Проектная работа Живём и помним

Проектная работа "Живём и помним..."Цель проекта: Освоение и наследие ценностей родного Отечества, готовность участвовать в общественно-полезной жизни, направленны на познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, современников и ответственность за сохранение исторической памяти. Задачи:создать условия для воспитания гражданственности и патриотических чувств у учащихся через взаимодействие...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная работа «Живём и помним…»

Описание проекта. От того, как сложится детство у ребёнка, зависит его дальнейшая жизнь. Пока ребёнок растёт, ему нужны условия для полноценного развития. Ответственность за его воспитание ложится на родителей. Но если нет надёжной семьи, государство берёт детей под свою опеку. Из приказа № 746 от 20 сентября 1950 г. по Министерству Просвещения Татарской АССР: в соответствии с Постановлением Совета Министров ТАССР № 45 от 8 сентября 1950 г. на базе детского дома № 61 Мензелинского района организовать вспомогательную школу с интернатом для особенных детей сирот и оставшихся без попечения родителей. Учащихся было много. Корпус детского дома был деревянным и не приспособленным для обучения детей. Поэтому возникла необходимость в строительстве нового трехэтажного здания, которое было построено и сдано в эксплуатацию в 1964 году. Сегодня в Мензелинской специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии обучаются 115 детей, воспитываются, обучаются и находятся на полном государственном обеспечении 48 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 21- детей - инвалидов из 19 районов республики.

Это одно из старейших учебных заведений района, где делают всё возможное для того, чтобы вернуть счастливое детство каждому ребёнку, к которому судьба оказалась неблагосклонна. Сегодня Учреждение находится в красивой, живописной парковой зоне западной части города Мензелинска. В настоящее время заканчивается капитальный ремонт школы-интерната. И очень важно, что здесь создаются достойные условия, максимально приближённые к домашним, для того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья воспитывались, обучались, проходили педагогическую, медико-психологическую и социальную реабилитацию, занимались спортом, приобретали полезные навыки.

Для организации учебно-воспитательного процесса имеются классные кабинеты, учебные мастерские, где учащиеся осваивают швейное, столярное, штукатурно-малярное дело, спортивный зал, тренажерный зал, комната досуга, актовый зал, библиотека, компьютерный класс, универсальный корт. В спальных комнатах создан уют и домашняя обстановка. Игровые комнаты оборудованы мебелью, современными техническими средствами, игрушками, необходимыми для отдыха и развития детей. Созданы условия для охраны и укрепления здоровья детей: медицинский блок, оснащенный медицинским оборудованием, где проводятся лечебные и профилактические мероприятия. Наличие специальных помещений: кабинетов психолога, логопеда, социального педагога - позволяет проводить квалифицированную коррекционную работу с детьми. Школа располагает материалами и оборудованием для продуктивной и творческой деятельности детей. Имеется учебно-опытный земельный участок 2 га., теплицу 115 кв. м. Для отдыха, оздоровления и трудового воспитания детей работает загородный круглогодичный оздоровительно-трудовой лагерь «Полянка», открытый 6 июня 2010 г. На его территории работает спортивный комплекс для игр в баскетбол, волейбол, настольный теннис, бильярд. Для приобретения трудовых навыков в сельскохозяйственной деятельности имеется земельный участок площадью 16 га, яблоневый сад на 450 саженцев, учебно-производственный животноводческий комплекс. Сегодня в комплексе содержатся: 20 голов овец, 5 коз, 7 голов крупнорогатого скота, лошадь, 100 цыплят бройлеров, 100 кур несушек.

