- Преподавателю
- Другое
- Метод разроботка уч. занятия по геологии
Метод разроботка уч. занятия по геологии
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Высотина О.А. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ ИО «БОДАЙБИНСКИЙ ГОРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
По дисциплине «Геология »
Обобщающего урока по разделу «Минералогия»
Тема: «Классы минералов»
Бодайбо 2016г
Рассмотрено П (Ц)К маркшейдерских дисциплин
Председатель________ Тихонова О.Н.
Протокол заседания П(Ц)К
№_ от «_»_____2016г.
Рассмотрено и одобрено
Методическим советом
«№ __ от « __»____2016г.
Автор: преподаватель _______Высотина О.А.
Краткая аннотация: Настоящая учебно-методическая разработка рекомендовано для начинающих преподавателей в качестве методической помощи при подготовке к учебным занятиям, открытым мероприятиям.
Пояснительная записка
Урок обобщения и систематизации новых знаний по разделу: «Минералогия», тема «Классы минералов» учебной дисциплины «Геология» разработан в соответствии с требованиями ФГОС СПО и рабочей программы по специальности «Маркшейдерское дело». Данный урок является заключительным при завершении изучения раздела «Минералогия», обучающиеся покажут свои знания, навыки и умения по определению физических свойств минералов, умению применять мыслительные операции сравнения, классификации и систематизации при выполнении заданий, выступлении на аудиторию. С целью повышения наглядности и эффективности восприятия учебного материала используются информационно-коммуникативные технологии (компьютер, телевизор, специально разработанная презентация), коллекция минералов.
На уроках обобщения и систематизации знаний выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности, основные теории и ведущие идеи, устанавливают причинно-следственные и другие связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категории понятий и их систем и наиболее общие закономерности.
Процесс обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию понятии, их категорий и систем, от них - к усвоению более сложной системы знаний: овладение основными теориями и ведущими идеями изучаемого предмета. В связи с этим, в уроке обобщения и систематизации знаний выделяют следующие структурные элементы:
-
постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся;
-
воспроизведение и коррекция опорных знаний
-
повторение и анализ основных фактов, событий, явлений;
-
обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;
-
усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний;
-
подведение итогов урока.
На уроке применяются личностно-ориентированные технологии, технология критического мышления, компьютерные технологии. Группа делится на три гетерогенных подгруппы, каждой из них выдаётся задание, которое выполняется в течение 20 минут, консультанты оценивают работу и выставляют оценки за выполнение заданий в группе, качество ответов и выполнение домашнего задания.
Методическая разработка содержит:
1.Пояснительную записку;
2.технологическую карту урока;
3.Конспект урока;
4.Самоанализ урока;
4.Варианты теста;
5.Карта отслеживания эффективности урока;
6.Фотографии урока.
Технологическая карта урока №29-30
Дисциплина: Геология
Тема занятия: Классы минералов
Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний
Мотивация: умения и навыки, приобретённые на учебном занятии помогут в освоении следующей темы «Петрография» в формировании ключевых компетенций и подготовки к экзамену.
Цели занятия: образовательная, развивающая, воспитывающая
-
Образовательная: обобщить, закрепить и проверить ЗУН по разделу «Минералогия», выявить проблемы в освоении отдельных вопросов через работу в малых группах с применением СОТ ( групповые и компьютерные технологии, технологию критического мышления). Развивать умения и навыки макроскопической диагностики физических свойств минералов, которые будут необходимы для определения горных пород.
-
Развивающая: развивать учебно-организационные навыки и умения решать поставленные задачи и развивать мыслительные операции: классификации, сравнения, обобщения и систематизации, находить причинно-следственные связи, уметь рассуждать и логически мыслить.
-
Воспитывающая: формирование коммуникативной и эстетической культуры, трудовых навыков и ответственного отношения к учебным занятиям.
Основные методы: объяснительно - иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские.
Основные формы обучения:
Фронтальная, групповая, индивидуальная
Обеспечение урока:
1.наглядные пособия, раздаточный материал для самостоятельной, индивидуальной, групповой работы, телевизор, компьютер, коллекции минералов.
2.Технические средства обучения: телевизор, компьютер.
