• Преподавателю
  • Другое
  • ДНЕВНИК ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ПО ПМ 02. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ И НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ для специальности 44. 02. 05

ДНЕВНИК ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ПО ПМ 02. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ И НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ для специальности 44. 02. 05

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



Дневник

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ПО ПМ 02. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ И НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

для специальности 44.02.05

Коррекционная педагогика в начальном образовании

(углубленная подготовка)



_____________________________________________________________________,

студентки группы 46.

Сентябрь-декабрь 2015 г.


БАЗА ПРАКТИКИ

НАЗВАНИЕ ОУ________________________________________________________________________________________

ДИРЕКТОР ОУ________________________________________________________________________________________

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ_______________________________________________________________________________________________

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ)______________________________________________________________________________________

КОНТАКТНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ______________________________________

ТЕЛ. КОЛЛЕДЖА: 34-91-77

Каменск-Уральский, 2015

Программа ПМ.02. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования составлена на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании (углубленная подготовка). Стандарт утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 ноября 2009 года № 583. Укрупненная группа профессий 050000 Образование и педагогика.

Цель практики:

получить практический опыт:

  • анализа планов и организации внеурочной работы начальных классах, в том числе, в области музыкальной деятельности, изобразительной деятельности и деятельности в области декоративно-прикладного искусства;

  • определения целей и задач, планирования, проведения внеурочной работы с обучающимися в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, в том числе в музыкальной, изобразительной и в области декоративно-прикладного искусства;

  • наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий и/или занятий кружков (клубов), обсуждения отдельных мероприятий или занятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции; наблюдения за детьми и педагогической диагностики познавательных интересов, интеллектуальных способностей, специальных способностей обучающихся в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;

  • ведения документации, обеспечивающей организацию внеурочной работы, в том числе, в музыкальной, изобразительной и в области декоративно-прикладного искусства;

уметь:

  • находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки и проведения внеурочной работы в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования, в том числе, в музыкальной, изобразительной и в области декоративно-прикладного искусства;

  • определять педагогические цели и задачи организации внеурочной деятельности, в том числе, в музыкальной, изобразительной и в области декоративно-прикладного искусства, с учетом возраста обучающихся, причин и характера затруднений в обучении и школьной адаптации;

  • составлять планы внеурочных занятий с учетом особенностей музыкальной, изобразительной деятельности, возраста обучающихся, причин и характера затруднений в обучении и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

  • использовать различные методы и формы организации внеурочной работы, строить их с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, причин и характера затруднений в обучении;

  • устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;

  • планировать ситуации стимулирующие общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности, использовать вербальные и невербальные средства педагогической поддержки детей, испытывающих затруднения в обучении и общении;

  • мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию во внеурочной деятельности, сохранять состав обучающихся в течение срока обучения;

  • планировать и проводить педагогически целесообразную работу с родителями (лицами, их заменяющими);

  • подбирать и использовать на занятии дидактические материалы;

  • использовать различные методы и приемы обучения;

  • осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении внеурочных занятий;

  • составлять индивидуальную программу коррекционно-развивающей работы с детьми посредством музыкальной, изобразительной деятельности;

  • применять разнообразные формы работы с семьей (собрания, беседы, совместные культурные мероприятия);

  • вести диалог с администрацией образовательного учреждения по вопросам организации внеурочной работы, в том числе, в музыкальной, изобразительной и в области декоративно-прикладного искусства;

анализировать организацию внеурочной работы, в том числе, в музыкальной, изобразительной и в области декоративно-прикладного искусства.

результаты освоения производственной практики

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия

ПК 2.2.

Проводить внеурочные занятия

ПК 2.3.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся

ПК 2.4.

Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий

ПК 2.5.

Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников

ПК 4.1.

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся

ПК 4.2.

Создавать в кабинете предметно-развивающую среду

ПК 4.3.

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего, на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

ПК 4.4.

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

ПК 4.5.

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.













КОНСТРУКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

по практике в рамках ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

студентки группы 46 ФИО……………………………………………………….

I семестр 2015-2016 учебного года

Дата………………….

Курс ………………………………………………………………………………….

Класс………………..

Учитель:………………………………………………………………………………

Руководитель практики:…………………………………………………………….подпись

Тема …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Планируемы результаты:

Личностный

Метапредметный

Предметный

(Называют, демонстрируют, проявляют, исполняют и т.д. ).

ТЦ:………………………………………………………………………………………………

Форма занятия

(В соответствии со спецификой проектируемой формы)

Воспитательная

Развивающая

Образовательная

Принципы воспитания и обучения:

Методы воспитания и обучения:

Дидактические средства:

Список литературы: (в соответствии с требованиями)

Ход внеурочного мероприятия

Этапы деятельности

Методы, приемы

Деятельность педагога и детей

(цель, мотивация, организация

деятельности, оценка деятельности)

Деятельность детей

(Планируемый результат)

Название этапа

Задача:

Название этапа

Задача:




САМОАНАЛИЗ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

по практике в рамках ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

студентки группы 46 ФИО……………………………………………………….

