• Преподавателю
  • Другое
  • Учебно-методическая разработка урока по основам философии на тему «Человек во Вселенной»

Учебно-методическая разработка урока по основам философии на тему «Человек во Вселенной»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство имущественных отношений Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Тольяттинский индустриально-педагогический колледж

(ГБОУ СПО ТИПК)










Учебно-методическая разработка урока

по дисциплине «Основы философии»

на тему «Человек во Вселенной»



Учебно-методическая разработка урока по основам философии на тему «Человек во Вселенной»






г. Тольятти 2014 год

Учебно-методическая разработка урока по основам философии на тему «Человек во Вселенной»


Содержание

Пояснительная записка 3

Цели урока 4

Ход занятия и последовательность изложения 5

основных вопросов темы. 5

Рекомендуемая литература и источники 9

Приложение 1 10

Опережающее задание к уроку по теме «Человек в обществе» 10

Приложение 2 12

Проверочный тест по теме «Человек и общество» 12

Приложение 3 14

Лекция по теме: «Человек во Вселенной» 14



































Пояснительная записка


Методической целью данной разработки по дисциплине «Основы философии», является организация самостоятельной работы студентов на лекциях и в домашних условиях, которая способствует не просто приобретению конкретных знаний, а развитию способностей студентов, формированию их логического мышления и коммуникативной культуры.

Учебно-методическая разработка предназначена для преподавателей дисциплины «Основы философии» 2, 3 курсов.

Тема урока: Человек во вселенной

Цель занятия: закрепление знаний, полученных во время лекционных занятий, получение новых знаний и умений, формирование навыков групповой и проектной работы.

Количество участников: 28 человек, занятие проходит в кабинете философии, снабженном интерактивной доской и проектором, терминальным компьютером с выходом в Интернет, к информационным базам колледжа. На каждой парте расположены ноутбуки с беспроводным выходом в корпоративную сеть колледжа (для прохождения тестирования). Лекционный материал и задания предоставляются как в печатном, так и в виде презентаций. Студентам позволено пользоваться тетрадями, отчетами, электронной библиотекой и Интернет.

Количество часов: 4 академических часа.

Тип урока - комбинированный, обозначены все этапы, на которых студенты приобретают, обобщают и систематизируют знания, формируют умения и навыки.

Использованы следующие инновационные педагогические методы:

  • информационные педагогические технологии;

  • метод проектов;

  • технология групповой мыследеятельности;

  • беседа с элементами проблемно-теоретических вопросов;

  • рассказ (подготовка студентами опережающего задания, где выявляется находчивость, сообразительность, творческое мышление выступающие доминирующим фактором в поисках правильного ответа);

  • подготовка рефератов, мини-сочинений, сканвордов, ребусов, сообщений, кроссвордов по данной теме (оформление выставки творческих работ студентов).

Материальное обеспечение:

  • ПК, интерактивная доска и проектор, программа MyTest, два файла с тестами (проверочным- 13 вопросов и закрепляющим - 15 вопросов),

  • учебники,

  • карточки,

  • плакаты,

  • материалы периодической печати (вырезки из газет и журналов),

  • справочники, энциклопедии,

  • выставка работ студентов и т.д.

С целью обеспечения восприятия, осознания, систематизации и обобщения материала студентами используются презентации, наглядные пособия и ТСО, учебники, карточки, плакаты, материалы периодической печати (вырезки из газет и журналов), справочники, энциклопедии, выставка работ студентов.


Тема урока: Человек во вселенной

Учебно-методическая разработка урока по основам философии на тему «Человек во Вселенной»

Цели урока

Учебная:

  1. Выявить умение и знание студентов теоретических вопросов, требующих обоснованного ответа.

  2. Научить студентов выполнять задания, предполагающие работу студентов с различными техническими средствами,

  3. Научить студентов создавать законченные проекты и защищать их,

  4. Научить студентов выполнять задания, предполагающие работу студентов с различными историческими источниками, а также составление характеристики исторической личности философа.

  5. Самостоятельная работа с первоисточниками и дополнительной философской литературой.

