Конспект занятия по сказкотерапии: Снежная королева

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат №7 VIII вида»

г. Воркуты














Занятие

Тема: «Снежная королева»





Автор-составитель: Сас Т.Г., воспитатель

I категория, пед.стаж 13 лет.





2013 г.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, прежде, чем мы начнём наше занятие, я хочу предложить вам поиграть в игру под названием «Веселая молчанка» или «Передай другому», которая поможет нам сплотиться.

Игра: «Веселая молчанка»

Цель: развивать умение общения со взрослыми, друзьями, способности сосуществования и сотрудничества.

Воспитатель: Вы должны повторять за мной движения по кругу быстро, не задерживаясь, сохраняя молчание. Готовы? Начали.

  1. 2 хлопка по коленке соседа.

  2. 2 хлопка по двум коленкам соседа.

  3. 1 хлопок по плечу соседа.

  4. 2 хлопка по 2-ум коленкам+2 хлопка по плечу соседа.

  5. Взять за ухо. (Цепочка сомкнулась). Теперь мы все единое целое.

Воспитатель: На этой веселой ноте я хочу начать наше занятие. Надеюсь вы подзарядились положительной энергией друг от друга? (Да) Тогда начнем. Сегодня мы с вами отправляемся в сказку и попадем мы в нее с помощью волшебных снежинок (большие бусинки). Выберите понравившуюся снежинку и положите ее себе на ладонь. А теперь тихонечко попросите у своей снежинки: «Дай мне пожалуйста волшебной силы, чтобы попасть в сказку». Теперь закройте глаза и крепко сожмите свою снежинку в ладошке. Почувствуйте, как от нее разливается волшебная сила. А теперь открывайте глаза.

Воспитатель: Вот мы и попали с вами в сказку, только вот в какую? Сейчас я каждому из вас раздам зашифрованное название сказки и ключ к разгадке, а вы попробуйте расшифровать.

6

4

11

2

4

9

7

5

1

10

1

3

11

8

9

КОД

о

ж

л

н

к

с

я

в

а

р

е

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Воспитатель: Ребята, все вы смогли справиться с заданием? Какое название сказки у вас получилось? (Снежная королева)

(Звучит музыка, входит Сказочница)

Сказочница: Здравствуйте, ребята, я очень рада всех вас видеть! Вы действительно попали в сказку «Снежная Королева» и как раз вовремя. Снежная Королева украла у Кая его льдинки, из которых он пытался сложить слово и теперь он никогда не вырвется из ее плена. Помогите пожалуйста найти эти льдинки, и тогда он сможет вернуться домой. Но чтобы получить эти льдинки вам придется пройти очень много испытаний. Вы готовы? (Да).Тогда начнем!

« В большом городе жили двое бедных детей: Кай и Герда. Они не были родственниками, но любили друг друга, как брат и сестра.

Родители часто позволяли мальчику и девочке ходить друг к другу в гости и сидеть на скамеечке под розами. Как прекрасны были эти летние дни и кусты благоухающих роз»

Упражнение № 1 « Аромат розы»

Цель: развитие правильного диафрагмального дыхания.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас тоже есть красивые розы, давайте насладимся ароматом этих прекрасных цветов. Выберите понравившуюся вам розу и возьмите ее в ладони. А теперь глубоко вдохнем аромат розы и медленно с наслаждением выдохнем. (3 раза)

Сказочница: « Зимой это удовольствие заканчивалось. Дети сидели дома и слушали рассказы бабушки.

- А у снежинок есть королева? - спрашивал мальчик.

- Есть, - отвечала бабушка. - Часто летает она по городским улицам и заглядывает в окошки - тогда они покрываются ледяными узорами, словно цветами.

- А Снежная Королева не может ворваться сюда? - спросила как-то раз девочка.

- Пусть только попробует! - сказал Кай. - Я посажу ее на теплую печку, она и растает.

Вечером Кай смотрел, как за окном порхают снежинки. Одна из них, очень крупная, вдруг начала расти. Росла-росла, пока наконец не превратилась в женщину».

Упражнение № 2 «Необычная снежинка»

Цель: закреплять способности регулировать процессы возбуждения и торможения; снятие эмоционально-психического напряжения.