I семестр 2015-2016 учебного года

Дата………………….

Курс………………………………………………………………………………….

Класс………………..

Учитель:……………………………………………………………………………….

Руководитель практики:…………………………………………………………….подпись

Тема ……………………………………………………………………………

Планируемый результат:

Личностный

Метапредметный

Предметный

(Называют, демонстрируют, проявляют, исполняют и т.д. ).

ТЦ:………………………………………………………………………………………………

Форма …………………………………………………………………………

(В соответствии со спецификой проектируемой формы)

Воспитательная

Развивающая

Образовательная

Этапы деятельности

Методы, приемы

Анализ деятельности педагога и обучающихся


Полученный результат

Название этапа

Задача:

Почему применялись именно эти методы.

Эффективность реализации методов. Анализ деятельности обучающихся. Анализ логики урока, результативность каждого этапа урока.

Соответствие полученных результатов планируемым. Причины успеха/неуспеха

Название этапа

Задача:



ВЗАИМОАНАЛИЗ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

по практике в рамках ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования

студентки группы 46 ФИО……………………………………………………….

I семестр 2015-2016 учебного года

Дата………………….

Курс _____________________________________________________

Класс………………..

Учитель:……………………………………………………………………………….

Руководитель практики:…………………………………………………………….подпись

Тема ……………………………………………………………………………………………

Форма занятия……………………………………………………………………….

Схема анализа внеурочного занятия в рамках деятельностного подхода

1. Была ли создана учителем в начале занятия ситуация успеха? В чем она выражалась? И какими средствами реализовывалась?

2. Какими средствами пользовался учитель для создания учебной ситуации, которая привела к постановке учебной задачи: использование известных знаний, способов работы детей; формы организации учебной работы учащихся; создание условий для активной (пассивной) позиции ученика; позиция учителя и его роль на данном этапе; использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки) для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности).

3. Возникла ли в результате разворота логики учителя нужная задача у детей или нет? Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса (в любой форме: графической, знаковой, словесной).

4. Уровень владения детьми способностью вести учебную дискуссию как на уровне группы, так и на уровне класса: умение детей аргументировано говорить, ставить вопросы на понимание, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов.

5. Соответствовали ли формы организации коллективно-распределенной деятельности поставленным целям занятия? Какой уровень владения методикой организации коллективной работы учащихся на занятии у учителя? Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, в группах?

6. Правильно ли с точки зрения методики организует различные виды деятельности обучающихся, реализует системно-деятельностный подход?

7. Достигнуты ли планируемые результаты на каждом этапе урока/занятия? Достигнуты ли планируемые результаты урока/занятия, сформулированные в конструкте (Степень достижения планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов)?






Карта оценки внеурочного занятия (методист)

Ф.И.О. студента _________________________________________________, группа 46, специальность «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

ПМ 02. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников

в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Уровни деятельности

(Уровни освоения компетенций)

Процесс выполнения практического задания

Критерии оценки

Дата проведения

Результаты

Средний балл




Эмоционально - психологический

Эмоционально - психологическая устойчивость при выполнении задания

1. Создает благоприятный психологический климат, атмосферу взаимопонимания, толерантности, взаимопомощи.




2. Подбирает учебно-методические материалы с учетом интересов и потребностей обучающихся, выбирает методы педагогического планирования, обеспечивающие мотивацию и успех в учебной деятельности.




Регулятивный

ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.

Планирование деятельности, подготовка материалов, оборудования, соблюдение требований ТБ и ОТ

3. Формулирует цели и задачи внеурочного мероприятия в соответствии с планируемыми результатами ФГОС НОО. Соотносит цели и задачи с содержанием внеурочного мероприятия.




4. Создает и представляет копилку дидактических и методических материалов




Социальный

(процессуальный)

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.

ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.

Выполнение технологических операций

5. Владеет информационно-коммуникационными технологиями.




6. Методически правильно организует различные виды деятельности обучающихся, реализует системно-деятельностный подход.




7. Демонстрирует коммуникативные качества личности (уверенность, эмоциональность, правильность и выразительность речи, владение невербальными средствами общения, умение строить конструктивное общение с участниками образовательного процесса)




8. Грамотно оформляет конструкт занятия. Осуществляет заполнение различных видов документации в соответствии с нормативными требованиями.




Аналитический

ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт

Аргументация и теоретическое обоснование выполняемых операций

анализ дефектов и способов их устранения

9. Осуществляет педагогический контроль, оценивает процесс и результаты деятельности обучающихся.




