- Преподавателю
- Другое
- Программа декоративно-прикладного искусства Город мастеров
Программа декоративно-прикладного искусства Город мастеров
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Пьянкова О.В. |
Дата | 31.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МБС(к)ОУ "С(к)ОШ для детей с ОВЗ №155" г. Перми
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
«___»_________2014г
«СОГЛАСОВАНО»
на методсовете школы протокол №______от «___»_________2014г
«РАССМОТРЕНО»
на заседании ШМО
протокол №______от «___»_________2014г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Декоративно-прикладное искусство
«Город мастеров»
Составитель: Пьянкова О.В.,
учитель информатики и ИЗО
г. Пермь
2014г.
Пояснительная записка
Актуальность
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Декоративное творчество способствует изменению отношения ребёнка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Цель программы:
- Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно - прикладного искусства.
- Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи:
- Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности через декоративно - прикладное искусство.
- Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
- Приобщать школьников к народному искусству;
- Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
- Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
- Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Содержание программы внеурочной деятельности соотносится с целями и задачами образовательной программы МБС(к)ОУ «С(к)ОШ№155»
Содержание программы «Город мастеров» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. В программу включены следующие направления декоративно - прикладного творчества: тестопластика, бумагопластика, холодный фарфор, квиллинг, изонить, расписывание разделочных досок Хохломской и Городецкой росписями и многое другое, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Программа способствует:
- развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;
- формированию понятия о роли и месте декоративно - прикладного искусства в жизни;
- освоению современных видов декоративно - прикладного искусства;
- обучению практическим навыкам художественно - творческой деятельности, пониманию связи художественно - образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
- знакомству с историей тестопластики, бумагопластики, изонити, холодного фарфора, народными традициями в данных областях.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого - педагогических, физических особенностей детей младшего и среднего школьного возраста.
Программа «Город мастеров» разработана на четыре года занятий с детьми младшего и среднего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 124ч. часов (1 час в неделю), т.к. в нашей школе работа факультативных и кружковых занятий начинается с «01» октября.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально - логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Планируемые результаты
Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению декоративно - прикладное искусство «Город мастеров» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы и учениками среднего звена личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- стимулировать учебно - познавательного интерес к декоративно - прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- воспитывать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- сформировать навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- выработать ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- развивать способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- выполнять работу с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Познавательные
- различать изученные виды декоративно - прикладного искусства, представлять об их месте и роли в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно - выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно - прикладном творчестве.
Коммуникативные
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию.
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки :
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов и тем;
итоговые - в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио - это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Предметные результаты
- создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
- графическими и живописными средствами создавать выразительные образы природы, человека, животного.
Учащиеся должны знать:
- материалы и приспособления, применяемые при работе с солёным тестом. Разнообразие техник работ с солёным тестом, его свойства и применение.
- жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
- особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера;
- историю возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги, способы декоративного оформления готовых работ;
- общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, асимметрия. Технология создания панно. Перенесение рисунка на прозрачную основу;
- понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;
- историю возникновения и развития бумагопластики, историю возникновения бумаги, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, о технике создания работ с использованием мятой бумаги;
- виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;
- общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, асимметрия;
- сувенир, виды и назначение сувениров;
- Оберег - как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги.
Учащиеся должны уметь:
- передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий);
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;
- моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.
- воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления;
- понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого;
- учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства
- называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;
- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;
- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;
- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах;
- подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом
- соблюдать общие требования дизайна изделий;
- планировать предстоящую практическую деятельность.
Учебно-тематическое планирование
Учебный план занятий по программе «Город мастеров»
Номер
раздела
Название разделов
Количество часов
всего
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
4 год обучения
теория
практика
теория
практика
теория
практика
теория
практика
I
Введение: правила техники безопасности
4
1
1
1
1
II
Тестопластика
16
1
3
1
3
1
3
1
3
III
Квиллинг
12
1
2
1
2
1
2
1
2
IV
Рисование на ватмане портретов мамы
8
1
1
1
1
1
1
1
1
V
Бумагопластика
12
1
2
1
2
1
2
1
2
VI
Изонить
12
1
2
1
2
1
2
1
2
VII
Изготовление ёлочных игрушек из папье-маше и крупы
8
1
1
1
1
1
1
1
1
VIII
Рисование пейзажей в технике «акварель» с использованием соли, крупы и стекла
12
1
2
1
2
1
2
1
2
IX
Вышивание лентами
16
1
3
1
3
1
3
1
3
X
Расписывание разделочных досок элементами Городецкой, Хохломской росписей.
16
1
3
1
3
1
3
1
3
XI
Холодный фарфор.
