- Преподавателю
- Другое
- Программа УД Основы менеджмента и маркетинга
Программа УД Основы менеджмента и маркетинга
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Суркова И.П. |
Дата | 24.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Департамент образования Вологодской области
БОУ СПО ВО «Череповецкий строительный техникум
имени А. А. Лепехина»
УТВЕРЖДАЮ
Директор техникума
_____________/И.П.Суркова/
«____» ____________ 2014 г.
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 Основы менеджмента и маркетинга
Специальность 08.02.03
Производство неметаллических строительных изделий и конструкций
базовая подготовка
2014 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 08.02.03 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций (базовая подготовка)
Организация-разработчик: БОУ СПО ВО «Череповецкий строительный техникум имени А. А. Лепехина»
Разработчик: Суркова И.П., директор техникума, преподаватель спецдисциплин БОУ СПО ВО «Череповецкий строительный техникум имени А. А. Лепехина»
Рассмотрено на заседании МК
по профилю и рекомендовано к внутреннему использованию
«____»__________20____г.
Протокол №__________
Заверяю
Подпись ______________
Внешняя экспертиза
СОГЛАСОВАНО
ООО «Горстройзаказчик» Заместитель директора
______________/Уруев С.М./
«____»____________20____г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п
стр.
1.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3.
условия реализации учебной дисциплины
10
4.
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
-
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 Основы менеджмента и маркетинга
-
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.03 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций (базовая подготовка).
-
Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина ОП.08 Основы менеджмента и маркетинга входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
-ориентироваться в структуре управления;
-выстраивать систему мотивации труда;
-организовывать работу подчиненных;
-формировать и прогнозировать спрос на услуги и товары;
-стимулировать сбыт и продвижение товаров и услуг на рынке;
знать:
-цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм;
-основы теории принятия управленческих решений;
-основы стратегического менеджмента;
-систему мотивации труда;
-основы управления рисками;
-психологию менеджмента;
-особенности менеджмента в сфере профессиональной деятельности;
-концепцию рыночной экономики;
-составные элементы маркетинговой деятельности;
-принципы и методы маркетинга;
-основы стратегии и планирования маркетинга;
-основы бизнес-плана
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося - 75 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 50 часов;
самостоятельная работа обучающегося - 25 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
75
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
50
в том числе:
практические занятия
17
Самостоятельная работа обучающего
25
в том числе:
- подготовка рефератов;
- создание материалов-презентаций;
подготовка тематических обзоров по периодике и Интернет ресурсам
подготовка сообщений
составление глоссария
составление кроссвордов
составление таблиц
подготовка к дифференцированному зачету
7
7
2
2
2
2
1
2
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.08 Основы менеджмента и маркетинга
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала.
Практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Школы менеджмента.
Тема 1.1.
Школы менеджмента.
Содержание учебного материала:
1.
Исходные положения менеджмента. Зарождение менеджмента. Школа научного управления.
1
2
2.
Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Принципы управления.
1
2
3.
Объекты и субъекты управления. История развития менеджмента
1
2
4.
Школа административного управления.
1
2
5.
Школа «человеческих отношений».
1
2
6.
Современная система взглядов на менеджмент.
1
2
Самостоятельная работа студентов:
Школы менеджмента. Факторы внешней среды организации. Социальная ответственность и этика менеджмента.
5
Тема 1.2.
Эволюция понимания проблемы мотивации.
Содержание учебного материала:
1.
Понятие мотивации.
1
2
2.
Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.
1
2
3.
Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование, мотивация и контроль деятельности экономического субъекта.
1
2
4.
Значение и содержание функций менеджмента. Цикл менеджмента. Связующие процессы.
1
2
Тема 1.3.
Подходы к проблеме лидерства.
Содержание учебного материала:
1.
Соотношение понятий «лидерство», «руководство», «власть». Стили руководства.
1
2
2.
Система методов управления. Экономическое, административное и социально-психологическое воздействие.
1
2
3.
