«Формирование у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений»

Цель данной работы – изучить теоретические аспекты формирования у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений. Для достижения поставленной цели были определены задачи: - изучить понятие экологического воспитания, его значение в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста; - изучить основные виды и формы развития представлений у старших дошкольников о росте иразвитии растений; - разработать конспект НОДпо формированию у старших дошкольников представл...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













«Формирование у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений»



Выполнил слушатель:

Курсов 219, Воспитатель МКДОУ ДС «Семицветик»

г. Краснослободска»

Волгоградской области

Голота Алевтина Николаевна

Волгоград















СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Экологическое воспитание, его роль в процессе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста..................................................................5

2.Методы и формы развития представлений об объектах растительного мира у детей старшего дошкольного возраста……………………………………..….8

3. Наблюдение - как основной метод формирования у дошкольников представлений о росте и развитии растений………………………………….10

3.Практическая часть. Разработка конспекта НОД по формированию у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений в МКДОУ ДС ««Семицветик» Краснослободска»…..…….…………….….…..15

Заключение…………………………………………………………………….…22

Список использованной литературы……………………………………...……23

Приложения……………………………………………………………….……..24







Введение

Именно на этапе дошкольного детства складывается началь­ное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональ­ные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Именно в дошкольный период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Необходимость экологического воспитания в условиях детского сада обуславливается тем обстоятельством, что дошкольное детство - ответственный период жизни человека, когда формируются представления, являющиеся начальной формой знаний.

Формирование представлений у старших дошкольников о росте и развитии растений - необходимое условие воспитания бережного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения. А именно, дошкольник, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить, поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать живому миру. Дошкольник способен адекватно оценивать свое отношение и отношение людей к окружающей среде.

Таким образом, проблема формирования экологической культуры в процессе обучения и воспитания является одной из обсуждаемых и актуальных на сегодняшний день.

Идеи формирования представлений о росте и развитии живых существ имеют глубокие корни в педагогической науке, внимание данному вопросу уделяли в своих трудах деятели педагогики - Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.Г. Белинский и др.,

Психолого - педагогические аспекты проблемы ознакомления дошкольников с ростом и развитием в живой природе раскрываются в работах Поддъякова Н.Н., Саморуковой П.Г., Кондратьевой И.Н., Николаевой С.Н.

Цель данной курсовой работы - изучить теоретические аспекты формирования у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений.

Для достижения поставленной цели были определены задачи:

- изучить понятие экологического воспитания, его значение в процессе воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста;

- изучить основные виды и формы развития представлений у старших дошкольников о росте и развитии растений;

- разработать конспект НОД по формированию у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений.

Экспериментальная проверка реализации формирования представлений о росте и развитии растений была реализована в МКДОУ ДС «Семицветик» Краснослободска» в старшей группе.







1. Экологическое воспитание, его роль в процессе обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста

Экологическое образование предусматривает формирование научного мировоззрения, так как оно является ядром сознания, придает единство духовному облику человека, вооружает его социально-значимым и экологически приемлемыми принципами подхода к окружающей среде.

Экологическими следует считать только те представления, которые отражают объективно существующие в природе связи и зависимости. В ряде педагогических исследований показана способность дошкольников к усвоению связей, зависимостей, существующих в природе. Наиболее изученными являются вопросы усвоения детьми зависимостей, существующих в растительном мире.

Этими исследователями была доказана доступность детям старшего дошкольного возраста знаний о зависимости роста и развития растений от наличия внешних факторов среды.

Рост и развитие - различные и вместе с тем взаимосвязанные биологические процессы. Развитие представляет собой количественные и качественные изменения в организме животного на протяжении его жизни. Рост - это увеличение размеров развивающегося организма в целом и отдельных его органов.

Экологическое образование старших дошкольников базируется на двух главных основаниях:

- первое заключается в том, что у детей следует формировать осмысленные представления и отношения к окружающему миру;

- второе заключается в том, что положительные взаимодействия с окружающим миром являются важной составляющей здорового развития ребенка, они расширяют сферу изучения мира и качество жизни ребенка в течение широкого диапазона времени.

Необходимость экологического образования дошкольников уже не вызывает сомнений. Более важными становятся вопросы разработки содержания, методов, форм, технологий экологического образования, его специфика.

Идеи формирования представлений о росте и развитии живых существ имеют глубокие корни в педагогической науке.

В трудах Н.К. Крупской, Е.И. Тихеевой, Э.И. Зелкинд, С.А. Веретенниковой, Д.В. Сергеевой, В.Г. Нечаевой, С.Н. Николаевой, Л.С. Игнаткиной, Т.В. Христовской доказано, что взаимосвязь с природой, труд в природе заключает в себе большие возможности для всестороннего развития личности дошкольника и формирования системы знаний о природе.