Воспитатель: ребята, сейчас вы превратитесь в снежинки и под музыку легко и плавно будете порхать. Как только музыка закончится, вы должны сразу же сесть на корточки, наклонив вперед голову и обнять колени руками. Затем, по моему сигналу, вы будете медленно расти, пока не превратитесь в большую и необычную снежинку. Внимательно слушайте меня. Готовы? (Звучит музыка, затем прерывается, дети садятся на корточки)

Воспитатель: А теперь вы начинаете медленно расти: сначала распрямляются колени, затем медленно выпрямляется спина, а теперь поднимаем голову. Прислушайтесь к своим ощущениям. А теперь медленно расслабьтесь и займите свои места.

Сказочница: « Женщина эта была необычайно красива, вся изо льда, из ослепительного сверкающего льда! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни ласки.

Она крикнула мальчику и поманила его рукой.

- Ай! - вскрикнул вдруг мальчик. - Больно! Меня кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз!

Бедняжка Кай! Теперь его сердце стало превращаться в кусок льда. А глаза стали видеть во всем добром и прекрасном только злое и некрасивое.

- Фу, какие гадкие розы, - сказал Кай. - У, какая ты некрасивая, Герда».

Беседа «Сердце»

Цель: развитие связной речи при ответах на вопросы, умения свободно и ясно выражать свои мысли.

Воспитатель: Как вы думаете, почему Кай стал таким грубым и злым? А что можно сказать о Герде? Какое у нее сердце? А как еще можно сказать о сердце? (доброе, горячее, большое, золотое, злое, равнодушное, холодное, прекрасное, любящее, каменное и т.д.). Что значит «золотое»? Оно из золота? А «каменное»?А каким сердцем обладаете вы? (ответы по очереди). Ребята, наше сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое и радостное. Я думаю (знаю), что у каждого из вас такое сердце.

Сказочница: « Однажды в зимний день, когда Кай катался на салазках, на площади вдруг появились большие белые сани. Кай быстро прицепил к ним свои салазки и покатил.

Снег вдруг повалил густыми хлопьями, так, что ничего не было видно. А сани помчались, ныряя в сугробах, прыгая через изгороди и канавы. Это были сани самой Снежной Королевы».

Упражнение № 3 «Сани Снежной Королевы»

Цель: развитие умения тонко чувствовать окружающее пространство, точно и выразительно взаимодействовать с партнерами и различными предметами.

Воспитатель: А сейчас вы превратитесь в самые настоящие сани Снежной Королевы. Вы должны встать друг за другом, положив руки на плечи стоящему впереди. Ваша задача - удержаться в цепочке. Поехали? ( На детей набрасывается белая ткань. Воспитатель берет руку первого ребенка и тянет за собой, меняя темп и направление движений, преодолевая препятствия)

Сказочница: « А что же было с маленькой Гердой после того, как исчез Кай? Кого только не спрашивала девочка о брате, но никто не знал, куда он девался. Долго ждала его Герда, и вот однажды утром, когда было еще очень рано, Герда поцеловала спящую бабушку, надела башмачки и отправилась искать Кая.

Через некоторое время она оказалась возле маленького домика с прекрасным садом. Здесь жила добрая старушка, которая умела колдовать.

Герда так понравилась доброй колдунье, что та решила оставить ее у себя навсегда. Старушка стала расчесывать Герде волосы золотым гребешком, и чем дальше она их расчесывала, тем быстрее забывала Герда своего Кая».

Упражнение № 4 «Избавление от тревог»

Цель: снятие эмоционально-психического и телесного напряжения

Воспитатель: А теперь устраивайтесь поудобнее, можете лечь, закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой поляне, вас окружают прекрасные цветы, которые источают восхитительный аромат. Посмотрите на небо, оно озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит вам… Оно ярче тысяч звезд… Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему. Все тело наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и тревоги. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивается и уносится нежным ветром. Вы избавляетесь от тревог, вы очищены, вам светло и радостно. Открывайте глаза, садитесь поудобнее, мы продолжаем наше путешествие.

Сказочница: «Потом старушка пошла в сад, дотронулась до розовых кустов, и они все ушли глубоко-глубоко в землю. Старушка боялась, что Герда, увидев ее розы, вспомнит о своих розах, а там и Кае, да и убежит от нее.

