- Преподавателю
- Другое
- РП по предмету Механизация и автоматизация производства
РП по предмету Механизация и автоматизация производства
Раздел | Другое |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Устимова Н.Г. |
Дата | 29.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.17 Механизация и автоматизация производства
2013 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)
151901 Технология машиностроения
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональноt образовательное учреждение
«Павловский автомеханический техникум им. И.И. Лепсе» (ГБПОУ «ПАМТ им. И.И. Лепсе»).
Разработчик:
Устимова Наталья Геннадьевна, преподаватель ГБПОУ «ПАМТ им. И. И. Лепсе».
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
11
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.17 Механизация и автоматизация производства
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 151901 «Технология машиностроения».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области машиностроительного производства при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Механизация и автоматизация производства» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.3. Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции.
ПК 3.1. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей.
ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-основные понятия механизации и автоматизации производственных процессов;
-количественные и качественные показатели внедрения механизации и автоматизации;
- основные направления и пути механизации и автоматизации технологических процессов, вспомогательных операций складирования и транспортирования, загрузки, контроля; особенности комплексной механизации и автоматизации;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-выбирать и обосновывать средства комплексной механизации и автоматизации технологических процессов механической обработки и сборки, вспомогательных операций складирования и транспортирования, загрузки и контроля при различных типах производства.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 63 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 26 часов;
- обязательной аудиторной практической работы обучающегося 16 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 21 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
63
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
26
в том числе:
практические занятия
16
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
21
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа над конспектом лекций и материалом учебников;
выполнение индивидуальных заданий, творческие работы разных видов, поиск информации в сети Интернет, подготовка материала для исследовательской (проектной) деятельности (тематика самостоятельной работы);
подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам.
21
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.17 Механизация и автоматизация производства
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Основные положения механизации и автоматизации производственных процессов
4
Тема 1.1.
Основные понятия механизации и автоматизации производства
Содержание учебного материала
2
2
1
Цель изучения дисциплины и ее содержание. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами учебного плана. Типы и виды производства, технологический процесс и его влияние на развитие механизации и автоматизации. Основные циклы машиностроительного производства. Виды механизации и автоматизации. Средства автоматизации. Основные этапы развития автоматизации производства. Интеграция как высшая форма развития комплексной автоматизации.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с учебной литературой.
1
Тема 1.2
Качественные и количественные показатели механизации и автоматизации
Содержание учебного материала
-
3
1
Ступени и категории механизации и автоматизации. Временной и энергетический уровни. Степень охвата рабочих механизированным трудом; цикловая и эксплуатационная степени автоматизации. Производительность, коэффициент роста производительности. Экономическая эффективность, срок окупаемости капитальных вложений.
Практическое занятие №1 «Расчет качественных и количественных показателей механизации и автоматизации»
2
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с учебной литературой. Подготовка к практическом у занятию. Составление отчета по практическому занятию.
1
1
2
3
4
Раздел 2.
Механизация и автоматизация технологических процессов механической обработки деталей
12
Тема 2.1
Автоматизация операций механической обработки деталей
Содержание учебного материала
2
2
1
Автоматы и полуавтоматы, определения. Автоматы и полуавтоматы различных групп технологического оборудования: токарные, агрегатные и др., принцип их действия, основные типы, область применения. Станки с программным управлением, их принципиальное отличие от автоматов и полуавтоматов, область применения. Многоцелевые станки. Сборочные приспособления. Точность и качество обработки, технологичность.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с учебной литературой.
1
Тема 2.2
Механизация и автоматизация загрузки технологического оборудования
Содержание учебного материала
4
3
1
Механизация загрузки технологического оборудования. Ручные и механизированные устройства и машины для выполнения подъемных и загрузочных работ: тали, тельферы, лебедки, кранбалки, краны и их типы. Манипуляторы. Основные конструктивные особенности устройств, область применения.
2
Автоматизированные средства загрузки технологического оборудования. Типы загрузочных устройств, принцип действия и область применения. Автооператоры и промышленные роботы, классификация и основные технические характеристики. Выбор загрузочных устройств при различных условиях производства.
Практическое занятие №2 «Выбор и назначение механизированных и автоматизированных средств для выполнения подъемно-погрузочных работ по обслуживанию технологического оборудования»
Практическое занятие №3 «Выбор и техническая разработка промышленного робота»
4
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с литературой. Подготовка к практическом у занятию. Составление отчета по практическому занятию.
Тематика самостоятельной работы:
1. Выбор и назначение механизированных и автоматизированных средств для выполнения подъемно-загрузочных работ по обслуживанию технологического оборудования.
4
1
2
3
4
Тема 2.3
Автоматизация контрольных операций
Содержание учебного материала
4
3
1
Организационные виды контроля качества продукции. Этапы и формы организации автоматического контроля. Измерительные преобразователи, их типы и область применения. Методы обеспечения точности обработки в автоматизированном производстве. Контроль точности обработки.
Практическое занятие №4 «Выбор и назначение систем автоматического контроля»
2
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с учебной литературой.