В соответствии с законом «Об образовании» содержание ориентируется на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество. Закон гарантирует детям с отклонениями в развитии в специальных коррекционных учреждениях лечение, воспитание и обучение, коррекцию и реабилитацию, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Наличие особых задач в обучении и воспитании школа - интернат, позволяет обеспечить более длительное воздействие на ребенка не только в процессе обучения, но и в системе воспитательных мероприятий. Основными целями воспитательных мероприятий являются: создание условий для всестороннего развитие личности каждого ребенка; формирование его самостоятельности и ответственности при выборе социально-приемлемых выходов из проблемных ситуаций, гражданское становление и социализация в современном обществе. Для достижения этих целей требуется выполнение следующих задач: всестороннее развитие детей: сенсорное, физическое, эмоциональное, духовное, интеллектуальное; углубленное трудовое обучение, эстетическое и нравственное воспитание; максимально возможная коррекция недостатков в развитии обучающихся. В решении этих задач большую роль играет система внеклассных мероприятий: праздники, торжественные линейки, кружковая работа, занятия по интересам, спортивные, интеллектуально-познавательные и творческие конкурсы и т.д.

Постановка проблемы.

«Щедрость по отношению к будущему - это умение

отдавать все, что связано с настоящим и прошлым»

Альбер Камю.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы-интерната, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви и гордости к Родине, своему народу, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. Современная школа независимо от ее статуса остро нуждается в школьном музее как факторе воспитания патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, без чего невозможно представить себе наше будущее. Школьный музей - центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, края, массового вовлечения учащихся в поисковую деятельность. Главное, музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов - источников, рассматривая события через призму данной конкретной личности, которое вызывают чувство уважения к его свершениям, достойным страницам прошлого и настоящего, имеющих воспитательную, научно-познавательную ценность. Такое участие позволяет воспитанникам проявить себя.

Время стремительно… Великая Отечественная война - уже давняя история. Все меньше остается среди нас тех, кто был живыми свидетелями и очевидцами памятных событий, а вместе с ними исчезает и целая историческая эпоха. Пройдет несколько лет, и историю войны будут изучать только по документальным материалам. И, поэтому наша задача - воскресить пережитое, обогатить им наших детей, создав школьный музей с разделом экспозиции посвящённой военным, суровым годам. Много времени прошло с памятной даты. Ушли из жизни многие ветераны, а оставшиеся в живых - совсем уже старые люди. Именно эти люди спасли мир. Всем пожилым людям приятно, когда к ним с почтением относится молодежь. Как же они радуются любому вниманию с нашей стороны. Старыми будем все, а так как в жизни за все надо платить, не хотелось бы, чтобы счета были огромными. Мы действительно «в неоплатном долгу перед солдатами Великой Отечественной войны». Эта забота о ветеранах в нашей школе была всегда. Мы их поздравляем с праздниками, приглашаем в школу на беседы, организовываем им посильную бытовую помощь. На вопрос «Зачем нам это надо?» - ответ такой: «Хотим, чтобы не исчезла в веках память о тех, благодаря кому мы сейчас живем, учимся, влюбляемся, строим планы на будущее». Ярким примером для наших воспитанников является ветеран ВОВ Пудов Фрол Гаврилович, прошедший свой фронтовой путь связистом, старшим мастером «Катюш», имеющий первые разряды по гимнастической акробатике, лёгкой атлетике, пулевой стрельбе из винтовки. Человек, который посвятил послевоенную жизнь, воспитанию подрастающего здорового поколения, проработав многие годы учителем физической культуры в нашей школе-интернате. Таким же историческим наследием для нашей школы-интерната является «Солдатский сад», прилегающий к юго-восточной части, площадью 3.60 га. По материалам воспоминаний, оставленным П. В. Тюриным, сад заложен в 1881 г., по подсчётам был вторым парком города. В годы Великой Отечественной войны около сада располагался военный гарнизон и госпиталь, солдаты в свободное время любили отдыхать в этом парке и в память о себе посадили саженцы деревьев. В честь солдатам-воинам в парке воздвигнут скульптурный памятник на постаменте Неизвестному Солдату. Человек, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Будущее надо строить на прочном фундаменте. И такой фундамент - это гражданско-патриотическое воспитание через уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям, культуре на примере реальных дел по охране памятников Великой Отечественной войне. Внимание к зримым знакам героических и трагических этих лет не должно быть «время от времени», к каким-либо знаменательным датам. Памятники героизма наших предков необходимо включать в нашу повседневную жизнь, поддерживать их в достойном состоянии. Каждый год воспитанники своими силами проводят косметический ремонт, занимаются благоустройством окружающей территории, высаживают цветы. К 70-летию победы Великой Отечественной войне хотелось видеть памятник обновлённым и реконструированным.

