• Преподавателю
  • Другое
  • Разработка урока Общие химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот

Разработка урока Общие химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот

Предлагается урок- практикум. Цели урока:  Рассмотреть общие химические свойства карбоновых кислот.  Отработать навыки составления уравнений химических реакций.Развивать умения анализа, обобщения и систематизации учебной информации.  Формировать навыки наблюдения.  Воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении лабораторной работы, соблюдая правила техники безопасности.  На уроке проводится фронтальный опрос, а также проверочная работа для закрепления полученных на уроке знаний.   На ур...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ "Железногорская средняя общеобразовательная школа №3"





УРОК ХИМИИ

В 10 КЛАССЕ








Тема урока:

«Общие химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот»













Автор: Кириленко Татьяна Владимировна

Учитель химии



2012 год

Тема урока:

«Общие химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот»



Цели урока:


Рассмотреть общие химические свойства карбоновых кислот.

Отработать навыки составления уравнений химических реакций.

Развивать умения анализа, обобщения и систематизации учебной информации.

Формировать навыки наблюдения.

Воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении лабораторной работы, соблюдая правила техники безопасности.


Оборудование: 1) раздаточный дидактический материал: инструктивные
карточки для выполнения лабораторной работы;

2) дидактический материал: тестовые задания, проверочная
работа;

3) на каждый стол - пробирки, держатель, спички,
спиртовки.

4) мультимедиапроектор;
5) презентация к уроку;
6) экран.


Реактивы: раствор уксусной кислоты;
цинк металлический;
оксид меди (II);
раствор гидроксида натрия;
раствор сульфата меди (II);
раствор карбоната натрия;
индикаторы: метилоранж, фенолфталеин.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

    1. Приветствие

    2. Работа с журналом.

    3. Объявление темы и целей урока. С помощью мультимедиапроектора на экране высвечиваются тема и цели урока.


  1. Актуализация опорных знаний.

Мы с вами начали изучать карбоновые кислоты. Давайте немного вспомним.

  1. Фронтальный опрос по вопросам.

а) Сформулируйте определение карбоновых кислот.

б) Какие виды классификации карбоновых кислот вам известны?
(1) по числу карбоксильных групп (одноосновные, двухосновные, многоосновные;
2) по характеру углеводородного скелета (предельные, непредельные, ароматические).

в) Перечислите тривиальные названия первых четырёх членов гомологического ряда предельных одноосновных карбоновых кислот.

г) Какая кислота лучше растворима: бутановая или гептановая? Почему?


  1. Тестовое задание ( по проверке домашнего задания).

Предлагается тестовая работа «Карбоновые кислоты» в двух вариантах. Проводится инструктаж о выполнении тестового задания. Работа проводится через копировальную бумагу. Тексты тестового задания прилагаются.

Ответы:
Вариант 1.
I. 1 - г; 2 - в; 3 - г; 4 - в; 5 - в; 6 - б; 7 - а; 8 - б.
II. б, в, г, е, ж, з, и, м.


Вариант 2.
I. 1 - г; 2 - б; 3 - в; 4 - а; 5 - а; 6 - б; 7 - г; 8 - в.
II. б, д, з, к, л, н.


После выполнения задания учащиеся проверяют правильность с помощью эталонов ответа (взаимопроверка). Отметки за выполнение тестового задания (по критериям оценки) вносятся в оценочные листы самостоятельно. С помощью мультимедиапроектора на экране высвечиваются эталоны ответов и критерии оценки своей работы..


  1. Изучение нового материала.


Запишите в тетради тему урока.

Сегодня мы с вами будем рассматривать общие химические свойства карбоновых кислот, свойства, в которых карбоновые кислоты и неорганические кислоты сходны.

Чтобы рассматривать их, давайте их вспомним.

- Перечислите общие свойства кислот.

- Кислоты - это электролиты, следовательно в растворе они диссоциируют. Как?

R ─ COOH ↔ R ─ COO - + H +

Сейчас мы рассмотрим химические свойства карбоновых кислот, проведём лабораторную работу. У учащихся на столах лежат инструктивные карточки для проведения лабораторной работы. Инструкция проведения лабораторных опытов демонстрируется на экран с помощью мультимедиапроектора.


Проводится инструктаж по технике безопасности:
1) Работа с кислотами, щелочами.
2) Работа с нагревательными приборами.


Лабораторная работа.


Опыт № 1. Действие на индикатор.

Учащиеся проводят опыт, инструкция проведения которого высвечивается на экран, пишут схему проведённой реакции и сравнивают свои ответы с ответом на экране.


Опыт № 2. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.

Учащиеся проводят опыт, инструкция проведения которого высвечивается на экран, пишут уравнение проведённой реакции и сравнивают свои ответы с ответом на экране.


Опыт № 3. Взаимодействие уксусной кислоты с оксидами металлов.

Учащиеся проводят опыт, инструкция проведения которого высвечивается на экран, пишут уравнение проведённой реакции и сравнивают свои ответы с ответом на экране.


Опыт № 4. Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями.

Учащиеся проводят 2 опыта, инструкция проведения которых высвечивается на экран, пишут уравнения проведённых реакций и сравнивают свои ответы с ответами на экране.


Опыт № 5. Взаимодействие уксусной кислоты с растворами солей.

Учащиеся проводят опыт, инструкция проведения которого высвечивается на экран, пишут уравнение проведённой реакции и сравнивают свои ответы с ответом на экране.


- Какой вывод мы можем сделать о свойствах карбоновых кислот? (Карбоновые кислоты сходны по свойствам с неорганическими).


- Мы провели с вами лабораторную работу. В оценочных листах оцените себя.


  1. Закрепление.


Сейчас мы попробуем написать уравнения реакций с другими представителями карбоновых кислот:
I вариант - с муравьиной кислотой;
II вариант - с пропионовой кислотой.


На экран высвечивается задание для двух вариантов.

Проводится самопроверка с помощью медиапроектора для каждого варианта. Критерии выполненной проверочной работы - на экране. Ребята оценивают себя и отметку за работу выставляют в свои оценочные листы.


Проставьте в оценочные листы себе оценку за урок.


  1. Домашнее задание.


  1. § 20, стр. 175 - 188.

  2. упр. 6, 7, 9 - 12, стр. 189.


  1. Итоги урока.

Оценки за урок.


  1. Рефлексия.

    1. Что нового вы сегодня узнали?

    2. Продолжите фразу: Теперь я умею …

    3. Продолжите фразу: После сегодняшнего урока я уже не сделаю ошибку …

    4. Оцените результаты своей работы на уроке по пятибалльной шкале:
      а) «5» -
      б) «4» -
      в) «3» -
      г) «2» -

Урок закончен. Спасибо за урок!

© 2010-2022