- Преподавателю
- Другое
- Игровой массаж как средство сохранения и укрепления психического здоровья в условиях Детского дома
Игровой массаж как средство сохранения и укрепления психического здоровья в условиях Детского дома
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Доманина Н.И. |
Дата | 28.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
|
Игровой массаж как средство сохранения и укрепления психического здоровья в условиях Детского дома |
Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А.Уманской и К. Денейки. |
Муниципальное образовательное учреждение
Детский дом №5 «Единство»
город Междуреченск
Кемеровской области
Автор-составитель Доманина Наталья Ивановна, воспитатель
Оглавление
Введение
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетание «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в планах воспитательной работы педагогов всех образовательных структур, начиная с дошкольной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться?
Дети совершено так же, как и взрослые, хотят быть здоровыми и сильными, только они не знают, что для этого надо делать. Надо объяснить им в доступной и понятной форме необходимость бережного отношения к своему здоровью.
Решение вопросов сохранения психического и физического здоровья детей является одной из первостепенных задач, особенно для воспитанников детского дома. В детский дом поступают дети из социально-неблагополучных семей, пережившие немало психологических травм. Сохранению и укреплению их психологического здоровья помогает психологическая компетентность педагога.
Одной из основных составляющих психологической компетентности является представление о способах гармонизации эмоционально-волевой сферы. Умение регулировать свои эмоциональные процессы чрезвычайно важно, поскольку оно помогает найти адекватные способы снятия напряжения. Занятия массажем и самомассажем в игровой форме помогают улучшить самочувствие и эмоциональное состояние детей, активизировать защитные силы организма, оказывают профилактический и лечебный эффект при многих заболеваниях.
Перед началом работы необходимо провести мониторинг:
-
Оценить общее состояние ребенка;
-
Провести наблюдение за физической активностью;
-
Обследовать психо-эмоциональное состояние ребенка;
-
Нервно-психическое развитие ребенка.
На основании первичного наблюдения составляется заключение, в котором дается предварительная оценка психо-эмоционального состояния каждого ребенка.
В данном сборнике упражнений представлены практические и действенные методы поддержания здоровья детей дошкольного возраста, которые могут быть использованы в детских дошкольных учреждениях. Упражнения предназначены для профилактики простудных и хронических заболеваний, пропаганды здорового образа жизни, формирования устойчивой потребности в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится два-три раза в день.
«Поиграем с носиком»
-
Организационный момент
«Найди и покажи носик».
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.
-
Основная часть
Игровые упражнения с носиком.
«Помоги носику собраться на прогулку».
Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой носик самостоятельно или с помощью взрослого.
«Носик гуляет».
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал хорошо гулять и дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому небу. В обоих случаях вдох или выдох выполняется через нос.
«Носик балуется».
На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами руки на крылья носа.
«Носик нюхает приятный запах».
Ребенок выполняет десять входов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.
«Носик поет песенку».
На вдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет «Ба-бо-бу».
«Погреем носик».
Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.
Таким образом, делается как бы растирание.
-
Заключительный этап
«Носик возвращается домой».
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами.
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тете _________ покажи.
Носик надо очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Вот такой носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И поет нос «Бо-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»
-
Подготовительный этап
Дети растирают ладони до приятного тепла.
-
Основная часть
-
Большими и указательными пальцами одной руки массируем - растирает каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
-
Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.
-
Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
-
Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим их к груди. Пауза.
-
Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
-
Заключительный этап
Дети встряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами.
Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну, быстрей лови кураж
И начинай игру-массаж.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
Потом ручки разогрею,
Плечи мягко разомну.
Затем ручки я помою, пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора.
Массаж волшебных точек ушек
Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти с всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме два-три раза в день.
«Поиграем с ушками»
-
Организационный момент
Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.
-
Основная часть
Упражнения с ушками.
«Найдем и покажем ушки».
Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).
«Похлопаем ушками».
Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
«Потянем ушки».
Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
«Покрутим козелком».
Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, и указательным пальцем прижимает козелок - выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд.
«Погреем ушки».
Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.
-
Заключительный этап
Дети расслабляются и слушают тишину.
Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами.
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
А потом, а потом
Покрути козелком.
Ушко, кажется, замерзло,
Отогреть его так можно.
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!
Закаливающий массаж подошв
Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массаж стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3-10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.
«Поиграем с ножками»
-
Подготовительный этап
-
Удобно сесть и расслабиться.
-
Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку).
-
Основная часть
-
Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.
-
Сделать разминание стопы всеми пальцами.
-
Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.
-
Похлопать подошву ладонью.
-
Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.
-
Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.
-
Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.
-
Заключительный этап
-
Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.