10. Проводит ретроспективный анализ педагогической деятельности




11. Анализирует и оценивает педагогический опыт и образовательные технологии в области организации внеурочной деятельности и организации общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.




Творческий

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности

Оригинальность выполнения задания,

использование инновационных подходов

12. Проявляет самостоятельность, оригинальность мышления при подготовке и проведении внеурочного мероприятия.




Уровень самосовершенствования

Оценка продукта деятельности,

видение путей совершенствования продукта

13. Выделяет профессиональные затруднения, определяет способы их решения




14. Видит пути самосовершенствования




Сумма баллов




Отметка




Значение баллов: 0 - показатель не выражен; 1 - показатель выражен слабо; 2 -показатель выражен.

Шкала перевода баллов в отметку: 28-25 баллов - «5», 24-21 балл - «4»; 20-15 баллов - «3», 14 и менее баллов - «2».



Карта самооценки внеурочного мероприятия

Ф.И.О. студента _________________________________________________ Группа 46, специальность «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

ПМ 02. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников

в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Уровни деятельности

(Уровни освоения компетенций)

Процесс выполнения практического задания

Критерии оценки

Дата проведения

Результаты

Средний балл




Эмоционально - психологический

Эмоционально - психологическая устойчивость при выполнении задания

1. Создает благоприятный психологический климат, атмосферу взаимопонимания, толерантности, взаимопомощи.




2. Подбирает учебно-методические материалы с учетом интересов и потребностей обучающихся, выбирает методы педагогического планирования, обеспечивающие мотивацию и успех в учебной деятельности.




Регулятивный

ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.

Планирование деятельности, подготовка материалов, оборудования, соблюдение требований ТБ и ОТ

3. Формулирует цели и задачи внеурочного мероприятия в соответствии с планируемыми результатами ФГОС НОО. Соотносит цели и задачи с содержанием внеурочного мероприятия.




4. Создает и представляет копилку дидактических и методических материалов




Социальный

(процессуальный)

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.

ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.

Выполнение технологических операций

5. Владеет информационно-коммуникационными технологиями.




6. Методически правильно организует различные виды деятельности обучающихся, реализует системно-деятельностный подход.




7. Демонстрирует коммуникативные качества личности (уверенность, эмоциональность, правильность и выразительность речи, владение невербальными средствами общения, умение строить конструктивное общение с участниками образовательного процесса)




8. Грамотно оформляет конструкт занятия. Осуществляет заполнение различных видов документации в соответствии с нормативными требованиями.




Аналитический

ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт

Аргументация и теоретическое обоснование выполняемых операций

анализ дефектов и способов их устранения

9. Осуществляет педагогический контроль, оценивает процесс и результаты деятельности обучающихся.




10. Проводит ретроспективный анализ педагогической деятельности




11. Анализирует и оценивает педагогический опыт и образовательные технологии в области организации внеурочной деятельности и организации общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.




Творческий

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности

Оригинальность выполнения задания,

использование инновационных подходов

12. Проявляет самостоятельность, оригинальность мышления при подготовке и проведении внеурочного мероприятия.




Уровень самосовершенствования

Оценка продукта деятельности,

видение путей совершенствования продукта

13. Выделяет профессиональные затруднения, определяет способы их решения




14. Видит пути самосовершенствования




Сумма баллов




Отметка




Значение баллов: 0 - показатель не выражен; 1 - показатель выражен слабо; 2 -показатель выражен.

Шкала перевода баллов в отметку: 28-25 баллов - «5», 24-21 балл - «4»; 20-15 баллов - «3», 14 и менее баллов - «2».





Карта оценки внеурочного мероприятия (учитель)

Ф.И.О. студента _________________________________________________ Группа 46, специальность «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

ПМ 02. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников

в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Уровни деятельности

(Уровни освоения компетенций)

Процесс выполнения практического задания

Критерии оценки


Дата проведения

Результаты

Средний балл




Эмоционально - психологический

Эмоционально - психологическая устойчивость при выполнении задания

1. Создает благоприятный психологический климат, атмосферу взаимопонимания, толерантности, взаимопомощи.




2. Подбирает учебно-методические материалы с учетом интересов и потребностей обучающихся, выбирает методы педагогического планирования, обеспечивающие мотивацию и успех в учебной деятельности.




Регулятивный

ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.

Планирование деятельности, подготовка материалов, оборудования, соблюдение требований ТБ и ОТ

3. Формулирует цели и задачи внеурочного мероприятия в соответствии с планируемыми результатами ФГОС НОО. Соотносит цели и задачи с содержанием внеурочного мероприятия.




4. Создает и представляет копилку дидактических и методических материалов




Социальный

(процессуальный)

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.

ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.

Выполнение технологических операций

5. Владеет информационно-коммуникационными технологиями.




