- Преподавателю
- Другое
- Выступление по теме: Технология портфолио
Выступление по теме: Технология портфолио
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Даруга Ю.И. |
Дата | 30.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Технология портфолио»
\
«Портфолио не является достижением.
Портфолио - это только отражение наших достижений и успехов…
Изменяться к лучшему - не плохой повод заняться портфолио.»
Иванов А. В.
Вступление
Авторами технологии считаются: Воган, Эстес, Бьюзен.
Портфолио - это одновременно и цель, и средство в образовательной деятельности ученика и учителя. Умение не только создавать, но и работать с портфолио это цель, которая отражена в новом Федеральном государственном образовательном стандарте. Работа с портфолио, которая направлена не только на приобретение знаний и умений, но и на планирование, фиксирование результатов и оценивание учебной деятельности самим учеником, является хорошим средством формирования большой группы метапредметных результатов, что стало так необходимо в свете современного запроса общества. С другой стороны работа с портфолио позволяет учителю глубже понять, чему и как он учит, и является хорошим средством, стимулирующим профессиональную рефлексию и влияющим на индивидуальный стиль работы учителя.
Работа над портфолио - это еще один способ ведения диалога между учителем и учеником по поводу планируемых и достигнутых результатов обучения и способ улучшения процесса учения. Портфолио - это выборка работ, осуществляемая самим учащимся, которые отражают его индивидуальное движение к уровню образовательных достижений.
Портфолио - это хоть и дополнительный, но весьма важный инструмент, который позволяет существенно дополнить результаты не только промежуточного оценивания, но даже итоговой аттестации учащегося, его готовность к осознанному выбору своего дальнейшего пути.
Портфолио может показать стороны личности, которые трудно отразить в других технологиях: высокий индивидуальный прогресс в отдельных предметах при общих низких результатах, учебную самостоятельность и области интересов, склонность к исследовательской и конструкторской деятельности, способности к групповой работе и самообучению, а также многое другое.
Из истории…
«Портфолио» - иностранное слово.
В переводе с французского оно означает «собирание листов», с итальянского - «портфель», «папка с документами», с английского - «портфель для документов». В русском языке слово «портфолио» может употребляться как в мужском, так и в среднем роде - кому как больше нравится.
Сам термин «портфолио» появился в Западной Европе в XV - XVI вв. В этот период архитекторы обычно представляли заказчикам рисунки и чертежи уже построенных ими зданий, наброски новых строительных проектов. Всё это подавалось в особой папке, которую и называли «портфолио». Позднее этот приём стали использовать художники для демонстрации заказчикам своих произведений. В ХХ в. портфолио начали использовать фотографы и фотомодели. Постепенно портфолио стал заменять или дополнять традиционное резюме работника при приёме на работу. Главная цель папки портфолио - дать возможность заказчику составить впечатление о том, что реально может претендент, насколько он профессионален, какие виды работ может делать, какие стили ему доступны, насколько он способен работать качественно. Сегодня портфолио используют для оценки достижений фирм и предприятий, состояния ценных бумаг, научной деятельности работников и организаций и т. д.
Использовать портфолио в системе образования первыми попробовали учителя в США в 1983 - 1985 гг. Идея оказалась исключительно плодотворной, и вскоре эта технология стала использоваться в школах Европы, Канады, Японии, а с начала ХХI в. - и в России.
В России, говоря о папке или портфеле индивидуальных достижений учащихся, чаще всего имеют в виду простое собрание работ учащихся или новый способ оценки учебных достижений. В этом смысле элементы портфеля учебных достижений широко применялись в отечественной педагогике ещё в начале ХХ века и даже раньше. О собрании учебных работ учащихся как об альтернативном способе оценки говорили многие отечественные авторы. Однако эта идея не получила широкого распространения в практике российской школы, не стала составной частью системы образования. То, что находит распространение сейчас, - это главным образом заимствование зарубежного опыта, попытка разработать формы работы с портфелем учебных достижений в условиях отечественной школы, основываясь на зарубежном, главным образом американском, опыте.
