Отойди от зла и сотвори благо

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отойди от зла и сотвори благо

Цели : образовательные: углубить интерес к изучающему чтению повести Ч .Айтматова; опираясь на текст, раскрыть внутренний мир героев повести; подвести учащихся к пониманию вопросов; в чем заключаются истинная доброта человека, мечта человека; развивать навыки критического мышления, умения работать самостоятельно, делать выводы и обобщения; воспитательные ; активно содействовать гармоничному развитию и становлению личности , формированию собственной «Я» - концепции» у учащихся; научить сопереживать, осозновать, понимать; воспитывать высокие нравственные качество; доброту, высшую справедливость, любовь к природе, к животным, уважение к человеку, к его внутреннему миру; способствовать развитию чувства ответсненности, желанию помогать друг-другу; развивающие: освоить опорный словарь темы, а также некоторые вспомогательные слова, пословицы о добре, научить выразительному чтению мания, памяти, развитию индивидуальных способностей учащихся, самопознания.

Оборудовние: интерактивная доска, музыка, видеофильм, слайд-презентация, рисунки учащихся.

I.Организационный момент.

II. Вступительное слово. Библиотекарь : Сегодня у нас необычный урок, урок внеклассного чтение по повести Чингиза Айтматова «Белый пороход». Вы самостоятельно читали повесть. Я попрасила вас подготовить домашнее задание - ответить на некоторые вопросы по этой повести. Но прежде чем обратиться к повести , предлагаю посмотреть видеофильм , который поможеть вам настроиться на урок-размышление. (Показ фильма на интерактивной доске)

К цели нашего урока, я думаю, подойдут строчки из стихотворения Николая Рыленкова:

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Найдите и подчеркните ключевые слова. Значить,какие мы ставим цели?( Учащиеся отвечают: увидеть, всмотреться,услышать,вслушаться)

Библиотекарь: А теперь давайте возьмемся за руки и скажем друг другу добрые слова. Садитесь. Подумайте и скажите, что было приятнее: слушать или говорить добрые слова? Почему иногда так трудно произнести добрые? (Слушать доброе слова приятно, но надо сначала научиться говорить эти слова самому.

Как можно было определить понятия «добро» и «доброта»? (Добро -это ...умение делать хорошее, пртятное другим людям).)

(Доброта - это... умение бескорыстно помощь другому).

III. Работа по ассоциативной карте .

(Доброта - внимание, добро,счастье,любовь, дружба, отзывчивость,вера, надежда, уважение, милосердие,душевность, тепло,прощать, помочь, улыбка, стемление) Кто сделает выводы по сказанному?

IV.Выводы учащихся.

Доброта - это ...вера,надежда, стремление, душа, счастье. Делая добро, человек верить,что он делаеть хорошее. Надеется , что, сделав добро,все будет хорошо. Поэтому он стремиться делать больше добро от души. Хочет передать другому свое душевное тепло, чтобы этому человеку было хорошо. Делая добро, человек испытывает счастье.

V. Работа по домашнему заданию.

Библиотекарь: Вам было дано задания найти в словаре С.И.Ожегова значение слова (добро) и «доброта». Давайте прочитаем.

Затем я попросила вас найти пословицы о добре. Кто подготовил пословицы?

Вывод библиотекаря: «Под добром подразумивается действие, поступок человека, когда мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его. Доброта - признак силы, а не слабости ...» Таким, наверное, и является мальчик из повести «Белый пороход». Ч.Айтматов писал: «Откровенно говоря, я горжусь своим мальчиком».

VI. Беседа.Работа по вопросам. Библиотекарь:

1.Ваше впечетление от повести. Что вызвало особое волнение, запомнилась?

2.Кто главнные герои повести? Почему?

3. Каким вы видите мальчика. Чем он интересен вам?

4. Что противопоставляет мальчик жизни на кордоне?

5. Как вы понимаете легенду о «Рогатой матери-оленихе»? Помогает ли она лучше узнать героев повести?

6.Как встретили маралов Момун, Оразкул, и другие? Опишите состояние и переживание мальчика.

7. Какое наказание и почему придумывает мальчик для Оразкула?

8. Почему мальчик уплыл рыбкой?

