• Преподавателю
  • Другое
  • Родительское собрание в старшей группе на тему «Телевидение в жизни семьи и ребенка»

Родительское собрание в старшей группе на тему «Телевидение в жизни семьи и ребенка»

Актуальность  выбранной темы: «Телевизор» - обязательный домашний питомец в каждом доме. Телевизор и телевидение заняли прочное первое место  во времяпровождении наших детей. Место, которое раньше по праву  принадлежало подвижным играм дома и на улице. Дети стали домоседами со многими физическими и психологическими проблемами. Телевидение фактически  отгораживает детей от внешнего мира. Понаблюдав за общением между детьми своей группы, за их поведением, играми, сделав определенные выводы – я реш...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель: Формирование у родителей потребности в анализе воздействия телевидения на развитие личности ребенка.

Задачи:

• Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором;

• повышать педагогическую компетенцию родителей по вопросу грамотного подхода к просмотру телепередач детьми;

• проводить профилактику телевизионной зависимости детей и взрослых.

• показать влияние телевизионных просмотров на физическое и психическое состояние детей.

Актуальность выбранной темы

«Телевизор» - обязательный домашний питомец в каждом доме. Телевизор и телевидение заняли прочное первое место во времяпровождении наших детей. Место, которое раньше по праву принадлежало подвижным играм дома и на улице. Дети стали домоседами со многими физическими и психологическими проблемами. Телевидение фактически отгораживает детей от внешнего мира. Понаблюдав за общением между детьми своей группы, за их поведением, играми, сделав определенные выводы - я решила подготовить и провести родительское собрание на тему «Телевидение в жизни семьи и ребенка». Совместно с родителями постараться решить проблему телевизионной зависимости детей и взрослых. Надеюсь, совместное мероприятие поможет родителям более внимательно и серьезно относиться к воспитанию детей.

Форма проведения: заседание родительского клуба.

Участники: Воспитатели, родители, старшая медицинская сестра.

План проведения:

1.Вступительная часть.

2.Разминка. Введение в проблему.

3. Факты и комментарии.

4.Обсуждение результатов микроисследования.

5.Обсуждения проблемы родителями и обмен мнениями.

6.Выступление старшей медсестры «Требования к просмотру детьми телепередач».

7.Тестировние родителей.

8.Самостоятельная работа родителей в группах.

9.Заключительная часть.

Подготовительный этап:

1.Оформление приглашения на родительское собрания (фото №1, 2);

рисование на тему: «Я смотрю телевизор» (см. рисунки).

2.Выполнение родителями домашнего задания (обратить внимание, сколько времени проводит ребенок ваш ребенок у телевизора, задает ли ребенок вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу, какие передачи предпочитает, в какой передаче хотел бы сам принять участие).

3.Изготовление макета телевизора.

4.Анкетирование родителей «Ребенок и телевидение», подготовка памятки «Просмотр передач».

Организационный этап:

1.Размещены плакаты с темой собрания и цитатами.

2.Подготвлено необходимое оборудование: макет телевизора, телевизор, диски с мультфильмами, доска с маркерами, бумага для записей, ручки.

Ход мероприятия:

1.Вступительная часть.

Воспитатель: Уважаемые родители! Сегодня мы собрались на заседание родительского клуба, чтобы обсудить тему «Телевидение в жизни семьи и ребенка». Отличительная черта времени, в котором мы живем, - стремительное проникновение телевидения и информационных технологий во все сферы жизни человека. На тему «Дети и телевизор» написано огромное количество статей, проведены исследования, высказаны мнения, но проблема как была, так и осталась. По мнению многих родителей, как только ребенок переступают порог дома, телевизор становится его полноправным хозяином. Дети смотрят телевизор, а родители смотрят на детей и начинают переживать по этому поводу. А есть ли на то причины? Давайте постараемся вместе разобраться в вопросах:

- Телевидение в жизни ребенка-это хорошо или плохо?

-Сколько и что должны смотреть дети?

