркетинга и рекламы многопредметной семейной олимпиады среди учащихся 5-6 классов и членов их семей

- Разместить Общее положение Олимпиады и задания Олимпиады на школьном сайте;

-Разъяснить родителям условия проведения Олимпиады на родительских собраниях 5-6 классов;

-Раздать всем заявленным командам печатные варианты заданий Олимпиады;

-Разработать эмблему Олимпиады и заказать значки для всех участников Олимпиады;

-Разработать дизайн Дипломов победителей, призёров и участников Олимпиады;

-Имена победителей и призёров разместить в Бюллетене Олимпиады и на сайте школы.

Подведение итогов олимпиады



АНКЕТА « МОЯ ОЦЕНКА МЕРОПРИЯТИЯ »


Выберите, пожалуйста, нужный ответ на каждый вопрос

1. Мое общее впечатление?

А) это было познавательное мероприятие;

Б) во время олимпиады я увидел своего сына(дочь)/маму(папу) с другой (хорошей/плохой)стороны;

В) меня очень увлекло мероприятие, так как я мог выполнять интересные задания;

Г) мне понравилось, так как я смог посоревноваться с другими;

Д) мне понравилось, потому что было интересно помогать ребёнку;

(мне понравилось, потому что родители мне помогали)

Е) мне понравилось, так как я узнал много нового;

Ж) было приятно, что для моей семьи подготовили такое мероприятие;

З) мне было скучно, и я очень устал.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

2. Что заставило меня принять участие в мероприятии?

А) я хотел помочь, чтобы мероприятие прошло хорошо;

Б) я хотел поучаствовать в мероприятии вместе со своим ребёнком (со своими родителями;

В) я хотел проверить свои возможности, посоревноваться с другими;

Г) я хотел узнать что-то новое;

Д) я хотел расслабиться и отдохнуть;

Е) мне пришлось заставить себя поучаствовать в этом мероприятии.

___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

3. Что захотелось сделать после мероприятия?

А) помочь в проведении следующего такого же мероприятия;

Б) принять более активное участие в подготовке и проведении следующего мероприятия;

В) прочитать интересные книги из данных областей знаний;

Г) рассказать друзьям о том, как все прошло;

Д) отдохнуть и расслабиться;

Е) ничего.

______________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Насколько интересно было мероприятие?

А) было намного интереснее, чем я ожидал;

Б) я так и думал, что будет интересно;

В) я надеялся, что будет интереснее;

Г) всем очень понравилось;

Д) многие остались довольны;

Е) некоторым было безразлично;

Ж) совсем не интересно;

З) ничто не понравилось.

­­­­­­­­­­­­_____________________________________________________________

______________________________________________________________

5. Примете ли вы участие в следующем мероприятии?

А) с удовольствием;

Б) да;

В) нет.

СПАСИБО!!!


Продукт проекта:

-Разработаны методические рекомендации к проведению многопредметной семейной олимпиады;

-Разработаны творческие задания по направлениям: «математика», «физика», «химия»;

-Привлечены к участию в Олимпиаде члены семей учащихся;

-Разработана новая форма организации совместной познавательной и экспериментально-поисковой деятельности учащихся и их родителей - Многопредметная семейная олимпиада.


Риски проекта и меры по их преодолению

Риски проекта:

- инерция пассивной позиции родителей;

- дефицит времени у родителей;

- пассивность части классных руководителей;

- недостаточность коммуникативной компетентности педагогов.

Для преодоления рисков проекта необходимо интенсивное информирование родителей с целью убеждения их в том, что активное включение во взаимодействие со школой окажет позитивное влияние на успешность их детей.

Вывод: данный проект можно использовать при работе с учащимися 5-6 классов и их родителями в любом общеобразовательном учреждении.


Используемая литература и ссылки

1)Огурэ Л. Б. Многопредметная образовательная олимпиада как диалектическая форма

организации и активизации интеллектуальной деятельности школьников. М., 2004;

2)Корсунова О. Ю. Педагогические условия организации интеллектуально-творческих ученических олимпиад. М., 2003.

3)Кирьяков Б. С. Педагогическая модель и методика интеллектуального испытания школьников на олимпиадах (по физике). Рязань, 2002.

4) Т. В. Комарова. Организация и проведение школьных предметных олимпиад

pstgu.ru/download/1317038638.13-19.pdf

5)Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.,1988. С. 67.

6)Савенков А. И. У колыбели гения М., 2000.

geometry2006.narod.ru/Lecture/SemRegPol/SemRegPol.htm

mnogogranniki.ru/

zvzd3d.ru/FromBumaga.html

originalnie-podarki.com/kak-vyrastit-kristall/

7)Н.В. Богословский «Физический кружок для шестиклассников и семиклассников» ,2012г.

8)Б.Л.Дружинин «Развивающие задачи по физике для школьников 5-9 классов»,М., Илекса, 2013.

23


© 2010-2022