3.Литература:
Методическая литература
«Современные образовательные технологии»
под ред. Н.В. Бордовской, изд. «Кнорус» М.2013 год
Учебная литература:
1.Геология практикум В.П. Бондарев, М, Форум - Инфра 2002год.
2.Интернет-раесурсы
Ход занятия
Этапы урока(длительность в минутах)
Содержание этапов урока
Действия участников урока:
Компетенции
преподаватель
студент
1-3мин
Организационный момент:
1.Приветствие
3.Сообщение темы, цели, мотивации и плана занятия, организация работы студентов
Прослушива
ние информации
2 мин.
Постановка темы, цели, мотивации урока для студентов
Оформление краткого плана урока
5 мин
Воспроизведение и коррекция опорных знаний в виде разминки
Фронтальный опрос
ОК-4(осуществление поиска информации, необходимой для личностного развития)
20 мин
Работа в группах по карточкам-заданиям ГСО: первая малая группа карточка-задание №1, вторая-№2, третья №3, которые включают теоретические и практические вопросы и опережающее домашнее задание.
Работают в малых группах
ОК-6(работа в коллективе и команде),ОК-7 (брать ответственность за работу членов команды)ОК-9
20 мин
Выступление малых групп
7 мин
Контроль ЗУН и взаимопроверка
тест
5 мин
Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ итогов работы на уроке. Выступление консультантов
Студенты-консультанты
сообщают оценки
5 мин
Итоги
Преподаватель: Высотина О.А. дата 15.01.2016г.
Конспект урока по дисциплине «Геология»
Тема занятия: «Классы минералов»
Цель занятия: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по разделу «Минералогия» по макроскопической диагностике минералов по их физическим свойствам через применение групповой технологии и технологии критического мышления, компьютерных технологий.
Триединые цели урока:
-
Образовательная, обобщить, закрепить и проверить ЗУН по разделу «Минералогия», выявить проблемы в освоении отдельных вопросов через работу в малых группах с применением СОТ (групповые и компьютерные технологии, технологию критического мышления). Развивать умения и навыки макроскопической диагностики физических свойств минералов, которые будут необходимы для определения горных пород.
2.Развивающая: развивать учебно-организационные навыки и умения решать поставленные задачи и развивать мыслительные операции: классификации, сравнения, обобщения и систематизации, находить причинно-следственные связи, уметь рассуждать и логически мыслить.
-
3.Воспитывающая: формирование коммуникативной и эстетической культуры, трудовых навыков и ответственного отношения к учебным занятиям.
Оформление урока: на доске написана тема, цель, план урока.
Технические средства: компьютер, телевизор
1.Организационный момент: Преподаватель приветствует студентов, сообщает тему, цель, мотивацию и план урока.
Добрый день уважаемые студенты!
Тема нашего занятия: «Классы минералов».
Цель урока: изучить динамику численности и воспроизводства населения мира с применением групповой технологии и технологии критического мышления.
Мотивация: знания по данной теме вам пригодятся при изучении тем по разделу «Петрография» и «Месторождения полезных ископаемых». Ознакомьтесь с кратким планом урока:
2.Фронтальный опрос в виде разминки.
3.Работа в малых группах по карточкам- заданиям ГСО
(на каждую выдаётся карточка - задание и назначаются консультанты, которые оценивают работу в подгруппе и выставляют оценки в оценочный лист).
3.Выступление групп
5.Написание теста и взаимопроверка.
6.Подведение итогов (рефлексия)
1.Преподаватель: тема нашего урока является заключительной в данном разделе. Значение минералов велико хотя бы потому, что большинство из них входят в состав горных пород и являются полезными ископаемыми. А от чего зависят полезные свойства минералов? По какому основному принципу делятся минералы на классы? (по химическому составу и внутреннему строению)
Вопросы для разминки
-
Какой валютный металл относится к классу «Самородные элементы»?
-
Какой драгоценный камень произошёл от греческого «адамас»? (означает несокрушимый)
-
Спутник золота.
-
Какие два минерала класса «Сульфиды» образуют полиметаллические руды?
-
Почему киноварь прозвали драконовой кровью?
-
Скрытокристаллическая разновидность кварца.
-
Какой химический элемент придаёт сильвину красный цвет?
-
Почему флюорит называют плавиковым шпатом?
