РП по предмету Механизация и автоматизация производства

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



ОП.17 Механизация и автоматизация производства






















2013 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)

151901 Технология машиностроения

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональноt образовательное учреждение

«Павловский автомеханический техникум им. И.И. Лепсе» (ГБПОУ «ПАМТ им. И.И. Лепсе»).

Разработчик:

Устимова Наталья Геннадьевна, преподаватель ГБПОУ «ПАМТ им. И. И. Лепсе».


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.17 Механизация и автоматизация производства

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 151901 «Технология машиностроения».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области машиностроительного производства при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Механизация и автоматизация производства» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ПК 1.3. Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции.

ПК 3.1. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей.

ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-основные понятия механизации и автоматизации производственных процессов;

-количественные и качественные показатели внедрения механизации и автоматизации;

- основные направления и пути механизации и автоматизации технологических процессов, вспомогательных операций складирования и транспортирования, загрузки, контроля; особенности комплексной механизации и автоматизации;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-выбирать и обосновывать средства комплексной механизации и автоматизации технологических процессов механической обработки и сборки, вспомогательных операций складирования и транспортирования, загрузки и контроля при различных типах производства.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 63 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 26 часов;

- обязательной аудиторной практической работы обучающегося 16 часов;

- самостоятельной работы обучающегося 21 час.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

63

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

26

в том числе:


практические занятия

16

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

21

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа над конспектом лекций и материалом учебников;

выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности (тематика самостоятельной работы);

подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам.

21

Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.17 Механизация и автоматизация производства

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основные положения механизации и автоматизации производственных процессов


4


Тема 1.1.

Основные понятия механизации и автоматизации производства

Содержание учебного материала

2

2

1

Цель изучения дисциплины и ее содержание. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана. Типы и виды производства, технологический процесс и его влияние на развитие механизации и автоматизации. Основные циклы машиностроительного производства. Виды механизации и автоматизации. Средства автоматизации. Основные этапы развития автоматизации производства. Интеграция как высшая форма развития комплексной автоматизации.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с учебной литературой.

1


Тема 1.2

Качественные и количественные показатели механизации и автоматизации

Содержание учебного материала

-

3

1

Ступени и категории механизации и автоматизации. Временной и энергетический уровни. Степень охвата рабочих механизированным трудом; цикловая и эксплуатационная степени автоматизации. Производительность, коэффициент роста производительности. Экономическая эффективность, срок окупаемости капитальных вложений.

Практическое занятие №1 «Расчет качественных и количественных показателей механизации и автоматизации»

2


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с учебной литературой. Подготовка к практическом у занятию. Составление отчета по практическому занятию.

1

1

2

3

4

Раздел 2.

Механизация и автоматизация технологических процессов механической обработки деталей

12


Тема 2.1

Автоматизация операций механической обработки деталей

Содержание учебного материала

2

2

1

Автоматы и полуавтоматы, определения. Автоматы и полуавтоматы различных групп технологического оборудования: токарные, агрегатные и др., принцип их действия, основные типы, область применения. Станки с программным управлением, их принципиальное отличие от автоматов и полуавтоматов, область применения. Многоцелевые станки. Сборочные приспособления. Точность и качество обработки, технологичность.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с учебной литературой.

1


Тема 2.2

Механизация и автоматизация загрузки технологического оборудования

Содержание учебного материала

4

3

1

Механизация загрузки технологического оборудования. Ручные и механизированные устройства и машины для выполнения подъемных и загрузочных работ: тали, тельферы, лебедки, кранбалки, краны и их типы. Манипуляторы. Основные конструктивные особенности устройств, область применения.

2

Автоматизированные средства загрузки технологического оборудования. Типы загрузочных устройств, принцип действия и область применения. Автооператоры и промышленные роботы, классификация и основные технические характеристики. Выбор загрузочных устройств при различных условиях производства.

Практическое занятие №2 «Выбор и назначение механизированных и автоматизированных средств для выполнения подъемно-погрузочных работ по обслуживанию технологического оборудования»

Практическое занятие №3 «Выбор и техническая разработка промышленного робота»

4


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой. Подготовка к практическом у занятию. Составление отчета по практическому занятию.

Тематика самостоятельной работы:

1. Выбор и назначение механизированных и автоматизированных средств для выполнения подъемно-загрузочных работ по обслуживанию технологического оборудования.

4



1

2

3

4

Тема 2.3

Автоматизация контрольных операций

Содержание учебного материала

4

3

1

Организационные виды контроля качества продукции. Этапы и формы организации автоматического контроля. Измерительные преобразователи, их типы и область применения. Методы обеспечения точности обработки в автоматизированном производстве. Контроль точности обработки.

Практическое занятие №4 «Выбор и назначение систем автоматического контроля»

2


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с учебной литературой.

3

Раздел 3.