4
1
1
1
1
XII
Круглый стол с чаепитием.
4
1
1
1
1
Итого:
124
31
31
31
31
Тематический план занятий по программе «Город мастеров»
1 год обучения. (1 час в неделю)
Номер раздела,
темы
Название разделов и тем
Количество часов
всего
теор.
практ
I
Введение: правила техники безопасности.
1
1
II
Тестопластика.
4
1
1
Вводное занятие.
1
1
2
2
Плоскостное изображение. «Подарки осени».
1
1
3
3
Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке», «Ангелочек».
1
1
4
4
Плоскостное изображение. «Динозавр»
1
1
III
Квиллинг.
3
1
5
Вводное занятие.
1
1
2
6
«Рамочка для готовых картин» 10х15.
1
1
3
7
Формирование композиционных навыков. «Цветы для мамы»
1
1
IV
Рисование на ватмане. «Портрет мамы».
2
1
11
Рисование на ватмане «Портрет матери». Эскиз.
1
1
12
Рисование на ватмане «Портрет матери». Оформление работы.
1
1
V
Бумагопластика.
3
1
13
Вводное занятие «Технология изготовления цветов на основе вырезания их деталей из бумаги».
«Букет георгинов», «Подсолнухи».
1
1
2
14
Оформление открытки к Дню матери.
1
1
3
15
Оформление открытки к Дню матери.
1
1
VI
Изонить.
1
16
Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе изонити.
2
1
1
2
17
«Зимние узоры»
2
2
3
18
«Снежные картинки»
2
2
VII
Изготовление ёлочных игрушек из папье-маше и крупы
2
2
19
Новогодняя игрушка. Символ года
1
1
20
Новогодняя игрушка. Символ года
1
1
VIII
Рисование пейзажей в технике «акварель»,
с использованием соли, крупы и стекла.
3
1
21
Вводное занятие.
1
1
2
22
«Зимние пейзажи».
1
1
3
23
«Зимние пейзажи».
1
1
IX
Вышивание лентами
4
1
24
Вводное занятие
1
1
2
25
Сумочка для телефона», панно «Весенние цветы»
1
1
3
26
«Сумочка для телефона», панно «Весенние цветы»
1
1
4
27
«Сумочка для телефона», панно «Весенние цветы»
1
1
IX
Расписывание разделочных досок, толкушек и лошадок элементами Городецкой, Хохломской росписей.
4
1
Вводное занятие. Техника безопасности.
1
1
2
Расписывание толкушки или лошадки.
1
1
3
Расписывание разделочных досок.
1
1
4
Расписывание разделочных досок.
1
1
XI
Холодный фарфор.
1
1
Изготовление поделок из холодного фарфора.
1
XII
Круглый стол
1
1
Итоговое занятие.
1
1
Итого: 31 часов
Содержание программы «Декоративное творчество»
Первый год обучения (31 ч.)
Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно - прикладного искусства, изготовление простейших декоративно - художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.
Введение: правила техники безопасности - 1ч.
Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.
Тестопластика - 4 ч.
1.Вводное занятие.
Историческая справка о солёном тесте. Свойства солёного теста. Его рецептура и изготовление.
2. Плоскостное изображение. «Подарки осени».
Теория. Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени.
Практическая часть. Показать прием «вливания одного цвета в другой».
3.Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке», «Ангелочек».
Теория Создание выразительного образа посредством полуобъёма и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.)
Практическая часть. Сплющивание, разглаживание поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством тестопластики. Разукрашивание работ.
4. Плоскостное изображение. «Динозавр».
Теория Особенности построения композиции доисторического периода.
Практическая часть. Создание сюжета о жизни динозавров, используя технику тестопластики. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения.
Квиллинг - 3 ч.
-
Вводное занятие.
Историческая справка о квиллинге. Основные виды скручивания полосок бумаги.
-
Изготовление рамочек для уже созданных картин.
Теория Композиция и цвет в расположении элементов на поверхности.
Практическая часть. Создание рамки для картины 10х15.
-
Формирование композиционных навыков. «Цветы для мамы».
Теория Формирование композиционных навыков.
Практическая часть. Создание картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы.
Рисование на ватмане - 2 ч.
1,2. «Портрет мамы».
Теория. Приёмы и способы изображения человека.
Практическая часть. Создание наброска и эскиза портрета по фотографии.
Бумагопластика - 3 ч.
1.Вводное занятие «Технология изготовления цветов на основе вырезания их деталей из бумаги». «Букет георгинов», «Подсолнухи».
Теория История возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой бумагопластики. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности.
2,3. Оформление открытки к Дню матери.
Теория Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и вырезание деталей цветов из бумаги.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и вырезание деталей цветов из бумаги.