Великий педагог Я.А.Коменский изложил программу знаний, положив в ее основание принцип энциклопедичности. Это значит, что нельзя ограничивать познания ребенка дошкольного возраста какими-либо сторонами действительности. Малыш воспринимает мир целостно, поэтому и знания должны быть разнообразными. Я.А.Коменский определил еще одно требования к знаниям для маленьких детей: они должны служить воспитанию. Оба эти принципа учтены при определении содержания знаний дошкольников, в том числе и природоведческих знаний.

Передовые педагоги XIX века считали, что знакомство с родной природой должно занять ведущее место в воспитании и обучении детей. Эта идея нашла свое отражение во взглядах В.Ф. Одоевского и К.Д. Ушинского.

В.Ф. Одоевский указывал, что в умственном и нравственном воспитании дошкольников, в подготовке их к школе большое значение имеет сообщение им систематических знаний о жизни природы. Получение знаний должно быть тесно связано с трудом, с активной деятельностью ребенка. Одоевский рекомендовал педагогам использовать рациональные методы воспитания, которые способствуют овладению знаниями о природе и применению их в практической деятельности детей.

К.Д. Ушинский считал природу великой воспитательницей, которая оказывает существенное влияние на формирование патриотизма, эстетических чувств.

А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов считали, что познание окружающего мира способствует не только умственному воспитанию детей, формированию у них материалистического мировоззрения, но и оказывает большое влияние на нравственное и эстетическое развитие. Особое значение они придавали формированию у детей правильных, реалистических представлений о природе, необходимости приучать их рассматривать природные явления в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.

Итак, именно в дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру, а детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического воспитания и образования.
















2. Методы и формы развития представлений об объектах растительного мира у детей старшего дошкольного возраста

Специфической чертой формирования представлений об объектах живого мира у дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденною в процессе обсуждения.

Значимый момент при формировании представлений о жизни растений связан с выработкой отношения детей к растениям, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.

- «огород на окне», выращивание двух луковиц в стеклянных сосудах (в разных условиях), еженедельные наблюдения за ними и зарисовки в календаре. Это развивает наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимать значение неодинаковых условий для их роста;

- наблюдение и уход за комнатными растениями;

- чтение на протяжении всего учебного года коротких рассказов писателей о растениях, рассматривание книг с иллюстрациями, изучение стихотворений позволяют формировать у детей устойчивый интерес к наблюдению природы, понимание того, что впечатления можно творчески представить другим людям - в форме рассказов и рисунков;

- проведение экологических досугов, развивающих положительное эмоциональное отношение к природе;

- организация экологических тропинок по территории детского сада, с рассказами воспитателя о растениях, произрастающих на территории детского учреждения, или походы на близлежащие зеленые зоны.

- отгадывание загадок о растениях;

- изготовление поделок из природных материалов, аппликаций;

- организация праздников, посвященных временам года, где подробно рассказывается о сезонных явлениях в жизни растений.

- совместная деятельность взрослых и детей в зеленой зоне детского сада.

Так, создание стационарной развивающей экологической среды в дошкольном учреждении - это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ.

Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и заботиться о «братьях меньших» - растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми.





3. Наблюдение - как основной метод формирования у дошкольников представлений о росте и развитии растений.


Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Цель наблюдения за жизнью растений - это усвоение разных знаний, установление свойств и качеств, внешнего строения, причин изменения и развития объектов растительного мира, сезонных явлений в жизни растений.

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие, активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.

Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношения природных явлений доступны непосредственному наблюдению, зримы.

Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с растениями приучает детей подмечать их особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Наблюдение за жизнью растений является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.

Метод наблюдения в ознакомлении детей с жизнью растений является основным. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний - это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.

Для формирования у детей представлений о росте и развитии растений, о разнообразии растений и животных, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.

Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое явление по отдельным его признакам. Например, определить по цвету, зрелый или незрелый плод; узнать по упавшему семени, какому дереву оно принадлежит, по следу - какое животное прошло, и т. д.

Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3-6 человек), так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих перед воспитателем. Так, на занятии можно наблюдать за животными и растениями, трудом взрослых. Работа с детьми в этом случае организуется фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами.

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть:

- индивидуальным,

- групповым;

- фронтальным.

В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает:

- эпизодическим,

- длительным;

- итоговым (обобщающим).