-
Поделочный камень зелёного цвета, о котором написано во многих уральских сказках.
Разминка оконченазапрошла и теперь приступим к работе в 3 малых группах: «Аквамарин», «Алмаз», «Бирюза», для каждой выдаются карточки-задания ГСО, оценочный лист, образцы минералов. На выполнение задания Вам даётся 20 минут. Затем каждая группа выступает со своей работой и отвечает на вопросы аудитории. Консультанты выставляют оценки в оценочный лист.
3.Работа в малых группах по карточкам ГСО. Каждой выдаётся карточка - задание и назначаются консультанты, которые оценивают работу и выставляют оценки в оценочный лист. На выполнение задания Вам даётся 20 минут. Затем каждая группа выступает со своей работой и отвечает на вопросы аудитории. Консультанты выставляют оценки в оценочный лист.
Карточка-задание ГСО №1
«Класс окислы и гидроокислы»
-
«Класс окислы и гидроокислы», их значение и классификация. Представьте свою презентацию.
-
Расскажите и покажите разновидности кварца по цвету.
-
Чем отличаются простые окислы от водных. Найдите и сравните 2 минерала: корунд и лимонит, параметры для сравнения выберите сами.
Параметры сравнения
Корунд
Лимонит
Сходства
Различия
Вывод:
4.Определите из представленной коллекции минерал магнетит, по каким характерным признакам вы его определили?
5. Составьте кластер по теме «Класс окислы и гидроокислы»
Карточка-задание ГСО №2
Класс «силикаты»
1.Общая характеристика класса «силикаты». Показ презентации.
2.Составьте классификацию минералов в виде метаплана.
3.История открытия драгоценных камней. Фильм
4. Сравните 2 минерала: тальк и роговую обманку по следующим параметрам: цвет, цвет черты, твёрдость, применение.
5.Составьте «Фишбоун» по своей теме ( на забудьте о химизме силикатов)
6. Подведение итогов. По оценкам в оценочном листе выводим среднеарифметический балл.
Тестовое задание№1: «Классы минералов»
1.С помощью шкалы Мооса определяют:
А). блеск
Б). твёрдость
В). спайность
2.Какой из минералов относится к классу «Сульфиды»:
А). кварц
Б). топаз
В). пирит
3.Способность минерала раскалываться по определённым направлениям:
А).блеск
Б).твёрдость
В).спайность
4.Класс минералов, в основе химической формулы которых лежит кремнекислородный тетраэдр SiO4:
А).сульфиды
Б).карбонаты
В).силикаты
Укажите правильный ответ
5. Прозрачность минерала - это…
а) неровные поверхности раскола минералов;
б) свойства минерала раскалываться по определённым направлениям с образованием ровных блестящих плоскостей;
в) способность минералов попускать через себя световые лучи;
6. К классу минералов «Самородные элементы» относятся:
а) платина, галит, сера;
б) Золото, алмаз, серебро;
в) лимонит, сильвин, киноварь;
г) пирит, кварц, магнетит;
7. Минерал, имеющий весьма совершенную спайность:
а) турмалин;
б) диопсид;
в) дистен;
г) мусковит.
Тестовое задание №2: « Классы минералов »
1. Минерал, имеющий твёрдость по шкале Мооса - 9:
а) кварц;
б) полевой шпат;
в) корунд;
г) тальк.
2. Минерал, имеющий черную черту:
а) кварц;
б) пирит;
в) галенит;
г) гипс.
3. Скрытокристаллическая разновидность кварца - это…
а) хромит;
б) сера;
в) алмаз;
г) халцедон.
4. Чем отличается галит от сильвина?
а) твёрдостью;
б) спайностью;
в) цветом и химической формулой;
г) классом минералов.
5. Минерал класса «Силикаты», являющийся породообразующим минералом, но негде в промышленности не применяется:
а) галит;
б) кварц;
в) роговая обманка;
г) нефелин.
6. Минерал, имеющий вытянутые, призматические кристаллы с вертикальной штриховкой:
а) диопсид;
б) галит;
в) халькопирит;
г) турмалин.
7. Зелёная, скрытокристаллическая разновидность актинолита:
а) нефрит;
б) топаз;
в) оливин;
г) флюорит.