Сделав свое дело, старушка повела Герду в цветник. Как там было красиво! Тут цвели все цветы сразу - и весенние, и летние, и осенние! Герда прыгала от радости, играя среди цветов. Так прошло много дней…»

Упражнение № 5 «Цветы»

Цель: развитие связной речи при ответах на вопросы, умения свободно и ясно выражать свои мысли.

Воспитатель: А вы, ребята, любите цветы? А как называются те цветы, которые растут в поле, на луге? (полевые цветы). Правильно! А как называются те цветы, за которыми специально ухаживает человек, поливает их, удобряет, выращивает новые сорта? (садовые) сейчас вы разделитесь на две команды. У меня есть несколько карточек с изображением цветов. Задача 1-ой команды выбрать полевые цветы, 2-ой команды - садовые. Молодцы, вы справились с задачей, а теперь давайте поиграем.

Игра «Садовник»

Цель: развивать коммуникативные навыки, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Воспитатель: Дети, выберите себе из карточек понравившийся цветок. Вы - цветы, я - садовник. Я называю один из цветков, а тот, в свою очередь, вытаскивает фант и исполняет желание, которое там написано.

Я садовником родился,

Не на шутку рассердился,

Все цветы мне надоели, кроме….

Фанты:

  1. Поздороваться разными способами.

  2. Пожелание гостям.

  3. Сказать доброе слово стоящему рядом.

  4. Показать любое движение (фигуру), остальные повторяют.

  5. Представь, что ты даришь подарок. С какими пожеланиями ты его подаришь?

  6. Твой друг попал в беду, как ты его успокоишь?

Сказочница: «Герда знала каждый цветочек в саду, но все-таки ей казалось, что какого-то недостает; только вот какого? И как ни старалась Герда вспомнить, она все же не могла этого сделать.

От огорчения девочка опустилась на землю и заплакала. Как только ее слезы упали на землю, так тотчас из-под земли появился куст, усыпанный розами.

Герда сразу вспомнила о своих розах и о Кае.

- Как же я замешкалась! - сказала девочка. - Мне ведь надо искать Кая.

И Герда со всех ног пустилась прочь из сада доброй колдуньи».

Упражнение № 6 «Ходьба с препятствиями»

Цель: развитие координации движений, выработка осанки; профилактика плоскостопия.

Воспитатель: Мы с вами тоже здесь немного задержались, пора отправляться в путь. Становитесь все за мной и пошли.

  1. Общий обход по залу.

  2. «Какая высокая трава». Высоко поднимаем ноги, как бы переступая траву)

  3. «какой-то подозрительный шум». Идем тихо-тихо, ходьба в полуприсяде на носках.

  4. «Болото». Идем строго по следовой дорожке.

  5. «Перепрыгиваем ручей».

Сказочница: «Наконец она устала, присела на камень и огляделась. Вдруг перед нею появился большой Ворон; он долго смотрел на девочку, кивая ей головой, и наконец заговорил: «Каррр-каррр! Здррравствуй!

Герда спросила Ворона, не видел ли он Кая.

- вполне вероятно. - сказал Ворон. - Наш принц очень похож на твоего Кая. Я помогу тебе увидеть принца и принцессу.

Принц был молод и красив, но это был не Кай. Герда заплакала и рассказала принцу с принцессой обо всем, что с ней приключилось. Они подружились. Герду накормили, дали муфту, красивое платье, посадили в золотую карету и пожелали счастливого пути».

Упражнение № 7 «Невербальный подарок

Цель: развитие навыков невербальной коммуникации.

Воспитатель: Ребята, а вы любите дарить подарки своим друзьям? Пусть каждый из вас, по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать молча, но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Затем благодарит своего товарища и сам, в свою очередь, дарит подарок.

Сказочница: «Все было хорошо, пока Герда не въехала в темный лес. Карета ее засверкала так ярко, что ослепила глаза лесным разбойникам и они напали на нее.

- Герда будет моя, - сказала маленькая разбойница, дочь атаманши. - Она отдаст мне свою муфту и хорошенькое платье.

Глаза у разбойницы были совсем черными, но какие-то печальные.

- Расскажи мне о себе, - сказала разбойница. И Герда рассказала о Кае и о своих приключениях».

Упражнение № 8 «Разбойники»

Цель: формировать способность регулировать процессы возбуждения и торможения.

