Доклад на тему: «Экологическое воспитание подрастающего поколения»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему: «Экологическое воспитание подрастающего поколения»

Гайфуллина Эльвера Шакертзяновна, учитель-дефектолог,

высшая квалификационная категория,

ГБС(К)ОУ «Тлянче-Тамакская школа-интернат VIII вида» Тукаевского муниципального района РТ

Аннотация:

В статье затрагивается решение проблемы по привитию детям основ экологического воспитания, любовь к природе и живым существам, понимания её ценности на примере использования традиции по охране природе в школе интернат VIII вида села Тлянче -Тамак Тукаевского района.

Ключевые слова:

Экология, охрана природы, экологическое воспитание, любовь к природе.


Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в настоящее время экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а разумная часть природы.

История человечества неразрывно связана с историей природы. Во все времена взаимоотношения между человеком и природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи.

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. [3, стр.89]

Экологическое воспитание подрастающего поколения - все в наших руках. В настоящее время одной из важнейших проблем охраны окружающей природной среды является экологическое воспитание подрастающего поколения. На наших улицах не редкость сломанные деревья, сорванные цветы с клумб и даже покалеченные животные. А уж если поехать в лес или к озеру… Кучи мусора после отдыха, казалось бы, добропорядочных граждан - привычное дело. Лесные пожары, загрязненные реки и многое другое. Что это? Смутные времена? Нехватка контроля? А может быть, все-таки недостаток воспитания, в том числе и экологического.[2, стр.203]

Любовь к природе и живым существам, понимание ее ценности и важности, заложенные до автоматизма правила поведения на лоне природы и многое другое - это результат правильного и последовательного экологического воспитания, начинать которое никогда не может быть рано.

С самого детства ребенок должен знать, что цветы и деревья - живые существа, что они чувствуют боль, а животных нужно только защищать, а не обижать. Каким бы маленьким ни был ребенок, потянуть кота за хвост, сорвать просто так цветок на клумбе и многое другое для него должно быть просто недопустимо. И пресекать подобные действия должны родители и педагоги.

В Тлянче-Тамакской коррекционной школе-интернат VIII вида Тукаевского муниципального района большое внимание уделяется формированию у школьников активной экологической позиции.

Пропагандистско-просветительская экологическая деятельность в нашей школе ведётся на постоянной основе - это не разовые акции, а формирование активной жизненной позиции у детей через участие в регулярных уборках территории школы и перед школой.

Когда ребятишки своими глазами видят, сколько мусора бросается вдоль улиц и парковых зон, на сегодняшний день очень низкая экологическая культура нашего населения села. Как всегда в вопросах воспитания, самое главное - собственный пример. Если вы бросаете посреди леса бутылки и пакеты с мусором, то чего вы можете ждать от ребенка, который это видит? Дети - наше зеркало в гораздо большей мере, чем нам подчас кажется. Даже годовалому малышу не рано объяснять, что мусор ни в коем случае нельзя бросать на землю. Ребенок с раннего детства должен понимать, что только от него зависит, что его окружает. [5, стр.114]

Правила экологического поведения должны стать такой же нормой, как правила социального поведения и правила безопасности на дороге, а их соблюдение необходимо позиционировать не как рекомендательное, а как обязательное, причем для всех - и детей, и взрослых. [4, cтр. 105]. В школе с самого раннего возраста детей знакомят с миром природы. Педагоги и воспитатели школы проводят беседы, рассказывают о том, что все вокруг - живое, требует внимания и заботы. Привлекают детей по уходу за комнатными цветами и разбивкой клумб на территории школы. До поздней осени школьный двор радует обилием цветов и красок.

В современном мире проблема экологии и сохранения природных ресурсов стоит особенно остро. Однако за границей этим вопросом озадачились несколько раньше и смогли достичь больших успехов. Сегодня пришел наш с вами черед присоединиться к экологическому движению и принимать активное участие в сохранении окружающей среды.