6. Методически правильно организует различные виды деятельности обучающихся, реализует системно-деятельностный подход.




7. Демонстрирует коммуникативные качества личности (уверенность, эмоциональность, правильность и выразительность речи, владение невербальными средствами общения, умение строить конструктивное общение с участниками образовательного процесса)




8. Грамотно оформляет конструкт занятия. Осуществляет заполнение различных видов документации в соответствии с нормативными требованиями.




Аналитический

ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт

Аргументация и теоретическое обоснование выполняемых операций

анализ дефектов и способов их устранения

9. Осуществляет педагогический контроль, оценивает процесс и результаты деятельности обучающихся.




10. Проводит ретроспективный анализ педагогической деятельности

Не оценивается

11. Анализирует и оценивает педагогический опыт и образовательные технологии в области организации внеурочной деятельности и организации общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Не оценивается

Творческий

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности

Оригинальность выполнения задания,

использование инновационных подходов

12. Проявляет самостоятельность, оригинальность мышления при подготовке и проведении внеурочного мероприятия.




Уровень самосовершенствования

Оценка продукта деятельности,

видение путей совершенствования продукта

13. Выделяет профессиональные затруднения, определяет способы их решения

Не оценивается

14. Видит пути самосовершенствования

Не оценивается

Сумма баллов




Отметка




Значение баллов: 0 - показатель не выражен; 1 - показатель выражен слабо; 2 -показатель выражен.

Шкала перевода баллов в отметку: 20-18 баллов - «5», 17-14 баллов - «4»; 13-10 баллов - «3», 9 и менее баллов - «2»



АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

ПРАКТИКИ ПО ПМ 02. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ И НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

для специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

(углубленная подготовка)

_____________________________________________________________________,

студентки группы 46.

Сентябрь-декабрь 2015 г.


Дата

Тема внеурочного занятия

Оценка за конструкт

Оценка учителя

Оценка коллеги по группе

Самоо-

ценка

Взаимоо-ценка

Оценка методиста

Итоговая оценка

Подпись методиста

1.











2.











3.











4.











5.











Общие теоретические сведения

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Это проявляемая вне уроков активность детей обусловленная в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию младшего школьника. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением её в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Школа и учреждение дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Внеурочная деятельность - это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию. Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность осознанно применять базовые знания в ситуациях, отличных от учебных.

В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для воспитанников должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:

• выявления и развития способностей воспитанников через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

• участия воспитанников, их родителей (законных представителей) в разработке основной образовательной программы начального общего образования в разделах «Программа духовно-нравственного воспитания и развития детей младшего школьного возраста» и «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

• использования в воспитательном процессе современных технологий деятельностного типа.

Принципами организации внеурочной деятельности являются:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;

  • преемственность с технологиями учебной деятельности;

  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

  • опора на ценности воспитательной системы школы;

  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности и они тесно связаны с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.

Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности:

  • Спортивно-оздоровительное

  • Духовно-нравственное

  • Социальное

  • Общекультурное

  • Общеинтеллектуальное.

При этом следует помнить, что формы, содержание деятельности должны соответствовать целям, задачам и результатам воспитательной деятельности педагога. Результативность воспитательной деятельности предполагает: приобретение учащимися социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.

Базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество.

В качестве показателей успешной внеурочной деятельности педагога может быть рассмотрено физическое здоровье ребенка, его психическое равновесие, адекватная самооценка, осознание выпускником школьных лет как события в жизни. Высшим результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства ребенка, его стремление к свободе и способность сочувствовать как людям вообще (в широком смысле - своему народу), так и конкретным людям, среди которых он живет. Личность ребенка будет успешно развиваться в условиях психологической безопасности, когда педагог признает безусловной ценностью каждого ребенка, отказывается от внешнего оценивания, стремится к пониманию. При общении с детьми опирается на позитивные стороны личности, проявляет такт и осторожность при встрече с неудачами, слабыми сторонами характера, стремится обеспечить ребенку условия для проявления самостоятельности и так далее.



Отчетность

По окончании практики студенты заполняют ряд отчётных документов:

- дневник по педагогической практике;

- КТП программы курса;

- не менее 5-ти «фотографии» занятий (по всем направлениям внеурочной деятельности);

- конструкты проведенных внеурочных мероприятий;

- самоанализ и взаимоанализ внеурочных занятий;

- фотоотчет и рефлексивный отчёт;

- аттестационный лист.

Предметом оценки по производственной практике является приобретение практического опыта. Контроль и оценка по производственной практике проводится на основе характеристики обучающегося с места прохождения практики, составленной и завизированной представителем образовательного учреждения и ответственным лицом базы практики. В характеристике отражаются виды работ, выполненные обучающимся во время практики, их объем, качество выполнения в соответствии с требованиями образовательного учреждения организации, в которой проходила практика.

Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности 4.3.2. Организация внеурочной деятельности и общения и составляющих его профессиональных компетенций, а также общие компетенции, формирующиеся в процессе освоения образовательной программы в целом.



Памятка для практиканта. Опорная таблица для конструирования урока/занятия

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

- приветствие, фиксация отсутствующих;

- проверка подготовленности классного помещения;

- организация внимания шк-ов; - раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

-доброжелательный настрой учителя и уч-ся;

- кратковременность этапа;

- полная готовность класса к уроку;

- быстрое включение уч-ся в деловой ритм;

- формулирование целевых установок урока и плана работы.

собранность учителя;

последовательность в предъявлении требований;

использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание уч-ся к теме урока;

спокойная и уверенная манера держаться при появлении в классе; отсутствие многословия.

1. «Добрый день, друзья! Я рад вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! (хорошего вам настроения!)»

2.«Ладошка к ладошке».

3.Рапортичка (определение отсутствующих).

4.Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе.



2. ЭТАП ПРОВЕРКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

1. Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з всеми учащимися.

2. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и определить причины их возникновения

3. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

1.Выявление степени усвоения уч-ся заданного учебного материала. (Выявление знаний о фактах, понятиях, законах, свойствах, правилах, теориях, следствиях из теорий, способов действий умений).

2.Выяснение причин невыполнения д/з отдельными учениками

3.Определение типичных недостатков в знаниях и способах действий уч-ся и причин их появления

4.Ликвидация обнаруженных недостатков.

- Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний и способов действий уч-ся, установление пробелов в их усвоении (5-7 минут)

- обнаружение причин невыполнения д/з отдельными уч-ся и принятие мер для их ликвидации;

- оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся.

- Использование учителем системы приёмов, позволяющих определить уровень выполнения д/з большинством учащихся;

- использования различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели д/з, а также в зависимости от отношения учащихся конкретного класса к выполнению д/работы;

- создание содержательных и организационных условий формирования осознанности у школьников связи выполнения их д/работы с результатами своего обучения вообще;

- постановка требования перед уч-ся не только знаний, фактов и отдельных понятий, но и знаний способов действий, связей между отдельными компонентами структуры предметного знания (факты - понятия - законы - теория - следствия - приложения)

1.Текстовые задания (задания закрытой и открытой форм, задания на соответствие и установление правильной последовательности)

2.Выполнение уч-ся заданий, подобных д/упражнениям

3.Постановка доп. вопросов

4.Проверка д/з под копирку

5.Обращение к уч-ся с просьбой продолжить ответ ученика, который отвечает у доски

6.Вызов к доске нескольких уч-ся по составлению плана своего ответа и опрос по отдельным пунктам плана

7.Разноуровненые самостоятельные работы

8.Метод обучения с опорой на ошибки

9.«Торт решений» (фиксация своих затруднений)

10. «Гирлянда ассоциаций»

11. «Кубики»



3. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ УРОКА

Образовательные задачи этапа урока

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока

2.Актуализация субъектного опыта уч-ся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений)

- Сообщение учащемуся учебного занятия;

- формулирование целей урока вместе с учащимися;

- показ социальной и практической значимости изучаемого материала;

- постановка перед уч-ся учебной проблемы;

- актуализация субъектного опыта уч-ся.

- Готовность уч-ся к активной учебно-познавательной деятельности;

- формулировка целей урока вместе с уч-ся;

- вариантность приемов сообщения темы и целей урока;

- преемственность и перспективность в постановке целей урока;

- формулировка целей урока в действиях уч-ся;

- понимание уч-ся социальной и практической ценности изучаемого материала;

- сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности.

- Предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, соц. и практической значимости для уч-ся изучаемого материала и фиксация этого в поурочном плане;

- умение учителя формулировать цели урока в действиях уч-ся;

- владение учителем многообразием приёмов актуализации личностного смысла учащихся, их социально-ценностных отношений к объектам окружающей действительности;

- использование учителем много-образных приёмов актуализации и знаний и способов действий, обеспечивающих выделение ключевых идей ведущих принципов построения учебного предмета;

- умения учителя представлять основное содержание учебного материала, необходимого для главного этапа урока, в виде разнообразных структурно-логических схем;

- сформировать у школьников понимание, что без чётко постав-ленной цели трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке;

- отражение в целях урока не только знаний и умений, которые должны усвоить уч-ся, а, прежде всего, развитие личностно-смысловой сферы уч-ся, их интеллектуальное исследование,

коммуникативной культуры, а также культуры учения;

- ознакомление сначала с явлениями природы, а затем с методикой исследования этих явлений и установления закономерностей.

1.Объяснение уч-ся целей урока одновременно с сообщением темы.