3
Раздел 3.
Механизация и автоматизация технологических процессов сборки
4
Тема 3.1
Механизация слесарно-сборочных операций
Содержание учебного материала
2
2
1
Механизированный слесарный инструмент, виды, технические характеристики. Механизированное оборудование для сборки. Выбор оборудования и механизированного инструмента для различных слесарно-сборочных работ.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с учебной литературой. Подготовка к практическом у занятию. Составление отчета по практическому занятию.
Тематика самостоятельной работы:
1. Выбор средств механизации слесарно-сборочных работ.
1
Тема 3.2
Механизация и автоматизация сборочных и окрасочных операций
Содержание учебного материала
-
3
1
Автоматическая сборка сопряжений и соединений. Механизация и автоматизация окрасочных работ. Инструмент, оборудование. Окрасочные камеры, окрасочные промышленные роботы.
Практические занятие №5 «Разработка схем автоматизации сборочных операций»
2
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с учебной литературой. Подготовка к практическом у занятию. Составление отчета по практическому занятию.
1
1
2
3
4
Раздел 4.
Механизация и автоматизация транспортно-складских операций
8
Тема 4.1
Оборудование механизированных и автоматизированных складов
Содержание учебного материала
2
3
1
Типы складов по назначению и конструкциям. Транспортное и вспомогательное оборудование стеллажных складов.
Практическое занятие №6 «Разработка транспортных систем обеспечения сборочных участков»
2
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с учебной литературой. Подготовка к практическом у занятию. Составление отчета по практическому занятию.
2
Тема 4.2
Автоматизированная транспортно-складская система (АТСС)
Содержание учебного материала
2
3
1
Функции системы, состав, управление, область применения. Организация автоматических транспортных потоков.
Практическое занятие №7 «Определение состава оборудования АТСС»
2
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с учебной литературой. Подготовка к практическом у занятию. Составление отчета по практическому занятию.
Тематика самостоятельной работы:
1. Транспортные системы обеспечения сборочных участков.
2
1
2
3
4
Раздел 5.
Комплексная автоматизация
10
Тема 5.1
Автоматизированные станочные и сборочные линии
Содержание учебного материала
2
1
Принцип организации автоматических линий, классификация, компоновочные схемы. Организация транспортных связей, способы транспортирования деталей и изделий. Роторные и роторно-конвейерные линии, принцип действия, область применения.
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с учебной литературой.
1
Тема 5.2
Роботизированные технологические комплексы и гибкие производственные системы
Содержание учебного материала
5
1
Роботизированные технологические комплексы (РТК), состав, типы, принцип компоновки, область применения. Организационные формы гибких производственных систем (ГПС), принцип построения гибких производственных комплексов. Интеграция производственных процессов.
3
Практическое занятие №8 «Разработка робототехнического комплекса»
2
Зачет
1
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: подготовка по конспекту лекций; самостоятельная работа с учебной литературой. Подготовка к практическом у занятию. Составление отчета по практическому занятию.
4
Итого
42
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Механизации и автоматизации производства».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя, оснащенное ПК;
- учебно-наглядные пособия по дисциплине «Механизация и автоматизация производства»;
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- аудиосистема;
- комплект презентационных слайдов по темам курса дисциплины.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Черпаков Б.И. «Автоматизация и механизация производства»: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Б.И. Черпаков, Л.И. Вереина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 г. -384 с.
-
Шишмарев В.Ю. «Автоматизация технологических процессов»: Учеб. Пособие для студ. Сред. Проф. образования / В.Ю. Шишмарев. - М.: Издательский центр «Академия, 2013 г. - 352 с.
Дополнительные источники:
-
Белоусов А.П., Дащенко А.И. «Основы автоматизации производства в машиностроении: Учебник. - М.: Высш. Школа, 1982г. - 351 с.
-
Камышный Н.И. «Автоматизация загрузки станков». - М.: Машиностроение, 1977 г.
-
Шандров Б.В. «Автоматизация производства (металлообработка): Учебник для нач. проф. образования - М.: Издательский центр «Академия», 2004 с. - 256 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-основные понятия механизации и автоматизации производственных процессов;
-количественные и качественные показатели внедрения механизации и автоматизации;
- основные направления и пути механизации и автоматизации технологических процессов, вспомогательных операций складирования и транспортирования, загрузки, контроля; особенности комплексной механизации и автоматизации;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-выбирать и обосновывать средства комплексной механизации и автоматизации технологических процессов механической обработки и сборки, вспомогательных операций складирования и транспортирования, загрузки и контроля при различных типах производства.
Оценка результатов тестирования.
Оценка результатов тестирования.
Оценка результатов практических работ
Оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальные задания, творческие работы)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК 1.3. Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции.
- определение качественных и количественных показателей механизации и автоматизации;
- обоснованность выбора и назначения механизированных и автоматизированных средств для выполнения подъемно-погрузочных работ по обслуживанию технологического оборудования;
- обоснованность выбора и техническая разработка промышленного робота;
- обоснованность выбора и назначение систем автоматического контроля;
- разработка схем автоматизации сборочных операций;
- обоснованность определения состава оборудования АТСС.