-Должны ли взрослые контролировать просмотр телепередач детьми?

2. Разминка. Введение в проблему.

Воспитатель: Символом обсуждаемой темы объявляется телевизор. Пожалуйста нарисуйте на своих листочках схематично телевизор определенного размера в зависимости от того, какую позицию вы занимаете по отношению к теме встречи: большой телевизор означает пользу, маленький-вред. Родители зарисовывают и прикрепляют картинки на специально подготовленное место. Делается вывод.

Воспитатель: Объясните одной фразой ваш рисунок (высказывание родителей). Вопрос, о том, стоит ли маленьким детям смотреть телевизионные передачи, является актуальным. Не секрет, что большинство родителей сажают ребенка перед телевизором чуть ли не с года, чтобы он хоть на миг оставил их в покое. В тоже время многочисленные свидетельства врачей, психологов, педагогов подтверждают, что такое времяпрепровождение не приносит ничего, кроме вреда. Длительный просмотр телепередач в этом возрасте приводит к переутомлению зрения, частое мелькание кадров, особенно в клипах, сопровождаемых громкой музыкой, нередко провоцирует нарушение деятельности нервной системы, вплоть до судорог. Быстрая смена изображений не дает ребенку возможность понять смысл происходящего, а сцены насилия, которые изобилуют сегодняшние фильмы, наносят непоправимый вред детской психике. Очень вредно для детей, если в квартире постоянно работает телевизор: его вроде бы никто не смотрит, но и не выключает. Ребенок постоянно находится в зашумленной среде: играет, разговаривает с родителями, кушает, засыпает под звуки телевизора. Следует помнить, что и взрослым и детям иногда нужно побыть в тишине и покое, наедине с собой и с близкими.

3.Факты и комментарии.

Воспитатель (имитирует включение телевизора). А сейчас пришло время узнать о проблеме телезависимости (приложение 1).

ОКНО - очень короткие новости из области статистики:

- 2/3 наших детей в возрасте от 5до12 лет смотрят телевизор ежедневно.

-Время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов.

-50% детей смотрят телепередачи безо всякого выбора и исключений.

-25% детей в возрасте от 5до 10 лет смотрят одни и те же передачи от 5 до 40 раз подряд.

-38% ребят в возрасте от 5 до12 лет, отвечая на вопрос о том, как они предпочитают проводить свободное время ,на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на свежем воздухе и общение с семьей.

4. Обсуждение результатов микроисследования.

Воспитатель: Возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Я хочу познакомить вас с результатами опроса детей нашей группы (приложение 2).

А теперь несколько слов о результатах анкетирования родителей (воспитатель приводит данные анализа анкетирования родителей) (приложение3).

5.Обсуждение проблемы родителями и обмен мнениями.

Ознакомившись со статистикой и результатами анкетирования и ответов детей, родители задают вопросы.

Примерные вопросы родителей:

-Что же делать и нужно ли что-то делать? - Может запретить ребенку смотреть телепередачи? - Какие передачи формируют личность ребенка? - Сколько времени можно ребенку смотреть телевизор? - Есть что-то положительное в просмотре телевизионных передач?

Воспитатель: В нашей группе существуют разные взгляды и мнения. Выступление родителей (приложение 4).

Игра «Вопросы-ответы»

Телевизор:

-Полностью захватывает сознание ребенка?

-Развивает творческие способности, воображение ребенка?

-Отрицательно влияет на физическое развитие ребенка?

- Провоцирует проявление детской агрессии, жестокости?

-Позволяет развивать кругозор ребенка?

-Повышает состояние тревожности, нервозности, страха?

- Воспитывает наблюдательность, внимательность, сосредоточенность?

-Позволяет получать новые знания?

-Ухудшает зрение ребенка?

-Развивает элементы наглядно-образного и логического мышления?

