- Преподавателю
- Другое
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 00 (ОПД. 03) ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ ДЛЯ ПРОФЕССИИ 150709. 02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 00 (ОПД. 03) ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ ДЛЯ ПРОФЕССИИ 150709. 02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Житкова А.А. |
Дата | 07.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №13
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
утверждаю
директор гБоу нпо пл №13
___________ калачанова н.б.
«_____» ______________ 20____г.
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.00
(ОПД.03)
"ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ"
ДЛЯ ПРОФЕССИИ 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
г. Раменское
2011 г.
-
Рабочей программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) 150709.02 сварщик (электрогазосварочные и газосварочные работы)
Организация-разработчик: ГБОУ НПО ПЛ №13 « Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей №13»
Разработчики: Житкова А.А. преподаватель спецдисциплин ГБОУ НПО «Профессиональный лицей №13» г. Раменское
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________200__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации программы учебной дисциплины
8
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
" ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ "
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка, по направлению подготовки 150203Сварочное производство:
150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы);
150709.03 Сварщик на лазерных установках;
150709.04 Сварщик на электронно-лучевых установках.
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 18329 Сварщик арматурных сеток и каркасов, 18333 Сварщик изделий из тугоплавких металлов, 18350 Сварщик термитной сварки и др.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;
-
рассчитывать и измерять основные параметры электрических, магнитных и электронных цепей;
-
использовать в работе электроизмерительные приборы;
-
пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудование.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
единицы измерения силы тока, напряжение, мощности электрического тока, сопротивления проводников;
-
методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;
-
свойства постоянного и переменного электрического тока;
-
принципы последовательного и параллельного соединения проводов и источников тока;
-
электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;
-
свойства магнитного поля;
-
двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;
-
правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;
-
аппаратуру защиты электродвигателей;
-
методы защиты от короткого замыкания;
-
заземление, зануление.
4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 76 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 57 часов;
самостоятельной работы обучающегося 19 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
76
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
57
в том числе:
лекции
49
лабораторные занятия
8
практические занятия
не предусмотрено
контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
19
в том числе:
индивидуальное проектное задание
10
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
9
Итоговая аттестация в форме деференцированный зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Электрические и магнитные цепи
43
Введение
Основные понятия об электрическом токе. Проводники, полупроводники, диэлектрики.
2
1
Тема 1.1 Электрические цепи постоянного тока, магнитные цепи
Закон Ома. Виды соединений проводников.
14
3
Постоянный электрический ток.
1
Переменный однофазный ток.
1
Сопротивление в цепях переменного тока.
1
Понятие о трехфазном токе и его получении. Трехфазные электрические цепи.
1
Магнитное поле: основные понятия и величины.
2
Магнитные свойства вещества.
2
Тема 1.2 Электромагнитная индукция
Закон электромагнитной индукции.
14
2
Закон Ленца.
2
Основные понятия и характеристики. Идеальные элементы цепи переменного тока.
2
Схема замещения реальных элементов. Соединительный ток в RL-цепи и RC-цепи.
2
Комплексный метод расчета цепей синусоидального тока. Комплексные сопротивления проводимости в цепи.
2
Мощность в цепях синусоидального тока. Баланс комплексных мощностей.
2
Лабораторная работа
4
Исследование соединения «треугольником» в цепи трёхфазного тока при активной нагрузки.
Изучение цепей синусоидального тока при последовательном соединение катушки индуктивности, конденсатора и активного сопротивления. Резонанс напряжений.
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Неразветвлённые синусоидальные цепи. Закон Ома в комплексной форме. Комплексное сопротивление.
Синусоидальный ток и основные характеризующие его величины: мгновенное, эффективное, амплитудное, и среднее значения. Коэффициенты амплитуды и формы.
Электродвижущая сила, электрическое напряжение и разность электрических потенциалов.
Расчет трехфазных цепей при симметричных и несимметричных режимах.
9
Раздел 2. Электротехнические устройства
33
Тема 2.1 Электроизмерительные приборы и электрические измерения
Общие сведения об электрических устройствах. Виды и методы электрических измерений.
10
3
Классификация электроизмерительных приборов. Погрешности измерений.
3
Электромеханические, аналоговые, цифровые электронные измерительные приборы.
2
Измерение сопротивлений, индуктивностей, емкостей.
2
Реле. Условные обозначения на электрических схемах.
2
Тема 2.2 Трансформаторы
Типы, назначения, устройство и принцип действия.
9
3
Трехфазные трансформаторы. Опыты холостого хода и короткого замыкания.
3
Назначение и классификация. Генераторы постоянного тока.
