Программа УД Основы менеджмента и маркетинга

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования Вологодской области

БОУ СПО ВО «Череповецкий строительный техникум

имени А. А. Лепехина»




УТВЕРЖДАЮ

Директор техникума

_____________/И.П.Суркова/

«____» ____________ 2014 г.





ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.08 Основы менеджмента и маркетинга


Специальность 08.02.03

Производство неметаллических строительных изделий и конструкций

базовая подготовка






2014 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 08.02.03 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций (базовая подготовка)

Организация-разработчик: БОУ СПО ВО «Череповецкий строительный техникум имени А. А. Лепехина»

Разработчик: Суркова И.П., директор техникума, преподаватель спецдисциплин БОУ СПО ВО «Череповецкий строительный техникум имени А. А. Лепехина»








Рассмотрено на заседании МК

по профилю и рекомендовано к внутреннему использованию

«____»__________20____г.

Протокол №__________

Заверяю

Подпись ______________

Внешняя экспертиза

СОГЛАСОВАНО

ООО «Горстройзаказчик» Заместитель директора

______________/Уруев С.М./

«____»____________20____г.

СОДЕРЖАНИЕ


№ п/п


стр.

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3.

условия реализации учебной дисциплины

10

4.

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11


  1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.08 Основы менеджмента и маркетинга


  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.03 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций (базовая подготовка).


  1. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Учебная дисциплина ОП.08 Основы менеджмента и маркетинга входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

-ориентироваться в структуре управления;

-выстраивать систему мотивации труда;

-организовывать работу подчиненных;

-формировать и прогнозировать спрос на услуги и товары;

-стимулировать сбыт и продвижение товаров и услуг на рынке;

знать:

-цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм;

-основы теории принятия управленческих решений;

-основы стратегического менеджмента;

-систему мотивации труда;

-основы управления рисками;

-психологию менеджмента;

-особенности менеджмента в сфере профессиональной деятельности;

-концепцию рыночной экономики;

-составные элементы маркетинговой деятельности;

-принципы и методы маркетинга;

-основы стратегии и планирования маркетинга;

-основы бизнес-плана

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося - 75 часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 50 часов;

самостоятельная работа обучающегося - 25 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

75

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

50

в том числе:

практические занятия

17

Самостоятельная работа обучающего

25

в том числе:

- подготовка рефератов;

- создание материалов-презентаций;

подготовка тематических обзоров по периодике и Интернет ресурсам

подготовка сообщений

составление глоссария

составление кроссвордов

составление таблиц

подготовка к дифференцированному зачету

7

7


2

2

2

2

1

2

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета.

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.08 Основы менеджмента и маркетинга

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала.

Практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Школы менеджмента.



Тема 1.1.

Школы менеджмента.


Содержание учебного материала:


1.

Исходные положения менеджмента. Зарождение менеджмента. Школа научного управления.

1

2

2.

Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи менеджмента. Принципы управления.

1

2

3.

Объекты и субъекты управления. История развития менеджмента

1

2

4.

Школа административного управления.

1

2

5.

Школа «человеческих отношений».

1

2

6.

Современная система взглядов на менеджмент.

1

2

Самостоятельная работа студентов:

Школы менеджмента. Факторы внешней среды организации. Социальная ответственность и этика менеджмента.

5


Тема 1.2.

Эволюция понимания проблемы мотивации.

Содержание учебного материала:



1.

Понятие мотивации.

1

2

2.

Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.

1

2

3.

Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование, мотивация и контроль деятельности экономического субъекта.

1

2

4.

Значение и содержание функций менеджмента. Цикл менеджмента. Связующие процессы.

1

2

Тема 1.3.

Подходы к проблеме лидерства.


Содержание учебного материала:



1.

Соотношение понятий «лидерство», «руководство», «власть». Стили руководства.

1

2

2.

Система методов управления. Экономическое, административное и социально-психологическое воздействие.

1

2

3.