Предварительный этап - подготовка к наблюдению. Прежде всего воспитатель определяет место наблюдения в системе предстоящей работы по ознакомлению детей с природой, задачи (содержание знаний, умений и навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности, затем выбирает объект для наблюдения, который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия.

Воспитателю следует подготовить все необходимые в ходе наблюдения предметы. Так, наблюдение может проходить с использованием специальных приборов (термометр, лупа и т. д.). Необходимо продумать и организацию детей: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему. Следует предусмотреть и хорошее освещение объекта.

Общие требования к организации наблюдения. Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Вместе с тем есть общие требования для проведения всех видов наблюдений.

1. Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно. Во всех случаях задача должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

2. Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.

3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности (вопросы должны будить мысль ребенка).

5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы. Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.

7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.

При организации наблюдения необходимо учитывать уровень развития наблюдательности у воспитанников данной группы. В выборе объектов воспитатель руководствуется и сроками наступления различных явлений в природе местного края. Далее педагог конкретизирует объем знаний, которые необходимо сформировать у детей в результате предстоящего, а также последующих (повторных) наблюдений.
Важно продумать, как будет организовано наблюдение: со всеми детьми или с подгруппой, у всех ли детей будет раздаточный материал (ветки, семена, овощи, фрукты) или только у воспитателя. Не менее важна подготовка объектов наблюдения. Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основных этапа.

На первом этапе необходимо, чтобы воспитанники получили общее представление об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра. Воспитанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение.

На втором этапе воспитатель, учитывая возрастные возможности детей, использует разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей образа жизни, состояния растения и т. д.,

Воспитатель задает детям вопросы, загадывает загадки, предлагает обследовать предмет, сравнить один с другим. Широко используются трудовые действия, игровые приемы, а также стихи, отрывки из художественных произведений. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к наблюдаемому объекту.

Так, например, рассматривание растения начинается с выделения наиболее ярких его частей (цветок, стебель, листья). Затем по порядку рассматриваются особенности их внешнего строения (величина, форма, характер поверхности и т. д.). Воспитатель таким образом приучает детей вести наблюдение планомерно.

На третьем этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания.

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется система знаний, умений и навыков детей.




3. Практическая часть. Разработка конспекта НОД по формированию у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений в МКДОУ ДС ««Семицветик» Краснослободска»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад Семицветик г. Краснослободска функционирует с 1987 года.

МКДОУ ДС Семицветик г. Краснослободска обеспечивает:
- воспитание, обучение, оздоровление детей в возрасте от полутора до семи лет;
- оказание психологической помощи и коррекцию ФФНР у детей дошкольного возраста;

- взаимодействие с семьей, общеобразовательной школой, школой искусств, центром детского творчества для обеспечения полноценного развития ребенка.

Цель работы МКДОУ ДС «Семицветик» - это всестороннее, гармоничное развитие личности дошкольника. А одними из приоритетных направлений в деятельности являются развитие эмоционального мировосприятия и воспитание социально нравственных качеств личности дошкольника. Очевидно, что немаловажное воздействие в данных направлениях оказывает формирование представлений о живой природе, о необходимости бережного отношения к ней.

В данной контрольной работе приводится разработка - конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений.

Непосредственно - образовательная деятельность

Тема: Секреты Лесовичка

Образовательная область: познание

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация.

Вид деятельности: познавательно - исследовательская

Возраст: 5-6 лет

Цель: сформировать представление о росте и развитии растений, развитие бережного отношения к природе.

Задачи:

1.Образовательные:

- расширить знания детей о растениях, их особенностях, классификации (деревья, кустарники, травы), основных жизненных функциях;

- научить сравнивать объекты по общим признакам, обобщать;

2.Развивающие:

- развивать навыки описания;

- развивать наблюдательность;

- развивать любознательность.

3.Воспитательные:

- воспитывать интерес и бережное отношение к растениям;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Материал и оборудование:

Проектор, презентация, поделки из природного материала, гербарии листьев, наборы цветных карточек, разноцветные осенние листья, наборы цветной бумаги, кисть, клей, ножницы, карандаши, салфетки.

Ход непосредственно - образовательной деятельности:

Создание мотивации и эмоционального настроя на деятельность.

На столах расставлены поделки из природного материала. Перед началом занятия появляется клоун Кузя, знакомится с детьми. Звучит музыка, заходит Лесовичок. (слайд с изображением леса)

Лесовичок. День добрый, ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в гости в волшебный лес. В нем много растений, каждое из которых имеет свои загадки…

Сосны, елки, березы, клены…

Это лес - он наш друг зеленый!

Добрый друг, он шумит, поет

И в прохладную тень зовет.

