Рабочая программа по технологии 3 класс УМК Перспектива

Рабочая программа по технологии  для 3 класса разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, учебного плана на 2014-2015 учебный год.     Цели изучения технологии в начальной школе: ·         Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями. ·         Освоение продуктивной пр...
Раздел Другое
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 104 им.М.Шаймуратова

Дёмского района городского округа город Уфа республики Башкортостан





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии

3 класс

уровень базовый

УМК "Перспектива"

составлена на основе авторской программы Н.И.Роговцевой и др. издательство "ВАКО"

НА 2014/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД



Составила Черненкова Г.М.

высшая квалификационная категория


Количество часов:

всего ____34____ часа;

в неделю ___1___ час

Уфа-2014

Оглавление



  1. Пояснительная записка

  2. Учебно-тематический план

  3. Содержание программы

  4. Требования к уровню подготовки учащихся

  5. Планируемые результаты освоения предмета

  6. Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

  7. Критерии оценивания

  8. Календарно-тематическое планирование

  9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Пояснительная записка.

Рабочая программа по технологии для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, учебного плана на 2014-2015 учебный год.

Цели изучения технологии в начальной школе:

  • Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.

  • Освоение продуктивной проектной деятельности.

  • Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Трудовое обучение в начальных классах - органическая составная часть единой системы обучения. Воспитания и развития учащихся.

Особенность данной линии состоит в ориентации на понимание детьми постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Ребенок должен осознать, что все вокруг создано природой и человеком, и через это понимание осваивать трудовые навыки.

Учебно-тематический план

Количество часов в год - 34

Количество часов в неделю - 1

№ п/п

Раздел

Количество часов

1.

Здравствуй, дорогой друг!

1 час

2.

Человек и земля

21 час

3.

Человек и вода.

4 часа

4.

Человек и воздух.

3 часа

5.

Человек и информация.

5 часов



Содержание программы

1. Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности - изделия, которые могут быть использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам.

Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).

Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

3. Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе.

4. Практика работы на компьютере

Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся знакомятся с земным, водным, воздушным и информационным пространствами во всех четырёх классах, но в каждом присутствует своя специфика:

1-й класс - основные базовые сведения о материалах и инструментах, используемых людьми в различных областях деятельности, усвоение правил работы с этими инструментами и материалами;

2-й класс - отработка навыков работы с уже известными учащимся материалами и инструментами, расширение знаний в области трудовой деятельности людей в различные исторические эпохи;

3-4-й классы - закрепление полученных навыков, углубление знаний в области трудовой деятельности людей, ориентированной на современность и

будущее.

В работе с данным учебно-методическим комплектом необходимо постоянно помнить о следующем:

• у ребенка должно быть как можно больше конструкторской деятельности и как можно меньше изобразительной;

• необходимо расширять представления детей об окружающем мире посредством знакомства с природой и о том, как используют ее богатства

люди;

• необходимо проводить первичное ознакомление с законами природы, на которые при работе опирается человек;

• пополнение знаний детей осуществляется за счёт ознакомления со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

• все предлагаемые для изготовления изделия - это объекты предметного мира; учащиеся должны понимать, что природа дает людям сырье и диктует законы, в соответствии с которыми мы должны осуществлять свою деятельность;

• изделия предлагаются преимущественно объёмные, и их изготовление способствует развитию пространственного мышления ребенка, но некоторые ученики могут, в связи с их индивидуальным развитием, испытывать сложности с такими работами;

• творческие задания базируются на вариативности общей конструкции изделия, выполненного под руководством учителя;

• на одну тему иногда предлагаются два-три варианта изделия, которые включены в учебник или рабочую тетрадь (на выбор учителя);

• в процессе анализа изделий дети знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения, подбором необходимых материалов и инструментов;

• в практической работе ученики начинают осваивать чертежную разметку.

В ходе работы с текстами учебника и выполнения практических работ ученики узнают о том, как жили и работали люди в разные времена, как они строили дома и различные хозяйственные постройки, как и из каких материалов изготавливали одежду, посуду и орудия труда, как организовывали жизнь детей, какие игрушки, куклы мастерили для них. Изучение изделий домашнего и сельского ремесла поможет детям понять, как много мудрости в устройстве простых бытовых вещей, как точно найдены и отработаны способы обработки разных природных материалов (древесины, льна, металла и др.), как совершенно мастерство народных умельцев.

