- Преподавателю
- Другое
- Проблема воспитания нравственности и толерантности
Проблема воспитания нравственности и толерантности
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ижуков А.Д. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Выступление
Уважаемые коллеги!
Переживаемое нами на протяжении двух последних десятилетий духовное возрождение в России, с одной стороны, и непростые процессы в жизни российского общества, с другой стороны, со всей остротой поставили перед нами вопрос о необходимости активной работы в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Необходимо подчеркнуть, что Церковь во все времена относилась к молодому поколению с особой материнской заботой и вниманием. И сегодня практически во всех выступлениях и обращениях предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в которых затрагиваются насущные социальные темы и вопросы духовно-нравственной жизни современного российского общества, неизменно пристальное внимание уделяется теме содействия Церкви делу воспитания духовно и нравственно здорового молодого поколения, воспитания в детях и молодых людях чувств патриотизма, любви к Родине и отечественной истории и культуре. И это неудивительно, так как только духовно и нравственно здоровое общество может успешно жить и развиваться. Сегодня в России насчитывается почти 40 миллионов молодых граждан - треть от общей численности населения страны. Этот колоссальный потенциал может активно служить созидательным целям государственного и общественного строительства, а может стать разрушительным источником деструктивных явлений в обществе. Какими путями пойдут молодые люди - в первую очередь зависит от нас, взрослых.
Молодые люди, вступая во взрослую жизнь и становясь полноправными членами общества, привносят в него те идеалы, которые усвоили в детстве от своих родителей, школьных педагогов, старших наставников. Становление взглядов юношества происходит очень быстро, и малейшее небрежение в области духовно-нравственного воспитания мгновенно оборачивается появлением на свет «потерянного поколения».
Основы традиционной культуры, будучи в раннем детстве заложены в душе подростка, со временем могут стать твердым фундаментом, несокрушимой скалой, возвышающей его над бурными волнами житейского моря, помогут стойко переносить жизненные невзгоды.
Ульяновская область - особо значимый для нашей страны регион. Здесь живет молодое и активное население.
Религия является неотъемлемой частью жизни и истории народов России, что христианство оказало определяющее влияние на отечественную духовность и культуру и что невозможно обустроить государственно-общественное благополучие и нормально растить молодое поколение граждан без прямого участия и влияния традиционных религиозных конфессий.
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Цель упомянутого учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Знание мусульманскими детьми православной культуры, равно как и православными детьми культуры исламской является шагом к сохранению добрых отношений между народами России.
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Изучение многообразия культур достаточно актуально. В курсе ДНК заключены мысли и принципы веротерпимости, уважения чужой культуры. Изучая религиозную культуру, у ребят появляется дополнительный стимул к нравственному поведению.