• Преподавателю
  • Другое
  • Урок по кубановедению к тематическому разделу Кубань многонациональный край Тема урока Кочевые и оседлые племена в раннем железном веке

Урок по кубановедению к тематическому разделу Кубань многонациональный край Тема урока Кочевые и оседлые племена в раннем железном веке

Раздел Другое
Класс 6 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке (из цикла уроков к тематическому разделу «Кубань - многонациональный край»

Цель: показать взаимовлияние и взаимопроникновение культур кочевых и оседлых племен в раннем железном веке и их влияние на другие культуры (славянскую).

Задачи:

  1. Повысить интерес к древней истории родного края.

  2. Развитие творческих способностей учащихся, продолжение работы над формированием умения оперировать уже имеющимися фактами, анализировать, сопоставлять.

  3. Выявить сходство и различие культур кочевых и оседлых племен Прикубанья, проследить взаимовлияние и взаимопроникновение этих культур и их влияние на славянскую мифологию.

Работа с терминами: мифология, взаимовлияние, взаимопроникновение.

Учебное оборудование:

  1. Б.А. Трехбратов и др. Кубановедение: археология, мифология, культура. 5 класс - Краснодар: Перспективы образования, 2013

  2. Атлас «История Кубани».

ТСО: мультимедийная установка, видеофильм «История Кубани».

Тип урока: комбинированный.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся по ранее изученному материалу.

  3. Групповая работа.

  4. Реализация индивидуального проектного задания.

  5. Подведение итогов урока.

  6. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Инициация учащихся:

-Вы узнали о племенах, населяющих территорию Северо-Западного Кавказа в раннем железном веке, и сегодня мы попробуем выяснить, как взаимодействовали эти народы между собой.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по ранее изученному материалу.

  1. Буквы перепутались, расставьте их по местам:

ИРАСИК (сираки), ОТЫМЕ (меоты), КИСЫФ (скифы), РЫТАМАС (сарматы).

  1. Покажите на карте места обитания кочевых и оседлых племен Северо-Западного Кавказа в эпоху раннего железа.

  2. Что представляло собой общественное разделение труда, произошедшее в эпоху раннего железа?

III. Групповая работа.

А. Класс делится на группы: 1 группа - кочевые племена, которая делится на три подгруппы (скифы, сарматы, сираки), 2 группа - меоты.

Каждая группа приводит аргументы в пользу своего образа жизни, подтверждая свои ответы выдержками из учебника, ссылаясь на исторические документы, демонстрируя фрагменты фильма «История Кубани».

Примерный ход дискуссии:

Кочевые племена

Оседлые племена

Скифы: мы лучшие воины, у нас короткие мечи, которыми удобно пользоваться коннику, стрелы с литыми наконечниками, наш дом может переезжать туда, куда нам надо.

Сарматы: мы хорошие воины, в своих кибитках на колесах мы едем, куда хотим, наш скот пасется на вольных пастбищах, он же дает нам пищу и одежду.

Сираки: мы родственники скифов и сарматов, и тоже хорошие воины, а еще мы ведем торговлю с меотами, скифами и сарматами.

Меоты: мы выращиваем просо, чечевицу, ячмень, пшеницу, рожь, шьем одежду из льняного полотна, которое сами и изготавливаем. Если бы мы вели кочевой образ жизни, то у нас ничего этого не было бы.

У нас развиты ремесла, из железа мы куем орудия труда и оружие, из глины делаем посуду.

Мы ведем торговлю с греками и с кочевыми племенами.

Наши города хорошо укреплены, и хоть мы и не занимаемся постоянно военным делом, но нас не так- то легко одолеть врагу.

Мы выращиваем специальных боевых коней, которым могут позавидовать и скифы.

У нас много богов, мы почитаем умерших, обожествляем силы природы, любим предметы быта, украшенные изображениями животных.

В процессе дискуссии ученики приходят к выводу, что каждый народ по-своему своеобразен, но у них много общего, и так как они проживали по соседству, происходило взаимовлияние культур.

Б. Учащимся предлагается сделать эмблему, отражающую сходство и различия между народами, населяющими Северо-Западный Кавказ в эпоху раннего железа. На макет щита ученики наклеивают заготовки с ключевыми словами, относящимися как к отдельным племенам, так и ко всем племенам в целом.

Урок по кубановедению к тематическому разделу Кубань многонациональный край Тема урока Кочевые и оседлые племена в раннем железном веке

IV. Реализация индивидуального проектного задания.

Перед изучением каждого раздела ученики выбирают темы для индивидуальных исследований. Данной теме соответствовало задание, связанное с изучением легенд об амазонках, по словам древних историков, в том числе и Геродота, проживавших на побережье Черного моря.

Учитель:

-ребята, сейчас к нам в гости придет женщина, которая знакома каждому из вас. Подумайте, какое отношение она имеет к теме нашего урока.

Входит Баба Яга. Дети в замешательстве: какя связь между персонажем русской народной сказки и народами, населяющими Северное Причерноморье в раннем железном веке.

Баба яга (ученик, готовивший проект) рассказывает об амазонках, используя видео и фотоприложения, и сообщает, ссылаясь на мнение академика Б.Б. Рыбакова, что образ Бабы Яги сформировался в славянских преданиях под прямым влиянием скифской и сарматской мифологии.

V. Подведение итогов урока.

IV. Дифференциация домашнего задания:

  1. Нарисовать Бабу Ягу такой, какой бы её представляли скифы или сарматы.

  2. Найти сведения о других женских сказочных образах, сформированных под влиянием сказаний об амазонках (змеиные жены, змеиные сестры, царь-девица Синеглазка и др.)





© 2010-2022