Выполнение предлагаемых авторами изделий и макетов позволит учащимся узнать, что в основе современных технологий лежат старые, проверенные временем способы создания предметного мира. Технологические операции, которые осваивают

учащиеся: разметка (на глаз, сгибание, по шаблону, по линейке, с помощью копировальной бумаги); раскрой (бумага, ткань - разрезание ножницами по прямой линии разметки, бумага - разрывание пальцами); сборка (на клею, пластилине, конструктор); украшение (аппликация из ткани и бумажных деталей, роспись красками, использование природного материала); лепка (пальцами, рельефные работы).

Учебник разделен на пять основных частей, каждая из которых для удобства ориентирования имеет свой цвет:

«Давай познакомимся!» - желтый;

«Человек и земля» - зеленый;

«Человек и вода» - синий;

«Человек и воздух» - голубой;

«Человек и информация» - розовый.

В каждой части материал рассматривается с трёх сторон: материя, энергия, движение. Все темы уроков разбиты на рубрики:

• название темы урока;

• краткая вводная беседа;

• основной материал, который включает упражнения, технологические задания, практические работы, обобщения и выводы, сопровождается значками «Читаем вместе со взрослыми», «Учимся новому, делаем сами»; «Проводим опыт, наблюдаем, делаем вывод», «Работа с тетрадью»;

• информация к размышлению, сопровождается значком «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы);

• итоговый контроль, сопровождается значком «Проверяем себя» (вопросы на закрепление материала, тестовые задания).

В начале каждого урока проводится беседа с детьми по теме урока, зачитывается вводный текст и предлагает практическую работу по изготовлению того или иного изделия. Перед каждой технологической картой изготовления изделия или самостоятельным практическим заданием следует обратить внимание на необходимые для работы материалы и инструменты. Подробные инструкции по изготовлению того или иного изделия представлены в учебнике и рабочей тетради.

Памятки по работе с различными материалами и инструментами даны в соответствующих темах учебника. Дети четко должны знать их и уметь применять на практике.

Необходимо помнить, что обучение ребенка на уроках технологии происходит в ходе практической работы, в этой связи нужно предоставлять ему максимум самостоятельности, лишь помогая при изготовлении некоторых изделий. Нельзя полностью выполнять вместо ученика ту часть работы, которая ему на данный момент по силам.

Трудовая деятельность на уроках технологии должна вызывать положительные эмоции у детей. В рабочей тетради для удобства даны развертки деталей изделий, шаблоны, описания экспериментов и проектов, картинки, с которыми ребенок должен работать, и задания, дополняющие тему учебника. В учебнике есть значок «Работа с тетрадью», который показывает, в какой момент урока необходимо обратиться к рабочей тетради.

Такой многоаспектный анализ поможет ребёнку осознать важность своего труда, включиться в игру с изготовленным им самим изделием, а главное, будет способствовать развитию его трудовых навыков, мелкой моторики руки, речи и познавательных процессов. Необходимо ребёнка приучить к тому, чтобы он рассказывал дома кому-нибудь из членов семьи (брату, маме, бабушке и др.), как он сделал изделие, что для него было особенно трудно, по каким причинам, что получилось хорошо, а над чем надо ещё поработать.

Отдельно следует отметить, что детей нужно учить подготавливать, организовывать свое рабочее место, настраиваться на продолжительную работу, выполнять в соответствии с инструкцией необходимые действия и доводить начатое до логического завершения. Все это поможет в решении главной задачи начального обучения - научить ребенка учиться, что позволит ему в дальнейшем использовать полученные знания и умения в реальной повседневной жизни и дальнейшем обучении.

Ведущая идея курса «Технология» для 3 класса - сис­темная, комплексная работа над проектом. Планирование изготовления изделия рассматривается уже как этап про­ектной деятельности. Технологическая карта становится частью проекта. Вводится понятие стоимости исходных ма­териалов, необходимых для изготовления изделия.

Реализация поставленных задач осуществляется за счёт использования игровых технологий, а также хорошо зна­комых героев УМК «Технология» Ани и Вани, которые вместе с учащимися путешествуют по современному го­роду.