Воспитатель: А сейчас вы превратитесь в разбойников. Сначала вы прячетесь за «деревьями», «кустами» и выглядываете жертву. Как только зазвучит музыка, вы выпрыгиваете из укрытия, танцуете под музыку, «стреляете из пистолетов», в общем запугиваете. Как только музыка прекратится, вы опять прячетесь в укрытие.

Сказочница: «Вдруг лесные голуби проворковали: «Курлл! Курлл! Мы видели Кая! Он сидел в санях Снежной Королевы».

- Ладно уж, - сказала маленькая разбойница, - я помогу тебе. Возьми моего Оленя: он отвезет тебя во дворец Снежной Королевы.

Северный Олень пустился бежать во всю прыть к владениям Снежной Королевы».

Игра «Сквозь кольцо»

Цель: координация совместных действий, сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации.

Воспитатель: Как вы думаете, друзья должны помогать друг другу? А как разбойница помогла Герде? Сейчас мы посмотрим, какие вы сплоченные и умеете ли помогать друг другу. Поиграем в игру, которая называется «Сквозь кольцо». Мы встаем в шеренгу, взявшись за руки. У меня в руке обруч, нам нужно пролезть в него, не отпуская рук. Как вы думаете, что нам помогло выполнить задание? Правильно, нам помогло то, что мы все вместе помогали друг другу.

Сказочница: «Наконец Олень оказался в саду Снежной Королевы и опустил Герду на снег. Навстречу Герде мчался целый полк снежных хлопьев. Они были огромными и двигались, как живые. Одни напоминали безобразных ежей, другие походили на клубок змей, третьи - на толстых медвежат с взъерошенной шерстью. Герде стало очень страшно и холодно. Но ей помогли небесные ангелы. Они пронзили снежные страшилища копьями, и хлопья рассыпались на тысячи снежинок».

Упражнение № 9 «Соедини части слова»

Цель: развитие мыслительных операций, зрительного восприятия, умения ориентироваться в правой и левой частях листа бумаги.

Воспитатель: Ребята, вы знаете слуг Снежной Королевы? Сейчас мы это с вами узнаем. У каждого из вас лист бумаги с таблицей. Ваша задача подобрать к левой части слова окончание из правой части так, чтобы получилось целое слово.

вью

роз

пу

лёд

мо

пад

ме

рга

голо

тель

снего

га

Сказочница: Теперь Герда могла смело идти вперед. Вот она вступила в огромный пустынный ледяной зал и увидела Кая. Он сидел неподвижный и холодный. Тогда Герда заплакала; горячие слезы ее упали Каю на грудь, проникли в сердце и растопили его. Кай вдруг разрыдался и рыдал так бурно, что ледяной осколок выпал из его глаз - его смыли слезы. Он сразу узнал Герду и очень обрадовался. И вдруг льдинки, сами собой собрались в слово, которое Кай никак не мог собрать». Ребята, вот те самые льдинки, сложите из него слово. (Подает конверт с буквами, дети должны сложить слово «Вечность»)

Выходят Кай и Герда

Герда:

Вы слов благодарных в свой адрес душевный,

Примите от сердца, за труд не сочтя,

Друзей не встречалось мне более верных,

И в вас усомниться ведь просто нельзя.

Кай:

Спасибо, друзья вам, спасибо без меры,

Что можно на вас положиться всегда,

Что много любви в вас, надежды и веры,

Мне вас, как награду, послала судьба!

Примите от нас небольшой подарок!

Сказочница: Ребята, вы хорошо справились со всеми препятствиями, которые вас подстерегали, но, к сожалению, нам пора прощаться. До свиданья, ребята, до скорых встреч.

Воспитатель: Дети, нам тоже пора возвращаться домой. Кто помнит, как мы попали в сказку? Правильно! Берем наши волшебные снежинки и просим у них дать волшебной силы, чтобы возвратиться домой!

Заключение

Воспитатель: Ребята, как называется сказка, в которой мы сегодня с вами побывали? А что вам больше всего понравилось из нашего путешествия?

Воспитатель: А мне понравилось то, что на занятии вы были собранными, хорошо выполняли все задания, помогали друг другу. Молодцы! Наше занятие подошло к концу.


© 2010-2022