Доклад на тему: Коррекционные игры в специальной школе

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коррекционные игры в специальной школе.



«Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут»

Для умственно отсталых детей характерны недостаточная дифференцированность ощущений, нарушенное различие цветовых оттенков, замедленный темп сенсорного восприятия, сужение объема зрительно воспринимаемого материала. Нарушенное чувственное познание (ощущение и восприятие) не позволяет ребенку получить полноценные представления об окружающих его предметах.

Воспитание ощущений и восприятий осуществляется в процессе коррекции личности ребенка в целом: в учебной деятельности, при усвоении детьми основ наук, во время занятий по труду, на занятиях по лепке, рисованию, на экскурсиях на природу, во время игр. К сожалению, игры и моменты общения с природой в этом плане мало используются воспитателями. Между тем воспитатели располагают большими возможностями для того, чтобы развивать у ребенка полноценное восприятие чувственного мира. Во время прогулки можно обратить внимание детей на краски, которые есть в природе в это время года. Если удастся увидеть радугу, то потом, вернувшись с прогулки, можно с помощью цветных палочек воссоздать ее цвета. Дети сравнивают листья разных пород деревьев и видят отличия в оттенках зелени. Воспитатель учит детей слушать голоса птиц, звуки, издаваемые насекомыми и т.п. если эти звуки записать на магнитофон, то в интернате можно провести игру «Чей это голос?». Во время прогулки могут быть проведены игры-упражнения с цветами, листьями, имеющими запах. Дети определяют растение с закрытыми глазами, по запаху. Ниже даны краткие описания разнообразных по своим целям игр.

Игры, разнообразные по своим целям, которые могут быть использованы воспитателем для развития зрительного, слухового, осязательного восприятия.

«Какого цвета не стало?»

Воспитатель показывает детям один за другим несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета каждого: синий, красный, зеленый, желтый, фиолетовый. Названия первых четырех цветов детям знакомы, название пятого большинству детей мало известно.

Воспитатель четко произносит название незнакомого цвета и, задерживая на нем внимание детей, предлагает им повторить его. Флажки воспитатель укрепляет на доске или ставит на столе и объясняет условия игры:

-Вы закроете глаза, а я уберу какой-нибудь флажок. Когда я вам скажу «можно», вы откроете глаза, внимательно посмотрите, и тот, кто догадается, какого цвета нет, поднимет руку.

Эту игру можно проводить несколько иначе. Один из учеников закрывает глаза или становится лицом к стене. Воспитатель тихо договаривается с детьми, какой флажок убрать. Затем водящий подходит к столу и называет цвет убранного флажка.

Количество цветов и их оттенков следует варьировать.

«Подбери себе товарищей»

В этой игре дети знакомятся с гаммой цветов. Раздаются флажки нескольких цветов и разных оттенков: темно-синий, светло-синий, голубой; темно-зеленый, зеленый, светло-зеленый и т.д.

Воспитатель называет какой-нибудь цвет, например, синий. Выходит, ребенок с синим флажком, становится перед играющими, внимательно осматривает поднятые детьми флажки, выбирает среди них оттенки своего цвета и говорит: «У меня синий цвет, мои товарищи Диас, Саша и Лида». Вызванные дети выходят, и все четверо образуют гамму: становятся в таком порядке, чтобы интенсивность цвета постепенно убывала. Если гамма составлена правильно, то дети хором говорят: «Правильно!» данную игру можно проводить с учениками II-IV классов.

«Неразлучные цвета»

Воспитатель называет предмет, в котором представлены разные цвета в сочетании. Например, воспитатель говорит: «Ромашка». Дети поднимают руку и по вызову отвечают: <Лепестки белые, середина желтая».

Воспитатель может назвать березу (ствол белый, листья зеленые), рябину (ствол коричневый, листья зеленые, ягоды красные), радугу и т.д.

«Подбери по цвету»

Участники игры становятся в ряд. Им раздаются карточки, на каждой из которых написано название предмета, обладающего определенным цветом: мел, сахар, трава, лист, соль, молоко, вата, лимон, уголь, песок, сосна, снег, глина, слон, небо, рябина, василек, морковь, и т.д. Воспитатель поднимает флажок определенного цвета, например, белого, и дети, у которых слова соль, мел, сахар, молоко, снег, вата, должны выйти к нему из ряда. Если ребенок ошибся, то карточка у него остается, другим участникам игры карточки обмениваются.