9. Как вы оцениваете его поступок? Нашел ли он пристанище в сердцах читателей? В этом его сила или безысходность?

А сейчас давайте послушаем отрывки из текста.

VII. Художественное чтение (чтение отрывков из произведения Ч.Айтматова «Белый пороход» и показ слайдов на интерактивной доске - рисунки учащихся).

VIII.Читательский суд.

Библиотекарь: Призыв «Отойди от зла и сотвори благо», почеркнутый из библии и взятый в качестве темы нашего урока, несет в себе глубокий смысл. Понять его может помощь повесть Чингиза Айтматова «Белый пароход». Давайте спомним , что послужило поводом для его написания.

1 ведущий. Толчком к написанию этой повести стала поездка Айтматова на Иссык-куль, в Сан- Ташские леса. Там писатель узнал от одного шофера о возвращении двух маралов. Одного из них убили, а другой ушел. Водитель грузовика показал Айтматову дом лесника, где они ночевали. «Так я попал на тот кордон, где жил мальчик из Белого парохода», - вспоминал писатель.

Библиотекарь: А что вы знаете об авторе этой повести?

2 ведущий: Чингиз Айтматов родился в 1928 году, в семье одного из первых кмргизов-коммунистов. В 1937 г. его отец, занимавщий пост, был репрессирован. Трудиться Чингиз начал в десять лет, а в годы Великой Отечественной войны, когда взрослые мужчины были на фронте, 14-летнему подростку пришлось работать секретарем аулсовета и решать самые сложные сложные вопросы большого села. Окончив восемь классов, он поступил Джамбульский зоотехникум, который закончил с отличием и был принят без экзаменов в сельскохозяйственный институт. В 1956г. поехал учиться в Москву на Высшие литературные курсы.

Библиотекарь: Какие произведения Айтматова вам известны?

Учащихся отвечают: Повести «Джамилия», «Первый учитель», «Материнское поле», «Прощай, Гулсары». Знаем, что он написал романы «И дольше века длится день» («Буранный полустанок»), «Плаха».

Библиотекарь: А теперь обратимся к повести «Белый пароход». Что же произошло, какие события, почему нарушилась связь времен? Почему мир не понял мальчика, не принял его, отверг его - и он уходит туда, откуда пришел. Если чистую совесть мальчик уносит с собой, кому же оставаться на «грязной» земле? Кому отвечать перед судом совести? Кому вершить этот суд? Все ли так однозначно в повести? Попробуем вникнуть в образ главного персонажа, ибо этот ключик волшебный, которым отмыкается дверь в дом содержания, в суть художественного произведения. А попробуем мы войти через читательский суд с разбором конфликтов и преступлений, где заговорят персонажи повести.

1 ведущий: Сегодня я выступаю не как ученица, а как председатель высокого читательского суда и поэтому говорю от имени тех, кто прочитал, читает, ибудет читать эту книгу. В обычном суде судья приносит клятву, положив руку на Конституцию - Основной закон страны. Я обещаю быть объективной, держа в руках в эту книгу в белой обложке, символизирующей и ее название, и чистую душу погибшего ребенка.

Сегодня перед вами пройдут чередой те, живет на страницах этой книги. Выслушаем их. И при внесений приговора постараемся быть честными перед собой и перед ними.

Секретарь: Встать суд идет!

Судья: Как тебя зовут? Где ты живешь? Я мальчик из повести Чингиза Айтматова «Белый пароход». Живу на кардоне, недалеко от Иссык-куля.

Судья: Почему у тебя нет имени?

Мальчик: А разве это важно? Я один на кардоне ребенок, а взрослым не до меня, им все равно, как называть внука деда Момуна.

Судья: Есть ли у тебя друзья? Кто они?

Мальчик: Да, есть: «Танк» , «Волк». Только они не настоящие, они камни. Но сними интересно. Недавно появился еще один друг - портфель . Я ему сказку про белый пароход рассказал!

Судья: Кто тебя любит? Кого любишь ты?

