- Преподавателю
- Другое
- Прграмма-сценарий проведения викторины по теме Трансформаторы
Прграмма-сценарий проведения викторины по теме Трансформаторы
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Андреева Л.Г. |
Дата | 09.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Чувашской Республики «Чебоксарский электромеханический колледж»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
Программа-сценарий
Проведения викторины
по теме « Трансформаторы »
для студентов
специальности 140613
Автор Андреева Леонилла Германовна
Согласовано
Председатель ЦК
__________/___Захаров А.М.___/
подпись ф.и.о. разборчиво
«____»____февраль__2014 г.
Утверждаю
Зам. директора по УМНР
__________/__Кузнецова О.Б.__/
подпись ф.и.о. разборчиво
«____»_февраль____2014_ г.
Пояснительная записка
Викторина является одной из форм активного обучения студентов.
Применение игровых методов обучения для контроля знаний позволяет повысить интерес студентов к изучаемой теме, их индивидуальную активность и раскрывает дополнительные возможности для взаимодействия студентов в коллективе.
Программа содержит план проведения и комплекс заданий для проведения викторины по теме «Трансформаторы».
Разнообразный характер заданий позволяет более полно раскрыть степень усвоения теоретических знаний и выявить практические умения по расчету параметров и составлению и сборке схем включения трансформаторов
Программа-сценарий может быть использована для контроля знаний по теме «Трансформаторы» на уроках по МДК 01.01 «Электрические машины и аппараты » или для проведения внеурочного конкурса между группами технического факультета в Чебоксарском электромеханическом колледже.
Введение
В среднем профессиональном образовании используются методы активного обучения, к которым и относится проведение викторины.
При этом создается комфортная среда обучения, что позволяет в полной мере развивать способности студентов, активизировать процесс обучения.
Викторина реализовывает несколько видов учебной деятельности: теоретическую и лабораторно - практическую. Разнообразный характер заданий делает урок и ли мероприятие интересным и содержательным, что позволяет преподавателю более полно оценить работу каждого студента. Подготовительный этап викторины дает возможность вовлекать в работу слабых студентов и раскрывать их индивидуальные способности.
СОДЕРЖАНИЕ стр
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 3
-
План проведения викторины 5
-
Контрольные вопросы 7
-
Схемы для исследования трансформатора 7
-
Задача 8
-
Рабочая тетрадь 8
-
Образцы работ
-
Ответы на вопросы 10
-
Эталон решения задачи 10
-
Эталон рабочей тетради 11
-
Протокол члена жюри 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ 13
-
План проведения викторины по МДК 01.01
«Электрические машины и аппараты »
Тема «Трансформаторы»
1 ЭТАП (подготовительный)
Студентам дается задание придумать название команды, подобрать эмблему, придумать девиз и приветствие для соперников
Также необходимо составить для соперников 5 вопросов и задачу по теме «Трансформаторы» на 5 действий.
Критерии оценки: Эмблема, девиз и приветствие - 3 балла (мах);
Норма времени: 10 минут.
2 ЭТАП
Задание 1.
Участники задают командам соперникам по 2 вопроса (заранее заготовленные капитанами команд). Если команда не знает ответа, тогда может ответить другая команда.
Критерии оценки: правильный ответ на вопрос 2 балл, на вопрос команды отвечающих соперников 3 балла.
Задание 2.
Ведущий (преподаватель) задает вопросы каждой команде ( от 5 до 10). Если команда не знает ответа, тогда может ответить команда соперников.
Критерии оценки: правильный ответ на свой вопрос 1 балл, на вопрос команды соперников 2 балла.
Норма времени: 10 минут.
3 ЭТАП
Задание 1. Соберите схему включения трансформатора в режиме холостого хода
Задание 2. Соберите схему включения трансформатора в режиме короткого замыкания.
Задание выполняют по 2 человека с команды поочередно. По итогам выполнения задания проставляются баллы. Оцениваются следующие показатели: время- первые получают 3 балла вторые 2 балла а третьи 1 балл., правильность с первой проверки -3 балла, со второй проверки 1 балл.
В случае, если студент может сходу рассказать порядок выполнения работы с указанием величин которые будут сниматься в ходе проведения опыта назначаются дополнительные баллы от 1 до 3.Максимальное количество баллов по заданию 9 баллов.
4 этап Команды делятся на две подгруппы
Задание для первой подгруппы:
Решение задачи по нахождению параметров трансформатора по заданию преподавателя
Задание для второй подгруппы:
Решение задачи соперников по нахождению параметров трансформатора
Критерии оценки: 5 баллов за каждую правильно решенную задачу.