«Подбери по форме»

Материал для игры: пять трафареток геометрических фигур одного и того же цвета (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник) и 30-40 предметных картинок (часы, обруч, мяч, яйцо, пуговица, яблоко, вишня, лимон, желудь, дыня, огурец, окно, слива, тетрадь, спичечная коробка, пенал, резинка, салфетка, платок и т.д.).

Воспитатель раздает всем участникам игры по разному количеству картинок, а у себя оставляет геометрические фигуры.

Воспитатель показывает трафарет круга и спрашивает: «У кого круглые предметы?» Дети называют свою картинку (например, мяч, обруч, часы и т.д.) и отдают ее. Выигрывает тот, кто раньше освободился от своих картинок.

«Ну-ка прислушайся!»

Воспитатель приносит в класс занавеску или склеивает несколько газет так, чтобы они могли закрыть ребенка, стоящего во весь рост. Если можно, занавеску вешают, если нет- двое из ребят ее держат.

Один из играющих заходит за занавеску и с помощью каких-либо предметов производит звук: бросает предмет на пол, ударяет по предмет}' рукой, трет один предмет о дру гой, рвет бумагу, картон, ломает палку, бренчит на натянутой струне и т.п.

Играющие, но не из его команды, должны определить, с помощью каких предметов он произвел звук. Если предмет указан правильно, играющий выходит из-за занавески и на виду у всех производит тот же звук. Отгадавший получает 1 очко. Свою загадку предлагает следующий, уже из другой команды. Игра станет еще интереснее, если о ней сообщить ребятам за день; тогда дети приносят из дома разнообразные вещи и будет много неожиданностей. Нужно только стараться так проносить предметы за занавеску, чтобы никто их не разглядел.

«Узнаешь ли по звуку?»

На учительском столе поставлены 8-12 различных предметов. Воспитатель постукивает по каждому предмету металлической палочкой (гвоздем), а затем деревянной палочкой (карандашам).

Все внимательно прислушиваются к тому, какой звук издают предметы.

Затем стол загораживается экраном. Воспитатель ударяет по одному из предметов деревянной, а затем металлической палочкой. Тот, кто может назвать предмет, поднимает руку, и воспитатель спрашивает детей из разных команд по очереди.

«Узнай товарищей по голосам»

Кто-либо из воспитанников становится спиной к классу, его задача - угадать голос товарища. Воспитатель указывает на того, кто должен произнести фразу: «Узнай мой голос!»

Игра усложнится, если эту фразу (ее вариант: «Узнай наши голоса») одновременно произносят двое играющих.

«Что за запах?»

Участники игры по очереди подходят к столу, на котором лежат 10 пронумерованных спичечных коробок. В каждой коробке что-то спрятано: апельсиновая корочка, кусочек мыла, кристалл нафталина, вата, смоченная керосином, кусочек лука, яблока, чеснока и т.д. Понюхав, играющий отмечает у себя на бумаге, что находится в данной коробочке. Выигрывает тот. кто узнал больше запахов.

Определи на ощупь»

Играющему с завязанными тазами предлагают на ощупь определить разные предметы. Это может быть кусочек бумаги, клеенки, резины, шерстяной, бумажной или шелковой ткани и т.п.

Может быть и другой вариант. Играющему с завязанными глазами надо правильно назвать игрушки: гуся, собаку, медведя, кубик, шишку, куклу, предмет игрушечной мебели.

«Карандаш на столе»

Воспитатель кладет на край стола карандаш и предлагает определить на глаз, сколько раз уложится он по длине стола. Пусть ребята выскажут свои предположения. После этого, записав ответы, они измеряют стол карандашом, чтобы выяснить, чей же ответ был наиболее правильным.

Повторите это состязание несколько раз, используя вместо карандаша другую мерку и тренируя глазомер на других предметах.