Изонить - 3 ч.
-
Вводное занятие.
Теория. Алгоритм выполнения работы в технике изонити. Пространственные представления. Композиционные навыки. Инструктаж по технике безопасности при работе с шилом, иголкой, ножницами.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и техники «Изонить».
-
«Зимние узоры»
Теория. Выполнение работы в определённой последовательности, сочетание цветов.
Практическая часть. Изготовление картины в технике «изонить».
-
«Снежные картинки»
Теория. Выполнение работы в определённой последовательности, сочетание цветов.
Практическая часть. Изготовление картины в технике «изонить».
Изготовление ёлочных игрушек из папье-маше и крупы - 2 ч.
1,2.Новогодняя игрушка. Символ года
История возникновения символов. Последовательность выполнение работы.
Практическая часть. Выполнение работы с использованием аппликации и папье-маше, крупы.
Рисование пейзажей в технике «акварель»,
с использованием соли, крупы и стекла.-3 ч.
1.Вводное занятие.
Основные виды изобразительного искусства. Техника безопасности при работе с солью, стеклом. Правильное положение рук и туловища во время работы.
2,3. «Зимние пейзажи».
Теория. Основные приёмы изображения зимы акварелью.
Практическая часть. Создание эскиза зимнего пейзажа, рисование акварелью и оформление солью, крупой или стеклом.
Вышивание лентами - 4 ч.
-
Вводное занятие
Теория. История вышивания лентами. Инструктаж по технике безопасности при работе с иглой.
Практическая часть. Выбор понравившейся вышивки. Нанесение рисунка на канву.
-
«Сумочка для телефона», панно «Весенние цветы»
Теория. Основные приёмы вышивания лентами. Демонстрация изделий с вышитыми элементами.
Практическая часть. Вышивание лентами по эскизу.
-
«Сумочка для телефона», панно «Весенние цветы»
Теория. Что такое панно? Приёмы завязывания узелка. Вышивание цветов разной формы. Создание композиции
Практическая часть. Вышивание лентами по эскизу.
-
«Сумочка для телефона», панно «Весенние цветы»
Теория. Приёмы вышивания цветов и листьев различной формы. Создание композиции.
Практическая часть. Оформление готового изделия.
Расписывание разделочных досок, толкушек и коней элементами
Городецкой, Хохломской росписей - 4 ч.
1.Вводное занятие. История русских народных промыслов. Техника безопасности при работе с лаком.
2.Расписывание толкушки или лошадки.
Теория. Традиционные виды аппликации при расписывании толкушек. История русского народного костюма. Элементы Городецкой и Хохломской росписи. Покрытие лаком.
Практическая часть. Создание силуэта девочки или мальчика в русском народном костюме. Цветовое решение.
3,4. Расписывание разделочных досок.
Теория. Особенности построения композиции.
Практическая часть. Нанесение элементов росписи. Создание композиции с помощью гуаши и кисти. Покрытие лаком.
Холодный фарфор - 1 ч.
-
Изготовление поделок из холодного фарфора.
Теория. История развития и алгоритм изготовления холодного фарфора. Техника безопасности и ППБ.
Практическая часть. Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах (раскатывание.) Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством холодного фарфора. Разукрашивание работ.
Круглый стол - 1 ч.
-
Итоговое занятие. Подведение итогов, награждение сертификатами, грамотами и сладкими подарками всех участников «Города мастеров».
1год обучения (31ч.)
Первый год обучения направлен на приобретение и использование обучающимися умений и навыков при изготовлении изделий, работая по эскизам и образцам.
2 год обучения (31ч.)
Второй год обучения направлен на использование обучающимися приобретенных умений и навыков при изготовлении более сложных по технике выполнения изделия, работая по эскизам, образцам, схемам и доступным знаковым условиям.
3 год обучения (31ч.)
На третий год обучения, учащиеся закрепляют свои умения на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей.
4 год обучения (31ч.)
Четвертый год направлен на обучение учащихся проектной деятельности: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать как в собственной творческой деятельности, так и в работе малыми группами.
Список литературы
Основная литература:
-
Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев, Тамбов, 2004
-
Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно - методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов - организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов на Дону: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
-
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /Сост. Н. К. Беспятова. - М.: Айрис - пресс, 2003. - 176с. - (Методика).
Дополнительная литература:
-
-
Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно - прикладного творчества: учебно - методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. - Ростов р/Д: Феникс, 2006. - 347 с.: ил. - (Высшее образование).
-
-
Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский, Воронеж: НПО «Модек», 1997.
-
Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
-
Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. - 2006. - № 5. - С. 11-15.
-
Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек - сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1990. - 176 с.: ил.
-
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с. - (Стандарты второго поколения).]
