• Преподавателю
  • Другое
  • Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в условиях дистанционного обучения

Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в условиях дистанционного обучения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования в условиях дистанционного обучения


Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Если в прошлом в стандартах акцент делался на предметные результаты, то в новых стандартах выделяются три вида результатов: личностные, метапредметные и предметные.

К личностным результатам обучающихся относятся: ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные компетентности, личностные качества.

Метапредметные результаты - это освоенные учащимися универсальные учебные действия. Этот термин означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию. Перед учителем встаёт нелёгкая задача: как построить урок, направленный на формирование и личностных, и метапредметных, и предметных результатов. Хочу поделиться своим опытом работы по проблеме «Реализация требований ФГОС НОО в условиях дистанционного обучения».

Любой урок начинается с его подготовки. Учитель четко формулирует цель и задачи урока и средства их реализации. По новым требованиям учитель может свободно формировать структуру урока, а также варьировать ее так, как ему нужно на данном конкретном уроке. Главное, чтобы всё соответствовало требованиям ФГОС. Для себя при подготовке к уроку я взяла за основу следующую структуру урока: организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задачи, изучение нового материала, первичное закрепление, самостоятельная работа с самопроверкой, включение нового знания в систему знаний, рефлексия деятельности или итог урока.

Огромная роль на уроке принадлежит деятельности учащихся, причем на всех этапах урока. Для учителя важно правильно организовать деятельность учащегося, а в условиях дистанционного обучения это приобретает особую важность, так как здесь осуществляется индивидуальный подход и на уроке к ученику максимум внимания.

В современных условиях необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье - результаты деятельности, а деятельность - это решение задач. Как же организовать такую деятельность учащихся? Я применяю проблемное обучение. Конечно, учитывая условия дистанционного обучения, а также контингент обучающихся, в чистом виде применять проблемное обучение трудно. Но учитель может создавать проблемные ситуации, адаптировав их под каждого конкретного ребёнка.

Например, на этапе актуализации знаний использую следующий прием: предлагаю ученику отгадать загадку

Он всегда в работе:

Пишет, моет, убирает,

Шьёт, рисует и читает,

Варит, жарит, мастерит,

Режет, пилит, говорит…

Поднимите руку все,

Кто узнал его уже.

Ребёнок сам называет тему урока. Если дать задание: поставь глаголы в неопределённую форму, то это вызывает затруднение и можно перейти к изучению новой темы с помощью поставленной проблемы.

Еще приведу пример: фрагмент урока по курсу «Я познаю мир» (видео)

Такие задания, такой проблемный диалог способствуют формированию умения ставить учебные задачи, а значит планировать свою деятельность. А это - регулятивные универсальные учебные действия - требование ФГОС.

Следующий этап: изучение нового материала. Приведу пример из конспекта урока, разработанного мною по курсу «Я познаю мир» (фрагмент из конспекта).

Изучение нового материала в такой форме позволяет формировать умение найти нужную информацию, выделить главное и интерпретировать ее, заполнив таблицу. Следовательно формируем познавательные универсальные учебные действия.

На этапе первичного закрепления очень помогает прием кластер.

Последовательность действий по составлению кластера проста и логична:

1. посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы;

2. вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;

3. по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

Приём - «КЛАСТЕР» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и активизирует учебную деятельность. У детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска. Посмотрите фрагмент урока (видео).

На этапе рефлексии можно использовать следующие приемы:

Продолжи предложения:

  1. Сегодня на уроке я узнал…

  2. Мне было интересно, потому что…

  3. Мне было трудно, потому что…

  4. Я не понял…

Можно использовать следующую таблицу:

Знал

Узнал

Хочу узнать



На этапе рефлексии или при подведении итогов урока можно использовать прием синквейн:

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Вот примеры синквейнов, которые составляют дети:

Вода

Чистая, необходимая

Оживляет, питает, лечит

Берегите воду

Жизнь

Друг

Верный, надежный

Уважает, помогает, советует

Друг в беде не бросит

Счастье

Элементы проблемного обучения, а также правильная организация деятельности учащихся на уроке способствуют включению обучающихся в активную деятельность и развитию инициативы и ответственности. В условиях дистанционного обучения это возможно в тесном сотрудничестве с учителем. Учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки. Функция учащихся - не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

© 2010-2022