Необходимость сочетания всех методов управления. Значение психологических методов управления.
1
2
4.
Личность и ее свойства. Социально-психологические отношения.
1
2
5.
Информационные технологии в сфере управления. Значение управления информацией и требования, предъявляемые к ней. Коммуникация в системе управления. Основные элементы и этапы коммуникации.
1
2
Практическое занятие:
Семинар.
Использование в профессиональной деятельности приемов делового и управленческого общения, разбор ситуаций. Изучение основных понятий руководства. Разбор производственных ситуаций.
2
3
Контрольная работа
1
Самостоятельная работа студентов:
Изучение раздела «Экспресс-диагностика персонала на предприятии», вынесенного на самостоятельную проработку. Барьеры общения и пути их устранения. Управление конфликтами и стрессами. Управление неформальной организацией.
5
Раздел 2. Коммуникации как основные связующие процесса управления
Тема 2.1
Коммуникации как основные связующие процесса управления
Содержание учебного материала:
1.
Природа конфликта в организации производства неметаллических строительных изделий и конструкций.
1
2
2.
Преодоление сопротивления персонала изменениям на предприятии.
1
2
3.
Психология делового общения.
1
2
Практическое занятие:
Семинар.
Этика делового общения.
2
3
Семинар.
Оценка деловых качеств сотрудника
Стиль жизни и стремление к превосходству в рекламе (индивидуальная теория личности А. Адлера).
2
3
Контрольная работа
1
Самостоятельная работа студентов:
Социально-психологические отношения в трудовом коллективе. Коммуникация и ее виды в управлении. Этапы коммуникации.
5
Раздел 3.
Эволюция концепций маркетинга в России и за рубежом.
Тема 3.1.
Эволюция концепций маркетинга в России и за рубежом.
Содержание учебного материала:
1.
Этап формирования и развития концепций управления маркетингом субъекта.
1
2
2.
Этап формирования и развития концепций маркетингового управления субъектом
1
2
3.
Эволюция концепций маркетинга в России.
1
2
Контрольная работа
1
Самостоятельная работа студентов:
Состояние спроса и задачи маркетинга. Принципы сегментирования. Решение о товарной марке и маркировке. Решение об упаковке товара. Ассортиментная политика. Ценовые стратегии в маркетинге.
5
Раздел 4.
Рынок как объект маркетинга
Тема 4.1.
Рынок как объект маркетинга
Содержание учебного материала:
1.
Сегментирование рынка.
1
2
2.
Виды рынков. Емкость рынка.
1
2
3.
Признаки сегментирования. Рыночное окно, рыночная ниша
1
2
Практические занятия:
4
Практическая работа №1. Проведение маркетингового исследования и создание информационной базы для строительной компании
2
3
Контрольная работа
1
Раздел 5. Товарная политика как составляющая маркетингового инструментария.
Тема 5.1 Товарная политика как составляющая маркетингового инструментария.
Содержание учебного материала:
1.
Маркетинг как экономическая категория. Сущность и цели маркетинга. История развития маркетинга и концепции рыночной экономики. Основные принципы и функции маркетинга и его связь с менеджментом. Управление и комплекс маркетинга.
1
2
2.
Особенности маркетинга в профессиональной деятельности (по отраслям). Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.
1
2
3.
Товарная политика как составляющая маркетингового инструментария.
1
2
4.
Понятие товара в маркетинге. Понятие нового товара в маркетинговой системе.
1
2
5.
Стратегия разработки нового товара. Жизненный цикл продукции. Сущность ассортиментной
политики, формирование товарного ассортимента и товарной номенклатуры.
1
2
Тема 5.2 Информационная база маркетинга.
Содержание учебного материала:
Информационная база маркетинга.
1
2
Тема 5.3 Сущность политики продвижения товаров.
Содержание учебного материала:
1.
Сущность политики продвижения товаров
1
2
Тема 5.4 Товар и ценообразование в системе маркетинга
Содержание учебного материала:
1.
