- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по искусству для 9 класса
Рабочая программа по искусству для 9 класса
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бабичева Н.И. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное Казенное общеобразовательное учреждение
«Вишневская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании методического объединения эстетического цикла
Протокол №1
от 29.08.2015 г.
Председатель:_____А.В.Каськов
Согласована
с заместителем директора
по УВР
_______________ 2015 г.
Бабичева Н.И.___________
Утверждена
Приказом № 54
от 31.08.2015 г.
Директор школы: ________ П.И. Сасин
Рабочая программа
по искусству
Класс: 9
Количество часов в год: 34
Составлена на основе примерной программы основного общего образования. Искусство. - М.: Просвещение, 2010.
Составитель: Бабичева Наталья Ивановна, учитель I квалификационной категории
Вишнево - 2015
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 9 класса разработана на основе программы образовательных учреждений «Искусство 8-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской: Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» 4-е издание. Москва, Просвещение, 2011 год. Примерной программы основного общего образования. Искусство. - М.: Просвещение, 2010; методического пособия - рекомендаций по составлению рабочих программ по искусству. Москва, Дрофа, 2014 год; пособия для учителей «Искусство. Планируемые результаты» под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой, Москва, Просвещение, 2013 год; Устава Вишневской СОШ Беловского района Курской области; учебного плана школы; Положения об общеобразовательном учреждении; Локального акта о рабочей программе.
Содержание программы дает возможности реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
-
развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
-
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
-
формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
-
приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
-
овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействие на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
-
актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
-
культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями культуры;
-
формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
-
углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
-
воспитание художественного вкуса;
-
приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
-
формирование учений и навыков художественного самообразования.
Учебно-методический комплект: Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом, включающим программу по предмету «Искусство 8-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской, сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» 4-е издание. Москва, Просвещение, 2011 год), учебник «Искусство» 8-9 классы (Москва, Просвещение, 2014 год), фонохрестоматия музыкального материала 9 класс.
Количество учебных часов: В соответствии с учебным планом в 9 классе на учебный предмет «Искусство» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные.
Беседа, опрос, самостоятельная работа, творческая работа, конкурс, викторина, обучение работе с тестовыми заданиями, применение компьютерных технологий, экскурсии, выставки.
Преобладающие формы контроля: наблюдение, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, устный опрос, музыкальная викторина, тестирование. Контроль массовый, выборочный, индивидуальный.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№
п/п
Тема раздела
Кол-во
часов
1.
Воздействующая сила искусства.
8 ч.
2.
Искусство предвосхищает будущее.
6ч.
3.
Дар созидания. Практическая функция искусства.
13 ч.
4.
Искусство и открытие мира для себя.
7 ч.
Итого: 34 ч
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ - 32; уроков-бесед - 1; обобщающих работ - 1.
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения искусства ученик 9 класса должен
Знать/понимать:
-
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов, режиссеров и т.д., узнавать наиболее значимые их произведения;
-
взаимодействие музыки с другими видами искусства, на основе осознания специфики языка разных видов искусств;
-
иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;
Уметь:
-
определять принадлежность художественных к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
-
размышлять о знакомом произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах и формах ее воплощения;
-
размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
-
находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
-
выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах ;
-
использовать знания о музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
-
описывать явления художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
развивать умения и навыки художественно-эстетического самообразования: формирование фонотеки, видеотеки, посещение концертов, театров, музеев и т.д.;
-
проявлять творческую инициативу, участвуя в художественно-эстетической жизни класса, школы.
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 8 часов.
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.
Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.
Примерный художественный материал:
Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.
Изобразительное искусство. Наскальная живопись, языческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триумфальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Реклама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная живопись (панно, мозаики, граффити).
Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофьев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная отечественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Высоцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).
Литература. Произведения поэтов и писателей XIX- XXI вв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.
Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40-50-х гг. XX в. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
-
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.
Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскадровки мультфильма рекламно-внушающего характера.
Подбор и анализ различных художественных произведений, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.
Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 6 часов.
Порождающая энергия искусства - пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.
Примерный художественный материал:
Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их
художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,
93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведения Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).
Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика (А. Шенберг, К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.
Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стругацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоминания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Капитан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).
-
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявления скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства и обоснование своего мнения.
Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.
Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция - 13 часов.
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.
Примерный художественный материал:
Изучение особенностей художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоративно-прикладным искусством в разные эпохи.
Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донателло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).
Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся классических музыкальных произведений - по выбору учителя).
Литература. Произведения русских и зарубежных писателей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лесков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе - по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахназарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).
-
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектирование детской игровой площадки; изготовление эскиза-проекта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или дизайна интерьера школьной рекреации, столовой.
Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.
Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предмета быта.
Разработка и проведение конкурса «Музыкальные пародии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьному музыкальному спектаклю. Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.
Проведение исследования на тему «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных».
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 7 часов.
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства - новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.
Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.
Примерный художественный материал:
Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.
Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красоты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о системе мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.
Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Вокально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).
Литература. Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев - из программы по литературе по выбору учителя).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шумахера и др. (по выбору учителя).
-
Художественно-творческая деятельность учащихся:
Исследовательский проект «Пушкин - наше все» - воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусства. Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео- и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.
6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№
п/п
Наименование раздела и тем
Кол-во часов
Дата проведения
Прим.
