- Преподавателю
- Другое
- Выступление на тему Как удержать в школе молодого специалиста?
Выступление на тему Как удержать в школе молодого специалиста?
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Левкович Д.Е. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Как удержать в школе молодого специалиста?
Мой учительский стаж 3 года. До Кронштадта работала в городе Подольске. Первый учительский опыт я уже получила. Узнала трудности, познала радости побед. Из которых горжусь двумя:
- трое из моих учеников стали победителями всероссийской олимпиады по математике;
- мне удалось сплотить классный коллектив, подружиться с ребятами.
Готовясь к конкурсу, я сначала выбрала актуальные проблемы в области математики, размышлять есть о чем:
1. дифференцированный подход, я участвовала в разработке программы школы.
2. работа с одаренными детьми, была членом жюри.
3. интерактивное обучение на уроке математики, участвовала в проекте " школа цифрового века"
Но самая главная проблема в образовании, стоящая перед образовательными учреждениями сегодня старение школы. Вот почему темой своего проекта я выбрала эту :" Как удержать в школе молодого специалиста? " Конкурс в педагогические вузы не падает, но мало выпускников идет работать в школу. Стон стоит! Из школы уходят, бегут учителя. Но известно, если свежий поток не поступает, отрасль умирает.
Почему молодые специалисты не идут в школу?
1. В школе мало платят. Аргумент более чем веский. Но если бы материальная сторона вопроса была единственной, это было бы полбеды. Существует большое количество людей, которые отдают приоритет получаемому удовольствию от работы, и ради этого готовы жить не на самую большую зарплату. Оставим в стороне заработную пату. Это государственная проблема.
2. Ученики. Нового молодого учителя ученики всегда начинают проверять на прочность.
3. Администрация предъявляет требования, как к опытным учителям, ошибок не прощает.
4. Коллеги. Сами, замотанные работой, в лучшем случае не обращают внимания, в худшем косятся и посмеиваются над энтузиазмом молодого учителя.
5. Родители. Тревожит растущая агрессия, явное нежелание работать самим родителями.
6. Молодой специалист слаб с точки зрения методики.
7. Бумаги. Обвал!
8. Окружение. На друзей, на семью остается все меньше времени, сужается круг интересов.
9. И наконец сам! Чувство невыполненного долга, неуверенность, страх. Это угнетает, не в ладу сам с собой.
И встает известный русский вопрос: " ЧТО ДЕАТЬ?" Неужели миссия невыполнима?
Я читала статьи по этому вопросу многих известных педагогов таких, как Соловейчик, Караковский, Вершовский. Может быть я не сделаю открытие для других, опытных учителей, но для себя самой и для таких как я это очень важно. Итак, что же делать? я считаю, что важны три составляющие:
-защита,
-помощь,
-поддержка.
Функцию защиты могут и должны выполнять службы сопровождения. В первую очередь- молодому специалисту нужна помощь психолога. Не дежурные теоретические лекции, а практические знания, тренинги по стрессоустойчивости, консультации специалистов и другое.
Необходима юридическая помощь. Я должна знать, по какому телефону, электронному адресу я могу получить грамотную консультацию.
Немаловажная вещь в нашей работе- медицина. Мы знаем постулаты: "нельзя перегружать детей", " надо разнообразить формы работы на уроке". Учителю не хватает знаний по физиологии, таких как " Сколько задач можно решать на уроке в 5 класс, а сколько в 11 классе", "как часто возможна смена деятельности на уроке" и другое.
Труднее всего прописать роль администрации и коллег в поддержке молодого специалиста. Но именно от взаимоотношений с ними зависит атмосфера в школе, а именно в школе происходит становление учителя.
Администрация: на мой взгляд задача администрации предупреждать ошибки, а если они случаются, они должны стать средством роста, а не поводом для наказания. Очень хочется, что бы администрация замечала и отмечала победы и успехи, именно от администрации молодой учитель ждет методической помощи.
А с коллегами важно устанавливать партнерство и сотрудничество. Возрождение института наставничества в прежнем виде вызывает откровенную тоску. Обязательные общественные нагрузки отнюдь не стимулируют опытных учителей пенсионного возраста. Необходимо присмотреться к опыту ряда европейских стран, где после 15-20 лет учитель заканчивает активное преподавание и становится наставником. Заметьте это происходит в период, когда наступает так называемое " профессиональное выгорание". ОН становится наставником с очень хорошей зарплатой. ОН сопровождает погружение молодого специалиста в профессию. Из этих учителей вырастают настоящие асы своей профессии.
Молодой учитель ни в коем случае не должен замыкаться в своей работе, необходим выход за рамки школы. Подготовка на внешнем уровне- это клубы молодых специалистов. В этом году я посещаю такой клуб, вместе с такими же молодыми специалистами посещаю разные школы Санкт- Петербурга, директора и учителя, которые делятся своим опытом, дают открытые уроки, демонстрируют новейший технические оборудования, например нам демонстрировали 3D технологии.
Сетевые сообщества, только надо естественно выбирать такие, где не только нытье и жалобы, а обсуждения, предложения, споры. Или же выбрать роль лидера и использовать самый унылый диалог в виде аутотренинга: А у меня все хорошо! Дети у меня самые любознательные! Самые прилежные! Администрация самая лучшая и понимающая!
И получается, что самая важная составляющая поддержки и защиты, я бы сказала, краеугоный камень всего это: САМ МОЛОДОЙ УЧИТЕЛЬ!
Без самовоспитания личности учителя не состоится!
Здесь я бы выделила 2 вещи:
1. непрерывное самообразование,
2. рефлексия.
Если все это сложится, можно сказать миссия выполнима!