Оценка результатов практических работ.
Оценка результатов самостоятельной работы (аудиторной и внеаудиторной).
Оценка тестирования.
Зачет по дисциплине
ПК 3.1. Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей.
- эффективное
использование механизированного и автоматизированного оборудования в
соответствии с требованиями
основных признаков рабочего
места.
ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.
- контроль соблюдения
технологической дисциплины;
- обоснованность выбора методов
контроля качества деталей;
- качество диагностики видов
брака и способность его
предупреждения.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
-
демонстрирует интерес к будущей специальности, выражает понимание своей специальности, умеет дать ей краткую характеристику;
-
объясняет социальную значимость своей будущей специальности, представляя (объясняя) на примерах применения знаний учебных дисциплин в профессии;
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК.2 Организовывать собственную деятельность, определять
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
-
организует свою деятельность на основании самостоятельно составленного плана, исходя из заранее установленных целей и способов (т.е. по используемой или изучаемой технологии), выбирая необходимые для этого ресурсы при изменении учебной ситуации;
-
выбирает типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, исходя из поставленной цели;
-
организует свою деятельность на основании самостоятельно составленного плана, исходя из заранее установленных целей и способов с учетом имеющейся или изменяемой учебной ситуации, выбирая необходимые для этого ресурсы.
Оценка результатов практических работ
Зачет по дисциплине
ОК.3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
-
анализирует учебную (профессиональную) ситуацию на основе предложенных критериев или задаёт их самостоятельно для принятия решения;
-
принимает необходимое решение в стандартной и нестандартной ситуации, осуществляя текущий и итоговый контроль (оценку) своей деятельности в соответствии с поставленной целью;
-
несёт ответственность за принятое решение на разных этапах учебной деятельности и последствия своей деятельности по предложенным показателям или по самостоятельно определённым показателям.
Тестирование по изучаемым темам; оценка результатов практических работ;
Оценка результатов самостоятельной работы:
зачет по дисциплине.
ОК.4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
-
эффективно использует и характеризует источник информации (ресурс), обосновывая свой выбор для достижения учебно-профессиональной цели и личностного развития;
-
осуществляет эффективный поиск необходимой информации из предложенных источников (ресурсов);
-
самостоятельно использует различные источники (включая электронные) для эффективного выполнения учебно-профессиональных задач, профессионального и личностного развития, формулируя вопросы для получения недостающей информации;
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося во время выполнения самостоятельной работы
ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
-
владеет информационной культурой, соблюдая установленные правила использования ИКТ (программы, набора программ или ресурса Интернета), необходимых в учебной (профессиональной) деятельности;
-
эффективно использует ресурсы сети Интернет для поиска необходимой информации;
-
оценивает предложенную или самостоятельно полученную информацию с точки зрения полезности и эффективности решения учебно-профессиональных задач в определённой учебной (профессиональной) ситуации, применяя ИКТ.
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося во время выполнения самостоятельной работы
ОК.6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
-
соблюдает нормы и правила работы в коллективе и команде, участвуя в разных формах деятельности в рамках решаемых учебных (профессиональных) задач;
-
соблюдает нормы и правила общения (высказывания, публичной речи) в коллективе и команде, с руководством и потребителями, используя необходимые средства общения (вербальные и невербальные), направленные на прогресс учебной (профессиональной) деятельности и эффективное решение поставленных целей и задач;
-
самостоятельно использует стиль, средства (жанр) общения для обмена информацией в коллективе, команде, эффективно общения с коллегами, руководством, потребителями в
-
зависимости от целей и задач деятельности.
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
-
анализирует учебную (профессиональную) работу сокурсников, членов команды на основе предложенных критериев для достижения поставленных целей и задач;
-
берёт на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) на разных этапах выполнения заданий (работ), осуществляя текущий контроль (оценку) совместной деятельности в соответствии с поставленной целью;
-
берёт на себя ответственность за результат выполнения заданий (работы) членами команды (подчиненных) на завершающем этапе деятельности, осуществляя итоговый контроль (оценку) совместной деятельности в соответствии с поставленной целью (задачами);
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК.8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
-
эффективно организует самостоятельные занятия при изучении дисциплины;
-
систематически занимается самообразованием в целях профессионального роста и личностного развития;
-
на основании систематического самообразования осознанно планирует повышение квалификации.
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося во время выполнения самостоятельной работы
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
-
анализирует инноваций в области разработки технологических процессов изготовления деталей машин;
-
оценивает предложенные технологии с точки зрения полезности их использования в профессиональной деятельности;
-
выбирает из множества сменяющих друг друга технологий, необходимую для эффективного решения поставленных целей и задач в профессиональной деятельности;
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося во время проведения практических работ
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
-
проявление интереса к исполнению воинской обязанности;
-
демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности;
-
умение связывать полученные профессиональные знания с воинской обязанностью.
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
6