-
Посидеть спокойно, расслабившись.
Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами.
Мы ходили, мы скакали,
Наши ноженьки устали.
Сядем рядом, отдохнем
И массаж подошв начнем.
На каждую ножку
Крема понемножку.
Хоть они и не машины,
Смазать их необходимо!
Проведем по ножке нежно,
Будет ноженька прилежной.
Разминка тоже обязательна,
Выполняй ее старательно.
Растирай, старайся
И не отвлекайся.
По подошве, как граблями,
Проведем сейчас руками.
И полезно, и приятно,
Это всем давно понятно.
Рук своих ты не жалей
И по ножкам бей сильней.
Будут быстрыми они,
Потом попробуй, догони!
Гибкость тоже нам нужна,
Без нее мы никуда.
Раз - сгибай, два - выпрямляй
Ну, активнее давай!
Вот работа, так работа,
Палочку катать охота.
Веселей ты катай
Да за нею поспевай.
В центре зону мы найдем,
Хорошенько разотрем.
Надо с нею нам дружить,
Чтобы всем здоровым быть.
Скажем всем: «Спасибо!»
Ноженькам своим.
Будем их беречь мы
И всегда любить.
Антистрессовый массаж
Этот вид массажа позволяет гармонизировать эмоционально-волевую сферу ребенка, способствует снятию мышечного и психо-эмоционального напряжения, создает положительный эмоциональный фон. Рекомендуется для детей младшего и старшего дошкольного возраста с учетом индивидуального психо-эмоционального состояния ребенка.
-
Массаж пальцев рук
-
Массаж запястья круговыми движениями.
-
Массаж рук. Упражнение «моем руки», растирание ладоней и !погреем щеки».
-
Массаж лба. Кончиками пальцев от середины лба поглаживаем лоб, щеки, шею и сбросить.
-
Массаж плеч. Пощипывание плеч от шеи вниз.
-
Массаж затылка. Указательными пальцами массировать снизу вверх и сбросить.
-
Массаж шеи. Двумя руками массируем шею от позвоночника снизу вверх и сбросить.
-
Массаж головы. Над ушами к макушке, ото лба к макушке.
-
Массаж ушей. Пощипывание уха снизу вверх и сбросить.
-
Массаж ушных раковин, наушники.
Список литературы
-
Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет : пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей / А.С. Галанов. - М. : АРКТИ, 1999.
-
Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет : пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей / А.С. Галанов. - М. : АРКТИ, 2002.
-
Доскин, В.А. Растем здоровыми : пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В.А. Доскин. - М. : Линка-пресс, 1999.
-
Антонов, Ю.Е. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология 21 века / Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. - М. : АРКТИ, 2000.
-
Кудрявцев, В.Т Развивающая педагогока оздоровления (дошкольный возраст) : программно-методическое пособие / В.Т Кудрявцев, Б.Б. Егоров. - М. : Линка-пресс, 2002.
-
Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова- 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
Рецензия
на сборник упражнений «Игровой массаж как средство сохранения и укрепления психического здоровья в условиях детского дома» Доманиной Натальи Ивановны, воспитателя МОУ Детский дом №5 «Единство» г. Междуреченск, Кемеровской области.
Решение вопросов сохранения психического и физического здоровья детей является одной из первостепенных задач для воспитанников детского дома. Контингент детей детского дома специфичен: из социально-неблагополучных семей, с перенесенными психическими травмами, ослабленным здоровьем. Такие дети требуют к себе наибольшего внимания.
Сборник состоит из комплексов игровых упражнений, направленных на укрепление дыхательного тракта, интенсивное воздействие на кончики пальцев рук, стимуляцию биологически-активных точек, расположенных на ушной раковине, подошвах ног, на развитие умения регулировать свои эмоциональные процессы, что позволяет гармонизировать эмоционально-волевую сферу, методические рекомендации по обучению детей приемам массажа и списка литературы.
Автор предлагает активно включать воспитанников детского дома в проведение игрового массажа, что позволяет научиться регулировать свои эмоциональные процессы, находить адекватные способы снятия напряжения.
Игровой массаж помогает улучшить самочувствие и эмоциональное состояние детей, активизировать защитные силы организма, оказывает профилактический и лечебный эффект при многих заболеваниях.
Кроме здоровьесберегающего эффекта данный вид деятельности несет и воспитательную нагрузку: способствует формированию толерантности, взаимопомощи и других положительных качеств личности.
Сборник комплексов Н.И. Доманиной упражнений «Игровой массаж как средство сохранения и укрепления психического здоровья в условиях детского дома» является интересным пособием, которое может быть рекомендовано к использованию в работе с детьми дошкольных образовательных учреждений.