3
Двигатели постоянного тока. Асинхронные и синхронные машины.
3
Тиристоры, выпрямители.
3
Лабораторная работа
4
Переменный электрический ток. Параметры синусоидального напряжения (тока). Цепь синусоидального тока с активным сопротивлением.
Исследование поляризационной кривой сегнетоэлектрика.
Самостоятельная работа расчет установившихся процессов в линейных электрических цепях с источниками синусоидальных ЭДС и токов.
10
Всего:
76
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Инженерной графики и прикладной механики».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по предмету « Прикладная механика»;
- комплекты электронных учебников по ТОЭ. Тестирующие программы;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
- Оверхед - проектор с комплектом фолий по всем разделам физики.
- Мультимедиа - проектор, видеомагнитофон, комплект видеофильмов по всем разделам физики на видеокассетах и CD.
Специализированные лаборатории электротехники, электроники и электромеханики:
-
Комплект демонстрационного оборудования и приборов для экспериментального сопровождения лекций.
-
Комплекты типового лабораторного оборудования «Теоретические основы электротехники» ТОЭ1 - С- К.
-
Комплект лабораторных работ и лабораторно- интов до 12 - 15 студентов.
-
Лабораторная платформа NI ELVIS (National Instruments) включающая универсальную макетную плату, устройство сбора данных и станцию виртуальных приборов.
3.2.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Рекомендуемые образовательные технологии:
Специалисты по управлению инновациями не готовятся в качестве конструкторов и изобретателей. Поэтому при изучении материала дисциплины преимущество в триаде ЗНАНИЯ-УМЕНИЯ-НАВЫКИ следует уделять получению теоретических знаний с расчетом на
дальнейшее взаимодействие со специалистами-инженерами.
3.3. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Бессонов Л.А. Теоретические основы электротехники. Электрические цепи. М.: Гардарики, 2002, с. 638.
-
Бессонов Л.А. Теоретические основы электротехники. Электромагнитное поле. М.: Гардарики, 2003, с. 317.
-
Бессонов Л.А., Демидова И.Г. и другие. Сборник задач по теоретическим основам электротехники. М.: Высшая школа, 2003, с. 528.
-
Боголюбов С.К., Воинов А.В. Черчение - М.: Машиностроение, 1984 - 447 с.
-
Сборники ЕСКД: ГОСТ 2.112-70, 2.114-70, 2.116-71, 2.117-71, 2.301-68, 2.317-69.
-
Механика машин. Учебное пособие для вузов / М.З. Коловский, Ю.А. Семенов, А.В. Слоущ и др. Под ред. Г.А. Смирнова - М.: Высшая школа, 1996 - 511 с.
-
Федосьев В.И. Сопротивление материалов - М.: Наука, 1986 - 512 с.
-
Научные основы выбора материала. Конспект лекций / Под ред. Г.П. Иванова - Владимир, изд. Влад. ПИ, 1991 - 56 с.
-
Нейман Л.Р., Демирчан К.С. Теоретические основы электротехники. Ч.1 - Л.: Энергоатомиздат, 1981.
-
Практикум по теоретическим основам электротехники / Под ред. М.А. Шакирова - СПб.: изд. СПбГТУ, 2000 - 151с.
-
Волков Н.И., Миловзров В.П. Электромашинные устройства автоматики - М.: Высшая школа, 1986 - 335 с.
-
Основы промышленной электроники / Под ред. В.Г. Герасимова - М.: Высшая школа, 1986 - 336с.
Дополнительные источники:
1. Нейман Л.Р., Демирчян К.С.Теоретические основы электротехники. Ч. 1,2, М.: Энергия, 1981г.
2. Ионкин П.А. (отв. редактор). Теоретические основы электротехники ч. 1,2, М.: Энергия, 1975г.
3. Бессонов Л.А. Линейные электрические цепи. М.: Высшая школа, 1983г.
4. Ионкин П.А., Даревский А.И.,Кухаркин Е.С. Теоретические основы электротехники в 2 - х. томах, М.: Высшая школа, 1986г.
5. Тамм И.Е. Основы теории электричества. М.: ГТТИ, 1998г.
Средства обеспечения освоения дисциплины:
- Раздаваемые материалы (до 2 стр. на 1 час лекционных занятий). Слайды - иллюстрации лекционного материала и материалов практических занятий. Средства иллюстрации материала с использованием программного приложения Power Point.
- Интернет-ресурсы: Designed by Free CSS Templates
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
изображать и читать электрические элементы и цепи, определять в схемах узлы, ветви, контуры
- применение знаний в новых ситуациях, сообразительность.
применять законы Ома и Кирхгофа при расчете электрических цепей
- способность применения знаний при решении конкретных задач.