В 3 классе учащиеся знакомятся с технологиями, мате­риалами, инструментами, профессиями, которые они могут встретить в городе. Изучают свойства материалов, способы выполнения чертежа, приёмы технического моделирова­ния и конструирования. Окружающая среда в данном кур­се рассматривается как способ получения информации.

Основными материалами для работы по-прежнему оста­ются бумага и картон. Но в 3 классе учащиеся получают новые знания об общих свойствах различных видов бу­маги: толщина, или объёмная масса; гладкость; белизна; прозрачность. Добавляются сведения о сопротивлении раз­рыву, излому, продавливанию. Исследуется прочность по­верхности, деформация при намокании, скручиваемость, впитывающая способность. Формируются навыки исполь­зования особенностей бумаги для изготовления изделий из папье-маше; умения под руководством учителя подбирать бумагу для работы над такими изделиями.

Учащиеся осваивают технологию создания объёмных изделий из бумаги с использованием особенностей этого ма­териала, технологию создания оригами; знакомятся с но­вым материалом - бисером, видами изделий из бисера, свойствами лески; учатся создавать украшения из бисера.

Текстильные и волокнистые материалы в 3 классе изу­чаются на основе обобщения знаний о видах работы с тка­нью, изучения свойств тканей, используемых для вышива­ния и шитья игрушек. Учащиеся сравнивают свойства хлопчатобумажных и шерстяных ниток, осваивают новый вид работы с нитками - вязание крючком.

В ходе работы с природными материалами закрепля­ются умения использовать знания о различных свойствах природных материалов при изготовлении изделий из со­ломки, листьев, веточек и др.

В 3 классе проходит знакомство с новым природным ма­териалом - соломкой, её свойствами и особенностями ис­пользования данного природного материала в декоратив­но-прикладном искусстве; осваиваются приёмы работы с соломкой; технология её подготовки к использованию.

В ходе работы с пластичными материалами проводится систематизация знаний о свойствах пластичных материа­лов, учащиеся осваивают правила подбора пластичного ма­териала в зависимости от назначения изделия, для созда­ния которого он будет использован.

Школьники проводят наблюдения над использованием пластичных материалов в жизни человека.

В 3 классе активно осваиваются способы использова­ния металлического конструктора и мягкой проволоки в работе над изделием, а также использования пластмас­сы для создания подвижного соединения при работе с кон­структором.

Учащиеся на практическом уровне осваивают правила безопасной работы различными инструментами; знакомятся с понятием «универсальность инструмента»; изучают пра­вила работы новыми инструментами: острогубцы, плоско­губцы, крючок; закрепляют навыки работы ножом, ножни­цами, иглами и другими инструментами; учатся выбирать необходимый инструмент в зависимости от используемого материала; осваивают приёмы работы с угольником.

Основы культуры труда в 3 классе прививаются в про­цессе формирования умения самостоятельно применять в новых условиях полученные знания и приобретённые на­выки, следовать правилам технолога.

Проектная деятельность учащихся в 3 классе осуществ­ляется на основе технологической карты как средства реа­лизации проекта. Выполнение изделия в рамках проекта по заданному алгоритму происходит под руководством учи­теля. Учащиеся находят общие закономерности в выполне­нии изделий из различных материалов и самостоятельно составляют алгоритмы выполнения работы над изделиями с опорой на эскиз и технический рисунок. Школьники ос­мысливают понятие стоимости изделия и его значение в практической и производственной деятельности.

В работе над проектом деятельность учителя направле­на на создание практической ситуации, в которой ученик будет выполнять работу над проектом, на создание условий для успешной реализации проекта. Важно отработать на­выки составления плана изготовления изделия, приоб­ретённые в 1 и 2 классах; научить оценивать работу по разным критериям, проводить презентацию проекта; обес­печить взаимодействие учащихся между собой и с учите­лем, развивать коммуникативные навыки школьников.

Деятельность ученика при этом направлена на закреп­ление умений ставить цель, определять задачи, соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями; использовать предметные знания для реализации цели. Школьники учатся различать виды ответственности внут­ри своей учебной работы, оформлять результаты проекта и проводить его презентацию.

