Проблема воспитания нравственности и толерантности

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление

Уважаемые коллеги!

Переживаемое нами на протяжении двух последних десятилетий духовное возрождение в России, с одной стороны, и непростые процессы в жизни российского общества, с другой стороны, со всей остротой поставили перед нами вопрос о необходимости активной работы в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Необходимо подчеркнуть, что Церковь во все времена относилась к молодому поколению с особой материнской заботой и вниманием. И сегодня практически во всех выступлениях и обращениях предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в которых затрагиваются насущные социальные темы и вопросы духовно-нравственной жизни современного российского общества, неизменно пристальное внимание уделяется теме содействия Церкви делу воспитания духовно и нравственно здорового молодого поколения, воспитания в детях и молодых людях чувств патриотизма, любви к Родине и отечественной истории и культуре. И это неудивительно, так как только духовно и нравственно здоровое общество может успешно жить и развиваться. Сегодня в России насчитывается почти 40 миллионов молодых граждан - треть от общей численности населения страны. Этот колоссальный потенциал может активно служить созидательным целям государственного и общественного строительства, а может стать разрушительным источником деструктивных явлений в обществе. Какими путями пойдут молодые люди - в первую очередь зависит от нас, взрослых.

Молодые люди, вступая во взрослую жизнь и становясь полноправными членами общества, привносят в него те идеалы, которые усвоили в детстве от своих родителей, школьных педагогов, старших наставников. Становление взглядов юношества происходит очень быстро, и малейшее небрежение в области духовно-нравственного воспитания мгновенно оборачивается появлением на свет «потерянного поколения».

Основы традиционной культуры, будучи в раннем детстве заложены в душе подростка, со временем могут стать твердым фундаментом, несокрушимой скалой, возвышающей его над бурными волнами житейского моря, помогут стойко переносить жизненные невзгоды.

Ульяновская область - особо значимый для нашей страны регион. Здесь живет молодое и активное население.

Религия является неотъемлемой частью жизни и истории народов России, что христианство оказало определяющее влияние на отечественную духовность и культуру и что невозможно обустроить государственно-общественное благополучие и нормально растить молодое поколение граждан без прямого участия и влияния традиционных религиозных конфессий.

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Цель упомянутого учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонацио­нального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Знание мусульманскими детьми православной культуры, равно как и православными детьми культуры исламской является шагом к сохранению добрых отношений между народами России.

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на прин­ципах гуманизма в тесной связи с религиозными ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в вос­питательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную слож­ность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

общая историческая судьба народов России;

единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Изучение многообразия культур достаточно актуально. В курсе ДНК заключены мысли и принципы веротерпимости, уважения чужой культуры. Изучая религиозную культуру, у ребят появляется дополнительный стимул к нравственному поведению.

© 2010-2022