Экологическое воспитание означает формирование у детей экологического сознания - сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Неотъемлемой частью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой, расширение представления о взаимодействии человека и природы, развитие стремления быть защитником природы, любить и бережно относится к ней. [1, №1.стр. 45]

У каждого человека детство неразрывно связано с тем или иным неповторимым уголком природы: речкой, лесом, родником, полем, озером, горами. С них начинается родина. Там человек родился, вырос, учился. Наша школа-интернат расположена в удивительном месте, между двумя речками Иганя и Тлянче. Реки, речки, родники несут в себе частичку каждого из нас и прошлое наших предков. Неторопливую песню журчащей воды, ее живительную прохладу, звонкую трель соловья в чистой синеве неба мы должны пронести через свою жизнь и передать своим детям.

Одной из важнейших задач стоящих перед человечеством, это сохранение окружающей нас природы.

Вот почему экологическому воспитанию в ГБС(К)ОУ Тлянче-Тамакской школе - интернат VIII вида уделяется большое значение.

Под экологической культурой мы понимаем - часть общечеловеческой культуры, которая определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и социально-природной средой; проявляется в системе ценностных ориентации и деятельности человека.

Участниками образовательного процесса являются не только обучающиеся, но и педагоги и родители, поэтому основной целью экологического воспитания обучающихся является: формирование экологической культуры личности как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой.

Для реализации поставленной цели определяем задачи:

1) Развитие школьных традиций экологической направленности.

2) Воспитание у обучающихся экологически правильного поведения, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

К школьным традициям экологической направленности относятся: трудовой десант «Урожай 2015», экологический десант «Очистка территории родника», месячник «Моя малая Родина», выставка «Дары природы», праздник «Добрый праздник «Урожай!!!», акция «Поможем зимующим птицам», конкурс на лучшую фигуру из снега «Зимние забавы», акция трудовой бригады школы-интерната «Сделаем школу цветущей».

Проведение запланированных мероприятий в рамках Международных экологических акций: 22 марта - Всемирный день воды, 1 апреля - День птиц, 7 апреля - День здоровья, 22 апреля - День Земли, 27 сентября - День туризма, 4 октября - День защиты животных, 20 ноября - международный день отказа от курения, 1 декабря - день борьбы со СПИДом.

Стало доброй традицией для воспитанников школы - интернат ежегодно проводить экологическую акцию по очистке берегов реки Тлянче и Иганя от мусора. Осенью 2015 года в акции приняли участие все обучающиеся школы - интернат.

Также в нашей школе проводятся декадники, посвященные охране окружающей среды.

В рамках декадника проводятся внеклассные мероприятия, занятия, воспитательные часы различной тематики: «На пороге экологической катастрофы», «Есть ли выход из мусорного тупика?», «Экологическое ассорти» и т.д.. В ходе мероприятия организуются «час размышлений» по вопросам сохранения природы родного края, который прошел на хорошем уровне, в доступной форме для наших воспитанников. Воспитанники оформляют стенд «Мир живой природы». Вместе с педагогами учащиеся старших классов принимают участие в конкурсе рисунков «Наш дом - Земля».

Чем могут помочь дети сохранению природных ресурсов? Такой вопрос навел ребят на проведение школьной акции «Сохраним каждую каплю чистой воды». Накануне всемирного дня воды, 22 марта, учащиеся школы организуют движение по выпуску и распространению листовок и обращений к воспитанникам и сотрудникам школы, с призывом встать на защиту и охрану воды. Также ученики школы принимают участие в конкурсах детского рисунка «В мире заповедной природы»

В завершение декадника проводится викторина «Что мы знаем о природе?», по итогам которой самые активные участники награждаются грамотами и сладкими призами.

После подведения итогов декадника учащиеся приходят к выводу, что природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно - пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе давно сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны, но, к сожалению, не каждый гражданин его выполняет. К его выполнению подрастающее поколение должно подготавливаться всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно - воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут тогда, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

Миссия нас, педагогов, донести до детей, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен, и что от нашего поведения зависит, сумеем ли мы сохранить богатство мира, для будущих поколений людей и всех живых существ на планете.


Литература

1. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. - 1999. - №1.

2. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991.

3. Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. -

Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.

4. Старостин В. И. Природа в системе эстетического воспитания.

5. Ю.А.Школенко "Эта хрупкая планета".


© 2010-2022