Механизация и автоматизация технологических процессов сборки

4



Тема 3.1

Механизация слесарно-сборочных операций

Содержание учебного материала

2

2

1

Механизированный слесарный инструмент, виды, технические характеристики. Механизированное оборудование для сборки. Выбор оборудования и механизированного инструмента для различных слесарно-сборочных работ.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с учебной литературой. Подготовка к практическом у занятию. Составление отчета по практическому занятию.

Тематика самостоятельной работы:

1. Выбор средств механизации слесарно-сборочных работ.

1


Тема 3.2

Механизация и автоматизация сборочных и окрасочных операций

Содержание учебного материала

-

3

1

Автоматическая сборка сопряжений и соединений. Механизация и автоматизация окрасочных работ. Инструмент, оборудование. Окрасочные камеры, окрасочные промышленные роботы.

Практические занятие №5 «Разработка схем автоматизации сборочных операций»

2


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с учебной литературой. Подготовка к практическом у занятию. Составление отчета по практическому занятию.

1

1

2

3

4

Раздел 4.

Механизация и автоматизация транспортно-складских операций


8


Тема 4.1

Оборудование механизированных и автоматизированных складов

Содержание учебного материала

2

3

1

Типы складов по назначению и конструкциям. Транспортное и вспомогательное оборудование стеллажных складов.

Практическое занятие №6 «Разработка транспортных систем обеспечения сборочных участков»

2


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с учебной литературой. Подготовка к практическом у занятию. Составление отчета по практическому занятию.

2

Тема 4.2

Автоматизированная транспортно-складская система (АТСС)

Содержание учебного материала

2

3

1

Функции системы, состав, управление, область применения. Организация автоматических транспортных потоков.

Практическое занятие №7 «Определение состава оборудования АТСС»

2


Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с учебной литературой. Подготовка к практическом у занятию. Составление отчета по практическому занятию.

Тематика самостоятельной работы:

1. Транспортные системы обеспечения сборочных участков.

2

1

2

3

4

Раздел 5.

Комплексная автоматизация

10


Тема 5.1

Автоматизированные станочные и сборочные линии

Содержание учебного материала

2


1

Принцип организации автоматических линий, классификация, компоновочные схемы. Организация транспортных связей, способы транспортирования деталей и изделий. Роторные и роторно-конвейерные линии, принцип действия, область применения.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с учебной литературой.

1


Тема 5.2

Роботизированные технологические комплексы и гибкие производственные системы

Содержание учебного материала

5


1

Роботизированные технологические комплексы (РТК), состав, типы, принцип компоновки, область применения. Организационные формы гибких производственных систем (ГПС), принцип построения гибких производственных комплексов. Интеграция производственных процессов.

3

Практическое занятие №8 «Разработка робототехнического комплекса»

2


Зачет

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с учебной литературой. Подготовка к практическом у занятию. Составление отчета по практическому занятию.

4

Итого

42


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Механизации и автоматизации производства».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя, оснащенное ПК;

- учебно-наглядные пособия по дисциплине «Механизация и автоматизация производства»;

Технические средства обучения:

- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска;

- аудиосистема;

- комплект презентационных слайдов по темам курса дисциплины.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Черпаков Б.И. «Автоматизация и механизация производства»: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Б.И. Черпаков, Л.И. Вереина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 г. -384 с.

  2. Шишмарев В.Ю. «Автоматизация технологических процессов»: Учеб. Пособие для студ. Сред. Проф. образования / В.Ю. Шишмарев. - М.: Издательский центр «Академия, 2013 г. - 352 с.

Дополнительные источники:

  1. Белоусов А.П., Дащенко А.И. «Основы автоматизации производства в машиностроении: Учебник. - М.: Высш. Школа, 1982г. - 351 с.

  2. Камышный Н.И. «Автоматизация загрузки станков». - М.: Машиностроение, 1977 г.

  3. Шандров Б.В. «Автоматизация производства (металлообработка): Учебник для нач. проф. образования - М.: Издательский центр «Академия», 2004 с. - 256 с.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-основные понятия механизации и автоматизации производственных процессов;

-количественные и качественные показатели внедрения механизации и автоматизации;

- основные направления и пути механизации и автоматизации технологических процессов, вспомогательных операций складирования и транспортирования, загрузки, контроля; особенности комплексной механизации и автоматизации;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-выбирать и обосновывать средства комплексной механизации и автоматизации технологических процессов механической обработки и сборки, вспомогательных операций складирования и транспортирования, загрузки и контроля при различных типах производства.


Оценка результатов тестирования.

Оценка результатов тестирования.

Оценка результатов практических работ

Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальные задания, творческие работы)


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.3. Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции.

- определение качественных и количественных показателей механизации и автоматизации;

- обоснованность выбора и назначения механизированных и автоматизированных средств для выполнения подъемно-погрузочных работ по обслуживанию технологического оборудования;

- обоснованность выбора и техническая разработка промышленного робота;

- обоснованность выбора и назначение систем автоматического контроля;

- разработка схем автоматизации сборочных операций;

- обоснованность определения состава оборудования АТСС.