5ЭТАП
Заполнение рабочей тетради по теме « Параллельная работа трансформаторов»
Критерии оценки: 5 баллов за каждую правильно решенную задачу.
6 ЭТАП
Подведение итогов. Награждение по номинациям:
1.Команда-знаток электрических машин.
2.Лучший знаток электрических машин.
Контрольные вопросы
-
На каком законе основана работа трансформатора?
-
Куда идут потери холостого хода и короткого замыкания?
-
Почему в нагруженном трансформаторе вторичное напряжение отличается от вторичной ЭДС?
-
Что произойдет и почему, если понижающий трансформатор включить вторичной обмоткой на первичное напряжение?
-
Почему трансформаторы не работают от сети постоянного тока?
-
Чем вызвана необходимость применения железных сердечников в трансформаторе?
-
Что произойдет с трансформатором, если стальной сердечник заменить алюминиевым?
-
Из каких частей состоит трансформатор? Каковы их назначение и конструкция?
-
Что такое группа соединения и как она обозначается?
-
Что такое фазировка трансформатора и как она выполняется?
Схемы для исследования трансформатора
Задача
Задача 1. Однофазный трансформатор ОМ-6667/35 работает как понижающий. Пользуясь его техническими данными приведенными в таблице 6.1, рассчитать: коэффициент трансформации; номинальные токи первичной вторичной обмоток; к.п.д. при cosφ2-0,9 и нагрузке, составляющей 75% (β=0,75)от номинальной
Таблица 6.1
Тип транс-
форматора
Sн,
кВА
U1н,
кВ
U2н,
кВ
Р0,
кВт
Рк,
кВт
Uк,
%
I0,
%
ОМ-6667/35
6667
35
10
17
53,5
8
3
ТС-180/10
180
10
0,525
1,6
3
5,5
4
Рабочая тетрадь по теме « Параллельная работа трансформаторов»
Критерии оценки: согласно заданию, максимально количество баллов 14
1. Параллельной работой двух или нескольких трансформаторов называется-__________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ( 2 балла при максимально приближенном ответе, 1 б при минимальном содержании, при отсутствии верного ответа 0 баллов)
Назначение параллельной работы трансформатора:
1)_________________________________________________________________(1 балл)
2)_________________________________________________________________(1 балл)
Достоинство параллельной работы трансформатора:_____________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________ ( 2 балла при максимально приближенном ответе, 1 б при минимальном содержании, при отсутствии верного ответа 0 баллов)
Условие включения трансформаторов на параллельную работу:
1)_________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________
3)_________________________________________________________________
4)_________________________________________________________________
5)_________________________________________________________________
(3 балла при максимально приближенном ответе, 2 б при 3 условиях, 2 балла минимальном содержании, при отсутствии верного ответа 0 баллов)
Фазировка это -_____________________________________________________(1 балл)
Порядок фазировки:_________________________________________________
__________________________________________________________________( 2 балла при максимально приближенном ответе, 1 б при минимальном содержании, при отсутствии верного ответа 0 баллов)
Несоблюдение условий включения на параллельную работу:
1)_________________________________________________________________ (1 балл)
2)_________________________________________________________________ (1 балл)
3)_________________________________________________________________ (1 балл)
Задача: Определить, можно ли включать на параллельную работу два трансформатора со следующими данными:1)SНI=400 кВ*А; UI=10500/400 В; UКI=4,5%;
2)SНII=630 кВ*А; UII=10000/380 В; UКII=5,5%;
Как распределится общая нагрузка 1000 кВ*А между трансформаторами?
( 2 балла при максимально приближенном ответе, 1 б при минимальном содержании, при отсутствии верного ответа 0 баллов)
-
Образцы ответов
Ответы на вопросы
-
Работа трансформатора основана на законе электромагнитной индукции.
-
Потери в режиме холостого хода идут на нагрев магнитопровода, а режиме короткого замыкания на нагрев обмоток.
-
При увеличении нагрузки увеличиваются потери на нагрев обмоток трансформатора.
-
Обмотки низшего напряжения перегреются и сгорят
-
Потому что при постоянном токе не индуцирует ЭДС
-
Для прохождения по сердечнику магнитного потока.
-
Магнитный поток по сердечнику проходить не будет.
-
Из обмотки и сердечника
-
Группа соединения это угол между векторами обмоток ВН и НН, выраженный цифрой, умножением которой на 30 град. получаем реальное значение угла.
