Обобщение опыта работы Применение интелект -карт на уроках математики

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Неграмотным в будущем будет не тот человек,

который не умеет читать.

Это будет человек, который не знает,

как научиться тому, как следует учиться».


Э. Тоффлер

Внедрение современных образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса становится необходимым условием введения ФГОС нового поколения. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия», которыми должен овладеть ученик, обучаясь в школе.

В связи с этим приоритетным должно стать применение развивающих технологий обучения, использование системно-деятельностного, компетентностного подхода. Поэтому определение средств формирования познавательных УУД школьников, в частности учеников, для педагогов, и в особенности для учителей математики, является бесспорной необходимостью уже сегодня.

Объектом исследования данной работы является процесс формирования универсальных учебных действий на уроках математики у школьников с помощью метода интеллект-карт.

Предмет исследования - метод интеллект карт как средство формирования универсальных учебных действий школьников.

Цель - теоретически обосновать и определить эффективность использования метода интеллект-карт для формирования познавательных универсальных учебных действий школьников на уроках математики, практически подкрепить результативность данного исследования.

Для достижения данной цели предстоит решить ряд задач:

провести анализ педагогической литературы по проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий школьников;

вооружить обучающихся новым методом: научить создавать интеллект-карты и применять их в процессе обучения;

научить учащихся осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

давать определение понятиям;

устанавливать причинно-следственные связи;

осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Практическая новизна данной работы состоит в том, что она поможет повысить эффективность процесса обучения. Предложенные в данной работе методические рекомендации могут быть использованы учителями-словесниками на уроках русского языка в школе.

Анализ ситуации: В Программе ФГОС ООО обозначено, что в сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется

• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий - концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Информационный обмен на уроке очень часто напоминает разговор слепого с глухим. И как следствие, учащиеся испытывают существенные затруднения в систематизировании, сопоставлении, обобщении и интерпретации информации, содержащейся в готовых информационных объектах;

• Часть учащихся не умеет выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий - концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• испытывает затруднения в составлении таблиц, схем, диаграмм.

История появления интеллект-карт

Все началось с публикации книги Тони Бьюзена «Работай головой» (1974). Тогда-то технология интеллект-карт и стала быстро набирать популярность, доказывая свою применимость на практике для решения самых разнообразных интеллектуальных задач.

Однажды второкурсник Тони Бьюзен искал в университетской библиотеке книги об эффективном использовании способностей мозга. Ему предстояло справиться с огромным количеством учебного материала, и он хотел узнать, как такие функции мозга, как запоминание, восприятие и анализ, могут быть наилучшим образом использованы в учебном процессе. Ему посоветовали обратиться в отдел медицинской литературы. В ответ на слова о том, что он не хочет делать операции на мозге, а только хочет научиться правильно его использовать, библиотекарша сказала, что таких книг не существует. Это и стало толчком для Бьюзена. Он все-таки пошел в отдел медицинской литературы, нашел книги по физиологии мозга и использовал новые знания для создания своего метода интеллект-карт.

Он достиг потрясающих результатов, став одним из лучших студентов. Тони Бьюзен превратил процесс обучения в увлекательное и, что главное, очень эффективное занятие. Потом он стал факультативно заниматься с неуспевающими школьниками, которых все считали безнадежными, и с каждым из них достиг потрясающих результатов. Один из таких школьников воскликнул: «Я не был неспособным к учению - у меня просто не было настоящего учения!» Тони Бьюзен вспомнил про Ньютона, Эйнштейна, которые в школе перебивались с двойки на тройку, и задал важные вопросы: «Умеем ли мы учиться? Правильно ли мы используем свой мозг?» Применив свой метод на практике, автор решил, что его можно эффективно использовать в любой интеллектуальной деятельности, а особенно в бизнесе. Ведь что такое бизнес, как не способность быстро собрать из разных источников и проанализировать информацию (о конкурентах, потребностях клиента, о поставщиках, о рынке, о ценах, тенденциях, прогнозах и др.), принять на ее основе быстрое и правильное решение и потом обеспечить его выполнение? Так родилась книга «Работай головой». В ней Бьюзен популярно описал метод интеллект-карт. В его основу он положил основные принципы работы человеческого мозга, объяснил, что мы используем наш биологический компьютер под названием «мозг» неэффективно, и предложил способ повысить эту эффективность.

Как построить карту

Интеллект-карты - это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:

«Принимай» - сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.

«Применяй» - начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт.

«Приспосабливай» - пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.

Интеллект-карты имеют отличительные свойства:

Наглядность

Привлекательность

Запоминаемость

Своевременность

Творчество

Возможность пересмотра

Рисовать интеллект-карты можно руками на бумаге или использовать компьютерные программы: FreeMind, Mind Maps,Power Point. Можно выделить 3 этапа творческого процесса:

1 этап

  • Определение объекта изучения (центрального образа интеллект-карты)

  • Извержение ассоциаций (запись любых слов, образов, символов, пришедших в голову при взгляде на центральный объект карты)

2 этап. Построение первичной интеллект-карты:

В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею

Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней

На каждой линии записывается одно ключевое слово

Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами

Наносятся стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках

Для большей понятности нумеруются ветки и добавляются ореолы

По возможности используется максимальное количество цветов

3 этап «Реконструкция и ревизия»:

  • Повторное извержение свободных ассоциаций

  • Пересмотр интеллект-карты

  • Проверка способности к вспоминанию информации, содержащейся в интеллект-карте

Применение метода интеллект-карт в образовании как средства формирования УУД обучающихся очень разнообразно:

Мозговой штурм

Аннотирование

Конспектирование

Написание сочинения, доклада, реферата

Презентация

Групповая работа обучающихся

Преимущества данного метода:

1.Из 100% информации, предложенной на уроке, ученик услышит 75%, 50% запомнит, а 25% воспроизведёт. 25% - это очень мало. Интеллект -карты позволяют практически использовать все каналы восприятия информации.

2. Интеллект-карты, по сравнению с конспектированием, позволяют экономить от 50 до 95% времени на этапе записывания информации, свыше 90% - на этапе ее восприятия.

Эффекты и риски

Сильные стороны

Возможности

Метод ориентирован на результат. Учащиеся создают образовательный объект на просторах Интернета. В результате формируются УУД, которые нужны на всех предметах. Применяется как для индивидуальной работы, так и для коллективной.

Использование как на уроках, так и дистанционно; формирование предметных, метапредметных и личностных результатов. Формирование качеств 21 века

Слабые стороны

Угрозы

Разный уровень когнитивного развития учащихся; необходимо учитывать степень владения тем или иным сервисом и затрачивать время на овладение им

Отсутствие подключения к Интернету, низкая скорость.

Выводы по работе:

Метод интеллект-карт позволяет учитывать уровень когнитивного развития учащихся и способствует формированию у учащихся познавательных УУД.

Использование данного метода приведёт к следующим результатам освоения учебных и междисциплинарных программ:

Выпускник научится:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения языковых задач;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий - концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Используйте интеллект-карты на уроках, и тогда несколько в ином ключе будут звучать слова Э. Тоффлера, который определил стратегическую цель образования:
«Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно - создавать интеллект-карты».

© 2010-2022