• Преподавателю
  • Другое
  • Игра, как средство развития коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в младшем школьном возрасте

Игра, как средство развития коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в младшем школьном возрасте

Статья раскрывает возможности игры как средства развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в воспитательном процессе коррекционной школы-интерната.Овладение техникой общения, как и многими другими умениями, у умственно отсталого ребенка происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты с несколькими людьми. От уровня развития коммуникативн...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игра, как средство развития коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья в младшем школьном возрасте.

Гер О.В., воспитатель

МБОУ специальная коррекционная школа-интернат №8,

г. Саяногорск



развитие коммуникативного общения - важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Овладение техникой общения, как и многими другими умениями, у умственно отсталого ребенка происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающегося, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты с несколькими людьми. От уровня развития коммуникативных способностей у этих обучащихся зависит и уровень их дальнейшей социализации. Развитие коммуникативных способностей у обучащихся, имеющих умственную отсталость, зависит от индивидуальных способностей каждого.

От коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.

Таким образом, возникает вопрос о необходимости коррекции коммуникативных умений обучащихся с проблемами в развитии приемами общения. С целью выявления и коррекции коммуникативных навыков воспитанников провожу наблюдения за детьми в повседневной жизни, которые показывают степень речевой активности, коммуникативных умений. Непосредственная работа по развитию коммуникативных навыков осуществляется мною на воспитательных занятиях и мероприятиях с помощью игр.

Общение во время проведения игрового занятия - это совместное творчество взрослого и детей. Я предложила детям правила общения во время игр: с уважением относиться друг к другу; у каждого есть право быть выслушанным и понятым; пока один говорит, все его слушают. При проведении воспитательных занятий (мероприятий) по развитию коммуникативных навыков я отдаю предпочтение таким формам проведения занятий как сюжетно-ролевая игра, беседы, викторины.

Коммуникативные навыки воспитанников особенно развиваются во время сюжетно-ролевых игр, в инсценировке различных произведений. Игра - это не только показ, переживание поступка, это ещё и мысль-действие, и мысль-образ. И в этом её воспитывающая сила.

При решении задач развития коммуникативных навыков через игровую деятельность, я выделила следующие шесть организационных форм игровой деятельности: одиночная, коллективная, парная, массовая, групповая, индивидуальная.

Как показывает опыт, дети с большим желанием и заинтересованностью принимают участие в различных видах игровой деятельности. В играх, в различных жизненных ситуациях, дети учатся проявлять эмпатию и толерантность по отношению к окружающим его людям. В группе дети усваивают важнейшие социальные навыки, адекватные нормы поведения и верные морально-нравственные представления. Умение жить в обществе и найти там своё место - одна из важнейших предпосылок самостоятельной жизни.

Люди с ограниченными возможностями здоровья являются такими же членами общества, как и все остальные. Поэтому нам необходимо подготовить воспитанников жить среди других людей, вместе с другими людьми.

Литература:

  1. Шипицина Л.М. Уроки общения детей с нарушением интеллекта-Санкт-Петербург, Филиал издательства «Просвещение», 2006; Развитие личности ребёнка, навыков развития общения со взрослыми и сверстниками. -Детство-Пресс. 2007.

  2. Панфилова М.А. .Игротерапия общения.-«Просвещение», Москва. 2008.



© 2010-2022