-
Совпадение по фазе вторичных напряжений обмоток трансформаторов , включенных на параллельную работу.
Эталон решения задачи
Коэффициентом трансформации называется отношение высшего
напряжения к низшему в режиме холостого хода независимо от того, является ли трансформатор повышающим или понижающим:
.
Номинальные токи первичной и вторичной обмоток определим из формулы номинальной мощности трансформатора:
;
;
К.п.д. трансформатора
где: Р0 - мощность потерь при холостом ходе, равная сумме потерь в стали на гистерезис и вихревые токи; где:
Рк - мощность потерь в обмотках при коротком замыкании (при нагрузке, отличной от номинальной, мощность потерь в обмотках Pβ = β2 Pк.
В современных трансформаторах, особенно мощных, при номинальной нагрузке ρ равно 98 - 99%.
Эталон рабочей тетради по теме « Параллельная работа трансформаторов»
1. Параллельной работой двух или нескольких трансформаторов называется - работа при параллельном соединении их первичных и вторичных обмоток к одному и тому же проводу сети (2 балла при максимально приближенном ответе, 1 б при минимальном содержании, при отсутствии верного ответа 0 баллов)
Назначение параллельной работы трансформатора:
1)обеспечение бесперебойной работы __________________________________(1 балл)
2)обеспечение работы высокими энергетическими показателями при работе с переменным графиком нагрузки (1 балл)
Достоинство параллельной работы трансформатора: обеспечение работы c высокими энергетическими показателями при работе с переменным графиком нагрузки ( 2 балла при максимально приближенном ответе, 1 б при минимальном содержании, при отсутствии верного ответа 0 баллов)
Условие включения трансформаторов на параллельную работу:
1)равенство коэффициентов трансформации
2) равенство напряжений короткого замыкания
3) равенство групп соединения
4) одинаковый порядок чередования фаз______________________________
5) соотношение мощностей не более 1 к 3_______________________
(3 балла при максимально приближенном ответе, 2 б при 3 условиях, 2 балла минимальном содержании, при отсутствии верного ответа 0 баллов)
Фазировка это - совпадение по фазе напряжений вторичных напряжений присоединенных с первичной стороны к одному и тому же проводу сети (1 балл)
Порядок фазировки: при отсутствии нулевого провода установить перемычку между выводами в одной из фаз двух трансформаторов, напряжение между одноименными фазами должно быть равно нулю, если напряжение равно двойному значению линейного напряжения напряжения, то подключены разноименные фазы ( 2 балла при максимально приближенном ответе, 1 б при минимальном содержании, при отсутствии верного ответа 0 баллов)
Несоблюдение условий включения на параллельную работу:
1)при неравенстве коэффициентов трансформации перегружен трансформации с наименьшим значением К (1 балл)
2) при неравенстве напряжений короткого замыкания перегружен трансформации с наименьшим значением UКЗ________________________________ (1 балл)
3) при неравенстве групп соединения приводит к аварийному режиму (1 балл)
Задача: Определить, можно ли включать на параллельную работу два трансформатора со следующими данными:1)SНI=400 кВ*А; UI=10500/400 В; UКI=4,5%;
2)SНII=630 кВ*А; UII=10000/380 В; UКII=5,5%;
Как распределится общая нагрузка 1000 кВ*А между трансформаторами?
( 2 балла при максимально приближенном ответе, 1 б при минимальном содержании, при отсутствии верного ответа 0 баллов)
∆ UКЗ = (UКЗ1- UКЗ1)/ UКЗСР=(5.5-4.5)/((5.5+4.5)/2)=0,26( 26%)
Включать трансформаторы на параллельную работу нельзя, так как допустимая разница напряжений короткого замыкания не более 10 %
ПРОТОКОЛ члена жюри
Название команды
группа
Подготовительный ЭТАП
1ЭТАП
2ЭТАП
3ЭТАП
4 ЭТАП
Общая
сумма баллов
Задание
Вопросы студентов
Вопросы преподавателя
Схема1
Схема2
Задача преподавателя
Задача соперников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Даная программа используется как для проведения внеурочных занятий, так и для проведения занятий в Чебоксарском электромеханическом колледже при изучении МДК 01.01 «Электрические машины и аппараты» Результаты конкурса показали эффективность использования таких игровых методов обучения, как викторина.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ
Кацман М. М. Электрические машины : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / М.М. Кацман. - 12&е изд., стер. - М. : Из& дательский центр «Академия», 2013. - 496 с