Необходимость сочетания всех методов управления. Значение психологических методов управления.

1

2

4.

Личность и ее свойства. Социально-психологические отношения.

1

2


5.

Информационные технологии в сфере управления. Значение управления информацией и требования, предъявляемые к ней. Коммуникация в системе управления. Основные элементы и этапы коммуникации.

1

2

Практическое занятие:



Семинар.

Использование в профессиональной деятельности приемов делового и управленческого общения, разбор ситуаций. Изучение основных понятий руководства. Разбор производственных ситуаций.

2

3

Контрольная работа

1


Самостоятельная работа студентов:

Изучение раздела «Экспресс-диагностика персонала на предприятии», вынесенного на самостоятельную проработку. Барьеры общения и пути их устранения. Управление конфликтами и стрессами. Управление неформальной организацией.

5


Раздел 2. Коммуникации как основные связующие процесса управления



Тема 2.1

Коммуникации как основные связующие процесса управления

Содержание учебного материала:



1.

Природа конфликта в организации производства неметаллических строительных изделий и конструкций.

1

2

2.

Преодоление сопротивления персонала изменениям на предприятии.

1

2

3.

Психология делового общения.

1

2

Практическое занятие:



Семинар.

Этика делового общения.

2

3

Семинар.

Оценка деловых качеств сотрудника

Стиль жизни и стремление к превосходству в рекламе (индивидуальная теория личности А. Адлера).

2

3

Контрольная работа

1


Самостоятельная работа студентов:

Социально-психологические отношения в трудовом коллективе. Коммуникация и ее виды в управлении. Этапы коммуникации.

5


Раздел 3.

Эволюция концепций маркетинга в России и за рубежом.




Тема 3.1.

Эволюция концепций маркетинга в России и за рубежом.

Содержание учебного материала:


1.

Этап формирования и развития концепций управления маркетингом субъекта.

1

2

2.

Этап формирования и развития концепций маркетингового управления субъектом

1

2

3.

Эволюция концепций маркетинга в России.

1

2

Контрольная работа

1


Самостоятельная работа студентов:

Состояние спроса и задачи маркетинга. Принципы сегментирования. Решение о товарной марке и маркировке. Решение об упаковке товара. Ассортиментная политика. Ценовые стратегии в маркетинге.

5


Раздел 4.

Рынок как объект маркетинга




Тема 4.1.

Рынок как объект маркетинга

Содержание учебного материала:



1.

Сегментирование рынка.

1

2

2.

Виды рынков. Емкость рынка.

1

2

3.

Признаки сегментирования. Рыночное окно, рыночная ниша

1

2

Практические занятия:

4


Практическая работа №1. Проведение маркетингового исследования и создание информационной базы для строительной компании

2

3

Контрольная работа

1


Раздел 5. Товарная политика как составляющая маркетингового инструментария.



Тема 5.1 Товарная политика как составляющая маркетингового инструментария.

Содержание учебного материала:



1.

Маркетинг как экономическая категория. Сущность и цели маркетинга. История развития маркетинга и концепции рыночной экономики. Основные принципы и функции маркетинга и его связь с менеджментом. Управление и комплекс маркетинга.

1

2

2.

Особенности маркетинга в профессиональной деятельности (по отраслям). Формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации.

1

2

3.

Товарная политика как составляющая маркетингового инструментария.

1

2

4.

Понятие товара в маркетинге. Понятие нового товара в маркетинговой системе.

1

2

5.

Стратегия разработки нового товара. Жизненный цикл продукции. Сущность ассортиментной

политики, формирование товарного ассортимента и товарной номенклатуры.

1

2

Тема 5.2 Информационная база маркетинга.

Содержание учебного материала:


Информационная база маркетинга.

1

2

Тема 5.3 Сущность политики продвижения товаров.

Содержание учебного материала:



1.

Сущность политики продвижения товаров

1

2

Тема 5.4 Товар и ценообразование в системе маркетинга

Содержание учебного материала:



1.