Мальчик: Люблю деда Момуна и дядю Кулубека. Я с ним недавно познакомился. Не думайте, если деда моего в насмешку прозвали Расторопным, так, значит, он плохой. Он совсем не хитрый, поэтому все над ним смеются. А дядя Орозкул даже покрикивают на него. Дед не может постоять за себя, он все прощает дяде Орозкулу и даже работает на него. А зачем ему прощать? Дядя злой, на всех орет, бьет мою тетю Бекей! Не надо прощать таким людям.

Судья: О чем ты мечтаешь?

Маличик: Вот бы дядя Кулубек приехал понастоящему, а не во сне с автоматом и выгнал этого фашиста Орозкула, а то я один с ним не справлюсь!

Судья: О чем ты мечтаешь?

Мальчик: Я просто хотел превратиться в рыбу, чтобы встретить белый пароход, рассказать папке-мотросу. Он, наверное, такой же сильный и добрый, как дядя Кулубек.

Судья: Говорят, ты знаешь интересную сказку. Расскажи!

Мальчик: Я тоже думал , что это сказка, но ведь олени вернулись, я сам их видел! А Орозкул и его друзья убили их. И дед им помогал, а потом пил водку вместе с ними.

Судья: Иди, малыш, садись, где сидел. Вызывается дед пострадавшего, Момун. Говорят, вы добрый, всем помогаете. У вас и имя такое- «тихий», «добрый». Ведь вы помогаете даже Орозкулу, который издевается над вами, над вашей дочерью и над вашим внуком?

Момун: А как же иначе? Нужно всех любить, всем помогать, всем делать добро!

Судья: А почему же вы не научились уважать себя? Люди не прощают тех, кто себя не уважает.

Момун: Да уж так получилось . Попробовал взбунтоваться - что из этого? Дочь мою выгнал , бабка совсем загрызла меня. Нет, уж лучше буду угождать Орозкулу.

Судья: Вы подарили внуку сказку, а это значит: подарили вместе с ней свою любовь к природе, доброту, человечность и сами же разрушили все: убили мать-олениху, убили душу внука, обрызгли сказку с костями матер-оленихи.

Момун: Что же делать?! Орозкул сильнее меня ... Но как же я буду жить?... Хоть самому превращайся в рыбу...

Судья: Я думаю, что вам место на скамье подсудимых: своей слабостью, покорностью вы подтолкнули ребенка к самоубийству, не защитили его. Садитесь. Вызывается свидетель Кулубек. Что вы можете рассказать суду об этом деле?

Кулубек: Я шофер, познакомился с мальчиком в ту буранную ночь , когда приехал с другими водителями грузить сено. Такой славный мальчишка, добрый, доверчивый, светлый. Жалко мне его, никому до него нет дело: Орозкул - зверь, дед - всех боится; тетка - ей бы сам кто помог; бабка - ведьма злющая, а мть в городе, у нее другая жизнь, некогда ей о первенце думать, отец-эх, думать о нем , наверное, забыл. «Пропадет тут парень, - подумал я тогда. Так и вышло».

Судья: Пройдите и сидите рядом с ним. Вы единственный из людей ,кого он хотел видеть около себя в этой жизни. Пусть он хоть сейчас будет не один. Приглашается тетка пострадавшего. Не буду вам задавать много вопросов. Просто расскажите о себе , о своей жизни.

Бекей: Да разве все расскажешь. Прожить день и ладно; радуюсь, когда Оразкул не бьет, как напьется, да и трезвый, бывает, бьет. Я молчу : сама виновата, сына не могу родить, вот он и злится. Куда от него уйти? К родителям - мать загрызет, еще хуже, чем Орозкул. В город уехать, к сестре? Да ей самой повернуться негде. Уж буду тут терпеть. Забьет когда-нибудь до смерти, а может так и надо! Что думаю о племяннике? А может, так и лучше? Вырос бы - стал бы , как мой отец, перед всеми унижался. Ладно, пойду. Сама знаю , где сесть ...

Судья: Вызывается бабка мальчика.Что вы можете сказать обо всем случившемся?