Вывод:

Просмотр телепередач дает возможность:

-расслабиться, забыть проблемы, уйти от страхов и переживаний;

-находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за своей занятости;

-понять что такое хорошо и что такое плохо;

-узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;

-развить воображение, фантазию, эмоциональную среду;

-занять свободное время.

В то же время длительный просмотр телевизионных передач отрицательно влияет на здоровье детей:

-ухудшается зрение, сон, аппетит, перегружается нервная система ребенка;

-опасными для еще не сформировавшейся детской психики являются сцены агрессии, жестокости, насилия;

-у детей возникает настоящая зависимость, страсть к телевидению.

Воспитатель: А что дает взрослым просмотр телепередач? (мнение родителей).

Влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Дети не могут определить, где правда, где ложь. Они доверяют всему, что показывается на экране. Лишь с 11 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что видят на экране.

6. Выступление старшей медсестры на тему:

«Требования к просмотру детьми телепередач» (приложение 5)

7.Тестирование родителей (приложение 6).

Родителям предлагаются правила борьбы с телеманией:

1.Обсуждать и определять с детьми телепередачи для просмотра на последующую неделю.

2.Обсуждать любимые передачи детей после просмотра.

3. Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, иначе это станет для ребенка положительным примером.

4.Помнить о том, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкает к ним и даже постепенно начинает испытывать от таких эпизодах удовольствие.

8. Самостоятельная работа родителей в группах.

Задание 1: определить наименования и количество передач для просмотра детьми.

Задание 2: просмотреть фрагмент мультфильма и составить план беседы с ребенком об увиденном.

В заключении родителям выдается памятка «Просмотр телепередач» (приложение 7) и правила для родителей (приложение 8).

9.Заключительная часть.

1. Рефлексия «Пирамида знаний».

Родители записывают на небольших листочках знания, приобретенные или расширенные на собрании, и приклеивают свои листочки к заранее приготовленному контуру пирамиды.

Вывод: Телевидение способно стать эффективным средством развития ребенка. Но при этом очень важно, какие программы смотрят наши дети и сколько. Главное, чтобы мы - родители и наши дети - не попали в зависимость от телевизора, не заболели телеманией, а ценили, живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.

2.Принятие решения.

а). Придерживаться к определенным правилам к выбору для просмотра телепередач для детей.

б). Запланировать и провести совместное мероприятие для детей и родителей на данную тему.

3. Решение текущих вопросов. Индивидуальные консультации (приложение 9).

Приложение 1.

Сообщение « О проблеме телезависимости»

Телевизор в гостиной, телевизор на кухне, телевизор в спальне… Современные дети превратились в телеманов. При включенном телевизоре дети играют, общаются с друзьями и родителями, едят и спят. Они зависят от мерцания голубого экрана почти в той же мере, что и взрослые от алкоголя или сигарет. Последствия этого пристрастия могут быть довольно серьезными. Дети ,которые много смотрят телевизор , обычно имеют избыточный вес, менее подвижны, у них выше уровень холестерина в крови.

Советы родителям:

1.Откажитесь от привычки спихивать ребенка на телевизор, как на электронную няньку, даже если вы очень заняты. Вместе этого подыщите ему какое-нибудь дело -пусть учится рисовать или лепить, слушать музыку, развивайте интерес к книге.

2.Выберите достойные передачи. Просмотрите заранее программу на неделю и отметьте те передачи или фильмы , которыми ,на ваш взгляд , следовало бы ограничиться.

3.Назначьте один день без телевизора. Объясните, что все, в том числе мама и папа, должны подыскать себе на этот день более полезные занятия.

4.Не ставьте телевизор в детской, если только не хотите окончательно потерять контроль над тем ,какие передачи и в какое время смотрит ребенок.

5. Не оставляйте телевизор включенным для создания шумового фона. Если ребенок хочет услышать что-нибудь, пока рисует или занимается, включите радио.

Приложение 2.

Опрос детей старшей группы:

Было опрошено 30 детей. Заданы вопросы:

• Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?

