Статья. Для воспитателей логогрупп

Деменская Елена Валерьевна, воспитатель МДОУ «Детский сад КВ №6» Развитие литературной речи дошкольников через приобщение к детской художественной литературе Ключевые слова и словосочетания:   Литературный язык - система элементов языка, речевых средств, отобранных из национального языка мастерами слова. Эти средства воспринимаются как образцовые и общеупотребительные. Для носителей языка - литературный язык - это высшая форма национального языка. Признаки литературного языка: 1.               ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Деменская Елена Валерьевна, воспитатель

МДОУ «Детский сад КВ №6»

Развитие литературной речи дошкольников через приобщение к детской

художественной литературе

Ключевые слова и словосочетания:

Литературный язык - система элементов языка, речевых средств, отобранных из национального языка мастерами слова. Эти средства воспринимаются как образцовые и общеупотребительные. Для носителей языка - литературный язык - это высшая форма национального языка.

Признаки литературного языка:

  1. Отобранность языка. Первым это понял, по словам М. Горького, А.С.Пушкин «Он понял и первым показал, как следует пользоваться речевым материалом народа, как надо отрабатывать его».

  2. Литературный язык имеет формы: устная и письменная речь, разновидности: книжная и разговорная.

  3. В литературном языке имеются функциональные стили: научный, официально-деловой, разговорно-бытовой.

  4. Нормативность языка. Норма - единообразное, образцовое, общепринятое употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений). Норма языка диктует правила ударения,

произношения в устной речи, правила правописания и пунктуации - в письменной речи.

Выше перечисленные признаки составляют особенность литературного языка как высшей формы национального языка.

«Детская книга при всей ее внешней простоватости-

Вещь исключительно тонкая и не поверхностная.

Лишь гениальному взгляду ребенка,

Лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины

Удивительное искусство - детская книжка!»

Л. Токмакова

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. На важность приобщения детей к красоте родного слова , развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Упшнский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, Ф.А.Сохин, А.М.Шахнарович и др.)

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь человека, общества и природы, мир человеческих отношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Тяга к книге появляется у детей, как правило в раннем детстве. Почему это происходит? Может быть интерес к книге возникает потому, что она дает возможность действовать и пальчикам, и глазкам, и язычку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании.

Кроме того, книга удовлетворяет две одновременно существующие в ребенке потребности: к неизменному, стабильному и к новому, незнакомому. Книга- величина постоянная. Ребенок - переменная. Малыш бецет книгу в руки в любое время - а она все та же. Происходит самопроверка, самоутверждение. По мере взросления ребенка меняются способы работы с книгой, приобретаются Определенные навыки: рассматривание, слушание, перелистывание, «чтение», «лопотание», воспроизведение ранее услышанного текста в соответствии с иллюстрацией, фантазии на темы рисунков.

Не всегда в детском саду в полной мере реализуется развивающее-образовательный потенциал художественной литературы. Это происходит потому, что, во-первых, в программах присутствует регламентированный набор художественных текстов-единый для всех, во-вторых , имеет место специально организованная образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой, в -третьих, программное чтение изолировано от других форм образовательного процесса. Разработанная основная образовательная программа дошкольного учреждения на основе государственных федеральных требований в полной мере способствует преодолению этих недостатков. Хотелось бы рассказать о моих подходах к организации чтения художественной литературы:

*Читаю детям ежедневно; регулярное интересное чтение входит в привычку. У нас в учреждении существует традиции «Ни дня без книжки», «Книжкина пятница», литературные праздники -2 раза в год, литературные викторины 1 раз в квартал.

  • Время для чтения всегда одно и то же ???? С детьми старшего возраста читаем 15-20 минут, с детьми подготовительной группы 20-25 минут.

*Читаем в непринужденной обстановке, слушают чтение по желанию, но только при соблюдении правила «Занимайся своими делами, не мешая слушать другим».

*Читая, ставлю себя в позицию партнера по восприятию содержания художественного произведения: проявляю эмоции: удивление, сострадание, радости и пр. Монотонное (отчужденное) чтение не располагает детей слушать даже^ очень интересное произведение. *Стараюсь сама подбирать произведения для чтения' детям, Чередую большие литературные формы для продолжительного чтения с малыми для непродолжительного чтения, чередую также стихотворные и прозаические произведения. Часто по желанию детей возвращаюсь к прочитанным текстам. ч

*Художественные произведения для длительного чтения (сказочные и реалистические повести, циклы рассказов, большие стихотворные повествования) читаем несколько дней подряд, чтобы дети удерживали в памяти последовательность сюжетных событий (от 2 до 10-12 дней). Ежемесячно прочитываем 1-2 больших текста.

