Исследовательская работа ученика Что такое табани

Эта работа- продукт проведенного исследования обучающимся под моим руководством об удмуртском национальном блюде табани, традициях и обычаях, связанных с этим блюдом; приведен рецепт приготовления этого блюда, анекетирование среди сверстников. Также была проведена беседа с  прабабушкой юного  исследователя, которая является участником трудового фронта во время Великой Отечественной войны. Она поделилась своими воспоминаниями о войне, о том как работали. жили, что ели, как ждали и верили  в Побед...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «ТУРЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

АГРАРНОГО НАПРАВЛЕНИЯ», БАЛЕЗИНСКОГО РАЙОНА,

УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ





















Исследовательская работа



ТЕМА: «ЧТО ТАКОЕ ТАБАНИ»













Автор: Семенов Даниил,

6 класс







Научный руководитель:

Семенова Елена Геннадьевна,

учитель начальных классов



















с. Турецкое, 2015 г





Содержание



Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Табани - удмуртское национальное блюдо………………………4



  1. Что такое табани………………………………………………………….4



  1. Традиции и обычаи удмуртов, связанные с табанями………………..6



  1. Тема табаней в творчестве удмуртских писателей, художников…….7

Глава 2. Знание и употребление удмуртами своих национальных блюд…..9



2.1. Что ели мои предки……………………………………………………….9

2.2. Анкетирование учащихся……………………………………………….11

Заключение…………………………………………………………………….12

Список использованной литературы…………...…………………………...13

Приложение……………………………………………………………………14



























Введение

Кто не любит вкусно поесть? Конечно же, все. Вот и я люблю. Особенно обожаю бабушкины табани. Это удмуртское национальное блюдо, похожее на русские блины. Однажды, поедая очередной табань, я задался вопросом: «Какова история происхождения этого блюда, откуда они? Как их правильно готовить? Как ели раньше?»

Я провёл исследовательскую работу на тему: « Что такое табани» и поставил перед собой цель: изучить историю происхождения табаней, связанные с ними обычаи и традиции.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  1. Изучить литературу, Интернет-ресуры по данной теме, собрать необходимую информацию.

  2. Узнать, как и с чем раньше ели табани.

  3. Побеседовать с моими родными.

  4. Провести анкетирование среди моих одноклассников, друзей.

  5. Обобщить полученную информацию и создать компьютерную презентацию в программе Power Point.

Я считаю мою работу актуальной, потому что нельзя забывать свои корни, необходимо помнить и чтить историю своего народа.

Объект исследования: удмуртское национальное блюдо табань.

Предмет исследования: история происхождения табаней, связанные с ними традиции и обычаи.

Методы исследования: изучение литературы и Интернет-ресурсов, обобщение собранного материала, опрос и анкетирование, фотографирование, составление компьютерной презентации.

Изучение литературы и опрос родных дал положительный результат, я получил ответы на интересующие меня вопросы. А вот «всезнающий» Интернет не оказался таковым по этому вопросу. Он говорит, «что табань - это толстый дрожжевой блин» или «вотяцкий род толстых блинов» (из словаря В. Даля). Некоторые сайты дают рецепт, но не указывают на принципиальный способ приготовления этого блюда, только один сайт (liveudm.ru) отмечает, что «разумеется, настоящие удмуртские табани выпекаются в большой печи». Интересное слово нашёл на сайте my-dictionary.ru/: «Табанить- это грести в обратную сторону, для движения лодки кормой вперед, для поворота. Табань одним левым!»

Планируемый результат. Итогами исследовательской работы является представление материала в виде компьютерной презентации (Приложение 1) на научно-практической конференции, на школьном сайте, на классном часе.

Глава 1. Табани - удмуртское национальное блюдо

  1. Что такое табань

В кухне любого народа всегда есть несколько блюд, которые определяют его национальное лицо. Русские блины и пироги, украинские вареники и борщ, бухарский плов и белорусские драники и многие-многие другие блюда. В удмуртской народной кухне также есть блюда, в одинаковой степени любимые всеми. К ним относятся перепечи, жуко мильым, табань и пельмени. Кроме табаней, во всех остальных используется пресное тесто.

