- Преподавателю
- Другое
- Формирование креативной личности читателя средствами библиотеки
Формирование креативной личности читателя средствами библиотеки
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Вяткина В.В. |
Дата | 29.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Формирование креативной личности читателя средствами библиотеки
Определяющую роль педагога в формировании духовного мира ребёнка подчёркивал великий русский философ, художник, писатель Н.К. Рерих. Обращаясь к педагогам, он писал: «Ближайшей обязанностью является мыслить о будущих поколениях. Вы ответственны за будущее поколение, и неизбежна для вас ответственность эта. Каждый должен творить изначала. В детстве дети должны быть научены именно творчеству. Воспитание достигается синтезом радости совершенствования и творчества».
Важнейшей задачей работы школьной библиотеки является создание дополнительных условий для развития креативного потенциала всех участников образовательных отношений.
«На свете добрых книг не счесть! Не счесть друзей у книжек! Их ровно столько, сколько есть девчонок и мальчишек!», - писал Л.И. Кузьмин. А педагогический коллектив нашей школы глубоко убеждён, что все мальчишки и девчонки талантливы!
Приобщение подрастающего поколения к литературно-художественному творчеству является важнейшим компонентом системы воспитания ребёнка-читателя, так как именно в творческой деятельности происходит развитие нравственного и духовного потенциала личности.
Работа школьной библиотеки, направленная на развитие воображения читателя школьного возраста, - необходимое условие формирования способности творческого чтения в общем гармоническом становлении личности. Незаменимым помощником в развитии творческого дара ребёнка является книга.
Итогом творческого чтения является создание детьми собственных литературных произведений: сказок, стихотворений, рассказов. Работы наших читателей напечатаны в краевом журнале детского литературно-художественного творчества «Родничок» и на страницах районной газеты «Частинские вести».
Постоянное участие в конкурсах различных уровней способствует интеллектуально-художественному (творческому) развитию ребёнка. Креативный подход в деятельности учащихся только за последние два учебных года позволил добиться следующих результатов. Заняли III место во всероссийском конкурсе сочинений «Юбилею В.И. Даля посвящается…»; III место во всероссийском конкурсе кроссвордов «Мой Пушкин»; I место во всероссийском конкурсе рисунков «Подарок маме»; II место во всероссийском конкурсе рисунков «Зимняя сказка». За участие в районном тестировании по курсу «Информационная культура» трое учащихся получили дипломы I степени.
Организована информационная поддержка проектной и исследовательской деятельности для развития способности ребёнка мыслить творчески и нестандартно, для активизации его личностного потенциала. Заняли III место во всероссийской дистанционной олимпиаде эвристической направленности «Эврика». Результатом работы в режиме Web 2.0 и проектной деятельности стал «Словарик сказочных летающих объектов и средств», который любят читать наши дети, и который мы будем дополнять.
По результатам краеведческой экспедиции создан и действует мини-музей «Удивительный мир полотенец». «Встану я рано, пойду я к Роману - к большой голове, к седой широкой бороде…». Этой загадкой о полотенце началась презентация выставки «История полотенца». Эта выставка стала началом акции, результатом которой стало создание в библиотеке нашей школы этого музея. Был подобран определенный информационный материал, а затем учащиеся нашей школы отправились в местные экспедиции за старинными полотенцами, вышитые собственными руками, которые нам подарили жители нашего поселения.
Применение игровой методики, основанной на принципе синтеза искусств, способствует установлению дружеских отношений между читателем и педагогом-библиотекарем, позволяет последнему добиться наибольшего развития литературно-творческого потенциала детей. Игра является наиболее естественной формой взаимодействия между детьми, именно в игре личность развивается свободно, стремительно и гармонично.
Игры на возникновение ассоциации, словесное рисование, прогнозирование, домысливание судеб сказочных персонажей, пересказ произведения от имени литературного героя, объединение героев разных сказок в новую, общую сказку, игру «Герой сказки в необычной обстановке», организацию выставок рисунков читателей в библиотеке, издание книжек стихов, сказок, рассказов, интеллектуальные, интерактивные игры - всё это способствует развитию творческого потенциала ребёнка.
Игровая технология на уроках библиотечно-библиографических знаний - это не развлечение, а постоянный поиск и напряжённый интеллектуальный труд. Её роль видится в том, чтобы не науку превращать в забаву, а забаву ставить на службу обучению.
Выступления на родительских собраниях, проведение совместных мероприятий с родителями и детьми положительно влияют на творческое становление личности ребёнка.
Любим оформлять семейные выставки-хобби прикладного творчества «Твори, выдумывай, пробуй…», где представлены поделки трёх поколений и книги, по советам которых эти поделки изготовлены.
Образовательный, воспитательный, информационный, эстетический и познавательный потенциал выставок разного вида (вопрос, игра, бенефис читателя, викторина, словарь, подготовленная читателем и т. д.) способствует развитию творческого потенциала ребёнка.
Школьная библиотека призвана жизнью быть духовно-нравственным и эстетическим центром, где получают значимое развитие читательский вкус, творческое «я» ребенка. И пусть не из каждого читателя вырастет музыкант или скульптор, актер или художник, в каждом может развиться человек, который всю жизнь будет стремиться к творчеству.