Большие художественные тексты представляю в своем содержание «вымышленные» (сказочные мира), реалистичные миры и комбинированные миры в разных сочетаниях. Вымышленные и комбинированные миры в большей мере работают на активизацию воображения и развитие фантазии, реалистические миры служат освоению причинно-следственных связей, действий, мотивов, человеческих поступков, моделей поведения.

*В периодах между чтением больших произведений читаются короткие тексты, укладывающиеся в 20-ти минутный интервал: это фольклорные и авторские сказки, фольклорные и авторские стихотворные формы.

  • Очень редко обсуждаю с детьми тексты сразу после чтения, если у детей не возникает вопросов, суждений-реплик. Отсроченно возвращаюсь к произведениям, цитирую, инициирую вспомнить прочитанное, если в следующей деятельности это будет мотивом к активности, осмыслению каких-то фактов, событий.

*Художественные тексты прочитываю и подбираю заблаговременно в перспективе примерно на квартал из разных разделов рекомендательного списка, с учетом интересов детей, согласуя с родителями. Этот план корректирую по мере необходимости.

*Предлагаю родителям рекомендательный список литературы для ознакомления при выборепроизведений для семейного чтения.

*Короткие художественные произведения для непродолжительного чтения подбираю на месяц в контексте тематических недель, руководствуясь при этом событиями, происходящими в окружающем мире (сезоны, праздники, памятные даты), тематикой намеченной в познавательноисследовательской и продуктивной деятельности и , конечно, направленностью интересов детей группы. Подборку коротких произведений постоянно корректирую по поводу различных конфликтов и коллизий, возникающих в детском обществе, зачастую книга подсказывает мудрый совет.

*В группе помимо хрестоматий детской литературы имеются сборники стихов, фольклорные и авторские сказки, рассказй. детских писателей.

  • Речевая зона в группе представлена групповой детской библиотекой, выставками портретов детских писателей, подборкой пословиц и поговорок о книге и чтении. Регулярно оформляются тематические выставки по жанрам литературы, авторские (Произведения А.С. Пушкина, К.И. Чуковский, Г.Х. Андерсен и другие), выставки книг лучших детских художников-иллюстраторов (В.Сутеева, ЮВаснецова, И Билибина и других).

  • Периодически в группе открывается «Книжкина больница»

  • Убеждаю родителей в пользе чтения детских книг, что чтение предпочтительнее для развития ребенка, чем постоянный просмотр видеофильмов, пусть даже на содержательном литературном материале. Объясняю родителям, что ребенок-дошкольник, умеющий читать, пока не способен в полной мере понять содержание длинных литературных текстов, а это гасит у него интерес к чтению. Каждодневно в традиции семьи должно войти чтение детям вслух.

  • Активно участвуем с детьми и родителями в смотрах и конкурсах связанных с приобщением к детской художественной литературе: «Самодельная книжка», «Центр речевого развития в группе», «Минимузей литературных героев».

*Постоянно поощряю и инициирую употребление в речи детей по темам пословиц и поговорок, образных выражений, сравнений, эпитетов и метафор.

*В ДОУ действует долгосрочный договор о сотрудничестве с детской библиотекой Привокзального района, активно участвуем в городских акциях центральной детской библиотеки.

*Использую список рекомендательной литературы, предложенный Н.А. Коротковой, он объемный, гораздо шире, чем можно прочесть, поэтому е&ть возможность выбора.

Таким образом, новый подход в использовании детской литературы в развитии дошкольников неоспорим, ее возможности безграничны, в реализации каждой образовательной области, в формировании интегративных качеств дошкольника

Ребенок - неутомимый исследователь языка, он остро и свежо ощущает литературное слово и вместе с ним искры чувства мерцающие в текстах.

Список используемой литературы

  1. Берестов В. «Книги для детей: что и зачем нужно читать дошкольникам» (приложение к газете «Дошкольное образование), 2005г.

  2. Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе», Мозаика-Синтез, 2005г.

  3. Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго...», Просвещение Розмэн, 2004г.

  4. Короткова Н.А. «Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста», Линка-Пресс, 2007 г.

  5. Коскова Н. «В некотором царстве...», Сибирское университетское издательство г.Новосибирск, 2009 г.

  6. Кузьменкова Е. «Воспитание будущего читателя» (приложение к газете «Дошкольное образование), 2002г.

  7. Ушакова О.С. «Знакомим дошкольников с художественной литературой», Москва, 2007г.





© 2010-2022