Табань - удмуртское популярное праздничное хлебное блюдо в виде лепёшки из кислого теста. Эти кислые лепёшки пекли из всех видов муки, употреблявшихся в пищу удмуртами: ржаной, пшеничной, овсяной, гречневой, гороховой. Название «табань» произошло от удмуртского слова «таба» - «сковорода», т.к. на ней пекут табань.

Табань пекли не только по праздникам, но и по воскресеньям. Так же, как и для хлеба, тесто для табаней замешивают накануне с вечера, т.к. у удмуртов принято готовить табань на завтрак. От хлебного оно отличается лишь более жидкой консистенцией. Во время брожения тесто несколько раз обминают.

Утром вся семья садилась за стол, на котором уже были расставлены тарелки и блюдца с приправами к табаням. В зависимости от времени года они были наполнены различными приправами: летом - толчёными ягодами, мёдом, творогом. Осенью и зимой набор приправ богаче и разнообразнее - это коровье масло, сметана, неснятое мороженое молоко, которое вначале настругают, а затем, холодное взбивают, холодное жидкое картофельное пюре, грибы и другие.

Табани пекут во всю сковородку перед горящей печью у самого её устья, где жар наиболее оптимален для их печения; перед едой обязательно смазывают каким-либо топлёным животным салом, реже - маслом, и затем обмакивают в приправу.

В удмуртской традиционной кухне существуют локальные различия в приготовлении табаней. Удмурты, живущие в юго-западной части республики, издавна ели табани очень своеобразно - с зыретом (подливой). Для зырета не требуется большего количества продуктов, достаточно молока, яиц, муки. Но для приготовления подливы необходимы особая тщательность и внимание. Тогда зырет получается нежным, мягким, без единого комочка.

Этнографически точное описание приготовления табаней с зыретом имеется в романе М.Петрова «Вуж Мултан» («Старый Мултан»).

«У тётки Дукъи блины и зырет удались на славу. Чтобы маслить блины, она принесла из чулана для дорогих гостей новенькие, чистенькие гусиные перья. На двух раскалённых сковородах пеклись пышные блины. Тётка Дукъя с необычайной для её возраста бойкостью сбрасывала готовые блины на широкую гладкую дощечку с ручкой, сделанную из липы для этой цели, и тут же ловко заливала тестом сковороды. На дощечке уже красовалась порядочная стопка горячих блинов.

- А как зырет, мама?

- Зырет удался, сынок, только будут ли они кушать, наверное, никогда и не пробовали.

Намасленные блины Дукъя намазывала ещё зыретом и прямо на дощечке разрезала на четыре части.

Короленко лукаво поглядывал на Баранова, а тот не знал, как подступиться к блинам, намазанным зыретом.

- Вы, Александр Николаевич, кажется, вилки ждёте? А вы вот так! - и Короленко поддел четвертушку блина тремя пальцами…

Видя, что Баранов очень уж неловко справляется с блинами, Илья Фомич сказал хозяйке по-удмуртски:

- Ты, тётя Дукъя, блины зыретом не мажь, а налей его во что-нибудь и поставь перед каждым…

И она поставила перед гостями блюдечко с зыретом…»

Северные удмурты едят ещё одну разновидность лепёшек - «курег пузэн табань», намазывая их сверху взбитым яйцом с зелёным или репчатым луком и запекая обычным способом.

Табань - удивительно сытное блюдо. Старики, рассказывая о своём детстве, говорили, что, поев утром табаней, до вечера были сыты.











1.2. Традиции и обычаи удмуртов, связанные с табанями

С блюдом табань у удмуртов связано несколько обычаев, уходящих корнями в глубь веков. Я узнал о двух из них.

«Пукон табань»

Это празднество справлялось по окончании полевых работ, осенью. Девушки заранее собирали на стряпню яйца, масло, муку и прочие продукты, затем выбирали чью-нибудь избу, там стряпали и приглашали гостей.

В гости обычно приглашали вечером. Собиралась молодёжь. По приезду гостей накрывался стол и начинался сам праздник с играми. На этих вечерах холостые парни присматривали невест, - «пукылизы» - «пукон» - «посиделки».

После ужина время приходит игре.

«Чожи табань»

С давних времён на селе кормилицей семьи считалась корова. Хозяева всегда с нетерпением ждали отёла коров. Молились, чтобы телёнок родился здоровым, крепким. Сразу после рождения телёнка молозьево («чожи йол») оставляли для табаней, чтобы приготовить зырет. Недели через две приглашали близких родственников. Первыми за стол сажали детей, а взрослые садились по углам стола.