Планируемые результаты освоения предмета

Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:

Личностные результаты:

- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

К концу третьего класса учащиеся должны:

знать

  • роль трудовой деятельности в жизни человека;

  • влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

  • область применения и назначение различных машин, технических устройств и инструментов;

уметь

  • сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий;

  • осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и оценивать ее результаты;

  • моделировать несложные объекты из деталей конструктора и различных материалов по собственному замыслу;

  • соотносить на основе сравнения свойства материалов и области их применения;

  • получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы эскизы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;

  • осуществлять поиск информации для решения технологических задач;

  • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, эскизу, рисунку, сборной схеме;

  • осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

  • осуществлять мелкий ремонт одежды и предметов быта;

  • соблюдать правила личной гигиены и безопасные приемы работы с материалами, инструментами, электроприборами;

  • осуществлять сотрудничество в трудовом процессе.

При освоении способов разметки, раскроя, сборки и отделки изделия у учащихся в 3 классе совершенствуются навыки разметки с помощью циркуля, по линейке, на глаз, по шаблону; мягким карандашом, кусочком мыла или мела на ткани. Школьники должны научиться выпол­нять раскрой с использованием симметрии; освоить горя­чий и холодный способы подготовки соломки. При сборке изделий учащиеся смогут освоить приёмы окантовки кар­тоном, крепления кнопками, склеивания геометрических тел из развёрток, скручивания мягкой проволоки, соедине­ния деталей с помощью ниток, клея, скотча. Школьники в 3 классе также научатся применять на практике новые способы отделки: украшение специальными отделочными материалами, вязание крючком «воздушных петель», де­коративное использование пуговиц, наклеивание соломки на бархатную основу, оформление работы в рамку.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.

Критерии оценивания

При переходе к практической работе с учениками следует обсудить план работы. В учебнике на с. 21 даны «Вопросы юного технолога», на которые дети должны отвечать каждый раз перед началом работы. После завершения работы надо оценить выполненное ребёнком изделие. К каждому практическому заданию в учебнике имеется сопроводительная символика, которая поможет ребенку при подготовке и анализе работы.

1. Сложность:

• очень легко;

• легко;

• трудно.

2. Затраты по времени:

• менее одного урока;

• один урок;

• поделку необходимо доделать дома.

3. Оценка своего изделия:

• над поделкой надо еще потрудиться;

• поделка сделана хорошо;

• поделка сделана отлично.

Анализ готового изделия коллективно проводится по следующим критериям:

• название изделия;

• использование, назначение изделия;

• материалы, используемые для изготовления изделия;

• форма деталей изделия;

• количество и название деталей;

• способы соединения деталей в изделии.

Такой многоаспектный анализ поможет ребёнку осознать важность своего труда, включиться в игру с изготовленным им самим изделием, а главное, будет способствовать развитию его трудовых навыков, мелкой моторики руки, речи и познавательных процессов. Необходимо ребёнка приучить к тому, чтобы он рассказывал дома кому-нибудь из членов семьи (брату, маме, бабушке и др.), как он сделал изделие, что для него было особенно трудно, по каким причинам, что получилось хорошо, а над чем надо ещё поработать.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основное содержание, выводы, регион компонент

Понятие по теме

УУД

Д/з по теме

Планир. дата

Фактич дата

Цели и задачи:

- ознакомить с новым учебником и рабочей тетрадью, их условными обозначениями;

- актуализировать знания о технологическом процессе, отборе материалов и инструментов для выполнения изделия

Планируемые результаты:

-учащиеся научаться отбирать материалы и инструменты для выполнения изделия, ориентироваться в системе условных обозначений учебника и рабочей тетради, работать в паре, слушать и слышать друг друга, объяснять новые понятия, делать выводы;

- осуществлять творческий подход к выполнению задания.

1

Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником. Путешествие по городу.

1

Повторение изученного в предыдущих классах. Особенности содержания учебника 3 класса

Отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах. Планировать изготовления изделия на основе «Вопросов юного технолога» и технологической карты.

Стр. 10 написать сочинение «Любимый уголок моего села»

5.09

Человек и земля - 21час

Цели и задачи:

- ознакомить с основными понятиями черчения, с технологией конструирования изделий из проволоки методом сгибания;

- показать значение парков для города, познакомить с профессией людей работающих в парке;

- совершенствовать умения работать по алгоритму над групповыми проектами.