Товар и ценообразование в системе маркетинга
1
2
Практические занятия:
Практическая работа № 2.
Определение жизненного цикла товара и задач маркетинга. Анализ ситуации на рынке товаров и услуг.
2
3
Тема 5.6 Комплекс продвижения
Содержание учебного материала:
2
1.
Комплекс продвижения
1
Контрольная работа
1
Самостоятельная работа студентов:
Написание рефератов на тему «Ценообразование в России», «Политика продвижения товаров» и т.д.
5
Дифференцированный зачет
2
Всего:
75
3. условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Основ менеджмента и маркетинга
Оборудование учебного кабинета: доска, учебные столы, стулья, диски по темам, учебные фильмы, схемы и таблицы, дидактические материалы, рабочие папки обучающегося
Технические средства обучения: мультимедийный комплект (компьютер, проектор, экран, колонки)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
-
Соколинский В.М. Экономическая теория: учебное пособие. - 3-е изд., стер. - КноРус, 2011.
-
Куликов JI.M. Основы экономической теории: Учебное пособие. Москва: Финансы и статистика, 2012.
-
Чуев И.Н., Чуева JI.H. Экономика предприятия: Учебник. - 4-е изд., переработанное и дополненное - Москва, 2011.
-
Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства. - Москва: Дело и сервис, 2011.
-
Казначевская Г.Б. Менеджмент. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2012.
-
Мескон М.Х. Основы менеджмента: Перевол с английского / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. - Москва: Вильяме, 2012.
-
Котлер Ф. Маркетинг. - Санкт - Петербург.: Питер, 2010.
Дополнительные источники:
-
Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., редакцией Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics) - Москва, 2012.
-
Тарасевич JI.C., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. Учебник.-Москва, 2011.
-
Экономика отраслей АПК./ Под ред. Минакова И.А. - Москва: КолосС, 2010.
-
Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. - 4-е изд., преработанное и дополненное -Москва: Экономистъ, 2012.
-
Теория управления: Учебник/Под общ. ред. Гапоненко А.Л. и Панкрухина А.П. изд. 3-е, дополненное и переработанное - Москва: Изд-во РАГС, 2012.
-
Барышев А.Ф. Маркетинг - Москва: Академия, 2012.
-
. «Маркетинг в России и за рубежом». Практический журнал Издательствво: Дело и сервис.
-
«Российский журнал менеджмента». Научно-исследовательский журнал. Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ.
-
Экономика сельского хозяйства России. Практический журнал. Учрежден Министерством сельского хозяйства РФ. Издательство: «Подольская периодика».
Интернет ресурсы по менеджменту.
Форма доступа: new-management.info/
Интернет ресурсы по маркетингу.
Форма доступа: wwrw.marketolog.ru/-MapKeTCmor
Сайты и учебные материалы по экономике для студентов.
Форма доступа: alleng.ru/edu/econom2.htm
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, устных и письменных опросов, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоенные умения:
-ориентироваться в структуре управления;
-выстраивать систему мотивации труда;
-организовывать работу подчиненных;
-формировать и прогнозировать спрос на услуги и товары;
-стимулировать сбыт и продвижение товаров и услуг на рынке;
Экспертная оценка выполнения практической работы.
Текущая оценка
Оценка промежуточной аттестации
Усвоенные знания:
-цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм;
-основы теории принятия управленческих решений;
-основы стратегического менеджмента;
-систему мотивации труда;
-основы управления рисками;
-психологию менеджмента;
-особенности менеджмента в сфере профессиональной деятельности;
-концепцию рыночной экономики;
-составные элементы маркетинговой деятельности;
-принципы и методы маркетинга;
-основы стратегии и планирования маркетинга;
-основы бизнес-плана
- Собеседование
- Тестирование/(дифференцированный зачёт)
- Собеседование
- Тестирование/(дифференцированный зачёт)
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
90 ÷ 100
5
отлично
80 ÷ 89
4
хорошо
70 ÷ 79
3
удовлетворительно
менее 70
2
не удовлетворительно