Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ на воспитательных занятиях

«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – я научусь» (Древняя китайская мудрость)   Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями обучения. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с такими  детьми.  Информационно-коммуникационные технологии в образовании ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ РХ «Черногорская (специальная) коррекционная школа-интернат

Устьянцева Нона Джемальевна, воспитатель

Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ на воспитательных занятиях.


«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне

действовать самому - я научусь» (Древняя китайская мудрость)

Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями обучения. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с такими детьми.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ)- это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования.

Использование ИКТ в работе открывает возможности:

  • представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;

  • создать положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания;

  • активизировать познавательную деятельность воспитанников;

  • оптимально использовать время на занятии;

  • видеть реакцию воспитанников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к воспитательным мероприятиям считаем, создание мультимедийных презентаций. Применение на занятиях электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, т.к. именно здесь возможно учесть специфику конкретной группы воспитанников, конкретный контингент детей с учетом их психического, физического и эмоционального уровня развития.

Использование мультимедийных презентаций в педагогической деятельности способствует:

* повышению эффективности усвоения материала детьми;

* повышению скорости запоминания (включаются три вида памяти детей:

зрительная, слуховая, моторная);

* активизации и развитию высших психических функций, мелкой моторики

рук;

* формированию теоретического, творческого и рефлексивного мышления

обучаемых, повышению их интеллектуально-творческого развития;

* созданию дополнительных визуальных динамических опор для анализа

ребенком собственной деятельности;

* подготовке детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

Презентации используем на различных этапах совместной организованной деятельности:

  • В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

  • Как сопровождение объяснения презентации и ее элементов (схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.);

  • Как информационно-обучающее пособие;

  • Для контроля усвоения материала детьми.

Мультимедийные презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов занятия. При создании презентации сначала выстраиваем в систему тот материал, который нужно повторить или обобщить, разбиваем его на самостоятельные дидактические единицы - учебные эпизоды, каждый из которых составляет определенный слайд. Работая с отдельным слайдом, продумываем, за счет чего будет усилен обучающий эффект воспитательного материала: правильной последовательности подачи материала на экран, верным выбором эффекта анимации, цветовой гаммы, представлением печатного текста, который должен появиться на экране в заранее продуманное время.

Особое внимание на занятиях с применением компьютерной техники уделяется здоровьесберегающим технологиям: учитывается соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических требований к занятию. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны. Физкультминутку для воспитанников также может провести с помощью презентации. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

Использование созданных нами мультимедийных презентаций показало, что у воспитанников повысилась мотивация познания, что просматривается в результатах диагностики, проводимой в течение учебного года. Улучшилась результативность воспитания, повысился интерес к занятиям. Проведение занятий с применением мультимедийных презентаций - это мощный стимул в воспитании. При этом у нас появляется возможность проявить творческий подход к созданию и проведению современного, полноценного, интересного занятия.

Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате применения ИКТ в нашей школе - интернат, значительно повысился интерес педагогов в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей в конкурсах и проектах, активизировалась работа по созданию портфолио воспитанников. Каждый год наши воспитанники принимают участие в ряде городских, республиканских и международных интернет - конкурсах с применением ИКТ .

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов воспитанников, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.


Литература:

1. Гаврикова Л.П., Кремер О.Б., Подвальный С.Л. Управление индивидуализированным обучением в коррекционной школе. - Воронеж: Издательство «Научная книга»

2. Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIIIвида. Коррекционная педагогика - М., 2009.- №4(34)

3. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология - М., 2001. - № 3

4. Мохаммад Н.В. доклад «ИКТ в образовательном процессе» (pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.html)

5. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. М., 2001



© 2010-2022