Концепция развития Комнаты Боевой и Трудовой Славы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Региональный заочный этап Всероссийского конкурса на лучшую организацию образовательно-просветительской деятельности «Музей образовательного учреждения - пространство интеграции основного и дополнительного образования детей»

Балаковский муниципальный район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное образовательное учреждение

«Новополеводинская средняя общеобразовательная школа»

Балаковского района Саратовской области

Концепция развития музейной комнаты - Комнаты Боевой и Трудовой Славы»

Автор: Банковская Даша,

обучающася 8 класса,

Бурмистрова Ирина,

Конушкалиева Анара,

обучающиеся 11 класса

Научный руководитель:

Коннова Наталья Борисовна,

учитель истории



Саратов- 2014

Муниципальное бюджетное общеобразовательное образовательное учреждение

«Новополеводинская средняя общеобразовательная школа»

Балаковского района Саратовской области



Концепция развития музейной комнаты - Комнаты Боевой и Трудовой Славы»



I. Вcтупление

Комната Боевой и Трудовой Славы - это центр военно-патриотического воспитания не только учащихся школы, но и сельской молодежи. Это одна из форм образования, активизирующей и развивающей коллективное творчество, познавательную активность, самостоятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность и прививающей интерес к краеведческой, поисковой и исследовательской работе и любовь к Родине.

По своему профилю «Комната Боевой и Трудовой Славы» является военно-исторической и трудовой. Она воссоздает не только страницы истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., но и историю поднятия целины, ударных строек пятилеток, страницы истории образования и хронику сельской жизни. Девиз музейной комнаты - "Никто не забыт, ничто не забыто".

II. Актуальность проблемы патриотического воспитания школьников и обоснование её решения средствами музейной комнаты

Происходящие события российского общества показали, что социальная дифференциация общества, падение нравственных духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание не только учащихся школ, молодежи страны, но и большинства населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом духовно-нравственных ценностей и российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, агрессивность, неуважительное отношение к государству, а также к памяти предков. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.

В сложившихся условиях актуальна неотложность решения на более высоком, государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Ведущая роль в создании системы воспитания патриотизма принадлежит Комнате Боевой и Трудовой Славы. Она предусматривает формирование и развитие гражданственности, ответственности, чести, чувства долга, любви к своей Родине, уважение к светлой памяти героев Великой Отечественной войны, героев России, а также способствует формированию социально значимых ориентиров и ценностей. Героические события прошлого, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества высоких нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.

III. Цели и задачи Комнаты Славы

Задачи:

- поиск, исследование, выявление и сбор предметов музейного значения в целях постоянного обогащения музейной комнаты новыми экспонатами и поступлениями;

- всестороннее исследование информативной ценности поступивших музейных предметов и фиксация их источника значимости;

- целенаправленное и объективное отражение в материалах различных военно-исторических процессов, событий явлений в соответствии с профилем музейной комнаты;

- создание необходимых условий, обеспечивающих полную сохранность переданных документальных и культурных ценностей;

- активизация познавательной деятельности учащихся с использованием различных средств и форм научно - просветительной, лекторской работы;

- участие в нравственном, эстетическом и патриотическом воспитании обучающихся, в повышении их общеобразовательного и культурного уровня.

IV. Совершенствование программы деятельности Комнаты Славы

Организация деятельности музейной Комнаты в большинстве своем опирается на законодательные акты, включающие вопросы патриотического воспитания граждан Российской Федерации:

- Государственную программу "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" от 11 июля 2005 года № 422;

- Федеральный закон "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации " №54-ФЗ 1996 г. и т.д.

Программа развития Комнаты Славы предусматривает мероприятия по привитию интереса к истории Отечества. В созданных экспозициях Комнаты Славы имеются подлинные экспонаты, документы и материалы, которые рассказывают о важнейших событиях Великой Отечественной войны и ее героях-односельчанах, о прославленном герое-земляке, полном кавалере ордена Славы М.С. Волкове, о тружениках тыла, невольниках Рейха, ветеранах труда, целинниках, ветеранах педагогического труда, о выпускниках, проходящих службу в рядах вооруженных сил России. Основная цель работы нашей музейной комнаты - пропаганда боевых героических и трудовых традиций народа на мероприятиях военно-патриотической направленности. Они помогают расширять знания школьников об историческом прошлом и настоящем нашей Родины, воспитывать патриотизм и чувства уважения к ее истории.

Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся умеют работать с источниками, дополнительной литературой, справочниками, документами, материалами, знакомятся с архивными данными. Обращаются за помощью в сборе материалов к старожилам села, родственникам героев, ветеранам войны, учатся наблюдать, брать интервью, записывать, анализировать, обобщать, оформлять, извлекать нужную информацию. А также обмениваются опытом, приобретают навыки краеведческой, поисково-исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках проведения месячника по военно-патриотическому воспитанию.

В числе важнейших мер предусматривается использование Комнаты Славы в учебно-воспитательной работе с учащимися школы и сельской молодежью. Главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музейную комнату в учебно-воспитательном процессе. Опыт нашей школы подтверждает целесообразность проведения уроков в самой Комнате Славы с учетом её профиля или использования отдельных экспозиций в различных классах при изучении определенных тем учебной программы по истории, обществознанию, краеведению, географии. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музейной комнаты помогают учителю истории в освещении важнейших периодов Великой Отечественной войны.

Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения предлагается учителям в перспективном планировании на учебный год предусматривать работу учащихся в Комнате Славы и использовать ее материалы в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами по истории села, краеведению и боевой летописи армии и флота, о деятельности выдающихся полководцев России.

Музейная комната только тогда себя оправдывает, когда она станет организатором военно-патриотической работы. Поэтому предполагается усилить инициативу музейной комнаты в организации общественно-значимых дел. С этой целью планируется проведение целого комплекса мероприятий: экскурсий и походов по местам боевой славы, традиционное проведение Дня Памяти прославленного героя-земляка, полного кавалера Ордена Славы -Волкова М.С. Широкое проведение дней защитника Отечества, дней героя России, вахты памяти, операций «Помним, любим, скорбим..», акций «Письмо солдату», уроков мужества, уроков памяти, классных часов, встреч и всевозможных поисковых мероприятий, конкурсов творческих работ, защиты проектов и т.д.

V. Механизм реализации программы развития Комнаты Славы.

Музейная комната организует свою работу на основе органа самоуправления. Работу Комнаты Боевой и Трудовой Славы осуществляет Совет музейной Комнаты, который состоит из 11 человек. Возглавляет военно-патриотическую, краеведческую, лекторскую, экскурсионную работу. Председатель Совета - ученица 11 класса Бурмистрова Ирина. Руководит и направляет работу учитель истории и обществознания Коннова Н.Б., привлекая актив учащихся, Совет Комнаты Боевой и Трудовой Славы:

- направляет поисковую, краеведческую, исследовательскую работу для пополнения и дальнейшего развития музейной комнаты,

- организует учет и хранение существующих фондов,

- проводит лекции, беседы и экскурсии по экспозициям музея,

- разрабатывает и утверждает план работы, график экскурсий, график работы Комнаты Славы и тематику заседаний.

К основным формам работы Музейной Комнаты относятся:

- общеобразовательные и учебные экскурсии по экспозициям и выставкам, памятникам истории и культуры, а также лекции, доклады и беседы;

- военно-исторические чтения, теоретические конференции, устные журналы, лектории документального кино, встречи с ветеранами и тружениками тыла, музейные уроки, классные часы, уроки мужества и памяти, акции и операции;

- тематические вечера, посвященные государственным праздникам, дням воинской славы и другим знаменательным датам в военной истории армии и флота;

- в образовательном процессе: старшие школьники проводят в музее экскурсии для младших, учитель проводит здесь часть урока при изучении тем военной истории.

VI. Оценка эффективности реализации программы развития Комнаты.

В результате осуществления программы развития ожидается:

- обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения,

- возрождения истинных духовных ценностей российского народа,

- сохранение и развитие его славных боевых и трудовых традиций,

-привитие патриотических чувств, чествование ветеранов;

-оптимизация работы по военно-патриотическому воспитанию школьников в современных условиях.



© 2010-2022