решать типовые задачи по расчету электрических цепей и приводов
- способность применения знаний при решении конкретных задач.
изображать и читать магнитные цепи, магнитные силовые линии
- оформление понятийных словарей.
классифицировать магнитные цепи по распределению магнитного потока и напряженности
- анализ предложенных понятий по изучаемой теме.
изображать и читать графики и векторные диаграммы тока и напряжения
- составить структурную схему порядка проведения углеродисто-структурной экспертизы.
изображать и читать схемы подключения потребителей в трехфазную сеть
- оформление понятийных словарей.
производить расчет токов в трехфазных сетях
- пройти тестирование.
читать шкалу и обозначения приборов
- применение знаний в новых ситуациях, сообразительность.
изображать и читать схемы включения приборов в электрические цепи
- анализ предложенных понятий по изучаемой теме.
изображать электрические схемы трансформаторов и читать их
- составить структурную схему порядка проведения углеродисто-структурной экспертизы.
изображать схемы электронных устройств и читать их
- составить структурную схему порядка проведения углеродисто-структурной экспертизы.
определять тип приборов и устройств по их маркировке и схеме
- анализ предложенных понятий по изучаемой теме.
классифицировать электропривод, способы и защиты блокировки
- пройти тестирование.
производить типовой расчет нагрузки и выбор электродвигателей
- способность применения знаний при решении конкретных задач.
Знания:
краткую историю и роль электротехники в получаемой профессии
- решить ситуационные задачи.
основные меры электробезопасности, классификацию и назначение ИСЗ, правила пользования ими
- диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.
назначение и применение заземлений и занулений
- составить алгоритм деятельности специалиста по производственной культуре мастера.
меры защиты от статического электричества
- подготовка беседы по формированию различных отраслей производства и быту.
единицы измерения силы тока, напряжения, ЭДС, электрического сопротивления
- подготовка доклада и реферата.
состав и характеристики электрических цепей, понятие узлов, ветвей, контуров, обозначение элементов
- проанализировать основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность различных структур по внедрению новых задач на производстве.
типы и характеристики гальванических, сухих и компактных элементов, аккумуляторов, принцип их работы и устройство
- подготовится к семинару.
способы соединения источников тока и резисторов, способы расчета простых электрических цепей, закон Ома
- тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение.
характеристики и единицы измерения магнитного поля и магнитных свойств веществ
- повторные тесты, индивидуальные консультации.
классификацию, характеристики магнитных цепей и их роль в практической электротехнике
- практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий
понятие электромагнитной индукции, самоиндукции, взаимоиндукции и вихревых токов (Фуко) и их применение
- практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий
понятие и единицы измерения индуктивности, примеры индуктивности (катушки, дроссель, обмотка и др.).
- выполнение индивидуальных проектных заданий.
принцип получения и характеристики переменного тока, понятия мгновенных и действующих значений, фазы, частоты
-проанализировать результаты своей практической работы по изучаемой теме (осуществить рефлексию своей деятельности).
влияние реактивных элементов цепей на сдвиг фаз тока и накопления
- практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий
понятие резонансов, условия возникновения
- проанализировать результаты своей практической работы по изучаемой теме (осуществить рефлексию своей деятельности).
понятие и единицы измерения активной, реактивной и полной мощности, коэффициент мощности и способы его повышения
- практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий
получение, фазные и линейные параметры трехфазного тока, подключение потребителей в трехфазную сеть
- практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий
принцип действия и основные характеристики электроизмерительных приборов
- практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий
методы измерений, схемы включения приборов для проведения измерений
- проанализировать результаты своей практической работы по изучаемой теме (осуществить рефлексию своей деятельности).
принцип действия датчиков и измерения неэлектрических величин
- проанализировать результаты своей практической работы по изучаемой теме (осуществить рефлексию своей деятельности).
назначение, устройство, принцип действия однофазных, трехфазных и измерительных трансформаторов
- практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий
условия параллельной работы трансформаторов
- практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий
классификацию, принцип действия, устройство, характеристики и маркировку диодов, триодов, транзисторов, тиристоров
- практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий
работы схем выпрямления, классификацию усилителей
- практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий
принципы производства, передачи и потребления электроэнергии
- практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий
общую схему электроснабжения
- подготовка к итоговому зачетному занятию.
факторы, влияющие на окружающую среду; пути совершенствования электроэнергетики
- представление продукта на разных уровнях.
Разработчики:
ГБОУ НПО ПЛ. №13 Преподаватель спецдисциплин Житкова А.А.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)