Бабка: И за что меня бог наказал? Муж - дурак, ничего в жизни толкового не сделал; дочка старшая ему сына подбросила. Сама в городе неизвестна где мотается , а ты обстривый папашу - придурка , да сына-выродка. Говорят, я злая, а Момун добрый? А что с его добротой - то! Ею не наешься! Ах, мать-олениха, ах, птички, ах, цветочки, ах, деревья! Тьфу! Нечего смотреть на птичек-то, лучше убей да мясо поешь! Деревья нельзя бить - реликтовые! Лучше зубами от холода щелкай, а печку не топи?! Орозлул плохой? Да без него бы пропали! Ему каждый раз спасибо говорить надо, а не коситься на него. А этот, внучек, рыбкой стать захотел. Плыви, плыви к папке! У него таких рыбок не сосчитать! Он и знать-то про него не знает! Э, да что с вами говорить! Пойду лучше с дедом сяду, чем с этой рыбкой!

Судья: Приглашается обвиняемый Орозкул. Да-да я не оговорилась, именно обаиняемый, принимая во внимание все, что о нем уже сказали.

Орозкул: Да,почти: всех их кормлю, захочу - гоню, захочу - изобью ,а захочу- приласкаю .

Судья: И не страшно? Совесть не мучит?

Орозкул: О какой совести вы говорите?! Да этот Момун и его бесплодная дочь в ногах должны у меня валяться! И валяются! Я сына хочу , чтобы все ему передать.

Судья: А что передать? Злость, ненависть, хамство?

Орозкул: Богатство свое. Кордон-то, мчитай, мой, а здесь добро видимо-невидимо: и звери, и рыба, и лес реликтовый!

Судья: Вы все это должны оберегать, а не разорять!

Орозкул: Да бросьте вы! Каждый где живет, оттуда и тащит!

Судья: А как же мальчик?

Орозкул: А вот так. Не хочет жить,как все, пусть хоть акулой становится, мне все равно.

Судья: А не боитесь суда людского?

Орозкул: Пуст меня боятся! У меня друзья солидные, на высоких постах. От всех неприятностей прикроют! Да что с вами разговаривать, пошел я. Погляжу, чем все это кончится.

Судья: Но ведь в этой повести автор - повествователь, а не персонаж.

Ведущий: А как же последние строчки? Позвольте мне прочитать их.

(Художественное чтение) «Ты уплыл. Не дождался ты Кулубека.Как жаль что не дождался ты Кулубека. Почему ты не побежал на дорогу? Если бы ты долго бежал по дороге, ты неприменно встретил бы его. Ты бы узнал его машину издали. И стоило бы тебе поднять руку, как он тот час бы остановился.

-Ты куда? - спросил бы Кулубек.

-Я к тебе! - ответил бы ты.

И он взял бы тебе в кабину. И поехали бы. Ты и Кулубек... А впереди по дороге скакала бы никому не видимая Рогатая мать-олениха. Но ты бы видел ее.

Но ты уплыл. Знал ли ты, что никогда не превратишься в рыбу? Что не доплывешь до Иссык-Куля, не увидишь белый пароход и не скажешь ему: «Здравствуй, белый пароход, это Я!»

Слово автора : Одно лишь могу сказать теперь - ты отверг то, с чем смирилась твоя детская душа.И в этом мое утешение. Ты прожил, как молния, однажды сверкнувшая и угасшая. А молнии высекаются небом. А небо вечное. И в этом мое утешение.

И в том еще, что детская совесть в человеке - как зародыш в зерне, без зародыша зерно не прорастает. И что бы ни ждало нас на свете, правда пребудет вовеки, пока рождаются и умирают люди... Прощаясь с тобой, я повторяю твои слова, мальчик: «Здравствуй, белый пароход, это я!»

Судья: Итак, оглашается приговор. Высокий читательский суд приговаривает вас, сидящих, на скамье обвиняемых, к нашему читательскому презрению. И не ухмыляйтесь, Орозкул, думая, что вы победили. Нет6 вы проиграли в поединке с семилетним ребенком, который будет приходить к вам всю оставшуюся жизнь и ио сне, и наяву. Вы будете бояться этой маленькой рыбки, потому что нельзя безнаказанно разрушать все на своем пути. Вас никто никогда не будет любить, потому что вы сеете только страх и боль. И вы, сидящие рядом с Орозкулом,вы, кто своим равнодушием потокаете этому злу, никогда не будете счастливы, потому что в каждой земной ветке, в каждом цветочном лепестке, в каждой капле дождя будете видеть серебристую рыбку с глазами мальчика. О, как же вам будет тяжело! Добро сильнее зла! Добрых людей больше! Не таких, как вы, Момун, не умеющих бороться за добро, а таких, которые приходят на помощь в трудную минуту. Не остался мальчик грубым ислабым, а уплыл к доброму, сильному, отправился вплавь к своему белому пароходу, к своей мечте.