Сторонники портфолио видят в нем нечто гораздо большее, чем просто альтернативный способ оценивания или собирание работ. За этой идеей стоит целая философия. Идея портфолио связывается с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования. И самым главным здесь является не портфолио, а так называемый «портфолио-процесс» - совокупность процессов обучения и учения, выстраиваемый в связи с портфолио.
Традиционные модели портфолио
При всем многообразии моделей портфолио, постоянно осуществляются попытки уложить всё это в рамки одной типологии. Наиболее традиционной считается типология портфолио по характеру и структуре представленных в нем материалов. В этом случае выделяют следующие типы портфолио:
-
Портфолио документов, или рабочий портфолио. Включает коллекцию работ, собранных за определённый период обучения, которая демонстрирует прогресс учащегося в какой-либо учебной сфере.
-
Портфолио процесса. Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как учащийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, овладевая определёнными умениями, как на начальном, так и на высоком уровне. Этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии учащимися собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчёта и самооценки.
-
Показательный портфолио. Позволяет лучше всего оценить достижения учащегося по основным предметам школьной программы. Может включать только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и педагогом. Обязательное требование - полное и всестороннее представление работы.
-
Портфолио развития. Учитель, заинтересованный в наблюдении за тем, каких успехов достигает ученик, насколько он прогрессирует в течении учебного года, может обратиться к такому портфолио, который содержит примеры учебных работ, а также оценки учеником своих результатов.
-
Портфолио для учебного планирования. Используется учителями для получения дополнительной информации о классе, позволяет лучше оценить уровень возможностей детей до начала учебного процесса и спланировать учебный год.
-
Портфолио подготовленности. Используется как средство определения готовности ученика к выпуску. Содержит материалы демонстрирующие компетентность и достижения школьников в нескольких предметных областях.
Современные виды портфолио
Современное портфолио является средством документирования и создания различных отчётов по процессу образования обучающегося, позволяющим увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать способности ученика практически применять приобретённые знания и навыки. Задача портфолио - учесть весь комплекс лучших достижений обучающегося, которые он отобрал самостоятельно.
Современные виды портфолио:
-
Рабочий портфолио - коллекция работ, собранных за период обучения. Демонстрирует прогресс в учебной и познавательной сферах, содержит три основных раздела: портфолио работ, портфолио документов, портфолио отзывов. Рабочий портфолио - это совокупность всех материалов, собранных обучающимся.
Все последующие виды портфолио могут быть как самостоятельными, так и рассматриваться с точки зрения разделов рабочего портфолио.
-
Портфолио работ - собрание различных работ, выполненных в ходе учебных и факультативных занятий, стартовой диагностики и другие работы, которые должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала:
-
нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий;
-
успешное овладение основами наук или видов деятельности в отдельных областях;
-
успешность социализации, построения пространства учебного и социального самоопределения;
-
развитие рефлексивных способностей учащегося;
-
приобретение опыта успешной и эффективной учебной и социальной деятельности.
Основной проблемой при формировании портфолио работ является поиск оптимального соотношения между количеством и качеством работ. Количество должно обеспечивать представительность и информативность портфолио, качество - демонстрацию лучших достижений.
-
Портфолио документов - собрание официальных документов, подтверждающих образовательные достижения. Эти материалы в большей степени характеризуют достижения учащихся в рамках внеучебной и досуговой деятельности.
Основное требование - возможность соотнести уровень достижений с планируемыми результатами освоения примерной образовательной программы основного общего образования.
-
Портфолио отзывов - систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения предметными знаниями и навыками, универсальными учебными действиями, метапредметными навыками, представленные учителями, работниками системы дополнительного образования, внешними экспертами, одноклассниками. Отзывы могут содержать различные формы самоанализа и рефлексии самого учащегося. Данный портфолио может быть представлен в различных видах, но главное - он должен демонстрировать отношение обучающегося к различным видам деятельности, оценку его вклада и участия, сильные и слабые стороны.
