Конспект родительского собрания на тему «Поощрение и наказание в семье»

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Конспект родительского собрания







Дата:

Тема: «Поощрение и наказание в семье»

Цели:

1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания

ребёнка в семье;

2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания

ребёнка в семье.

Подготовка: на предыдущем родительском собрании

родителей просят ответить письменно на один вопрос: «Как вы наказываете своего ребенка?»

1. Слово учителя

Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями - это радостный, но также и напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?

2. Индивидуальная работа родителей

Сейчас я попрошу вас поделить лист бумаги на две части и написать в одной из них слова, которыми вы поощряете, хвалите своих детей, а в другой - которыми ругаете. Прошу вас выполнить эту работу за три минуты.

Родители выполняют предложенное задание.

Уважаемые родители, а теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.

3. Слово учителя

Как же наказывают своих детей родители нашего класса? Ответы на вопрос «Как вы наказываете своего ребенка?» показали, что ... (приводятся данные опроса).

Конечно, воспитывать ребенка - нелегкое дело. Из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением

к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

Телесные наказания и битье детей абсолютно неприемлемы. Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным и униженным, он чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его непрерывно мучает страх, что может оказаться губительным для его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения. Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание - это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал. Но нужно заметить, что словесные оскорбления - обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки - могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий - наказание допустимо и оправданно, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка.

Анализ педагогических ситуаций (в группах), обмен мнениями

родителей по предложенным ситуациям.

Ситуация 1. Родители долго думали, что подарить дочери к окончанию

учебного года в качестве поощрения за хорошую учёбу. Купили книгу,

которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив

подарок, девочка была возмущена: « Я думала, что вы мне что-нибудь другое

купите! Вот Лене родители велосипед купили!»

Ситуация 2. Одна мама рассказывает другой: « Мы своего и бьем, и

наказываем, а он уроки за пять минут сделает и на улицу. Вечером придет -

начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит -

опять двойка.

Ситуация 3. Родители ставили мальчика за все провинности в угол.

Однажды, будучи ещё только в 4 классе, он сказал своему отцу: «Ещё раз

поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду»

Ситуация 4. В семье родился маленький ребёнок. Старший ребёнок, ученик

3 класса, резко изменился: стал плаксивым, все чаще и чаще начал проявлять

агрессивность по отношению к родителям, маленький ребёнок тоже стал

предметом агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с

малышом, сын ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно

возмущены, последовало наказание за провинность.

Ситуация 5. В этой семье дети в конце недели отчитывались по результатам

учёбы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими,

то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей

учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять

трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать

огород и т. д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так,

чтобы избежать любым способом наказания трудом.

Наказание будет эффективно тогда, когда есть поощрение.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Слова поддержки:

• зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо;

• у тебя есть некоторые соображения по этому поводу, готов

ли ты начать...;

• это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребенка.

Особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное

Индивидуальное собеседование с отдельными родителями по их запросам.

Анкета для родителей

1. Какие методы воспитательного воздействия вы используете чаще всего?

(Требование, убеждение, наказание, поощрение)

2. Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребенку ?(Да, нет,

иногда)

3. Какие виды поощрения вы используете в воспитании? (Похвала,

одобрение, подарки)

4. Наказываете ли вы ребенка физически? (Да, нет, иногда)

5. Положительно ли влияет на ребенка избранная мера наказания? (Да, нет,

иногда)

6. Доверяет ли вам ребенок, делится ли с вами своими секретами? (Да, нет,

иногда)

7. Стараетесь ли вы контролировать свое собственное поведение ради

воспитания ребенка? (Да, нет, иногда)

Анкета для родителей

1. Можно ли воспитывать ребёнка без наказаний?

2. Что может послужить в вашей семье поводом для наказания?

3. Как реагирует ваш ребёнок на наказания?

4. Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего

ребёнка?

5. Как вы ведаете себя по отношению к ребёнку после того, как наказали его?

6. Какие меры воздействия на ребёнка вы в вашей семье считаете

наказанием?

7. Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания своего

ребёнка или делаете это в одиночку?

8. Как долго помнит ваш ребёнок наказания?

9. Какие меры наказания в вашей семье исключены?

Анкеты для детей

Анкета№1

1. Если тебя наказывают, то…

2. Если тебя хвалят, поощряют,

то…

3. Придумай четыре нельзя,

которые ты бы хотел иметь в своей

семье, когда тебя наказывают:

Анкета№2

1. Меня хвалят, если…

2. Мне дарят подарки, если…

3. Мне дарят деньги, если…

4. Мне разрешают…, если…





© 2010-2022