«Определи размер»

Воспитатель показывает ребятам ученическую тетрадку и предлагает всем определить на глаз ее длину и ширину. Он вызывает к себе по одному ученику из каждой команды, и они пишут на классной доске предполагаемые размеры тетради. После этого измеряют тетрадь линейкой, и воспитатель отмечает, кто вернее всех определил ее размеры.

«Точка, точка»

Воспитатель показывает палочку длиной 30-40 см и кладет ее на видном месте.

Поставив в середине доски точку, он предлагает всем играющим, выходя по очереди, ставить вокруг этой точки свои точки на расстоянии, равной величине, показанной им палочки. Ведущий измеряет палочкой расстояние между центральной точкой и всеми остальными и оценивает степень

точности очками. Чтобы не забыть, кем поставлена точка, рядом с ней можно ставить условный знак: свой порядковый номер (об этом надо условиться в начале игры) или начальную букву имени.

Игру, развивающую глазомер, можно провести на воздухе. Дети на глаз определяют расстояние в шагах или метрах до какого-нибудь предмета (дерево, стог сена, столб, куст). Затем идут к намеченному предмету, измеряя расстояние до него шагами или отмеренной веревочкой, и устанавливают, кто сумел точнее всех его определить.

«Сколько орехов?»

Наполните баночку орехами (конфетами, кусочками сахара и т.п.). Попросите играющих на глаз определить, сколько в банке орехов, и записать это число на бумажке. Соберите все записи и затем посчитайте орехи. Выигрывает тот, кто дал наиболее точный ответ.

Игры, развивающие наблюдательность, внимание, память и воображение.

Игры всегда привлекательны для детей, они охотно участвуют в них. Важно при этом, чтобы воспитатель подчеркивал даже самый незначительный успех ребенка, достигнутый при решении занимательной задачи или выполнении игрового задания.

Систематически используя игровой материал, воспитатель приучает аномального ребенка наблюдать, анализировать, сравнивать, находить противоречия, обобщать. т.е. развивает его интеллект.

«Сколько предметов ты заметил?»

Воспитатель показывает детям в течение 5 секунд картон, на котором прикреплены четыре предмета (например, расческа, ложка, пузырек, шишка). Лист картона убирается, а каждый из играющих шепотом сообщает воспитателю, какие предметы он увидел. Выигрывают те, кто заметил все предметы на листе картона. Игру можно усложнить, увеличивая на листе количество предметов и сокращая время экспозиции. Игра содействует развитию объёма внимания детей.

«Что зачеркнуть и что подчеркнуть?»

До начала игры воспитатель, разделив доску пополам, на каждой ее части пишет ряд предложений. Написанное закрывается газетным листом. Дети разделяются на две команды. К доске приглашаются двое из играющих, по одному из каждой команды. Газету снимают. Детям предстоит внимательно прочитать написанное на доске, вычеркнуть в словах букву А и подчеркнуть букву О. На это дается определенное время. (2-5 мин) Количество предложений зависит от возраста играющих. Остальные следят за тем, как выполняется задание. Когда работа закончена, смотрят, кто из представителей двух команд был внимательнее.

«По половице с тремя горошинами»

Игра заключается в том, что воспитанники должны пройти по половице от одного конца к другому, не уронив три горошины, лежащие на книге (книгу ребенок держит на ладони).

Подобного рода игры развивают у детей способность распределять внимание.

«Запрещенное движение»

Играющие делятся на три команды и становятся в один большой полукруг - сначала первая, затем вторая и, наконец, третья команда.

Ведущий становится в центре полукруга и делает физкультурные упражнения, которые играющие повторяют за ним. Но среди прочих одно движение (условливаются, какое именно), которое повторять не надо.

Выполняя упражнения, ведущий несколько раз среди других проделывает движение, запрещенное для других; кто по ошибке повторит его, выбывает из игры.

Когда число играющих уменьшится раза в три, производится подсчет и каждой команде начисляется столько очков, сколько ее членов осталось в игре.

«Правила уличного движения»

Играющие разделены на две команды. У ведущего два картонных кружка. Один оклеен зеленой, а с другой стороны

  • желтой бумагой, второй - красной и тоже желтой бумагой.