Основная проблема - отсутствие традиций и культуры регулярного письменного анализа деятельности обучающегося как учителями, так и им самим. В настоящее время существует мало методик и сценариев формирования таких отзывов.
-
Портфолио отдельных работ - демонстрирует все фазы и этапы учения на примере выполнения одной работы (проекта).
Содержит черновые материалы, варианты верных и неверных решений, дополнительную информацию, промежуточные результаты работы и итоговый вариант. Этот портфолио собирается для демонстрации формирования существенных навыков и компетенций и позволяет показать весь процесс интеграции знаний и навыков в достижении результата на определённом уровне.
-
Показательный портфолио - лучшие работы демонстрирующие высшие достижения в предметных и метапредметных результатах.
Формируется на основании портфолио работ, может содержать только ссылки на материалы из разделов портфолио работ, портфолио отзывов или портфолио документов с пояснением, какие именно лучшие результаты демонстрируют эти материалы.
-
Портфолио учебного планирования - отражает участие обучающегося в различных процедурах обсуждения своей успешности, выработке собственных планов и графиков работы, формировании целей учебной и другой деятельности, определении задач и способов их решения.
Может опираться на материалы формирующего оценивания, если такая работа велась. Материалы учебного планирования также могут содержать дополнительную информацию о затруднениях и успехах в процессе учения.
-
Портфолио подготовленности - материалы, демонстрирующие готовность учащегося к завершению ступени основного образования и обоснованности выбора дальнейшего профиля обучения или профессиональной подготовки.
Может формироваться отдельно, а может содержать только ссылки на материалы разделов с пояснениями, какие именно элементы готовности демонстрируют эти материалы. В нём могут использоваться материалы работы над индивидуальным проектом. Структура этого портфолио определяется в соответствии с требованиями ФГОС.
Традиционно портфолио представляет собой реальную папку, где собраны все материалы, систематизированные по разделам и отражающие периодичность наполнения.
Но в последнее время приобретает популярность электронный портфолио. Электронный портфолио может создаваться в нескольких видах:
-
На флеш-карте или диске, где хранятся копии (отсканированные) материалов на бумажных носителях, дополненные цифровыми фото-, видео- и аудиоматериалами, оригинальными работами, созданными в цифровом формате.
Это самый простой и доступный способ осовременить портфель достижений и одновременно продемонстрировать владение ИКТ-технологиями.
-
Создание электронной презентации портфолио, которая может быть представлена в виде: презентации в программе Microsoft PowerPoint; презентации, имеющей навигацию; страницы портфолио в Интернете; интегрированных сетевых ресурсов, объединяющих страницы и файлы, представленные в разных программах.
Роль портфолио
в системе оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает в качестве предмета итоговой оценки три основные группы планируемых результатов:
-
Личностные;
-
Метапредметные;
-
Предметные.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования включает две составляющие:
-
Результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;
-
Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Таким образом, в портфолио необходимо включить материалы отражающие две группы результатов:
-
Промежуточные;
-
Итоговые.
в системе улучшения качества образования
Элементы, определяющие качество образовательного процесса, с которыми связано использование технологии портфолио:
-
Качество управления образовательным процессом, образовательной средой, содержанием образования, методами обучения;
-
Качество организации образования и используемых для этого ресурсов;
-
Качество целеполагания образовательной деятельности;
-
Качество жизни учащихся в школе;
-
Качество социального и культурного взаимодействия обучающихся.
Оценка динамики образовательных достижений и процесса учения в целом является безусловным приоритетом в оценке качества. При этом отразить такую динамику с точки зрения формальных результатов не всегда возможно. В этом случае портфолио работ, может показать прогресс, динамику развития, становится полезным и наглядным основанием для оценки качества образовательных успехов обучающегося и качества работы учителя.