18 детей (60 %)- каждый день;

10 детей (33 %)-в выходные дни;

2 ребенка (7%)-очень редко смотрят телевизор.

• Ты смотришь телевизор один или всей семьей?

15 детей (50%)-один смотрит;

10 детей (33 %)- с братом или с сестрой;

5 детей (17%)-всей семьей.

• Ты смотришь все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?

16 детей (54%)-смотрят все подряд;

10 детей (33%)-фильмы и мультфильмы;

4 ребенка (13%)-только детские передачи.

• Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы ты предметы заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной?

12 детей (40%)-попросили телевизор;

10 детей (33%)-еду;

8 детей (27%)- игрушки, книги.

Приложение 3.

Анкета для родителей «Ребенок и телевидение».

1. Что делает Ваш ребенок после прихода домой из детского сада? (Отметьте три наиболее частых занятия)

- играет самостоятельно;

-смотрит телевизор;

-гуляет;

-играет вместе со мной;

-слушает чтение книги;

-играет с братьями, сестрами, друзьями;

-ходит по дому, не в силах себя ничем занять;

-свой вариант (написать).

2. Как часто Ваш ребенок смотрит телевизор?

-каждый день;

-1-2 раза в неделю;

-только по выходным дням;

- в исключительных случаях;

-никогда;

-свой вариант (написать).

3. Какие передачи он смотрит чаще всего?

4. Какие герои больше всего нравятся Вашему ребенку?

5. Как Вы считаете, какое влияние (негативное или позитивное) они оказывают? Почему?

6.Обсуждаете ли Вы с ребенком просмотренные передачи?

-всегда;

-иногда;

-очень редко;

-никогда нет времени;

-свой вариант (написать).

7.Ограничиваете ли Вы просмотр ребенком телепередач

-да, безусловно;

-иногда это бывает;

-у меня это не получается;

-считаю что этого делать не надо ;

-свой вариант (написать).

8. Что по Вашему мнению необходимо сделать ,чтобы телевизор стал другом, а не врагом Вашего ребенка ?

9.Как часто работает телевизор в Вашем доме?

-включен всегда с утра до вечера;

-чаще всего включен;

-включается только для просмотра определенных программ;

-включается только в исключительных случаях;

-никогда;

-свой вариант (написать).

Приложение 4.

Выступление родителей.

Выступление 1 родительницы

Прогресс диктует свои правила и уже нет ничего особенного, что маленькие дети смотрят мультфильмы и другие передачи. Я считаю, что детям дошкольного возраста вредно смотреть долго телевизор. В нашей семье серьезно подходим к выбору телепередач для детей. Дети смотрят только детские передачи и в определенное время. Вечером, когда вся семья собирается дома, мы делимся впечатлениями о прошедшем дне ,предпочитаем совместные виды деятельности: рисование, чтение книг, собираем пазлы и мозаики. В выходные дни предпочитаем проводить с Полиной и Матвеем на свежем воздухе: прогулки на лыжах, катание на коньках, с горки(зимой); в теплое время года сходить с детьми в парк на аттракционы, к фонтану, так же любим все вместе посещать библиотеку, музей, острог. Дети увлекаются танцами и спортом, мы полностью поддерживаем их интересы. Надеюсь, что такое воспитание поможет нашим детям вырасти добрыми, чуткими, ответственными людьми.

Выступление 2 родительницы

В наше время очень много интересных и познавательных программ для детей показывают по телевидению. Наш ребенок очень много узнает по телевизору, любит мультфильмы и сказки. Денис смотрит передачи с большим интересом, потом рассказывает об увиденном. Мы, как родители, стараемся его ограничивать просмотр телевизора, хотя не всегда получается. Несмотря, на то, что ребенок любит смотреть телевизор, мы много времени проводим вместе: гуляем на свежем воздухе, посещаем мероприятия в городе - цирк, детские спектакли. Любим посещать биологический центр, дом природы, музей, острог. Ребенок с большим удовольствием собирает конструктор, играет с машинками, раскрашивает картинки. Денис растет добрым, подвижным, смышленым мальчиком.