Планируемые результаты:

-учащиеся научаться отбирать материалы и инструменты для выполнения изделия, ориентироваться в системе условных обозначений учебника и рабочей тетради, работать в паре, слушать и слышать друг друга, объяснять новые понятия, делать выводы;

- осуществлять творческий подход к выполнению задания;

- использовать дополнительные источники информации для расширения собственного кругозора, оценивать свою деятельность в групповой и парной работе;

- проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности, ценить результат профессиональной деятельности человека;

- использовать полученные знания в повседневной жизни

2

Архитектура. Изделие «Дом»

1

Выполнять чертеж и масштабировать при изготовлении изделия. Правила безопасной работы с ножом.

Архитектура нашего города

Архитектура

Каркас

Чертёж

Масштаб

Эскиз

развертка

Находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Овладеть основами черчения и масштабирования: М 1:2 и М 2:1.

Р.тстр 6

12.09

3

Городские постройки. Изделие «Телебашня».

1

Назначение городских построек, их архитектурные особенности. Объемная модель телебашни из проволоки.

Проволока

Сверло

Кусачки

телебашня

Осваивать правила работы с новыми инструментами, сравнивать способы их применения в бытовых условиях и учебной деятельности. Выполнять технический рисунок для конструирования модели телебашни из проволоки.

Р.тстр 9-11 №1-3

19.09

4

Парк. Изделие «Городской парк»

1

Макет городского парка. Сочетание различных материалов в работе над одной композицией.

Лесопарк

Садово-парковое искусство

тяпка

секатор

Анализировать, сравнивать профессиональную деятельность человека в сфере городского хозяйства. Определять назначение инструментов для ухода за растениями.

Подобрать материал о парках

26.09

5-6

Проект «Детская площадка» Изделие «Качалка», «Песочница», «Игровой комплекс», «Качали».

2

Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Изготовление объемной модели из бумаги.

Технологическая карта

Защита проекта

Распределять роли и обязанности для выполнения проекта. Размечать детали по шаблону, выкраивать их при помощи ножниц, соединять при помощи клея.Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации.

Нарисовать эскиз детской площадки своего двора

3.10

10.10

7-8

Ателье мод. Пряжа и ткани. Одежда. Изделия: «Строчка стебельчатых стежков, строчка петельных стежков, «украшение платочка монограммой».

Изделия: украшение фартука. Практическая работа «Коллекция тканей».

2

Строчка стебельчатых и петельчатых швов и крестообразных стежков. Виды и свойства пряжи и ткани.

Ателье

Фабрика

Ткань

Пряжа

Выкройка

Рабочая одежда

Форминая одежда

Вышивание

Шов

аппликация

Определять виды волокон и тканей. Различать различные виды украшения одежды - вышивку и монограмму. Различать виды аппликаций, использовать их для украшения изделия.

Р.т. стр 20

Стр 21

17,24.10

9

Изготовление тканей. Изделие «Гобелен».

1

Технологические процессы изготовления тканей. Производство полотна ручным способом.

Ткачество

Ткатский станок

гобелен

Находить и отбирать информацию о процессе производства тканей. Освоить технологию ручного ткачества.

Доделать работу

31.10

10

Вязание. Изделие: «Воздушные петли»

1

Новый технологичный процесс - вязание. Виды и назначение вязаных вещей.

Вязание

Крючок

Воздушные петли

Находить и отбирать информацию о вязании, способах вязания, видах и значениях вязанных вещей. Освоить технику вязания воздушных петель.

Найти материал о пользе вязания и закончить изделие

14.11

11

Одежда для карнавала. Изделия: «Кавалер». «Дама».

1

Проведение карнавала в разных странах. Особенности карнавальных костюмов.

Карнавал

Крахмал

Кулиска

Бисероплетение

бисер

Объяснить значение понятия «карнавал». Сравнивать особенности проведения карнавалов в разных странах. Исследовать свойства крахмала, обработать при помощи него материал.

Доделать изделие

21.11

12

Бисероплетение. Изделия: Браслетик «Цветочек», браслетик «Подкова». Практическая работа «Ателье мод»

1

Свойства бисера и способы его использования. Использование лески дляприизготовлении изделий из бисера.

