Рабочая программа Занимательное черчение (9 класс)

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


«Именьковская средняя общеобразовательная школа»


Лаишевского муниципального района Республики Татарстан




Рассмотрено

на заседании школьного методического объединения

Руководитель ШМО

Хафизова Г.Р ___________

Протокол №1 от « 28 » августа 2015 года


Согласовано

заместителем директора по учебной работе

Диярова Г.И.

__________________


« 29» августа 2015 года

Утверждаю

Директор МБОУ «ИСОШ»


__________________________

А.М.Шаймухаметова


Приказ № 78 от 01.09.2015





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


по элективному курсу «Занимательное черчение» для 9 класса


Составитель:

Фаттахов Раиль Галяутдинович,

учитель первой квалификационной категории







2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа элективного курса «Занимательное черчение» для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и на основе:


  1. Стандарта основного общего образования по черчении.

  2. Учебного плана МБОУ «Именьковская СОШ» на 2015-16 учебный год (Утвержден приказом №71 от28.08.2015)

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом. Программа реализуется по адресованным учебникам «Черчение» под редакцией А.Д. Ботвинникова., рекомендованного Министерством образования науки Российской федерации.

Структура документа

Рабочая программа включает в себя несколько разделов:

-титульный лист;

-пояснительная записка;

-календарно-тематический план;

-содержание учебного курса;

-требования к уровню подготовки учащихся;

-перечень учебно-методического обеспечения;

-планирование.

Место предмета в учебном плане

Программа элективного курса " Занимательное черчение " рассчитана на учащихся девятых классов. Курс рассчитан на 17 часов. Продолжительность реализации курса предполагается в течение полугодия по одному часу в неделю.

Общая характеристика учебного курса

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности обучающихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования обучающихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей обучающихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Цель курса:

  • Программа ставит целью:

  • - научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

Задачи:

  • -ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

  • -сформировать у обучающихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;

  • -обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы;

  • -развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

  • -обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;

  • -прививать культуру графического труда.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

Разделы и темы

Количество часов

Примерные сроки

Введение

1

03.09

Учебный предмет «Черчение». Значение графического изображения в производственной деятельности человека (построения и перспективы). Цели и задачи изучения черчения в школе и дальнейшей профориентации. Стандартизация приемов и способов изображения.

5

10.09-08.10

Способы проецирования.

6

15.10-26.11

Чтение и выполнение чертежей

5

03.12-14.01

Всего

17







Содержание учебного курса

Введение (1 час)

  • значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнение чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе;

  • инструмента, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.

Правила оформления чертежей (5 часов)

  • понятие о стандартах. Формат, рамка и основная надпись (штамп);

  • линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная;

  • сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах;

  • применение и обозначение масштаба;

  • некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположение размерных чисел;

  • понятие о симметрии. Виды симметрии.

Способы проецирования(6 часов)

  • проецирование. Центральное и параллельное проецирование;

  • прямоугольные проекции;

  • выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций; _

  • расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах;

• косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров;

• аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала;

• понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и
рационального способа ее построения;

Чтение и выполнение чертежей деталей (5 часов)

  • анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела - призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел;

  • нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.

Требования к уровню подготовки учащихся

Обучающиеся должны знать:

  • приемы работы с чертежными инструментами;

  • простейшие геометрические построения;

  • приемы построения сопряжений;

  • основные сведения о шрифте;

  • правила выполнения чертежей;

  • основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;

  • принципы построения наглядных изображений.

Обучающиеся должны уметь:

  • анализировать форму предмета по чертежу, наглядному изображению, натуре и простейшим разверткам;

  • осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

  • читать и выполнять виды на комплексных чертежах (и эскизах) отдельных предметов;

  • анализировать графический состав изображений;

  • выбирать главный вид и оптимальное количество видов на комплексном чертеже (и эскизе) отдельного предмета;

  • читать и выполнять наглядные изображения, аксонометрические проекции, технические рисунки и наброски;

  • проводить самоконтроль правильности и качества выполнения простейших графических работ;

  • приводить примеры использования графики в жизни, быту и профессиональной деятельности человека.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астрель», 2012.

Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. - М.: Просвещение,1991.

Г.Г.Ерохина: поурочные разработки 9 класс-Москва:ВАКО,2011.






Планирование


№п/п

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности


Планируемые результаты освоения материала


Вид

контроля,

измерители

Дата проведения













план.