Предложение о проведении работ по реконструкции скульптурного памятника на постаменте «Неизвестному Солдату»:

- Художественное оформление памятника с гравировкой текста. - Установка «Вечного огня». - Оформление мемориальной доски героям Великой Отечественной войны и героям интернационалистам Мензелинского района. - Установка флагштоков РФ, РТ. - Создание площадки для проведения торжественных линеек и мероприятий. - Создание к 70-летию аллеи памяти в Солдатском саду. - Декоративное озеленение окружающей территории памятника.

Без достойного внимания в музейном проекте не должно оставаться историческое создание и развитие школы, родного края ведь окружающая среда и воспитание, полученное в детстве, оказывают огромное влияние на каждого человека, в этот период закладываются основы будущего и личностного роста ребёнка, даются базовые жизненные ценности. Именно для многих детей таким родным уголком на земле, наполненным заботой, любовью и пониманием, которое заставляет вспоминать с благодарностью, куда хочется вернуться снова и снова, стала - Мензелинская специальная (коррекционная) школа-интернат. Его удивительный преподавательский состав, который заменяют многим воспитанникам родителей, должны занять почётное место в экспозициях школьного музея. Нет на земле человека, который бы добрым словом не вспомнил своего учителя, давшего путёвку в большую жизнь.

Цель проекта:

Освоение и наследие ценностей родного Отечества, готовность участвовать в общественно-полезной жизни, направленны на познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, современников и ответственность за сохранение исторической памяти.

Задачи:

  • создать условия для воспитания гражданственности и патриотических чувств у учащихся через взаимодействие с учителями - ветеранами и участниками войны и труда;

  • знакомить детей с боевыми традициями прошлого, историей школы, родного края, воспитывать уважение и бережное отношение к реликвиям, раритетом и ценностям;

  • социальная поддержка ветеранов, воспитание внимательного отношения к людям старшего поколения, желания заботиться о них. Нашему народу всегда были присущи: доброта, благородство, благочестие, сострадание;

  • способствовать расширению круга общения, развивать умение взаимодействовать с взрослыми;

  • воспитывать будущего гражданина родного Отечества через активизацию: проведение бесед, консультаций, совместных мероприятий, организацию способствовать возрождению традиций, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении.

Основные направления деятельности школьного музея:

  • культурно-просветительская деятельность;

  • включение музея в образовательный и воспитательный процесс;

  • массовая экскурсионная работа;

  • учебно-исследовательская деятельность;

  • поисковая работа;

  • осуществление охранных мероприятий по содержанию и хранению ценных экспонатов;

  • сотрудничество со школьной газетой «Школьный экспресс».

Формы работы школьного музея:

  • обзорные экскурсии для гостей школы;

  • экскурсии для учащихся, ветеранов школы;

  • проведение уроков на базе музея;

  • использование музейных предметов в качестве учебных пособий;

  • обучение членов совета музея, занятия с активом;

  • подготовка учебно-исследовательских работ;

  • проведение уроков мужества, праздников, встреч с интересными людьми;

  • семинары по патриотическому воспитанию;

  • разработка заданий классным коллективам для пополнения фондов музея.

Разделы экспозиции школьного музея:

1. Страницы военной истории. Юбилейный 70 год.

- Наши земляки ветераны - герои Великой Отечественной войны. Воспоминания фронтовика Пудова Фрола Гавриловича.

- Герои интернационалисты Мензелинского района.

- Возрождение школьного Солдатского сада.

- Реконструкция скульптурного памятника на постаменте Неизвестному Солдату к 70 летию победы.

2. Наши учителя.

- Ветераны труда.

- Лучшие, заслуженные учителя.

- Наши директора.

3. Основные этапы развития школы (прошлое, сегодня, будущее).

- Организация детского дома.

- Открытие школы-интерната. - Школа на современном этапе.