Порция

меню

Находить и отбирать информацию о бисере, его видах и способах создания украшений.Освоить способы работы с бисером. Соотносить схему изготовления с текстовым и слайдовым планом.

Р.тстр 28-29

Сделать браслетик

28.11

13

Кафе. Изделие: «Весы». Практическая работа «Кухонные принадлежности»

1

Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Убранство башкирской избы

Рецепт

Ингредиенты

стоимость

Объяснить значение слова «меню», «порция», используя текст учебника и собственный опыт. Осваивать сборку подвижных соединений при помощи шила, кнопки, скрепки.

Записать рецепты приготовления 1 блюда

5.12

14

Фруктовый завтрак. Изделие: «Фрутовый завтрак» «Солнышко в тарелке». Практическая работа «Таблица «стоимость завтрака»»

1

Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи без термической обработки.

Синтепон

Сантиметровая лента

Объяснить значение слова «рецепт», «ингредиент», используя текст учебника и собственный опыт. Готовить простейшие блюда по готовым рецептам в классе без термической обработке.

Р.тстр 35

12.12

15

Сервировка стола Изделие «Колпачок-цыпленок»

1

Сервировка стола. Сохранение блюд теплыми. Свойства синтепона. Башкирская национальная посуда

Осваивать правила сервировки стола к завтраку. Выполнять разметку деталей изделия с помощью линейки. Оформлять изделие по собственному замыслу.

Узнать названия блюд, которые можно приготовить из яиц

19.12

16

Бутерброды. Изделие «Бутерброды» «Радуга на шпажке»

1

Блюда не требующие термической обработки - холодные закуски. Приготовление холодных закусок.

Освоить способы приготовления холодных закусок. Готовить закуски в группе, самостоятельно распределять обязанности в группе, помогать друг другу при изготовлении изделии.

Р.т. стр 76-77

126.12

17

Сервировка стола Изделие «Салфетница», Практическая работа «Способы складывания салфеток».

1

Особенности сервировки праздничного стола. Изготовление салфеток для украшения праздничного стола.

Салфетница

сервировка

Выполнять раскрой деталей на листе, сложенный гармошкой. Использовать изготовленное изделие для стола. Освоить правила сервировки стола.

Р.тстр 36-37

16.01

18

Магазин подарков Изделие «Соленое тесто». «Брелок для ключей».

1

Информация об изделии на ярлыке. Изготовление подарка ко Дню защитника отечества.

Магазин

Витрина

Этикетка

брелок

Использовать приемы приготовления соленого теста, осваивать способы придания ему цвета. Применять правила работы с шилом.

Р.тстр 38 №2

23.01

19

Соломка. Изделие «Золотистая соломка».

1

Знакомство с новым видом природного материала - соломкой. Свойство соломки.

Соломка

междоузлия

Освоить способы подготовки и работы с новым природным материалом - соломкой. Наблюдать и исследовать его свойства и особенности использования декоративно -прикладном искусстве.

Р.тстр 40-41 №2-3

30.01

20

Упаковка подарков. Изделие: «Коробка для подарков».

1

Значение подарков для человека. Основа гармоничного сочетания цветов при составлении композиции.

Упаковка

Контраст

тональность

Освоить правила упаковки и художественного оформления подарков. Соотносить выбор оформления, упаковки подарка с возрастом и полом того, кому он предназначен.

Придумать сюрприз-подарок членам своей семьи

6.02

21

Автомастерская. Изделие «Фургон «Мороженое»»

1

Знакомство с историей создания и устройством автомобиля. Технология конструирования объемных фигур.

Пассажирский транспорт

Экипаж

Упряжка

конструкция

Находить информацию об автомобилях в разных источниках, сравнивать, отбирать и представлять необходимую информацию. Освоить технологию конструирования объемных фигур.

Приготовить сообщение об автозаводах в России и зарубежом

13.02

22

Грузовик. Изделие «Грузовик», «Автомобиль». Практическая работа «Человек и земля»

1

Работа с металлическим конструктором. Инструменты для работы с конструктором. Способы соединения деталий6 подвижное и неподвижное.