Проводятся две параллельные прямые на расстоянии 200 шагов одна от другой - это противоположенные стороны улицы. Играющие становятся шеренгой за одной чертой, ведущий лицом к ним за другой. Когда ведущий делает взмах зеленым кружком, играющие делают шаг вперед, красным

  • шаг назад, желтым - остаются на местах.

Ведущий чередует цвета, делает не спеша по нескольку взмахов подряд кружком одного цвета - столько же раз надо ступить, двигаясь в одном направлении.

Все играющие должны делать шаги одинаковой величины. Если кто-либо нарочно делает большие шаги, его отправляют обратно за начальную черту. За этим следят два специально выделенных «милиционера». За черту отправляют и тех, кто хоть раз ошибся, но они тотчас же вновь включаются в игру.

Побеждает команда, игрок которой первым перешел улицу'. (Игра содействует развитию способности переключать внимание)

«Правила уличного движения»

Игра проводится так: на столе раскладывают набор из 12-15 мелких предметов (пуговица, пробка, карандаш, ручка, камешек, спички, почтовая марка и т.д.), которые накрываются газетой. Один из играющих в течение 30 с. знакомится с расположением предметов, затем он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 с. дается на осмотр предметов, после чего их опять накрывают газетой, и играющий должен сказать, что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены. (Игра развивает наблюдательность, память.)

«Будь наблюдательным»

Играющие становятся в шеренгу'. Двое водящих в течение Імин. оглядывают всех стоящих в строю и стараются запечатлеть в памяти внешний вид каждого школьника, детали его костюма. Затем водящие уходят из комнаты, а оставшиеся кое-что меняют в своем внешнем виде (один берет в руки газету, двое других меняются платочками и т.д.). Водящих вызывают по одном}'. Каждый из них должен сказаіъ, какие изменения он обнаружил во внешнем виде своих товарищей.

«Кто быстрее соберет?»

Воспитаннику с завязанными глазами называют пять разных предметов, которые находятся на подоконнике, учительском столе и трех партах первого ряда. Ему следует с максимальной быстротой собрать все эти предметы в том порядке, который указывает ему ведущий.

Ведущий меняет расположение тех же предметов, теперь их по очереди должны собрать игроки из второй и третьей команд. Тот, кто собрал быстрее всех, считается победителем (за временем следят по часам секундной стрелкой).

«Рисование слова»

Игра заключается в том, что играющие (ученики старших классов) должны схематически рисунками или знаками изобразить слова, которые не имеют определенного предметного образа.

Игру можно проводить двумя командами. Капитан 1-й команды предлагает соперникам слово и ждет 1 мин. В течение этого времени слово должно быть изображено с помощью рисунка капитаном другой команды. Затем называется второе слово, третье и т.д.

Прежде чем изобразить предложенное слово на доске, капитан 2-й команды советуется со своими товарищами, какой рисунок выбрать.

Вот примерный перечень предлагаемых слов: спорт, сон, игра, лето, мороз, сентябрь, полк, учение, ловкий, сладкий и т.д. Чем проще, точнее и остроумнее изображается слово с помощью рисунка, тем больше очков получает команда.

Наблюдения и специальные исследования обнаружили, что игры учащихся спецшколы, проходящие спонтанно, по своему содержанию весьма примитивны, особенно у младших школьников, которые, пользуясь различными игрушками, катают их, вертят, но сюжета в игре у них не возникает. По сути дела, игра у них сводится к однообразным манипуляциям игрушками. Умственно отсталых детей нужно учить, руководить их игрой, тем более если она используется в коррекционных целях.

Значение детских игр для умственного развития детей состоит, прежде всего в том, что они позволяют ребенку по

знавать окружающий мир. «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут».

Используя игру в качестве средства коррекции недостатков развития, воспитатель должен быть сугубо внимательным к малейшим изменениям в развитии ребенка. Причем важно замечать и учитывать эффект корригирующего воздействия отдельных игр не только на интеллектуальное развитие, но и на особенности поведения.

По сути, в часы досуга с учениками специальной школы продолжается начатая на уроке коррекционная работа, но в иной (свободной, занимательной, игровой, более им доступной) форме.


© 2010-2022