- Преподавателю
- Другое
- Разработка урока Общие химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот
Разработка урока Общие химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кириленко Т.В. |
Дата | 20.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ "Железногорская средняя общеобразовательная школа №3"
УРОК ХИМИИ
В 10 КЛАССЕ
Тема урока:
«Общие химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот»
Автор: Кириленко Татьяна Владимировна
Учитель химии
2012 год
Тема урока:
«Общие химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот»
Цели урока:
Рассмотреть общие химические свойства карбоновых кислот.
Отработать навыки составления уравнений химических реакций.
Развивать умения анализа, обобщения и систематизации учебной информации.
Формировать навыки наблюдения.
Воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении лабораторной работы, соблюдая правила техники безопасности.
Оборудование: 1) раздаточный дидактический материал: инструктивные
карточки для выполнения лабораторной работы;
2) дидактический материал: тестовые задания, проверочная
работа;
3) на каждый стол - пробирки, держатель, спички,
спиртовки.
4) мультимедиапроектор;
5) презентация к уроку;
6) экран.
Реактивы: раствор уксусной кислоты;
цинк металлический;
оксид меди (II);
раствор гидроксида натрия;
раствор сульфата меди (II);
раствор карбоната натрия;
индикаторы: метилоранж, фенолфталеин.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Приветствие
-
Работа с журналом.
-
Объявление темы и целей урока. С помощью мультимедиапроектора на экране высвечиваются тема и цели урока.
-
-
Актуализация опорных знаний.
Мы с вами начали изучать карбоновые кислоты. Давайте немного вспомним.
-
Фронтальный опрос по вопросам.
а) Сформулируйте определение карбоновых кислот.
б) Какие виды классификации карбоновых кислот вам известны?
(1) по числу карбоксильных групп (одноосновные, двухосновные, многоосновные;
2) по характеру углеводородного скелета (предельные, непредельные, ароматические).
в) Перечислите тривиальные названия первых четырёх членов гомологического ряда предельных одноосновных карбоновых кислот.
г) Какая кислота лучше растворима: бутановая или гептановая? Почему?
-
Тестовое задание ( по проверке домашнего задания).
Предлагается тестовая работа «Карбоновые кислоты» в двух вариантах. Проводится инструктаж о выполнении тестового задания. Работа проводится через копировальную бумагу. Тексты тестового задания прилагаются.
Ответы:
Вариант 1.
I. 1 - г; 2 - в; 3 - г; 4 - в; 5 - в; 6 - б; 7 - а; 8 - б.
II. б, в, г, е, ж, з, и, м.
Вариант 2.
I. 1 - г; 2 - б; 3 - в; 4 - а; 5 - а; 6 - б; 7 - г; 8 - в.
II. б, д, з, к, л, н.
После выполнения задания учащиеся проверяют правильность с помощью эталонов ответа (взаимопроверка). Отметки за выполнение тестового задания (по критериям оценки) вносятся в оценочные листы самостоятельно. С помощью мультимедиапроектора на экране высвечиваются эталоны ответов и критерии оценки своей работы..
-
Изучение нового материала.
Запишите в тетради тему урока.
Сегодня мы с вами будем рассматривать общие химические свойства карбоновых кислот, свойства, в которых карбоновые кислоты и неорганические кислоты сходны.
Чтобы рассматривать их, давайте их вспомним.
- Перечислите общие свойства кислот.
- Кислоты - это электролиты, следовательно в растворе они диссоциируют. Как?
R ─ COOH ↔ R ─ COO - + H +
Сейчас мы рассмотрим химические свойства карбоновых кислот, проведём лабораторную работу. У учащихся на столах лежат инструктивные карточки для проведения лабораторной работы. Инструкция проведения лабораторных опытов демонстрируется на экран с помощью мультимедиапроектора.
Проводится инструктаж по технике безопасности:
1) Работа с кислотами, щелочами.
2) Работа с нагревательными приборами.
Лабораторная работа.
Опыт № 1. Действие на индикатор.
Учащиеся проводят опыт, инструкция проведения которого высвечивается на экран, пишут схему проведённой реакции и сравнивают свои ответы с ответом на экране.
Опыт № 2. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.
Учащиеся проводят опыт, инструкция проведения которого высвечивается на экран, пишут уравнение проведённой реакции и сравнивают свои ответы с ответом на экране.
Опыт № 3. Взаимодействие уксусной кислоты с оксидами металлов.
Учащиеся проводят опыт, инструкция проведения которого высвечивается на экран, пишут уравнение проведённой реакции и сравнивают свои ответы с ответом на экране.
Опыт № 4. Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями.
Учащиеся проводят 2 опыта, инструкция проведения которых высвечивается на экран, пишут уравнения проведённых реакций и сравнивают свои ответы с ответами на экране.
Опыт № 5. Взаимодействие уксусной кислоты с растворами солей.
Учащиеся проводят опыт, инструкция проведения которого высвечивается на экран, пишут уравнение проведённой реакции и сравнивают свои ответы с ответом на экране.
- Какой вывод мы можем сделать о свойствах карбоновых кислот? (Карбоновые кислоты сходны по свойствам с неорганическими).
- Мы провели с вами лабораторную работу. В оценочных листах оцените себя.
-
Закрепление.
Сейчас мы попробуем написать уравнения реакций с другими представителями карбоновых кислот:
I вариант - с муравьиной кислотой;
II вариант - с пропионовой кислотой.
На экран высвечивается задание для двух вариантов.
Проводится самопроверка с помощью медиапроектора для каждого варианта. Критерии выполненной проверочной работы - на экране. Ребята оценивают себя и отметку за работу выставляют в свои оценочные листы.
Проставьте в оценочные листы себе оценку за урок.
-
Домашнее задание.
-
§ 20, стр. 175 - 188.
-
упр. 6, 7, 9 - 12, стр. 189.
-
Итоги урока.
Оценки за урок.
-
Рефлексия.
-
Что нового вы сегодня узнали?
-
Продолжите фразу: Теперь я умею …
-
Продолжите фразу: После сегодняшнего урока я уже не сделаю ошибку …
-
Оцените результаты своей работы на уроке по пятибалльной шкале:
а) «5» -
б) «4» -
в) «3» -
г) «2» -
-
Урок закончен. Спасибо за урок!