Подвижное соединение

Неподвижное соединение

На основе образца готового изделия и иллюстрации к каждому этапу работы составлять план сборки: определять количество деталей и видов соединений, последовательность операций.

Уч. Стр 98

20.02

Человек и вода (4 ч)

Цели и задачи:

-познакомить с видами мостов;

- рассказать оконструктивных особенностей мостов и их значении;

- дать представления о профессии кораблестроителя;

- представления об океанариуме;

- расширить знания о фонтанах.

Планируемые результаты:

- учащиеся научать определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий, использовать рубрику «Вопросы юного технолога»;

- работать над проектом: ставить цель, составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли, проводить самооценку, обсуждать и изменять план работы в зависимости от условия;

- бережно и уважительно относиться к окружающей среде, открывать новые способы выполнения изделия и решения учебных задач, использовать полученные знания в повседневной жизни.

23

Мосты. Изделие: «Мост».

1

Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные особенности мостов. Работа с различными материалами - картон, нитки, проволока, трубочки из-под коктейлей, зубочистки и прочее Мосты в нашем городе, их особенности

Мост

Путепровод

Виадук

Висячий мост

Арочный мост

Балочный мост

Находить и отбирать информацию о конструктивных особенностях мостов. Создать модель висячего моста с соблюдением его конструктивных особенностей. Освоить и использовать новые виды соединений деталей - натягивание нитей.

Узнать информацию и мостах, доделать модель

27.02

24

Водный транспорт. Проект «Водный транспорт» Изделие «Яхта», «Баржа»

1

Иды водного транспорта. Конструирование. Водный транспорт Башкортостана

Баржа

Верфь

контргайка

Осуществлять поиск информации о водном транспорте и видах водного транспорта.Самостоятельно выполнять раскрой деталей по шаблону, проводить сборку и оформления изделия.

Р.т. стр 50

6.03

25

Океанариум. Проект «Океанариум» Изделие «Осьминоги и рыбки». Практическая работа «Мягкая игрушка»

1

Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Виды мягких игрушек: плоские, полуобъемные, объемные Рыбы наших водоемов

Ихтиолог

океанариум

Составить рассказ об океанариуме и его обитателях на основе материала учебника. Различать виды мягких игрушек. Освоить технологию создания мягкой игрушки из подручного материала.

Самостоятельно сшить мягкую игрушку

13.03

26

Фонтаны. Изделие «Фонтан». Практическая работа «Человек и вода»

1

Виды и конструкторские особенности фонтана. Изготовление объемного фонтана из пластичных материалов по заданному образцу.

Фонтан

Декоративный водоем

Составлять рассказ о фонтанах, их видах и конструкторских особенностях, используя материала учебника и собственные наблюдения. Авизировать план изготовления изделия, самостоятельно осуществлять его.

Найти информацию об устройствах фонтанов

20.03

Человек и воздух ( 3 ч)

Цели и задачи:

- расширить знания о зоопарках;

- дать общее представление о бионике как о науке;

- обучать приемам складывания изделий в технике оригами;

- дать представления о профессиях лётчика, штурмана, авиаконструктора;

- закреплять умения работать по технологической карте.

Планируемые результаты:

- учащиеся научать определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделий, использовать рубрику «Вопросы юного технолога»;

- извлекать нужную информацию из учебника, слушать и понимать речь других, аргументировать свою точку зрения, вести диалог на заданную тему;

- контролировать последовательность и качества изготовления изделия, работать над проектом;

- бережно относится к результатам профессиональной деятельности человека;

- бережно и уважительно относиться к окружающей среде, открывать новые способы выполнения изделия и решения учебных задач, использовать полученные знания в повседневной жизни.

27

Зоопарк. Изделие « Птицы». Практическая работа «Условные обозначения в технике оригами»

1

Знакомство с историей возникновения зоопарка в России. Бионика. Различные виды оригами: классическое оригами, модульное оригами.

Оригами

бионика

Объяснить понятие слова «Бионика», используя текст учебника. Освоить условные обозначения техники оригами. Освоить приемы сложения оригами, понимать их графическое изображение.

Сделать любую фигуру в технике оригами

3.04

28

Взлетная площадка. Изделие «Вертолёт Муха».