Ключевым элементом качества образования является договорённость и единое понимание всеми субъектами образовательного процесса хорошего образовательного результата.
в системе формирования самооценки учащегося
Качество и результативность обучения напрямую связаны с развитием различных функций самостоятельной деятельности обучающегося и его критическим отношением к своей деятельности. Использование портфолио позволяет создать для обучающегося новую стратегию взаимодействия с учебным материалом, целью которой является акцентирование индивидуальных достижений каждого учащегося на собственный прогресс, что позволит изменить характер работы обучающегося и поможет организовать анализ процесса работы.
Такой подход позволит:
-
Выявить образовательные потребности и интересы учащихся, оценить владение ими учебным материалом;
-
Наметить цели их конкретной учебной работы;
-
Поощрить самостоятельность и взаимодействие с одноклассниками и учителями;
-
Обеспечить эффективный и качественный мониторинг индивидуального прогресса учащихся;
-
Создать мотивацию к овладению метапредметными результатами образования в части коммуникативных навыков, самоанализа, самооценки, а также выбора, постановки целей и формирования общей оценочной самостоятельности учащихся.
Портфолио позволяет накапливать не только материалы учебной деятельности, но и различные работы, документы и отзывы о социальной активности обучающегося, то с помощью портфеля достижений удобно организовать рефлексию детей относительно развития их общего уровня социальной самостоятельности. Для этого им необходимо предложить виды деятельности и достижения, которые продемонстрируют их персональные инициативы и определённую независимость, способность без внешней помощи принимать и реализовывать выбор, поступки, решения, отражающие степень и осознанность ответственности за итоги своей деятельности.
При этом необходимо:
-
Разрабатывать, обсуждать с детьми и их родителями и использовать при оценке портфолио наглядные и понятные критерии оценки прогресса. Для удобства необходимо разделять виды деятельности.
-
Определять и организовывать обсуждение с обучающимися и их родителями результаты, которые будут демонстрировать достижения необходимого уровня развития.
-
Создавать условия для составления детьми собственного плана деятельности, позволяющего ему двигаться к намеченным целям.
-
Формировать и поддерживать понимание важности и ценности достижения конкретных результатов.
Простые истины
Для успешной работы над портфолио необходимо соблюдать и не забывать некоторые простые истины:
-
«Увлечь может только тот, кто сам увлечён!»
Необходимо всегда демонстрировать свою личную заинтересованность и положительное отношение к созданию портфолио, при этом необходимо как можно более четко формулировать помощь портфолио в достижении результатов.
-
«Не на пустом месте»
Начиная, работать над портфолио выясните наличие опыта подобной работы у учащихся.
-
«Просто и ясно!»
Начинать работу необходимо с простого и понятного, используя задания и подсказки, которые помогут в работе над портфолио.
-
«Не стесняйтесь и улучшайте!»
Анализируйте результаты работы над портфолио, выделяйте положительные моменты и используйте их в дальнейшей работе.
-
«Портфолио - это полезная игра, но не приговор!»
Постарайтесь превратить работу над портфолио в игру, которая объединяет и сплачивает весь класс.
-
«Родителям портфолио нужен и важен!»
Объясните родителям ценность и пользу портфолио для их ребёнка и семьи.
-
«Четыре правила»
Учителя ПОМОГАЮТ создавать портфолио!
Родители ПОМОГАЮТ детям, но не делают за них!
Семья несёт ответственность за наполнение портфолио. Портфолио хранится дома, в семье. Передаётся учителю по просьбе для работы на время.
Необходимо брать у родителей письменное разрешение на видео- и аудиозапись их детей для портфолио.
-
«Нельзя!»
Никогда не используйте портфолио для ранжирования детей, это может негативно сказаться на отношении ребенка и его родителей к работе над портфолио.
-
«Портфолио не панацея и не идол!»
Портфолио - это не универсальное решение всех проблем образования, а лишь один из способов сделать процесс обучения более интересным и плодотворным.