А вы знаете, что для вас

Он загадки свои припас.

Лесовичок. Отгадайте-ка мои загадки!

1)Вроде сосен, вроде елок, А зимою без иголок. (Лиственница)
2) Весной зеленела, летом загорела, Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

3) Кудри в речку опустила, и о чем-то загрустила,
А о чем она грустит никому не говорит. (Ива)
4) Ее в лесу найдешь, пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем.(Ель)
5) Летом - снег! Просто смех! Снег по городу летает,
Почему же он не тает? (Пух с тополя)

Открытие нового знания или умения.

Лесовичок. А еще нас в лесу встречают стройные белоствольные красавицы. (Слайд)

Кузя. Да ведь это самые обыкновенные березы!

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.

Лесовичок. Березы не зря считаются первыми красавицами наших лесов. Молодые березы имеют бурую окраску, а белеть они начинают лишь с пяти лет. В их клетках есть особое вещество, которое и придает березе белый цвет. А особенно красивы березы во время цветения. Наряжается березка в листву и желтые сережки.

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.

Кузя. Сережки? Ха-ха-ха! Это только у женщин в ушах сережки. А еще у папуасов…

Лесовичок. У березы весной одновременно с листьями распускаются цветки. Крупные соцветия называются сережки.

Кузя. А еще люди собирают березовый сок.

Лесовичок. Да, Кузя, если весной поранить ствол березы, то из надреза по каплям сочится сок. Но это очень вредно для растения! Не делайте надрезов и не позволяйте это делать другим!

Кузя. А что это за дерево - невысокое, с тонким и кривым стволом? (Слайд)

Лесовичок. Это ольха. Кора у неё всегда гладкая, даже если дерево старое. У ольхи необычная древесина, а вернее её цвет - оранжевый. Свежий ольховый пенек оранжевый, как апельсин.

Кузя. Пойду-ка я поближе, рассмотрю листья. Ай-ай-ай! Тут что-то кусается.(Слайд с изображением крапивы)

Лесовичок. Кусается? Знаю, знаю эту кусачку. А вы ребята знаете?

Растет зеленый кустик,

Дотронешься-укусит.

Что же это за трава такая, кусачая? (Ответы детей). Это крапива.
Название «крапива» произошло от слов кропить, крапчатый и связано с главным признаком крапивы - обжигать, оставляя на коже красные крапины.
Народные названия: жгучка, жигалка, стрекучка). Как вы думаете, отчего крапива получила такие названия? (Ответы детей). За свою способность обжигать.

Лесовичок. Крапива - это лекарственное растение.

Кузя. Лекарственное? А где у неё таблетки спрятаны?

Лесовичок. А таблетки у крапивы спрятаны в листьях и стеблях. Именно в них содержится много витаминов.

Кузя. А сколько в лесу одуванчиков!

Воспитатель (слайд с изображением одуванчика)

В пышной шапке,
С длинной ножкой.
Я нашла его в лесу,
Одуванчик у дорожки,
Но с собой не унесу:
Лишь возьму его в букет,
Дунет ветер - шапки нет!

Кузя. А как легко дышится в лесу! Наверное, потому, что там тень и солнце не палит.

Воспитатель. Ребята, прав ли Кузя? Как вы думаете, почему в лесу легко дышится? (Дети отвечают)

Лесовичок. Правильно, в лесу дышится легко, потому что растения выделяют кислород. Прошу вас помнить о том, что растения: деревья, травы, кусты - это живые существа.

Кузя. Значит, если у растения не будет, например, пищи, оно может заболеть или даже погибнуть?

Лесовичок. Конечно, для жизни растениям необходим солнечный свет, достаточное количество влаги, минеральных веществ. Все растения имеют сходные приспособления для питания - корни. Чем больше ветвятся и растут корни, тем лучше они обеспечивают растение питанием.

(Слайд с изображением дерева, кустарника, травы).

В лесу растут деревья, кустарники, травы. У дерева только один твердый стебель - ствол, а от него во все стороны отходят ветки, у куста несколько твердых стеблей, а у травянистых растений стебли мягкие.

Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление):

Детям предлагается игра, в которой необходимо отобрать иллюстрации деревьев, кустарников, трав.

Открытие нового знания или умения.

Лесовичок. У всех растений есть листья. Только листья бывают разные. Так, у ели, сосны листья похожи на иголочки.

Девочка из группы читает стихотворение А. Барто (На слайде изображение ели и сосны)

Я у мальчиков спросила: - Что это за деревце?

Говорят они: - Осина. - Только мне не верится…

Даже елки мы в начале от сосны не отличали:

Раз торчат иголочки, значит, это елочки.