Оценка результатов практических работ.

Оценка результатов самостоятельной работы (аудиторной и внеаудиторной).

Оценка тестирования.

Зачет по дисциплине

ПК 3.1. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей.

- эффективное

использование механизированного и автоматизированного оборудования в

соответствии с требованиями

основных признаков рабочего

места.

ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.

- контроль соблюдения

технологической дисциплины;

- обоснованность выбора методов

контроля качества деталей;

- качество диагностики видов

брака и способность его

предупреждения.


Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

  • демонстрирует интерес к будущей специальности, выражает понимание своей специальности, умеет дать ей краткую характеристику;

  • объясняет социальную значимость своей будущей специальности, представляя (объясняя) на примерах применения знаний учебных дисциплин в профессии;

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК.2 Организовывать собственную деятельность, определять

методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

эффективность и качество.

  • организует свою деятельность на основании самостоятельно составленного плана, исходя из заранее установленных целей и способов (т.е. по используемой или изучаемой технологии), выбирая необходимые для этого ресурсы при изменении учебной ситуации;

  • выбирает типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, исходя из поставленной цели;

  • организует свою деятельность на основании самостоятельно составленного плана, исходя из заранее установленных целей и способов с учетом имеющейся или изменяемой учебной ситуации, выбирая необходимые для этого ресурсы.

Оценка результатов практических работ

Зачет по дисциплине

ОК.3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • анализирует учебную (профессиональную) ситуацию на основе предложенных критериев или задаёт их самостоятельно для принятия решения;

  • принимает необходимое решение в стандартной и нестандартной ситуации, осуществляя текущий и итоговый контроль (оценку) своей деятельности в соответствии с поставленной целью;

  • несёт ответственность за принятое решение на разных этапах учебной деятельности и последствия своей деятельности по предложенным показателям или по самостоятельно определённым показателям.

Тестирование по изучаемым темам; оценка результатов практических работ;

Оценка результатов самостоятельной работы:

зачет по дисциплине.

ОК.4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

  • эффективно использует и характеризует источник информации (ресурс), обосновывая свой выбор для достижения учебно-профессиональной цели и личностного развития;

  • осуществляет эффективный поиск необходимой информации из предложенных источников (ресурсов);

  • самостоятельно использует различные источники (включая электронные) для эффективного выполнения учебно-профессиональных задач, профессионального и личностного развития, формулируя вопросы для получения недостающей информации;

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося во время выполнения самостоятельной работы

ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

  • владеет информационной культурой, соблюдая установленные правила использования ИКТ (программы, набора программ или ресурса Интернета), необходимых в учебной (профессиональной) деятельности;

  • эффективно использует ресурсы сети Интернет для поиска необходимой информации;

  • оценивает предложенную или самостоятельно полученную информацию с точки зрения полезности и эффективности решения учебно-профессиональных задач в определённой учебной (профессиональной) ситуации, применяя ИКТ.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося во время выполнения самостоятельной работы

ОК.6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

  • соблюдает нормы и правила работы в коллективе и команде, участвуя в разных формах деятельности в рамках решаемых учебных (профессиональных) задач;

  • соблюдает нормы и правила общения (высказывания, публичной речи) в коллективе и команде, с руководством и потребителями, используя необходимые средства общения (вербальные и невербальные), направленные на прогресс учебной (профессиональной) деятельности и эффективное решение поставленных целей и задач;

  • самостоятельно использует стиль, средства (жанр) общения для обмена информацией в коллективе, команде, эффективно общения с коллегами, руководством, потребителями в

  • зависимости от целей и задач деятельности.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.


  • анализирует учебную (профессиональную) работу сокурсников, членов команды на основе предложенных критериев для достижения поставленных целей и задач;

  • берёт на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) на разных этапах выполнения заданий (работ), осуществляя текущий контроль (оценку) совместной деятельности в соответствии с поставленной целью;

  • берёт на себя ответственность за результат выполнения заданий (работы) членами команды (подчиненных) на завершающем этапе деятельности, осуществляя итоговый контроль (оценку) совместной деятельности в соответствии с поставленной целью (задачами);

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК.8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

  • эффективно организует самостоятельные занятия при изучении дисциплины;

  • систематически занимается самообразованием в целях профессионального роста и личностного развития;

  • на основании систематического самообразования осознанно планирует повышение квалификации.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося во время выполнения самостоятельной работы

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


  • анализирует инноваций в области разработки технологических процессов изготовления деталей машин;

  • оценивает предложенные технологии с точки зрения полезности их использования в профессиональной деятельности;

  • выбирает из множества сменяющих друг друга технологий, необходимую для эффективного решения поставленных целей и задач в профессиональной деятельности;

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося во время проведения практических работ

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


  • проявление интереса к исполнению воинской обязанности;

  • демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности;

  • умение связывать полученные профессиональные знания с воинской обязанностью.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

6

© 2010-2022