Усиление практической направленности на уроках экономики

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Усиление практической направленности

на уроках экономики


Эффективность развития школьника, рост его интеллектуального потенциала в процессе обучения экономике связываются не просто с усвоением определенной информации, знаний, но с приобретением опыта, умений и навыков самостоятельного выполнения учебных задач на творческом уровне. «Можно просто катиться на велосипеде, а можно выиграть соревнования», так и на уроках экономики можно просто объяснять экономические законы, а можно подготовить учащихся к реальной жизни и сформировать гражданскую позицию.

Каждый из нас ежедневно принимает разнообразные финансовые решения. Например, приобрести новое кресло для гостиной или подождать? Заплатить за квартиру сегодня или завтра? Потратить выходные дни на подработку или позволить себе отдохнуть?

Тревожат нас и более сложные вопросы: как обеспечить себе достойные уровень жизни? Продавать акции, доставшиеся на этапе ваучерной приватизации, или продолжать надеяться на дивиденды? Спрятать свободные деньги «в кубышку» или рискнуть отнести их в коммерческий банк «под проценты»?

От удачного или неудачного решения финансовых проблем зависит благополучие или неблагополучие нашего бытия, хорошее или плохое настроение. Поэтому нам хотелось бы научится правильно ориентироваться в Финансовом Мире, быстро и эффективно решать свои проблемы. Но как это сделать?

Некоторые действуют методом проб и ошибок приобретая жизненный опыт и развивая на этой основе финансовую интуицию. И вот мы уже получаем их выстраданные советы: «Не ходите в «МММ». Там вас обманут». Или: «А я люблю Сбербанк. Пусть мало, но устойчиво платят. Большая контора, не скоро развалится».

Финансовый опыт, финансовое чутье - это прекрасно! Вот только у каждого оно - свое. И что приемлемо для одного человека, что определяет его финансовую удачу, нередко противопоказано для другого.

Было бы неплохо к финансовой интуиции и личному опыту добавить что-нибудь научное, объективное, исторически проверенное. И наши взоры устремляются к ученым и экспертам, финансистам и юристам, писателям и журналистам. Мы узнаем, что «надо уметь читать балансы и биржевые сводки, делать расчеты и составлять бизнес-планы, анализировать статистику и вообще- думать головой». И тогда наш опыт сливается с опытом других людей. И приходит осознание своего места в Финансовом Мире и своего пути. И финансовые джунгли не кажутся такими не проходимыми и страшными.

Человеку, чтобы жить необходимо питаться, одеваться, имеет жилище, периодически «поправлять» свое здоровье, читать газеты и книги, то есть удовлетворять самые разнообразные свои духовные и физические потребности. Движение материальных и прочих ценностей опосредуется денежным потоком. Деньги - это своеобразные символ энергии. Если они есть, человек без труда удовлетворяет почти любую свою потребность. Если их нет - человек становится зависимым, слабым, ему грозят голод и болезни.

Как научится «добывать» достаточное количество денежной энергии и экономно расходовать ее на благие цели? Как уйти от жесткой зависимости от состояния своего кошелька и подстраховать себя на «черный день»?

Важнейшим направлением эффективного развития экономического образования школьников в современных условиях является реализация деятельностного подхода к обучению. Его суть состоит в переходе от репродуктивного к продуктивному (творческому) методу обучения. Такой метод предполагает изменение роли ученика. Он, как и педагог, выступает в качестве субъекта деятельности. Творческий метод реализуется через следующие способы обучения:

  • Проблемное обучение - конструирование учителем и разрешение учениками проблемных ситуаций, связанных с устранением возникающего противоречия между новым и старым знанием;

  • Развивающее обучение - формирование творческой личности на основе достижения высокого уровня междисциплинарных знаний, отвечающих требованиям компетентности, зрелости, профессионализма, личности, способной к саморазвитию, самообразованию, самосовершенствованию, адаптации к меняющимся условиям, созданию нового;

  • Исследовательское обучение - включает элементы анализа и содержательного обобщения.