Товар и ценообразование в системе маркетинга

1

2

Практические занятия:



Практическая работа № 2.

Определение жизненного цикла товара и задач маркетинга. Анализ ситуации на рынке товаров и услуг.

2

3

Тема 5.6 Комплекс продвижения


Содержание учебного материала:


2

1.

Комплекс продвижения

1

Контрольная работа

1

Самостоятельная работа студентов:

Написание рефератов на тему «Ценообразование в России», «Политика продвижения товаров» и т.д.

5

Дифференцированный зачет

2


Всего:

75


3. условия реализации учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Основ менеджмента и маркетинга

Оборудование учебного кабинета: доска, учебные столы, стулья, диски по темам, учебные фильмы, схемы и таблицы, дидактические материалы, рабочие папки обучающегося

Технические средства обучения: мультимедийный комплект (компьютер, проектор, экран, колонки)


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:

  1. Соколинский В.М. Экономическая теория: учебное пособие. - 3-е изд., стер. - КноРус, 2011.

  2. Куликов JI.M. Основы экономической теории: Учебное пособие. Москва: Финансы и статистика, 2012.

  3. Чуев И.Н., Чуева JI.H. Экономика предприятия: Учебник. - 4-е изд., переработанное и дополненное - Москва, 2011.

  4. Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства. - Москва: Дело и сервис, 2011.

  5. Казначевская Г.Б. Менеджмент. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2012.

  6. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Перевол с английского / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. - Москва: Вильяме, 2012.

  7. Котлер Ф. Маркетинг. - Санкт - Петербург.: Питер, 2010.


Дополнительные источники:

  1. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., редакцией Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics) - Москва, 2012.

  2. Тарасевич JI.C., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. Учебник.-Москва, 2011.

  3. Экономика отраслей АПК./ Под ред. Минакова И.А. - Москва: КолосС, 2010.

  4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. - 4-е изд., преработанное и дополненное -Москва: Экономистъ, 2012.

  5. Теория управления: Учебник/Под общ. ред. Гапоненко А.Л. и Панкрухина А.П. изд. 3-е, дополненное и переработанное - Москва: Изд-во РАГС, 2012.

  6. Барышев А.Ф. Маркетинг - Москва: Академия, 2012.

  7. . «Маркетинг в России и за рубежом». Практический журнал Издательствво: Дело и сервис.

  8. «Российский журнал менеджмента». Научно-исследовательский журнал. Издан по инициативе Высшей школы менеджмента СПбГУ.

  9. Экономика сельского хозяйства России. Практический журнал. Учрежден Министерством сельского хозяйства РФ. Издательство: «Подольская периодика».

Интернет ресурсы по менеджменту.

Форма доступа: new-management.info/



Интернет ресурсы по маркетингу.

Форма доступа: wwrw.marketolog.ru/-MapKeTCmor

Сайты и учебные материалы по экономике для студентов.

Форма доступа: alleng.ru/edu/econom2.htm


4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, устных и письменных опросов, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

-ориентироваться в структуре управления;

-выстраивать систему мотивации труда;

-организовывать работу подчиненных;

-формировать и прогнозировать спрос на услуги и товары;

-стимулировать сбыт и продвижение товаров и услуг на рынке;

Экспертная оценка выполнения практической работы.

Текущая оценка

Оценка промежуточной аттестации

Усвоенные знания:

-цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм;

-основы теории принятия управленческих решений;

-основы стратегического менеджмента;

-систему мотивации труда;

-основы управления рисками;

-психологию менеджмента;

-особенности менеджмента в сфере профессиональной деятельности;

-концепцию рыночной экономики;

-составные элементы маркетинговой деятельности;

-принципы и методы маркетинга;

-основы стратегии и планирования маркетинга;

-основы бизнес-плана

- Собеседование

- Тестирование/(дифференцированный зачёт)

- Собеседование

- Тестирование/(дифференцированный зачёт)

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).


Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно


© 2010-2022