Во время угощения хозяин дома подходил к любому из сидящих детей и стукал деревянной ложкой по лбу. Это означало: телёнок боднул. Не от обиды, а от неожиданности ребёнок начинал плакать, но «обида» быстро проходила, все начинали шутить, смеяться. Гости желали хозяевам, чтобы телёнок был быстроногим, шустрым. После вкусного, сытного обеда взрослые пели песни, а дети играли.

Вероятно, были ещё другие обычаи и традиции, связанные с табанями, но я узнал только об этих двух.









  1. Тема табаней в творчестве удмуртских писателей, художников

Свою любовь, тёплое отношение к табаням удмурты выразили и в фольклорных, и в литературных произведениях, в народных играх.

Поговорки:

Нырысь табанез зыреттэк сиё. (Первый табань едят без зырета).

Кот сюмаку воямтэ табань но ческыт. (Когда голоден, табани и без масла вкусны).

Табанез сиемлэсь азьло вояло. (Табань мажут маслом до еды).

Считалка:

Таба, таба, табапуд,

Вань семьямы жок сьорын.

Анай берга гур дурын,

Табань пыже пось гурын.

Стихотворения:

Табань - со киосын лэсьтэм шунды.

Вань шунытэ люкаське нянь борды.

Т. Чернова

Арня-а яке праздник карыса,

Пыжо ке зыретэн табань сиыны,

Со вой полын ке табань пирса,

Эх, мар солэсь но ческытэз вань!

Зыныз ке волдиське быдэс корка,

Шумпотонэн кадь шулдырске мылкыд.

Табань вандэс чиньыос йылын берга,

Кот буйгамон ик бускылес, ныгыт.

Таче шулдыр дыръёс вайылыса,

Тазьы ик котьку праздник карыса,

Нылкышноос мед пыжозы табань.

А.Белоногов

Учке ай ти ми шоры-

Вань семьямы жок сьорын.

Анай берга гур дурын,

Табань пыже пось гурын.

Жок вылэ табань вуттиз-

Горд шунды кадь воректиз.

Воям, сылал пызьнаса,

Посеныз табань буса.

Ой, табань ческыт вылэм,

Лосъяське шомыз лудлэн.

Сиыса чыжектимы,

Сэзь но кужмо луимы.

Я, табере тон, анай,

Мын, жок сьоры пуксьы ай.

Вай ми табань пыжомы,

Жадемдэ веськатомы.

В. Кириллов

Песня:

(Музыка Н.Постникова, слова Л.Ганькова)

Котькыче изэм пызьлэсь:

Чабейлэсь но сезьылэсь,

Кожылэсь но чожилэсь-

Удмуртъёс пыжо табань.

Чырсамын нынь шумесын

Пыжемын со гур пушкын.

Воямын нокы войын,

Зырамын йол зыретэн.

Припев: Эх, табань, табань, табань!

Туж ческыт та пось табань!

Эх, табань, табань, табань!

Табань зын волске гуртлань…

Эх, табань, табань, табань!

Туж ческыт та пось табань!

Эх, табань, табань, табань!

Арнянунал сииськом гань-гань…

Игра «Пось табань» («Горячий табань»)

Дети встают в круг. «Пось табань» - за кругом. Он говорит:

Пань-пань котэм нянь!

Табапуд вылын табань.

Пань-пань котэм нянь!

Жоггес вамышты азьлань!

Пань-пань котэм нянь!

Тани тыныд пось табань!

После этих слов, ведущий задевает кого-то стоящего в круге. «Пось табань» бежит в одну сторону, задетый ребёнок - в другую. Кто придёт на место последним, то становится «пось табань».

Удмуртский художник Семён Виноградов любовь к табаням показал в своей одноимённой картине «Табани». (Приложение 1) На картине наглядно показано деревенское утро за столом, когда вся семья в сборе, хозяйка угощает любимым блюдом и все радуются новому дню.