факт.

Введение (1 час)



1

История и развитие методов графических изображений. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Приемы работы с инструментами и организация рабочего места.

Обобщение

Изучение нового материала.

Индивидуальная

Исторические сведения о развитии чертежей.

Значение получаемых на уроке черчения графически знаний

для отображения и передачи информации в предметном мире и взаимном общении людей.

Сведения о чертежных инструментах,

материалах и Принадлежностях, правилах пользования ими.


Фронталь-ный опрос, графическая работа.

03.09


Учебный предмет «Черчение». Значение графического изображения в производственной деятельности человека (построения и перспективы). Цели и задачи изучения черчения в школе и дальнейшей профориентации. Стандартизация приемов и способов изображения (5 часов).



2

Основные правила оформления чертежей. Понятие о стандартах ЕСКД. Масштабы, линии чертежа, рамки и основные надписи на чертежах.

Изучение нового материала.

Индивидуальная

Стандарты ЕСКД, их назначение Форматы:

назначение, размер формата А4.

Основная надпись: назначение, размеры,

графы надписи , расположение на чертеже.

Линии: сплошная толстая основная, штриховая,

сплошная тонкая, сплошная волнистая,

штрихпунктирная с двумя точками.

Фронталь-ный опрос, графическая работа.

10.09



3

Графическая работа № 1.

Закрепление нового материала.

Индивидуальная

На листе формата А4 вычертить рамку и графы основной надписи по размерам.

Провести различные линии и окружности.

Фронталь-ный опрос, графическая работа.

17.09




4

Шрифты чертежные. Разметка букв, цифр и знаков чертежного шрифта. Основные приемы выполнения надписей чертежным шрифтом.


Изучение нового материала.

Индивидуальная

Информация о стандартном чертежном шрифте с одновременным изображением на доске одной-двух букв

Изучение по таблице конструкции прописных и строчных букв и цифр и примера выполнения надписей


Фронталь-ный опрос, графическая работа.

24.09




5

Основные правила, приемы и методы нанесения размеров. Выносные и размерные линии. Стрелки, знаки радиуса, диаметры, конусности. Правила постановки размерных цифр.


Изучение нового материала.


Индивидуальная

Назначение размеров на чертежах.

Линейные и угловые размеры.

Выносные и размерные линии, правила их проведении ни чертежах, написание размерных чисел. Назначение знаков диаметра и радиуса, правила их написания. Нанесение размеров дуг и углов. Применение условностей при нанесении размеров сторон квадрата, указание толщины и длины детали, применении пинией с указанием количества отверстий в детали. Назначение масштаба при изображении деталей, запись масштаба на чертеже.


Фронталь-ный опрос, графическая работа.

01.10


6


Графическая работа №2.


Закрепление нового материала.



Индивидуальная


Выполнить чертеж детали «Прокладка» по имеющимся половинам изображений. Нанести размеры, указать толщину детали.

Фронталь-ный опрос, графическая работа.

08.10


Способы проецирования (6 часов).




7

Общие сведения о проецировании. Различные методы проецирования (центральный, параллельный, прямоугольный).

Изучение нового материала.

Индивидуальная

Объяснение сути процесса проецирования, элементы проецирующего аппарата

(проецируемая фигура, плоскость проекций, центр проецирования, проецирующие лучи, проекция фигуры).

Центральное проецирование: его суть,

использование, примеры центральных

проекций. Параллельное проецирование, примеры использования.


Фронталь-ный опрос, графическая работа.

15.10



8

Получение изображения на плоскости различными методами проецирования. Проецирование детали на одну, две, три плоскости проекции методом прямоугольного проецирования.

Изучение нового материала.

Индивидуальная

Объяснение сути процесса проецирования,

элементы проецирующего аппарата

(проецируемая фигура, плоскость проекций,

центр проецирования, проецирующие лучи,

проекция фигуры).

Центральное проецирование: его суть,

использование, примеры центральных

проекций. Параллельное проецирование,

примеры использования.

Фронталь-ный опрос, графическая работа.

22.10



9

Определение вида, правила расположения видов на чертеже, названия видов.

Изучение нового материала.

Индивидуальная

Получаемые на плоскостях проекций

изображения предметов называются не

проекциями, а видами.

Местные виды


Фронталь-ный опрос, графическая работа.