4. Наши воспитанники.

- Наши достижения.

- Выпускники в жизни.

5. Родной край.

- Достопримечательности.

- Исторические места.

Ожидаемые результаты:

Исходным положением реализации проекта является понимание того, что музей становится динамичным, интегративным пространством, участвующим в реализации важной задачи - социализации воспитанников школы-интерната, осуществляя механизм обратной связи между ребенком и обществом, между личным опытом и культурно-историческим знанием, процессами индивидуализации и социализации личности, формируя и восстанавливая целостность восприятия реального мира. Деятельность школьного музея построена таким образом, что воспитанники это не просто зрители, наблюдающие со стороны - они активные участники происходящего, исследователи и, можно сказать, тренера в особом тренинге социальной активности, направленном на выработку гражданской, жизненной позиции. При обращении музея к проблемным детям он обретает новые, прежде неведомые ему функции: социального ориентирования, адаптации и коррекции, не только значительно расширяя границы своей деятельности, но и создавая благоприятную среду для социализации личности. Участие воспитанников в музейной деятельности: в поиске и обработке материалов, создании экспозиций музея, проведении экскурсий, воспитательных мероприятий на базе музея, встречах с людьми чрезвычайно благоприятны для включения механизма развития творческих сил, созидания, реализации нравственного потенциала, выявления дополнительных ресурсов личности. Достоинством использования музейных экспонатов является то, что они знакомятся с подлинными, настоящими источниками. Это важно иметь в виду, учитывая особенности психики детей и подростков. Восприимчивость к новому, доверчивость сочетается со стремлением критически осмыслить опыт старших и следствием этой противоречивости является особая потребность в убедительной аргументации и широте информации. В музее таким бесспорным аргументом является подлинник - первоисточник познания.

Значимость проекта заключается: в осмыслении и систематизации опыта школьной музейной деятельности в образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с учетом специфики условий, задач данного учреждения и контингента воспитанников; в создании модели единого музейно-образовательного пространства позволяющего в перспективе стать центром воспитательной деятельности; в разработке механизмов активизации личностного потенциала воспитанников, интеграции выпускников в социум средствами дополнительного образования, профессионально-трудовой подготовки.

Рабочий план реализации проекта

«Живём и помним…»

на 2014 - 2015 г.

Перечень мероприятий, запланированных для реализации.

Срок проведения мероприятий

Ф.И.О. исполнителей

Источник финансирования (статьи бюджета, комментарии)

1.

Подготовка производственного помещения. Капитальный ремонт.

Июль-август 2014г.

Назмиев К. Р. Султанов Ф. Х.

Бюджет учреждения.

2.

Заказ, закупка и приобретение оборудования.


Витрина ЛДСП 1000х600х450

Сентябрь 2014г.

Назмиев К. Р. Султанов Ф. Х.

ОАО «РИТЭК»

Витрина профильная 750х750х2450

Сентябрь 2014 г.

Назмиев К. Р. Султанов Ф. Х.

ОАО «РИТЭК»

Подиум 2200х1500х200

Сентябрь 2014 г.

Назмиев К. Р. Султанов Ф. Х.

ОАО «РИТЭК»

Витрина восьмигранная 1200х1200х2000

Сентябрь 2014г

Назмиев К. Р. Султанов Ф. Х.

ОАО «РИТЭК»

Стол 1200х600х750

Сентябрь 2014г

Назмиев К. Р. Султанов Ф. Х.

ОАО «РИТЭК»

3.

Установка оборудования по мере приобретения.

Сентябрь-октябрь 2014 г.

Назмиев К. Р. Султанов Ф.Х. Махмутова С.С.

Бюджет учреждения.

4.

Проведение выборочной работы по установке оборудования.

Октябрь-ноябрь 2014 г.

Назмиев К. Р. Султанов Ф.Х. Махмутова С.С.

Бюджет учреждения.

5.

Проведение работы по эксплуатации. Техника безопасности.

Октябрь-ноябрь 2014 г.

Султанов Ф.Х. Давлетов В. У.

Бюджет учреждения.

6.