2.Сообщение цели в виде проблемного задания.

3.Сообщение цели в виде эвристического вопроса.

4.Указание целей на специальном стенде «Что сегодня на уроке?»

5. Использование

технологической карты.

6.Ассоциативный ряд.

7.Использование результатов предварительного социологического опроса.

8.Постановка целей по СЛС изучения явлений, процессов и др.

9.Постановка целей через показ конечных результатов

10.Постановка целей посредством опоры на последовательность изучения материала

11.Составление карт мыследеятельности

12.Устный счет, математический диктант

13.Метод целесообразных задач

14.«Нарисуй картину»

15.Мозговая атака

16.Постановка привлекательной цели

17.В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом

18.Дополнение реальной ситуации фантастикой



4.ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала:

-существенных признаков понятий, знаков, теорий и др.;

-правил и построенных на их основе алгоритмов.

2.Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определенному выводу (обобщению)

3.Создать содержательные и организационные условия усвоения уч-ся методики воспроизведения изучаемого материала.

- Организация внимания уч-ся;

- сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила, закона и др.);

- обеспечение метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам;

- обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, к чему переходить и как аргументировать выводы)

- Максимальное использование самостоятельности уч-ся в добывании знаний и овладении способами действий;

- если учитель использовал метод рассказа, лекции, объяснения, самостоятельной работы уч-ся по учебнику и доп. литературе, то показателем выполнения дидактической задачи может служить качество (правильность, полнота, осознанность, действенность, систематичность) ответов уч-ся на последующих этапах урока;

- при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы уч-ся в сочетании с методом беседы, ИКТ-технологий, программированных учебников, модулей, показателем эффективности усвоения школьниками знаний и способов действий является правильность и осознанность ответов в процессе беседы и выполнения заданий в модулях, а также активное участие класса в подведении итогов беседы или самостоятельной работы

- полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов;

- включение в содержание изучаемого материала субъективного опыта уч-ся;

- учет индивидуальных способов проработки уч-ся изучаемого материала;

- подача материала логически завершенными частями - блоками;

- реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового материала;

- осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности;

- обеспечение вариативности взаимодействия учителя с уч-ся (экстрактивный и интерактивный режимы)

- ориентация в процессе изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем информации;

- включение в содержание проблем человека и его деятельности, механизмов познания;

- выделение и поддержка тонкости жизненных наблюдений уч-ся;

- «сталкивание» ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса;

- создание условий для освоения уч-ся знаний преимущественно в форме деятельности.

1. Работа с определением вводимых понятий (родовое слово + видовые признаки)

2. Использование обыденных аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта уч-ся

3. Представление основного материала одновременно в словесной, знаково-символичной формах

4. Представление изучаемого материала в сравнительных или классификационных таблицах

5. Экстрактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение)

6. Интерактивный режим (модульное обучение, проблемно-модульное, проблемное обучение, адаптивное обучение, коллективные способы обучения, проектное обучение, программированное, компьютерное обучение как формы самостоятельной работы уч-ся).

7. Построение структурно-логических схем изучаемого материала

8. Генетич. метод обучения (посредством показа логики возникновения понятия в науке или практической деятельности)

9. Метод целесообразных задач

10. Метод информационной накачки

11. Обучение на концептуальной основе

12 «Мудрые совы»







5.ЭТАП ПЕРВИЧНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ИЗУЧЕННОГО.

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Установить правильность и осознанность изученного материала

2.Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся

3.Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала

- проверка учителем понимания уч-ся того, что является сущностью основного содержания;

- проверка полноты и осознанности усвоения уч-ся новых знаний и способов действий;

- выявление пробелов первичного осмысления уч-ся изученного материала;

- ликвидация неясностей осмысления уч-ся изученного материала

- правильность и осознанность основного содержания изученного материала большинством уч-ся репродуктивного (минимального) и конструктивного (общего) уровней;

- привлечение класса к дополнению и корректировке ответов уч-ся;

- устранение пробелов в понимании уч-ся нового материала или нацеливание на их устранение на последующих этапах урока

- постановка учителем вопросов репродуктивного характера, а также многофункциональных вопросов, требующих мыслительной активности уч-ся;

- постоянное обращение учителя к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ ученика

1.Ассоциативный ряд

2. «Пчелиный улей»

3.Опорный текст

4.Использование

заданий на узнавание уч-ся изученных познавательных объектов

5. «Опрос эксперта»

6.Подготовка уч-ся своих примеров по новому материалу

7. «Мудрые совы»



6.ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

2.Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

- организация деятельности уч-ся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов;

- организация деятельности уч-ся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях;

- закрепление методики изучения нового материала;

закрепление методики ответа при очередной проверке знаний;

- отработка логики алгоритма изученных правил

- умение уч-ся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи (структура знания)