Библиотекарь: Подводя итоги нашего читательского суда, мы увидели с вами, какой нравственный урок можно извлечь для себя, прочитав повесть Айтматова. Как видите, жизнь предоставляет нам возможность решать очень много непрастых вопросов. Оноре де Бальзак говорил: «Ткань нашей жизни соткана из перепутанных нитей, добро и зло сосуществуют в ней». Что же должно помощь нам не сотворить зла другому? А какой же ваш приговор, уважаемые читатели? ( Учащиеся отвечает).

Ведущая: Да, мы поняли, что никого не надо в своей жизни предавать. Это очень больно и страшно когда предают тебя, особенно если это близкие тебе люди. Рассказ деда Момуна о Рогатой матери-оленихе запал в душу мальчика, и когда он увидел на том берегу реки семью маралов, то принял маралиху за саму прародительницу рода. Предательство деда стало для него катастрофой. Давайте попробуем составить пять самых важных советов, помогающих избежать зла. Каждый на листочке пишет самый важный, по его мнению, совет. Затем я зачитаю их, собрав листочки. (Показ на интерактивной доске)

5 советов:

1.Не желай другим зла, делай добро, и мир станет лучше.

2.Не зли других, и сам не злись.

3.Злость, ненависть, хамство не держи в своем сердце.

4.Доброта спасет мир.

5.Не делай другим того, чего себе не желаешь.

(Учащиеся читают свои советы, пишут их на бумажках, прикрепляют к шарам и передают мальчику)

Мальчик: «Мне нравятся ваши советы, и они помогут не только мне, я уверен, но и вам всем отойди от зла и творить добро, я понял, что жизнь - это море, и если ты желаешь плыть, надо построить корабль из добрых дел. И никогда не надо мириться со злом, надо каждому найти свою дорогу. Ну а если ты шел, вдруг споткнулся, упал, ушибся, не хнычь, не плачь, а встань и иди смело по дороге, которая уходить в даль, к своей мечте! Спасибо вам, мои новые друзья!»

Библиотекарь: Путь к доброте нелегкий, долги путь. У каждого человека свой путь к доброте. Давайте делать добро. Рядом с вами есть люди, которые сильно нуждаются в ней. Сегодня у нас на уроке в каждом из нас зажглась искорка добра. Сохраните тепло доброты и поделитесь с ним с другими. И не забывайте совершать добрые поступки , и тогда люди вас не забудут. В этом - смысл жизни. Помните, всегда побеждает зло.

Я желаю вам всем радости, счастье и добра. Пусть в вашем сердце бсегда звучат эти слова:

«Не мути чистый родник, не мни цветы.

Люби доброе, возненавидь зло.

Ты - человек будущего.

И помни, помни, помни об этом...!»













Анықтама.



18.03. 2015жыл 9 - 11 сыныптар.

Мектеп кітапханасында жоғары сынып оқушыларымен Ш.Айтматовтың « Ақ кеме» кітабы бойынша библиографиялық сабақ өткізді. Жүргізуші автордың өмірбаянына қысқаша тоқталып, шығармаларымен таныстырды. Сабақ барысында оқушылар, осы әңгімедегі үлкендердің қатігездігі, қоршаған ортаға, табиғатқа , жан-жануарға деген қатігездік, кішкентай баланың көзімен күллі әлемнің қуанышы , қайғысы, бала арманы, тағдырына тоқталып, өз ойларын ортаға салды. Сабақты қорытындылай келе, оқушылар бір-біріне мейірімді, қайырымды болу, қайырымды іс жасау керектігін талқылады. Библиографиялық сабаққа сынып жетекші, тәрбие ісі жөнінен орынбасар қатысты.









© 2010-2022