Создание экспозиций по направлениям.

Сентябрь-декабрь 2014 г.

Султанов Ф.Х. Махмутова С.С.

Бюджет учреждения.

7.

Разработка документации: книги учета Основного и Научно-вспомогательного фондов, акта приема-сдачи экспонатов. Работа с активом.

Сентябрь-декабрь 2014 г.

Султанов Ф.Х. Махмутова С.С.

Бюджет учреждения.

8.

Командировки изучение и приобретение опыта по музейному делу.

Сентябрь-декабрь 2014г.

Махмутова С.С.

ОАО «РИТЭК»

9.

Учебно-воспитательные мероприятия.


Введение музейного дела.

Сентябрь 2014г.

Махмутова С.С..

Создание актива музея.

Октябрь 2014 г.

Махмутова С.С.

Теоретическое поэтапное обучение.

Октябрь 2014 г.

Махмутова С.С.

Ведение документации фондов, соблюдение условий хранения.


Махмутова С.С.

Обработка информации.

По поступлению

Махмутова С.С.

Учебно - исследовательская деятельность.


Махмутова С.С.

Экскурсионная работа.


Махмутова С.С.

Проведение уроков на базе музея, тематических экскурсий, вечеров.


Преподаватели

10.

«Солдатский сад»- историческое наследие родного края.


Лесопатологическое обследование парка: отметка деревьев подлежащих вырубке.

Июль 2014 г. выполнено

Султанов Ф. Х.

Бюджет учреждения.

Очистка территории парка от захламлений и бытового мусора.

Май 2014г. выполнено

Султанов Ф.Х.

Бюджет учреждения.

Проведение выборочной санитарной рубки.

Июль 2014 г. выполнено

Султанов Ф.Х.

Бюджет учреждения.

Подготовка почвы под посадку ДКР. Закупка, посадка ДКР.


Султанов Ф.Х. Махмутова С.С.

Бюджет учреждения.

Создание к 70-летию аллеи памяти в Солдатском саду. Приобретение и посадка для аллеи голубых елей.

Май 2015г.

Султанов Ф.Х. Махмутова С.С.

ОАО «РИТЭК»

11.

Реконструкционные работы по скульптурному памятнику на постаменте «Неизвестному Солдату».


Устройство площадки с твёрдым покрытием для проведения торжественных мероприятий.

Апрель - май 2015 г.

Назмиев К.Р.

Султанов Ф.Х.

ОАО «РИТЭК»

Устройство вечного огня.

Апрель 2015 г.

Назмиев К.Р.

ОАО «РИТЭК»

Установка и открытие мемориальной доски, стенда патриотического воспитания.

Май 2015 г.

Назмиев К.Р.

Султанов Ф.Х.

ОАО «РИТЭК»

Реставрация памятника «Неизвестному солдату».

Март 2015 г.

Назмиев К.Р. Султанов Ф.Х.

Махмутова С.С.

ОАО «РИТЭК»

Озеленение: создание цветника в виде георгиевской ленты.

Апрель-май 2015 г.

Махмутова С.С.

Бюджет учреждения.

Торжественное мероприятие, посвященное 70-летию Победы в ВОВ (открытие памятника после реставрации)

Май 2015 г.

Администрация

Бюджет благотворительного фонда




Проектная работа Живём и помним...

1-Скульптурный памятник на постаменте «Неизвестному солдату».

2-Мемориальная доска героям Великой Отечественной войны г. Мензелинска.

3-Мемориальная доска героям интернационалистам г. Мензелинска.

4-Вечный огонь.

5-Флагштот РФ, РТ.

6-Колючие ели (голубые).

7-Газон.

8-Живая изгородь из кохии.

9-Клумба в виде «Георгиевской ленты».

10-Кусты барбарисов трёх цветовой гаммы.

11-Клумбы для цветов (вечнозелёное растение «Элимус»; цветы: сальвии, целозии, бархатцы, жёлтые ирисы, тюльпаны, крокусы).

12-Площадка с твёрдым покрытием.

13-Дорожка к памятнику с твёрдым покрытием.


© 2010-2022