Перечисленные виды обучения, в свою очередь, реализуются посредством активных форм обучения. Им соответствуют нетрадиционные виды уроков.

  1. Игровая методика. Наиболее эффективными при изучении экономики являются ролевые игры. Их суть состоит в имитации ролевого общения, вызывающего способность видеть мир глазами другого человека, слышать и чувствовать как он: «Конкуренция», «Взаимодействие продавцов и покупателей на рынке», «Аукцион» и т.д. Деловые игры - форма, приближенная к реальной практической деятельности того или иного специалиста, принимающего конкретные решения (я - управляю, я - принимаю решения, я - несу ответственность, я - рискую). Например, «Предприниматель», «Книжная фабрика», «Бизнес - старт», «Биржа» и др.

Приобщение к нормам и ценностям коллектива, адаптация к условиям среды, обучению общению, социализации способствуют командно-познавательные игры. В их ходу осуществляется совместное творческое освоение учебных программ ан основе соревновательности, состязательности, подключения эмоциональных компонентов и подсознательных мыслительных операций.

  1. Творческие уроки. Они носят личностно-ориентированный характер: это дискуссии, «мозговые штурмы», разбор практических (жизненных ситуаций), диспуты, работа в парах сменного состава.

  2. Урок - круглый стол. До его проведения выбираются ведущий и 5 - 6 комментаторов по отдельным проблемам темы. Во вступительном слове учитель предлагает учащимся вопросы, от решения которых зависит усвоение конкретной проблемы. Ведущий дает слово комментаторам, привлекая к обсуждению возникающих проблем весь класс. Коллективная деятельность приучает к самостоятельности, активности, чувству сопричастности к событиям.

В тоже время актуальными остаются и лекционные формы занятий, а также комбинированные уроки, на которых важное место занимают диалог, анализ экономических статей, сообщения (доклады) отдельных учащихся.

В настоящее время большую актуальность приобретает изучение на уроках экономики налоговой грамотности. Основной целью изучения основ налоговой грамотности в общеобразовательной школе является формирование у учащихся положительного отношения к национальной системе налогообложения, представлении о налоговых льготах, воспитание потенциальной готовности платит налоги.

Л.С. Выгодский писал: «Обучение только тогда является хорошим, когда оно является создателем развития. Оно побуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, которые находятся в стадии созревания и лежат в зоне ближайшего развития». Следовательно, от того, насколько школьники готовы к самостоятельному решению конкретных проблем, зависит многое: развитие интереса к экономической науке, повышение мотивации в учебном процессе, в том числе правильный выбор профессии, и дальнейшей жизни.

Использование персонального компьютера на уроках экономики - один из наиболее оптимальных способов мотивации и стимулирования учебно - познавательной деятельности учеников, что способствует повышению качества знаний, большему развитию творческих способностей обучаемых, хорошей ориентации в современной действительности, повышению мотивации заниматься (в дальнейшем) экономическими проблемами и хозяйственной деятельностью.

В век промышленности человек мог получить хорошее образование и на его основе строить свою карьеру. Обычно для достижения успеха в жизни не было необходимости в дополнительном обучении просто потому, что ситуация менялась не так быстро. Другими словами полученных знаний хватало до конца жизни. Сегодня в век информации люди постоянно сталкиваются с необходимостью приобретения новых знаний и навыков, без которых трудно соответствовать требованиям современного мира. Впервые в истории те, кто хорошо успевает в школе, могут столкнуться с теми же экономическими трудностями, что и те, кто успевает плохо.

Образование возвращается к формуле классической древности: «Учиться не для школы, а для жизни». Именно такой подход позволяет успешно решить проблему социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Понятно, что для решения поставленной задачи необходимо разносторонне развивать способности школьника, создавать условия для самореализации их личности. Развитие экономического образования в школе создает предпосылки для формирования у старшеклассников целостного миропонимания, современного научного мировоззрения.

© 2010-2022