Рабочая программа по дисциплине Метрология, стандартизация и сертификация

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ учреждение

«Себряковский технологический техникум»















рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Метрология, стандартизация и сертификация


для специальности среднего профессионального образования

15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)


















2015 г.


РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

Протокол заседания ПЦК № ____ _____________ Т.Ю. Фролова

__________________ Ю.В. Столбов «_____» ____________ 2015г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)

15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования.


Организация-разработчик: ГБПОУ «Себряковский технологический техникум»

Разработчик: Потапов Ф.П. преподаватель ГБПОУ «Себряковский технологический техникум»

Эксперты:

_______________________ _____________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

_______________________ _____________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)













СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12



























  1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Метрология, стандартизация и сертификация


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки работников в области монтажа и технической эксплуатации промышленного оборудования).


  1. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;

- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

- приводить несистемные величины измерений в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;

- основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества;

- терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

- формы подтверждения качества.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 179 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 119 часов;

самостоятельной работы обучающегося 60 часов.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

179

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

119

в том числе:


теория

49

практические занятия

70

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

60

в том числе:


- изучение конспекта лекций

46

- оформление отчетов по выполненным работам

24

Промежуточная аттестация форме экзамена

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Введение.

Содержание дисциплины и ее связь с другими дисциплинами учебного плана.

1

1

Раздел 1. Основы стандартизации.

12


Тема 1.1. Государственная система стандартизации.

Общие сведения ГСС. Функции ГСС. Виды стандартов.

2

1

Самостоятельная работа: изучение конспекта лекций.

2


Тема 1.2. Система стандартизации.

Цели стандартизации. Принципы стандартизации. Нормативные документы по стандартизации.

2

1

Самостоятельная работа: изучение конспекта лекций.

2


Практическая работа № 1. Работа со стандартами Государственной системы стандартизации.

6


Самостоятельная работа: оформление отчета по работе

2


Тема 1.3. Экономическое обоснование стандартизации.

Общие сведения. Показатели экономической эффективности.

2

1

Самостоятельная работа: изучение конспекта лекций.

2


Раздел 2. Стандартизация в различных сферах.

28


Тема 2.1. Стандарты, обеспечивающие качество продукции

Качество продукции. Группы стандартов. Показатели качества.

2

1

Самостоятельная работа: изучение конспекта лекций.

2


Тема 2.2. Экономия качества продукции

Общие сведения. Пути повышения качества продукции.

2

1

Самостоятельная работа: изучение конспекта лекций.

2


Тема 2.3. Государственная система обеспечения единства измерений

Общие сведения. Основные цели измерений. Единая система метрологического обеспечения.

2

1

Самостоятельная работа: изучение конспекта лекций.

2


Тема 2.4. Точность деталей взаимозаменяемость

Общие сведения. Взаимозаменяемость. Полная и неполная взаимозаменяемость. Внешняя и внутренняя взаимозаменяемость.

2

1

Самостоятельная работа: изучение конспекта лекций.

2


Практическая работа № 2. Методы стандартизации

6


Самостоятельная работа: оформление отчета по работе

2


Тема 2.5. Стандартизация точности гладких цилиндрических поверхностей

Отклонения от формы. Виды отклонений от формы. Виды размеров.

2

1

Самостоятельная работа: изучение конспекта лекций.

2


Практическая работа № 3. Допуски формы и расположения поверхностей.

6


Самостоятельная работа: оформление отчета по работе.

2


Практическая работа № 4. Определение предельных отклонений полей допусков.

6


Самостоятельная работа: оформление отчета по работе.

2


Раздел 3. Основы метрологии.

44


Тема 3.1. Общие сведения о метрологии

Метрология. Виды метрологии. Цели и задачи метрологии. Измерения. Условия измерения.

2

1

Самостоятельная работа: изучение конспекта лекций.

2


Тема 3.2. Международная система единиц СИ.

Физическая величина. Система единиц физических величин.

2

1

Самостоятельная работа: изучение конспекта лекций.

2


Практическая работа № 5. Физические величины и единицы их измерения

6


Самостоятельная работа: оформление отчета по работе.

2


Тема 3.3. Единство измерений и единообразие средств измерений.

Эталоны единиц физических величин

Эталон единицы физической величины. Виды и требования к эталонам.

2

1

Самостоятельная работа: изучение конспекта лекций.

2


Тема 3.4. Виды и методы измерений

Цель измерений. Классификация измерений. Методы измерения. Классификация. Методы оценки измерений.

2

1

Самостоятельная работа: изучение конспекта лекций.

2


Тема 3.5. Классификация средств измерений

Классификация СИ по конструктивному исполнению. Классификация СИ по метрологическим признакам.

2

1

Самостоятельная работа: изучение конспекта лекций.