Глава 2. Знание и употребление удмуртами своих национальных блюд



2.1. Что ели мои предки

Знакомясь с историей происхождения табаней, я побеседовал со своей прабабушкой Лекомцевой Алевтиной Даниловной. Ей 86 лет, она, к счастью, находится в здравом уме, до сих пор помнит всю таблицу умножения, знает наизусть несколько детских стихотворений и умеет считать на немецком языке до десяти, хотя училась в школе только до пятого класса, пока был жив её отец. Как-то незаметно наша беседа вышла на разговор о войне. Прошло 70 лет со дня Великой Победы, но бабушка до сих пор не может спокойно, без слёз рассказывать о тех страшных годах, очень расстраивается:

«Вот ты, Данилка, спрашиваешь, что мы раньше ели, как пекли табани… Какие там табани, перепечи… Когда началась проклятая война, мне, как и тебе, было 12 лет. Отца уже не было, поэтому школу пришлось бросить и идти работать. А так хотелось учиться! Я всю жизнь прожила с этим неисполненным желанием! Я сейчас даже представить не могу, что в твоём возрасте уже пришлось выполнять всю мужскую работу, как запрягали быков вместо лошадей, т. к. лошади умирали от чесотки. Быки, конечно, не слушались, вырывались и убегали.

Начала работать в колхозе. На овцеферме доили овец. У нас это не получалось, овцы брыкались и убегали. Молоко, как нам говорили, идёт на изготовление брынзы для солдат. Я так за всю жизнь и не поняла, что это такое. За работу денег не давали, записывали трудодни. За каждый трудодень давали 400 граммов муки и всё. Мы и этому были рады. А разве ты сегодня будешь сыт только одной мукой? Если работали на сенокосе и выполняли норму, то давали 1 кг муки. Мучной суп варили прямо там же, на лугу, в общем котелке.

Вот только колхозная работа ничто по сравнению с тем, что всех нас ждало впереди - строительство железной дороги Ижевск-Балезино. От одного слова Кекоран поднимается давление. Что там было! Люди и лошади от голода, от бессилья падали и умирали прямо во время работы, никто их не подбирал. Людей было видимо-невидимо. Никто нас не кормил. Давали хлеб и муку. Был 1 час на обед. За это время, что успеешь приготовить, то и съешь. Мне немного повезло. По распределению я попала жить в дом к хорошим людям. Ребята постарше жили в балагане, там, конечно, условия были плохие. Ели любую мало-мальски съедобную траву, поверишь ли, что вокруг и крапивы уже не было, готовы были за неё драться, если находили. Иногда с сестрой сбегали домой, чтобы маме помочь по хозяйству, и снова возвращались, иначе посадили бы в тюрьму. А как и на чём мы добирались - это отдельная история! Так и работали: летом - на строительстве дороги, зимой - в лесу, на лесоповале. В последний день работы на строительстве дороги выплачивали деньги - 170 рублей! Мы с сестрой тоже встали в очередь, простояли до самого вечера, но ничего не получили. Людей было, как в муравейнике, очередь и не двигалась, парни шли по головам, друг друга убивали и просто умирали от слабости там же. Мы решили, что уж лучше останемся живыми и ушли.

Но, не смотря ни на что, мы всегда верили, что война закончится, мы победим. Только эта вера и помогла выжить. Сама удивляюсь, как мы всё это вытерпели, выстрадали, всё успевали делать. Ведь даже огород умудрялись садить и всю войну держали корову, куриц. Садили всё под лопату. Навоз таскали на носилках. Удивительно, но даже сама земля, словно нас жалела, всю войну был хороший урожай картошки, даже в яму закладывали для лучшего сохранения до весны. Только однажды у нас всю картошку из ямы украли. Сколько мы тогда плакали… Кроме того, садили капусту, морковь, свёклу. Семена делали сами. Иногда на картошку меняли рыбу. Мясо всю войну не ели…»

Каждый новый день бабушка начинает и провожает молитвой за здравие всех своих детей, внуков, правнуков, всем просит мира и добра. Говорит, что всё можно пережить, лишь бы не было войны, лишь бы всем нам, молодым, не пришлось увидеть и вытерпеть всё то, что пришлось выстрадать тому далёкому военному поколению. Будет мир - будет и хлеб, и табани, и всё другое.















2.2. Анкетирование учащихся

В ходе выполнения своего исследования, мне захотелось выяснить, а знают ли мои друзья, одноклассники, что такое табань. Мы разработали анкету, в которой было четыре вопроса:

  1. Знаешь ли ты, что такое табань?