29.10






10

Аксонометрические проекции. Косоугольная, фронтальная, диметрическая проекция. Прямоугольная изометрическая проекция. Направление осей. Показатели искажения. Нанесение размеров.



Изучение нового материала.


Индивидуальная

Косоугольная фронтальная диметрическая и

прямоугольная изометрическая проекции.

Направление осей, показатели искажения,

нанесение размеров.


Фронталь-ный опрос, графическая работа.

12.11



11

Построение аксонометрических проекций плоских геометрических фигур.


Изучение нового материала.

Индивидуальная

Правила построения аксонометрических

проекций плоских фигур лежат в основе

способов построения проекций любых

геометрических тел или предметов.

Фронталь-ный опрос, графическая работа.

19.11






12

Аксонометрические проекции окружностей. Способы построение овала. Построение аксонометрических предметов, имеющих круглые поверхности. Технический рисунок.


Изучение нового материала.

Индивидуальная


Построение изометрической проекции

окружности: проецирование окружности в

эллипс, приемы построения овала, вписанного

в ромб, - показ на доске, рассмотрение

примеров аксонометрических изображений

предметов, имеющих круглые элементы

поверхностей

Понятие о техническом рисунке



Фронтальный и индивидуальный опрос.

26.11


Чтение и выполнение чертежей (5 часов).



13

Анализ геометрических форм предметов на основе характерных признаков. Проекции геометрических тел.


Изучение нового материала.


Индивидуальная

Анализ геометрической формы предметов.

Проекции геометрических тел. Мысленное

расчленение предмета на геометрические тела

- призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.


Фронталь-ный опрос, графическая работа.

03.12




14

Особенности проецирования правильных пирамид, цилиндра и конуса.


Изучение нового материала.


Индивидуальная


Чтение и выполнение чертежа группы геометрических тел. Построение развертки геометрического тела по выбору.


Фрон-

тальный опрос.

10.12






15

Взаимное расположение геометрических тел относительно плоскостей проекции. Проекции вершин, ребер и граней предмета.




Изучение нового материала.




Индивидуальная



Выполнение чертежа и аксонометрической проекции предмета с выделением проекции точек, отрезков, граней, ребер, вершин на листе формата А4.

Фронталь-ный опрос, графическая работа.

17.12




16

Построение третьего вида. Построение третьего вида по двум данным.


Изучение нового материала.


Индивидуальная


Знать и уметь: Выполнять чертежа детали в трех видах по двум данным видам (спереди и сверху, спереди и слева, сверху и слева).



Фронталь-ный опрос, графическая работа.

24.12




17

Графическая работа №3.


Закрепление нового материала.


Индивидуальная

Построение третьего вида учебной модели детали по двум данным на листе формата А4.

Фронталь-ный опрос, графическая работа.


14.01




Рецензия на элективный курс «Занимательное черчение»


Предлагаемая программа элективного курса «Занимательное черчение» включается в себя общие сведениях о графических изображениях. Ее реализация позволяет расширить и углубить графические ЗУН обучающихся, сформировать умение анализировать геометрические свойства предметов окружающего мира, научить школьников обосновывать выбор количества используемых изображений на чертежах. Это развивает творческий, самостоятельный подход к решению различных графических задач. В данной программе учтены межпредметные связи: черчение-технология, черчение-геометрия и др. В программе сделан упор на развитие практических навыков обучающихся.

Материал, использованный автором при составлении программы, подобран грамотно и профессионально с точки зрения необходимости данной тематики в элективном курсе.

Структура программы соответствует наличию обязательных компонентов:

Пояснительная записка включает цели и задачи, аргументы в пользу актуальности и новизны работы, срок реализации программы.

Содержательная часть имеет характеристику педагогических, организационных условий, необходимых для получения образовательного результата; раскрывает методику работы над содержанием изучаемого материала, методику оценки знаний и умений учащихся, возможность использования современных технологий для достижения результативности в усвоении содержания курса.

Список используемой литературы достаточно полный, соответствует последним требованиям образовательных стандартов и содержанию рабочей программы.

Данная рабочая программа адаптированная характеризует автора как знающего специалиста, способного отобрать, систематизировать необходимый по тематике материал , что бесспорно делает программу качественной, нужной и эффективной для достижения поставленной цели.

Рецензент: зам. директора по УВР Диярова Г.И.

руководитель ШМО учителей-предметников Хафизова М.В.


© 2010-2022