2


Практическая работа № 6. Контроль размеров деталей штангенциркулем и микрометрическими инструментами.

6


Самостоятельная работа: оформление отчета по работе.

2


Практическая работа № 7. Контроль размеров деталей гладкими калибрами

4


Самостоятельная работа: оформление отчета по работе.

2


Тема 3.6. Метрологические свойства и метрологические характеристики

средств измерений

Метрологические свойства. Метрологические характеристики. Погрешность средств измерения. Классификация

2

1

Самостоятельная работа: изучение конспекта лекций.

2


Практическая работа № 8. Метрологические характеристики отчетных устройств.

6


Самостоятельная работа: оформление отчета по работе.

2


Практическая работа № 9. Погрешность средств измерений.

6


Самостоятельная работа: оформление отчета по работе.

2


Тема 3.7. Факторы, влияющие на результат измерения

Объект и субъект измерений. Метод измерений. Условия измерения

2

1

Самостоятельная работа: изучение конспекта лекций.

2


Тема 3.8. Государственный метрологический контроль и надзор

Общие сведения. Виды государственного метрологического контроля.

2

1

Самостоятельная работа: изучение конспекта лекций.

2


Раздел 4. Основы сертификации.

34


Тема 4.1. Сущность проведения сертификации

Общие сведения. Основные функции сертификации.

2

1

Самостоятельная работа: изучение конспекта лекций.

2


Тема 4.2. Цели и принципы подтверждения соответствия.

Цели подтверждения соответствия. Принципы подтверждения соответствия.

2

1

Самостоятельная работа: изучение конспекта лекций.

2


Практическая работа № 10. Ознакомление с правилами заполнения бланков сертификата.

6


Самостоятельная работа: оформление отчета по работе.

2


Тема 4.3. Формы подтверждения соответствия

Добровольное подтверждение соответствия. Обязательное подтверждение соответствия.

2

1

Самостоятельная работа: изучение конспекта лекций.

2


Тема 4.4. Порядок проведения сертификации.

Подача заявки. Рассмотрение заявки. Отбор образцов для испытания. Выдач сертификата.

2

1

Самостоятельная работа: изучение конспекта лекций.

2


Практическая работа № 11. Правила функционирования системы добровольной сертификации

6


Самостоятельная работа: оформление отчета по работе.

2


Практическая работа № 12. Сертификация

6


Самостоятельная работа: оформление отчета по работе.

2


Тема 4.5. Схемы сертификации.

Схемы сертификации. Требования к схемам сертификации.

2

1


Самостоятельная работа: изучение конспекта лекций.

2


Тема 4.6. Аккредитация испытательных лабораторий и органов по

сертификации

Цели аккредитации испытательных лабораторий. Принципы аккредитации испытательных лабораторий.

2

1

Самостоятельная работа: изучение конспекта лекций.

2


Тема 4.7. Международная сертификация

Сертификация в Германии. Сертификация во Франции. Сертификация в США. Сертификация в Японии.

2

1

Самостоятельная работа: изучение конспекта лекций.

2


Тема 4.8. Сертификация в различных сферах

Сертификация товаров текстильной и легкой промышленности. Экологическая сертификация. Сертификация средств индивидуальной защиты. Сертификация услуг общественного питания.

2

1

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Метрология, стандартизация и сертификация»

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- приборы и инвентарь;

- методические указания к практическим работам;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Коливая И.Л. Канке А.А. «Метрология, стандартизация и сертификация», Издат: Форум, Инфра -М. 2010 г.

  2. Е.В. Морякова «Основы метрологии, стандартизации и сертификации» Архангельск - 2006 г.

  3. В.Н. Стаценко, Б.Я. Карестелев «Метрология, стандартизация и сертификация», - ДВГТУ. Владивосток - 2008 г.

Дополнительные источники:

  1. А.А. Рорискина, Е.Н Канинина «Метрология, стандартизация и сертификация», - Саранск - 2012 г.

  2. В.А. Норин, В.Е. Гордиенко, Н.В. Овчинников «Метрология, стандартизация и сертификация», - Санкт - Петербург - 2009 г.




4. Контроль и оценка результатов освоения

Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения:


- использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;

Экспертная оценка устного опроса и

выполнения практической работы


- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;

Экспертная оценка устного опроса и

выполнения практической работы


- приводить несистемные величины измерений в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;

Экспертная оценка устного опроса и

выполнения практической работы


- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов

Экспертная оценка устного опроса и

выполнения практической работы


знания:


- задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;

Экспертная оценка устного опроса и

выполнения практической работы


- основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества;

Экспертная оценка устного опроса и

выполнения практической работы


- терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ

Экспертная оценка устного опроса и

выполнения практической работы


- формы подтверждения качества

Экспертная оценка устного опроса и

выполнения практической работы


5

© 2010-2022