Тестовое задание №3: « Классы минералов »
1. Минерал, имеющий весьма совершенную спайность:
а) кварц;
б) серпентин;
в) мусковит;
г) каолинит.
2. Чем отличается графит от алмаза?
а) классом минералов;
б) химической формулой;
в) кристаллической решеткой.
3. Минерал, имеющий полихромную окраску:
а) кальцит;
б) флюорит;
в) апатит;
г) барит.
3. Класс минералов, содержащий в химических формулах кремнекислородный тетраэдр:
а) окислы;
б) сульфиды;
в) фосфаты;
г) силикаты.
4. В каких породах чаще всего встречаются гранаты:
а) в метаморфических;
б) в магматических;
в) в осадочных;
г) во всех.
5. Разновидность граната, имеющего красный цвет-это -
а) гроссуляр;
б) андрадит;
в) пироп;
г) уваровит.
6. Минерал, имеющий вытянутые, призматические кристаллы с вертикальной штриховкой:
а) диопсид;
б) галит;
в) турмалин
г) халькопирит;
7. Минерал, имеющий химическую формулу Be3Al2(Si6O18)-…
а) топаз;
б) берилл;
в) биотит;
г) алмаз.
Ответы:
Тест №1
1.б
2.в
3в
4.в
5в
6.б
7.г
Тест №2
1.в
2.б
3.г
4.в.
5.в
6.г
7.а
Тест №3
1.в
2.б
3.б.
4.а
5.в
6.в
7.б
Оценочный лист учебного занятия
Максимальное число баллов по каждому заданию «5»
Ф.И.О.
Разминка
Работа в группе
Выступле
ние и ответы на вопросы
Качество выполнения опережающего задания
Тест
Средний балл
Самоанализ урока
Группа МД-14 «Маркшейдерское дело»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Тема занятия: «Классы минералов»
Цель занятия: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по разделу «Минералогия» по макроскопической диагностике минералов по их физическим свойствам через применение групповой технологии и технологии критического мышления, компьютерных технологий.
На уроке достигнуты следующие цели:
-
Образовательная: обобщить, закрепить и проверить ЗУН по разделу «Минералогия», выявить проблемы в освоении отдельных вопросов через работу в малых группах с применением СОТ ( групповые и компьютерные технологии, технологию критического мышления). Развивать умения и навыки макроскопической диагностики физических свойств минералов, которые будут необходимы для определения горных пород.
-
Развивающая: развивать учебно-организационные навыки и умения решать поставленные задачи и развивать мыслительные операции: классификации, сравнения, обобщения и систематизации, находить причинно-следственные связи, уметь рассуждать и логически мыслить.
-
Воспитывающая: формирование коммуникативной и эстетической культуры, трудовых навыков и ответственного отношения к учебным занятиям.
Основные методы: объяснительно - иллюстративные, частично-поисковые, исследовательские.
Основные формы обучения:
Фронтальная, групповая, индивидуальная. Цели урока взаимосвязаны между собой и достигаются выдержанной для данного типа урока структурой. Считаю, что хронометраж выбран рационально, с заданиями на уроке обучающиеся справились, показали навыки работы в малых группах, составили «Кластер», «Фишбоун», «Понятийное колесо» - основные приёмы технологии критического мышления. Студенты активно выступали и представляли свои ответы, хорошо подготовили опережающее домашнее задание, выполнили тест. Консультанты в конце урока совместно с преподавателем подвели итоги. На уроке использовался телевизор, компьютер. Использование мультимедиа делает урок более динамичным и наглядным. Высокая работоспособность, активизация познавательных деятельности, развитие мыслительных операций достигается чёткой организацией урока, частой сменой видов деятельности. Поставленные цели урока достигнуты.
Студенты группы МД-14 на уроке по дисциплине «Геология»
Литература
1.Под редакцией Н.В. Бордовской «Современные образовательные технологии»,
издательство «Кнорус» М. 2013 год
2.В.П.Бондарев «Геология» практикум Москва «Форум -Инфа -М» 2002год
3.Н.И.Корнилов «Ювелирные камни» М. «Недра»1987год
4.И.В.Никишина «Инновационные педагогические технологии»,
издательство «Учитель»2008 год
5.М.М.Поташник «Требования к современному уроку»,
Центр педагогического образования. М 2011год