1

Знакомство с особенностями конструкции вертолета. Особенности профессии летчика, штурмана, авиаконструктора. Знакомство с новым материалом - пробкой. Аэропорт Уфы

Вертолёт

лопасть

Анализировать и сравнивать профессиональную деятельность летчика, штурмана, авиаконструктора. Применять приемы работы с различными материалами инструментами, приспособлениями.Выполнять разметку деталей по шаблону, раскрой ножницами.

Найти информацию об истории создания вертолёта

10.04

29

Воздушный шар. Изделие «Воздушный шар». Практическая работа «Человек и воздух»

1

Применение техники папье-маше для создания предметов быта. Способы соединения деталей при помощи ниток и скотч.

Папье-маше

Освоить и применять технологию изготовления из папье-маше, создавать изделия в это технологии. Подбирать бумагу для изготовления изделия «Воздушный шар», исходя из знания свойств бумаги.

Уч. Стр 124

17.04

Человек и информация (5 ч)

Цели и задачи:

- дать общее представление об основных этапах книгопечатания;

- познакомить с деятельностью печатника, переплётчика;

- закрепить знания о способах получения и передачи информации и способах общения;

- познакомить с особенностями работы почты;

- совершенствовать навык работы с технологической картой.

Планируемые результаты:

- - извлекать нужную информацию из учебника, слушать и понимать речь других, аргументировать свою точку зрения, вести диалог на заданную тему;

- контролировать последовательность и качества изготовления изделия, работать над проектом;

- бережно относится к результатам профессиональной деятельности человека;

- бережно и уважительно относиться к окружающей среде, открывать новые способы выполнения изделия и решения учебных задач, использовать полученные знания в повседневной жизни.

30

Переплётная мастерская. Изделие «Переплетные работы».

1

Основные этапы книгопечатания. Печатный станок, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплет, слизура, крышки, корешок).

переплёт

Осуществлять поиск информации о книгопечатании из разных источников, называть основные этапы книгопечатания, характеризовать профессиональную деятельность печатника, переплетчика. Освоить технику переплетных работ, способ переплета листов в книжный блок.

Собрать папку мои достижения

24.04

31

Почта. Изделие «Заполняем бланк».

1

Способы общения и передачи информации. Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона.

Корреспонденция

бланк

Осуществлять поиск информации о способах общения и передачи информации.Составлять рассказ об особенностях работы почтальона и почты, использовать материалы учебника и собственные наблюдения.

Собрать папку мои достижения

8.05

32-33

Кукольный театр. Изделие «Кукольный театр». Проект «Готовим спектакль»

2

Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора, кукловода. Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре.

Театр кукол

программа

Осуществлять поиск информации о театре, кукольном театре, пальчиковых куклах. Создать модели пальчиковых кукол для спектакля, оформлять их по собственному эскизу.

Р.т. стр 74-75

15.05 22.05

34

Афиша. Изделие «Афиша». Итоговый тест

1

Программа MicrosoftOfficeWord. заданному образцу.

Вила набора текста. Программа WordDocuments.doc. сохранение документов. Форматирование.

Афиша

Панель инструментов

Текстовый редактор

Анализировать способы оформления афиши, определять особенности ее оформления. Освоить правила набора теста. Форматировать и печать документ. Выбирать картинки для оформления афиши.

29.05

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Информационно-коммуникационные средства.

1. Детский энциклопедический словарь» (CD).

2. Электронное приложение к учебнику Н.И.Роговцевой и др.

2. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : school-collection.edu.ru

2. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа : nachalka.info/about/193

3. Детские электронные презентации. - Режим доступа :viki.rdf.ru

3. Технические средства обучения.

1.Компьютер.

2. Интерактивная дока с короткофокусным проектором.

4. Учебно-практическое оборудование.

Комплекты тематических таблиц:

- Технология обработки ткани

- Технология. Обработка бумаги и картона-1

- Технология. Обработка бумаги и картона-2

- Технология. Организация рабочего места 6т (для работы с разными материалами).

5. Демонстрационный и раздаточный материал.

1. Коллекции "Бумага и картон", "Лен", "Хлопок","Шерсть"

2. Доска с набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

3. шкаф для хранения карт.

6. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.

Литература

1.Рабочие программы по технологии УМК «Перспектива»

2.nachalka.seminfo.ru,


© 2010-2022