  2. Ел ли ты их когда-нибудь?

  3. Знаешь ли ты какие-нибудь обычаи, связанные с табанями?

  4. Кто их для тебя готовит?

В анкетировании участвовали 10 человек, учащиеся 6-7 классов, все являются удмуртами. Результаты представлены в диаграмме (Приложение 2)

К сожалению, следует отметить, что только 70% опрошенных учащихся знают, что такое табань и ели хотя бы один раз в жизни, но только 30% знают, что это удмуртское национальное блюдо. При этом никто не знает в чём принципиальное различие между русскими блинами и удмуртскими табанями и связанные с ними обычаи. Для 40% учащихся табани готовят только бабушки, а для 30% - мамы. Видимо, современные мамы забывают о своих корнях, не знакомят детей с национальными блюдами. Наверное, и с вкусной едой, её историей, должны знакомить в школе, чтобы современные дети знали, что такое табани и другие блюда удмуртской кухни.

























Заключение

Моё исследование помогло узнать много нового, интересного об удмуртском национальном блюде - табани и о жизни советских людей в годы войны в тылу. Я получил ответы на все свои вопросы.

В наш стремительный век всё большее внимание стало уделяться сохранению, а во многих случаях и возрождению народных традиций, обычаев, обрядов. Проверенные веками, бывшие неотъемлемой частью народного образа жизни, они не должны забываться нами, потомками. Человек, не знающий прошлого - не имеет будущего. Наша жизнь должна наполняться многовековой народной мудростью и опытом, только должно быть не искусственное возрождение, а органично вписанное в современную жизнь.

В результате проведённого анкетирования, я понял, что, к сожалению, не все мои друзья знают, что такое табани и никогда их не ели. Что-то важное уходит из нашей жизни и виноваты в этом только мы сами. Всё живо, пока мы хотим этого, помним, в том числе и страшные страницы Великой Отечественной войны. На уроках истории мы изучаем факты, изложенные в учебниках, а живые воспоминания очевидцев тех событий помогают глубже осознать весь трагизм военного времени, история становится ближе и понятнее. Я горжусь тем, что мои предки с честью прошли все испытания, выпавшие на их долю. Я обязательно расскажу об их нелёгкой жизни, об удмуртских традициях своим детям, чтобы они тоже помнили и гордились.

Поговорите со своими родными, пока они живы, вам будет, что рассказать своим потомкам. Эти воспоминания бесценны. Они позволяют дополнить уже известные факты и узнать новые. Только так мы будем сильны перед нашими недругами, сильны своей памятью, правдой, корнями, уходящими далеко вглубь веков и держащими нас на Земле. И как сказал удмуртский поэт Владимир Романов: «Пусть в нашей жизни будет меньше дней без гостей в доме и без табаней».



















Литература

  1. Верещагин Г.Е. Вотяки Сарапульского уезда Вотской губернии. - Ижевск: Удмуртия, 1996.

  2. Владыкин В., Христолюбова Л. Этнография удмуртов. - Ижевск: Удмуртия, 1997.

  3. Петров М. «Старый Мултан». - Ижевск: Удмуртское книжное издательство, 1957 г.

  4. Поторочина Р.А. Чожи табань .- «Вордскем кыл», №2, 2008.

  5. Трофимова Е.Я. Как сложилась народная кухня удмуртов. Блюда удмуртской кухни. - Ижевск: Удмуртия, 1991.

  6. Семён Виноградов: Очерк творчества. - Ижевск: Удмуртия, 2000.

  7. Удмуртский фольклор: Пословицы, афоризмы и поговорки/ Составитель Т.Г.Перевозчикова. - Устинов: Удмуртия, 1987.





Интернет-ресурсы:

liveudm.ru

stranamam.ru

vorshud.unatlib.org.ru

bolshoyvopros.ru

gotovim.ru/national/udmurtskay/

my-dictionary.ru/







































Приложение 2.



да

нет

  1. Знаешь ли ты, что такое табани?

3

7

  1. Ел ли ты их когда-нибудь?

7

3

3. Знаешь ли ты какие- нибудь обычаи, связанные с табанями?

0

10

4. Кто их для тебя готовит?

4 человека- бабушки,

3 человека - мамы

-





























Приложение 1.





Презентация представлена на диске.


















































































© 2010-2022