- умения уч-ся распознавать и воспроизводить изученные познавательные объекты;

- умения воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях;

- прочность знаний уч-ся

- использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации);

- использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий уч-ся;

- использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности;

- обеспечение дозированной помощи уч-ся

1.Использование на уроке взаимообратных задач

2.Составление карты мыследеятельности

3. «Опрос эксперта»

4. «Разбери слово по буквам»

5.Вопросно-ответное общение

6.«Высокопоставленный дилетант»

7.Структурная модель

8.«Что было бы, если…(человечество не знало…)»

9. «Придумай свои задания»

10.Интеллектуальный марафон



7. ЭТАП ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Обеспечить усвоение уч-ся знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

2.Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

- организация деятельности уч-ся по применению знаний в измененных и новых ситуациях

- правильность, полнота, осознанность, действенность знаний уч-ся;

- самостоятельность уч-ся в выполнении заданий;

- углубление знаний и способов действий уч-ся

- использование системы заданий, предусматривающих постепенное нарастание сложности упражнений и самостоятельности уч-ся в их выполнении;

- использование разнообразных методов и форм организации деятельности уч-ся по применению знаний в разнообразных ситуациях;

- использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата;

- стимулирование уч-ся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

- поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи);

- применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

- использование открытых задач

1.Разноуровневые самостоятельные работы

2.Лабиринт действий

3.Проектное обучение

4.Деловая игра

5. «Три цвета - три формы»

6.Вопросно-ответное общение

7.Учебные станции

8.Рынок возможностей

9.Двойные ассоциации

10. «Цветные шары»

11.Групповая работа

12. «Дебаты «за» и «против»

13.Задания на самостоятельное построение алгоритма решения определенных типов задач

14. «Задания по кругу»



8.ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний уч-ся

2.Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных и межпредметных знаний

3.Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий

-организация деятельности уч-ся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений

-активная и продуктивная деятельность уч-ся пол включению части в целое, классификации и систематизации знаний;

-выявление уч-ся внутрипредметных и межпредметных связей;

-выделение мировоззренческих идей

-Построение структурнологических схем изученной темы;

-использование вопросов, требующих классификации изученных познавательных объектов;

-обобщения на различных уровнях:

а) понятийном;

б) межпонятийном;

в) тематическом;

г) итоговом;

д) межпредметном;

-выделение сквозных идей и принципов: симметрии и асимметрии, относительности, направленности природных процессов, соответствия, дополнительности и т.д.;

- использование обобщающих таблиц

1.Метод кооперации

2.Составление карты мыследеятельности

3.Моделирование

4.Построение «дерева» темы

5.Построение «здания» темы

6.«Паучок»

7.Построение блокформул

8.Мозговая атака в письменной форме

9.Учебные станции

10.Задания на определение уч-ся в списке слов фактов, понятий, правил, законов

11.»Пересечение тем»

12.Рефлексивная позиционная дискуссия





9.ЭТАП КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий

2.Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся

3.Установить причины выявленных недостатков

4.Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям

- Глубокая и всесторонняя проверка знаний и способов действий уч-ся;

- проверка образа мышления уч-ся

- проверка сформированности общих учебных умений;

- комментирование ответов уч-ся

- Проверка учителем не только объёма и правильности знаний, но также их глубины осознанности, гибкости и действенности;

- активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных уч-ся;

- рецензирование ответов уч-ся

- Использование различных методов контроля знаний и способов действий уч-ся;

- постановка дополнительных вопросов для проверки системности, осознанности, действенности и прочности знаний;

- разъяснение учителем своего подхода к оцениванию знаний уч-ся;

- при опросе анализировать не только правильность ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий

1.Разноуровненые контрольные и самостоятельные работы

2.Текстовые задания

3.Задания на выделения всех признаков понятий и их связи друг с другом (проверяется полнота знаний)

4.Задания на выделение существенных признаков (глубина)

5.Задания на конструирование нескольких способов решение одной и той же задачи (гибкость)

6.Задания с избыточными данными, с противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)



10.ЭТАП КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий уч-ся в рамках изученной темы

- Организация деятельности уч-ся по коррекции своих выявленных недостатков

- Динамика перехода уч-ся с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний

-Организация деятельности уч-ся:

а) минимального и общего уровня усвоения знаний по выявлению своих ошибок на основе поставленной учителем оценки и их коррекции;

б) вариативного (творческого)уровня усвоения знаний по решению нестандартных заданий или оказанию помощи другим уч-ся в поиске и коррекции своих ошибок

1.Использование специально разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений

2.Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем

3.Текстовые задания

4.Задания «с пропусками»

5.Структурно-логические схемы «с пропусками»



11.ЭТАП ИНФОРМАЦИИ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

-Информация о д/з;

-мотивирование выполнения д/з;

-инструктаж по выполнению д/з;

-проверка пониманию уч-ся содержания и способов выполнения д/работы

-Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения д/з всеми уч-ся в соответствии актуальным уровнем их развития;

-наличие индивидуальных заданий (по интересам или по степени сложности);

-наличие возможностей выбора д/заданий

-обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока;

-соответствие содержания д/работы уровню обученности уч-ся (актуальному уровню развития), (репродуктивному, конструктивному или вариативному);

-создание условий для выбора уч-ся д/заданий;

-подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение д/з.