По плану
Факти-чески
Воздействующая сила искусства
8 ч.
1
Искусство и власть.
2
2
3
Какими средствами воздействует искусство?
2
4
5
Храмовый синтез искусств.
2
6
7
Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.
2
8
Искусство предвосхищает будущее.
6 ч.
9
Дар предвосхищения.
1
10
Какие знания дает искусство?
1
11
Предсказания в искусстве.
1
12
Художественное мышление в авангарде науки.
1
13,14
Художник и ученый.
2
Дар созидания. Практическая функция.
13ч.
15
Эстетическое формирование искусством окружающей среды.
1
16
Архитектура исторического города.
2
17
18
Архитектура современного города.
1
19
Специфика изображений в полиграфии.
1
20
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.
1
21
Декоративно-прикладное искусство.
1
22
Музыка в быту.
1
23
Массовые, общедоступные искусства.
1
24
Изобразительная природа кино.
1
25,26
Музыка в кино. Особенности киномузыки.
2
27
Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.
1
Искусство и открытие мира для себя.
7 ч.
28
Вопрос себе как первый шаг к творчеству.
2
29
30
Литературные страницы.
1
31
Исследовательский проект «Пушкин - наше все»
Итоговый урок.
4
32
33
34
7. Методическое обеспечение программы
Список научно-методической литературы.
-
«Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно - правовых документов и методических материалов), М.,ИЦ «Вентана - Граф»,2008г.
-
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
-
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
-
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
-
«Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
-
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
-
Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
-
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
-
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
-
«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
-
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
-
«Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
-
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
-
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
-
Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Искусство 8-9 класс»
-
Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
-
Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 - 7 классы», М., Просвещение, 2005г.
-
«Хрестоматия музыкального материала»
-
Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5-11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной - М., 2005;
-
Сергеева Г П. Музыка 5-9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. - М., 2006,
-
Изобразительное искусство и художественный труд: 1-9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. - М., 2005.
MULTIMEDIA - поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/
Сайты для работы:
1.school.univertv.ru/ - видеоуроки
2.ped-sovet.ru/
3.rusedu.ru/
4.metodisty.ru/
5.proshkolu.ru/
6.openclass.ru/
7.forum.in-ku.com/
8.zavuch.info/
9.artandphoto.ru/themes.php?id=4&page=30 - репродукции
10.torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=832959 - видео по изо
11.koob.ru/books/draw/ по ИЗО - репродукции.
12.shatiskusstvo.ucoz.ru/ - школьникам о животных
Сайты музеев:
о getty.edu/art/exhibitions/devices/
ohermitage.ru
orusmuseum.ru
oartsedge.kennedy-center.org/
osom.ru/Resources/Moreva/st
art.edu-studio.narod.ru
Цифровые образовательные ресурсы
Для поиска дополнительной информации и подготовки к занятиям по изобразительному искусству рекомендую обратиться к следующим сайтам:
1. "Art project" - энциклопедия искусств. История мирового искусства. Картинные галереи. Адреса музеев. Страницы арт-школы и виртуальной академии фотоискусства: учебные материалы, artproj ekt.ru/
2. "Планета Small Bay" - арт-портал. Электронная библиотека. Фотографии работ великих мастеров живописи и скульптуры, шедевров архитектуры и др. Статьи. Манускрипты и рукописи, smallbay.ru/
3. "История изобразительного искусства" - информация о выдающихся художниках разных эпох, картины художников разных стран, характеристика стилей. Информация о музеях: Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея. Государственный Русский музей и др. arthistory.ru/
4. "Всеобщая история искусств" - энциклопедия. Материалы по истории Древнего мира, artyx.ru/
5. "Живопись.ру" - энциклопедия живописи. Картинная галерея, биографии русских художников, iivopis.ru/
6. "Art-каталог" - собрание живописи и графики. Галерея картин известных художников, биографии, art-catalog.ru/
7. "Автопортрет в мировой живописи" - автопортреты и портреты художников разных стран, izoselfportrait.narod.ru/
8. "Импрессионизм" - история импрессионизма. Список художников-импрессионистов, биографии и картины художников. О собраниях картин импрессионистов в крупных музеях мира. Словарь специальных терминов. impressionism.ru/
9. "История архитектуры" - описание архитектуры Древнего мира, античной и средневековой архитектуры. Характеристика архитектурных стилей. http: // arhi tekto. ru/
10. "Музеи Европы" - информация о европейских музеях изобразительных искусств, биографии художников, картины, nearyou.ru/
11. "Плакаты.ру" - собрание отечественных плакатов: агитационных, военных, социальных, рекламных, кино плакатов начиная с конца XIX века. Тематические галереи с поиском, предпросмотром, в большом разрешении, plakaty.ru/
12. Справочник по изобразительному искусству. Краткие биографии и картины известных художников XV-XX в. artclassic.edu.ru/
13. "Шедевры Эрмитажа. Старые мастера". Галерея картин известных художников с комментариями, kulturamira.ru/
14. Товарищество передвижных художественных выставок. История создания товарищества. Биографии художников-передвижников и их работы, tphv.ru/
15. "График" - об искусстве графики. История искусства графики, уроки рисунка, работы современных художников. Форум, graphiс. or g. ru/
16. Архитектурные стили - http: //gi gart.ru/Architectural_styles. html; pages.marsu.ru/arch.