Выступление 3 родительницы

Наш ребенок-Ваня посещает детский сад с большим желанием, рассказывает о друзьях и занятиях , проведенных в детском саду. Приходя домой, ребенок включает телевизор и смотрит все передачи ,которые ему нравятся. Мы ,родители стараемся переключить Ваню на другой вид деятельности :почитать книги, поиграть в игры, погулять на улице. Иногда ребенок соглашается: он очень любит животных, помогает ухаживать за ними, любит помогать по дому. Так же ребенок любит конструкторы, лепить из пластилина, раскрашивать раскраски. Несмотря на то, что ребенок много смотрит телевизор ,мы стараемся привить ему такие качества ,как доброта, внимательность к окружающим, честность. И я считаю, что просмотр телевизора не помешает моему ребенку вырасти хорошим человеком.

Приложение 5.

Выступление старшей медсестры «Требование к просмотру детьми телепередач».

В последнее время общественность и ученые все больше отмечают усиление отрицательного влияния на детей средств массовой информации( в первую очередь Интернета и телевидения). Особенно мощное влияние на молодежь и детей осуществляет телевидение. Телевизор становится для детей основным источником информации. Телевизор рассказывает и показывает детям больше «сообщений », чем родители и довольно часто дети доверяют этим сообщениям не меньше ,а иногда и больше чем родителям. Дети стараются подражать героям фильмов или мультфильмов. Уже было сказано о положительных и отрицательных качествах телевидения, к сожалению отрицательных качеств от просмотра телепередач больше: дети не умеют общаться со сверстниками и взрослыми, становятся вялыми и малоподвижными, нервными и капризными. Не стоит забывать, что просмотр телепередач для ребенка- большая зрительная нагрузка. Зрительная нагрузка связана с напряжением аккомодации глаза, и ее необходимо регламентировать следующим образом. В дни посещения ДОУ просмотр телепередач для детей следует ограничить до 15 минут, а в выходные до получаса. Более длительные просмотры перегружают нервную систему ребенка, мешают ему заснуть. Большое значение имеют также условия просмотра. Дети нередко любят располагаться близко к экрану. Оптимальное расстояние для зрения 2,0-5,6м от экрана. Детям следует сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. Освещение при этом может быть как естественным, так и искусственным. Однако свет не должен попадать в глаза, а источники света не должны отражаться на экране телевизора. Желательно, постараться побольше привлекать ребенка к совместным занятиям: посильная помощь по дому, игры, прогулка, чтение художественной литературы и у ребенка будет меньше желание проводить свободное время у телевизора.

Приложение 6.

Тест на обнаружение телевизионной зависимости.

Представьте, что у Вас сломался телевизор и не работает уже три дня. Поставьте знак «+», если Вы согласны с утверждением.

1. У Вас появилась слабость, упадок сил, вялость, неуверенность, чувство потерянности и неприкаянности, а также отмечается снижение трудоспособности.

2. Вы испытываете чувство неудовлетворенности, и Вас начинает раздражать каждая мелочь, падает настроение, а при первой же возможности «доступа к телевизору» Вы успокаиваетесь и забываете обо всех тревогах.

3. Вы теряете самообладание: отвечаете с раздражением, гневом, злостью или высказываете свое недовольство по любому поводу.

4. У Вас появляется чувство, что Вам чего - то не хватает и при этом на Вас наваливается ощущение пустоты или Вы чувствуете себя не в своей тарелке.

5. У Вас возникают дискомфорт, неприятное состояние , неудовлетворенность чем-либо, или Вы испытываете апатию, безразличие, отстраненность, сожаление, грусть, печаль, тоску, подавленность.

6.Вы испытываете чувство вины, унижения, обиды на кого-либо, страдание, боль, невыносимые муки.

И вот телевизор заработал! Поставьте знак «+», если согласны с утверждением.