-
Паньшина, И. Г. Декоративно - прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
-
Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1985. - 112с.
-
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. - М.: Просвещение, 2010.-111с. - (Стандарты второго поколения).
-
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 232 с. - (Стандарты второго поколения).
-
Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. - 2004. - №7. - С. 36-49.
-
Сборник авторских программ дополнительного образования детей /Сост. А. Г. Лазарева. - М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. - 312с.
-
Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. Салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 240с.
-
Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. - М.: Высш. шк., 1992. - 159с.
-
Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. - 2004. - №7. - С.9-14
Список литературы для детей
Основная литература:
-
В.С. Горячева, М.И. Нагибина. «Мастерилка. Сказку сделай из глины, теста и пластилина».Изд.: «Академия развития», 2009г.
-
Г.Н. Чаянова. «Мастерилка. Солёное тесто». Изд.: «Дрофа плюс», 2009г.
-
«Вышивка для души» /серия журналов за 2011г/
-
Т. Котова «Стильные штучки из кожи и ткани». Изд.: «АСТ-пресс», 2006г., М.
-
Э.Н. Евдокимова, О.П. Писаренко. «Холодный фарфор: цветочные фантазии своими руками», Изд.: «Феникс», 2013г., М.
-
Л.И. Бурундукова. «Волшебная нить». Изд.: «Просвещение», 2012г., М.
-
С.Ю. Лещинская. «Волшебная изонить». Изд.: «АСТ-пресс», 2006г.
-
А.Зайцева. «Квиллинг. Новые идеи для творчества» /Учебное пособие. Изд.: «ЭКСМО - ПРЕСС», 2010г., М.
-
Д. Боден Крейн. «Фантазии из бумажных лент. Миниатюрный квиллинг». Изд.: «КОНТЕНТ», 2011г., М.
-
Ольга Зайцева. Декоративные цветы из ткани, бумаги и кожи: практическое руководство. . Изд.»Эксмо - Пресс», 2009г., М.
-
Панакина Д. Е. Искусственные цветы в декоре одежды. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
-
Сухорукова Е. П., Чечулинская Л. Г. Искусство делать цветы. М.: Изд-во коммунального хоз-ва РСФСР, 1962.
-
Светлана Юрьевна Ращупкина. Вышивка шёлковыми лентами. Изд. «Владис», 2011.
Дополнительная литература:
-
Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 2006. - 224с., ил. - (Серия: «Бабушкин сундучок»).
-
Кузьмина Е. В., Четина Е. В. Бисер в интерьере /Е. В. Кузьмина, Е. В. Четина - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 157 с.: ил., [8] л. Ил. - (Город Мастеров).
-
Ляукина, М. В. Бисер. - М.: АСТ -ПРЕСС, 1999. - 176 с.: ил. - («Основы художественного ремесла»).
Терминологический словарь к программе «Декоративное творчество»
-
Барельеф - вид рельефа, в котором фигуры слегка возвышаются над фоном.
-
Бисер (бусины) - маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку.
-
Бисероплетение - вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия - создание украшений, художественных изделий из бисера, к которой, в отличие от других техник, где он применяется (ткачество с бисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером). Бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим.
-
Горельеф - вид рельефа, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.
-
Декоративность - общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.
-
Задача - то, что требует исполнения, разрешения. Это работа или часть ее, выполненная определенным способом в определенный период.
-
Инструкция - документ, содержащий правила, указания или руководства, устанавливающие порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.
-
Интерьер - художественно оформленное убранство помещения.
-
Квиллинг (англ. quilling - от слова quill «птичье перо») - искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
-
Композиция - строение, соотношение и взаимное расположение частей.
-
Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum - (произведение) посвящённое музам) - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
-
Народная игрушка - неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, специальный предмет, использующийся в детских играх.
-
Тестопластика - новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал - солёное тесто.
-
Рельеф - один из видов скульптуры, в переводе с французского, означает «выпуклое изображение на плоскости».
-
Силуэт - ограниченное контуром отображение чего-либо.
-
Символ - то, что служит условным знаком какого - либо понятия, явления, идеи.
-
Сувенир (фр. souvenir - воспоминание, память) - предмет, предназначенный напоминать о чём-то.
-
Технология - совокупность приемов, применяемых в каком - либо деле, мастерстве, искусстве.
-
Традиция - набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
-
Холодный фарфор - пластичная масса, идеальная для любых типов работ, масса похожа на пластилин, но намного лучше, так как высыхает и становится твёрдой.
Как говорится выше, из холодного фарфора можно лепить всё что угодно, это могут быть цветы, всевозможные статуэтки и т.п. -
Эскиз (фр. esquisse) - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз - быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.