1.Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познавательных заданиях.

2.Три уровня д/з

3.Задание массивом

4.Особое задание

5.«Необычная обычность»

6.Идеальное задание



12. ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Дать качественную оценку работы класса и отдельных уч-ся

- подведение итогов учебного занятия

- четкость и краткость этапа

- умение учителя давать качественную характеристику работы класса

1.Сообщение учителя

2.Подведение итогов самими учащимися



13. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1.Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

2.Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества

- мобилизация уч-ся на рефлексию своего поведения

- открытость уч-ся в осмыслении своих действий и самооценке;

- прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

- развитие способностей уч-ся к рефлексии;

- стимулирование уч-ся к осмыслению того, как другие (уч-ся, учителя) знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления;

- реализация рефлексивного алгоритма: «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой), «МЫ» (комфортно ли было работать в малой группе, какие затруднения были в общении), «ДЕЛО» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные проблемы)

1.Ассоциативный ряд

2.Незаконченные предложения

3.«Торт решений»

4.«Разговор на бумаге»

5.«Солнышко»

6.«Координаты»

7.«Лист обратной связи»

8.«Заключит. дискуссия»

9.«Выбери дистанцию»

10.Интерпретация изображений на открытках

11.«Свет молнии»

12.«Письмо самому себе»

13.«Ну что, как прошло занятие?»

14.Барометр настроения

15.«Телеграмма»

16.«Памятки»

17.«Птичий двор- зеркало настроения»

18.«Пейзаж - зеркало настроения»







Памятка по оценке деятельности учителя (практиканта) на уроке/внеурочном занятии

Этапы/уровень качества работы педагога

Низкий

Средний

Выше среднего

Хороший

Высокий

Традиционный урок

Системно-деятельностный подход

1.Целеполагание

Учитель формирует содержательную цель урока

(формирование системы ценностей по данному предмету)

Формулирует содержательную и развивающую цели урока

Четко формулирует, что должен научиться делать ученик на данном уроке и как он это делает сам

Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий)

Формулирует как содержательную, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий). При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата)

2.Мотивация

Планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания.

В течение всего урока применяет формы, методы, приемы, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся

Продумывает систему мотивации уч-ся к учебной деятельности; создает на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации уч-ся границы между знанием и незнанием

Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества

Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Уч-ся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей.

3.Содержание учебного материала и содержание образования (СУМ и СО)

Отбирает СУМ адекватно теме и содержательной цели урока

Отбирает СУМ адекватно теме, содержательной и развивающей целям урока. СУМ по объему носит необходимый и достаточный характер. Материал подобран с учетом работы с мотивацией

Различает понятия СУМ и СО Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема. различение )представлена обучающимся наглядно

Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла обучающимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО

Единица содержания образования (способ, схема , алгоритм, различение )не дается уч-ся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости учитель изменял сценарий урока, добиваясь запланированного результата

4.Формы организации познавательной деятельности уч-ся

Работает с классом фронтально на всех этапах урока

Использует парную или групповую работу уч-ся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает формы коммуникативного взаимодействия уч-ся в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи

Организует учебное сотрудничество детей совместно - распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе

Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета

Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану. Учитель работает попеременно с разными группами уч-ся, дифференцируя их по уровню знаний

5.Методы обучения

На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и наглядные методы обучения

Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии ; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст- в таблицу, таблицу- в график , диаграмму)

Организует самостоятельную работу уч-ся, которая проверяется ими по эталонам

Применяет интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, внутрипредметную и межпредметную интеграцию

Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии формирования критического мышления

6.Рефлексия

Оценивает работы уч-ся, комментируя оценки. Подводит итоги урока сам, не привлекая уч-ся

Организует подведение итогов урока, вовлекая уч-ся в рефлексию их деятельности. (Какова была тема урока? Какую цель вы ставили перед собой? Что научились делать? Над чем еще предстоит работать?)

Организует экспресс-диагностику результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно, чему они научились на уроке, а над чем еще предстоит работать

Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями (предлагает уч-ся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку критериям)

Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета.

Домашнее задание носит дифференцированный хар-р в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии уч-ся их деятельности на уроке



© 2010-2022