1. У Вас запущена квартира, на кухне гора немытой посуды, и Вам стыдно кого-либо пригласить в гости.

2. У Ваших детей появились проблемы, а в отношениях с супругом или супругой появился холодок отчуждения.

3. Ваши былые увлечения, хобби забыты, и Вы не помните, когда в последний раз читали серьезную книгу, были в театре или на концерте.

4. Все проблемы и неудачи телегероев Вы воспринимаете как свои, а в разговорах со знакомыми и сослуживцами Вам не о чем поговорить, как только на тему увиденного по телевизору.

5. Вы каждый вечер проводите у телевизора не менее 4-5 часов.

Обработка результатов. Если Вы обнаружили у себя хотя бы три критерия, проконсультируйтесь у специалиста. Необходимо принять меры, чтобы эти признаки не переросли в серьезную зависимость.

Если Вы обнаружили у себя половину эту признаков - необходима помощь профессионала, без психологической помощи не обойтись.

Если Вы обнаружили у себя более пяти признаков, это уровень сформировавшийся зависимости, угроза здоровью, социальному положению, семейному благополучию, это при знак того, что помимо телевизионной зависимости у Вас сформировались депрессия или комплекс зависимостей.

Приложение 7.

Памятка для родителей «Просмотр телепередач».

1. Подумайте для разнообразии своего досуга, вспомните свои потребности и интересы. Если Вы будете уделять внимание и другим формам досуга, то на телевизор у Вас будет уходить не более 1-2 часов за вечер: творчество, игры на свежем воздухе, общение с природой, займитесь чем-то нужным и полезным, что в полной мере помогает реализовать себя.

2. Развернитесь к решению своих проблем, к проблемам детей, взаимоотношений с близкими и родными и решайте их. Возьмите на вооружение принцип сознательного отказа от телевидения или ограничения его в Вашей жизни до минимума. Отказываясь, вы ничего не теряете, а, наоборот, приобретаете!

3. Вместо электронного наркотика, который только мог заглушать стрессы, неудовлетворенности и напряжения ,выработайте другие ,здоровые способы снятия напряжения и восстановления своих сил, главное, чтобы они были разнообразны и помогали Вам развиваться как личности.

Приложение 8.

Правила для родителей.

1. До 2-2,5 лет ребенку нельзя(!) смотреть телевизор, от 2 до 3 лет (а лучше позже) - не более15 минут в день, и только вместе с мамой. Она должна проговаривать вслух все, что происходит на экране, и объяснять это ребенку. Такой пересказ необходим, потому что 2-3 летний малыш не успевает понять смысл происходящего на экране, так как скорость его зрительного восприятия несравнима со скоростью восприятия старших детей и тем более взрослых.

2. Смотреть можно только передачи, предназначенные для маленьких детей, лучше всего отечественные мультфильмы с четкой, ясной картинкой, мелодичной музыкой, добрыми, нестрашными героями и понятным ,доступным малышу содержанием.

3. Желательно периодически просматривать одни и те же мультфильмы, как перечитывают знакомые книги. Это способствует лучшему пониманию, более осознанному восприятию, элементарному предвосхищению уже известных событий.

4. Передача «Спокойной ночи, малыши!» может быть рекомендована детям начиная с 3 лет, до этого возраста им трудно ориентироваться в сюжете передачи и переходить от беседы Хрюши и Степашки с ведущим к мультфильму, для начала можно просмотреть только первую часть передачи, мультфильм записывать ,а просматривать его в другой день.

5. Если Вы заметили ,что вечером ребенок перевозбуждается от просмотра телепередач , делайте это только по утрам, а вечером почитайте знакомую книжку, расскажите сказку, поговорите с малышом о том ,как прошел день, что Вы с ним видели ,что делали, как играли, что нового он узнал.

6. Никогда не оставляйте ребенка одного перед телевизором и не разрешайте смотреть «взрослые» передачи. Не поощряйте игры с пультом переключения каналов без Вашего ведома. Мало ли что он увидит!

© 2010-2022