А когда на ветку ели мы получше поглядели,

Оказалось, что она не такая как сосна

Воспитатель. Молодец! А давайте сравним ветку ели и сосны.

Кузя. Ветка ели колючая, и ветка сосны зеленая.

Воспитатель. Сравнивать предметы можно только по одному и тому же признаку.

Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление):

Игра «Кто внимательный» (на слайдах парные изображения растений: дуб-ландыш, тополь-береза, ландыш-мак, апельсин-мандарин)

Найдите ошибки в высказываниях:

1.Дуб высокий, а ландыш красивый.

2.Лист тополя зеленый, а лист березы маленький.

3.Цветы ландыша белые, а цветы мака крупные.

4.Апельсин оранжевый, а мандарин круглый.

(Дети дают правильные ответы)

Открытие нового знания или умения.

(Слайд с изображениями разных форм листьев)

Лесовичок. Листья бывают очень разными по форме. Их пластинки могут быть похожими на круг, яйцо, ромб, руку с пальцами. А края пластинки украшены зубчиками, ресничками.

А теперь давайте поиграем в игру «Угадай дерево»

Воспроизведение нового в типовой ситуации (игра по новым правилам).

Ребята делятся на несколько команд. Каждой команде даются гербарии листьев растений, необходимо отгадать деревья, которым они принадлежат (рябина, ива, каштан, клен, береза, ольха).

Физкультминутка

(Проходит под музыку «Аленький цветочек)

Индивидуальное задание:

Игра «Собери растение». Ребятам раздаются наборы цветных карточек с изображениями растений. Необходимо собрать целую картинку из частей.

И рассказать что это за растение, где можно увидеть это растение.

Дополнительное индивидуальное задание

Воспитатель. А теперь мы с вами приготовим для Лесовичка украшения-аппликации из листьев. (Приложение 2)

(Из аппликаций впоследствии формируется выставка)

Итог НОД.

Воспитатель читает стихотворение «Дикарь в лесу»

Хозяйка белочка в лесу орехи собирала

Она в лесу том каждый сук и каждый кустик знала

Однажды в лес противный тип пришел с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко.

Стал гнуть орешину - сломал, зажал под мышкой ветви;

Нашел один орех - сорвал, сорвал второй и третий…

Отбросил куст и, как медведь, пошел себе довольный,

А бедной белке и смотреть на это было больно.

Лесовичок. Ребята, какие правила были нарушены в лесу?

(Дети отвечают на вопрос, прощаются с Лесовичком, обещают в лесу вести себя тихо и аккуратно).

Заключение

Итак, именно в дошкольный период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспи­тывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир при­роды, помогают наладить взаимоотношения с ним. Представления о росте и развитии растений и животных, успешно складываются в условиях, когда дошкольники могут регулярно наблюдать за живыми существами.

Формирование динамических представлений о природе, позволяющих дошкольникам видеть за статистикой конкретного состояния динамику предшествующих преобразований и прогнозировать дальнейшие изменения, способствует умственному развитию.

Безусловно, что специфической чертой формирования представлений об объектах живого мира у дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденною в процессе обсуждения.

Значимый момент при формировании представлений о жизни растений связан с выработкой отношения детей к растениям, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.

Таким образом, формирование представлений у старших дошкольников о росте и развитии растений - необходимое условие воспитания бережного отношения к природе, к людям, к материалам природного происхождения. А именно, дошкольник, зная о своих потребностях, лучше понимает потребности других живых существ, может практически сохранить, поддержать или создать для них нужные условия; может сочувствовать, сопереживать живому миру.



































Список использованной литературы


  1. Дмитриев Ю.О. О природе для больших и маленьких. М.: 1984

  2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М.: Просвещение, 1985.

  3. Методика ознакомления с природой в детском саду/под ред. П.Г.Саморуковой.- М.: Просвещение,1992.

  4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2002.

  5. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: Академия, 1999

  6. Зебзеева В.А., Палагина Н.В., Даминова Г.А. Формирование представлений о росте и развитии живых организмов у детей старшего дошкольного возраста. ОГПУ, 2011.

  7. Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников. М., 2004.

  8. window.edu.ru/resource/















Приложение 1



«Формирование у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений»

«Формирование у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений»

«Формирование у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений»

«Формирование у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений»

«Формирование у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений»

«Формирование у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений»

«Формирование у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений»

«Формирование у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений»

«Формирование у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений»



Приложение 2

«Формирование у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений»

«Формирование у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений»

«Формирование у старших дошкольников представлений о росте и развитии растений»

© 2010-2022