Воспитательная:

  1. Воспитание у студентов умения самостоятельно ориентироваться в философской реальности, через призму истории социально-философской мысли, научить видеть противоречие социального развития и пути их решения, способствовать социализации студентов.

  2. Воспитать умение анализировать информацию, извлечённую из различных источников, а также элементарную политическую культуру (умение ориентироваться в многообразии взглядов, обосновать собственную позицию и т.д.)

  3. Воспитание трудолюбия, любовь к предмету, к будущей специальности, аккуратности и коммуникативности,

  4. Воспитание умения работать в команде, управлять и подчиняться, реализовывать групповые решения и т.д..

  5. Дать студентам систематически обстоятельный обзор различных сторон человеческой жизни и развития общества на протяжении всех периодов истории и во всех частях света, воспитать добропорядочность граждан.

Развивающая:

  1. Развитие у студентов способности адекватно и критически оценивать разноплановую информацию и воспринимать новые области знаний.

  2. В процессе подготовки опережающего задания студентам предлагается изучить основные источники, альтернативные учебные пособия, монографии, представляющие многообразные подходы в освещение вопроса культуры, способствующие реализации права студентов на свободный выбор взглядов и убеждений.

  3. Развитие умения оценить уровень подготовки студентов экспертами (из числа студентов) является обоснованность, аргументированность собственных суждений о происходящем на лекции.


Ход занятия и последовательность изложения

основных вопросов темы.

1.Оргмомент:

1. Проверка работоспособности ноутбуков, проверка работы интерактивной доски

2. Проверка присутствующих студентов, рапорт старосты.

3. Проверка готовности студентов (учебников и конспектов, ручек и т.д.)

4.Озвучивание темы и целей занятия.

5. Выделение студентов-экспертов, разбиение на подгруппы для групповых заданий.

2.Проверка домашнего задания по теме: «Человек в обществе»

1. Работа по карточкам в группах

Необходимо ответить на вопросы, вписав ответы в бланки электронных карточек на ПК:

  • Какие существуют картины мира и вокруг каких отношений они строятся?

  • Какие методологические проблемы связаны с понятием «мир»?

  • В чем выражается практический характер повседневного видения?

  • Как исторически изменяется научная картина мира?

  • В чем существенные различия христианской и буддистской картины мира?

  • Какова специфика философской картины мира?

2. Краткий перекрестный опрос на проверку предшествующих знаний.

3.Изложение нового материала

1. Показ видеофильма на интерактивной доске по теме «Человек во вселенной».


  1. Проверка выполнения опережающего задания

Студенты заранее получили групповые задания ( проекты) в виде подготовки презентаций Показ презентаций студентами, корректировка докладов и дополнение по ходу докладов материалом преподавателя

(приложение 1)

3.Закрепление нового материала

Работа со словарными заданиями (знакомство с новой терминологией по теме)


  • АНТРОПОЛОГИЯ - область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусств, среде.

  • БИОСФЕРА - живая оболочка Земли, имеющая сложную структуру.

  • ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - проблемы, общие для всех стран мира.

  • ПОКОРЕНИЕ ПРИРОДЫ - предполагает достижение человеком метафизического убеждения в том, что природа существует для него и он предназначен быть ее властелином.

  • РАЗУМ - ум; способность, деятельность человеческого духа.

  • ЧЕЛОВЕК - высшая ступень живых организмов на Земле.

  • ВСЕЛЕННАЯ - материальный мир, вся совокупность материальных объектов, качественно различных форм материи.

  • УНИВЕРСУМ (от лат. Universum, summa rerum) - единая Вселенная; «Мир как целое».


  1. Изложение нового материала в форме постановки проблемных вопросов и ответов на них в форме небольших лекций. (приложение 3)

  1. Разгадывание кроссворда «Человек во Вселенной» (активация мыследеятельности, групповая мыследеятельность)

Учебно-методическая разработка урока по основам философии на тему «Человек во Вселенной»

Вопросы: По вертикали:

1. Представляет собой не просто вещество, как его понимает современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. 2. Научный … - основная форма эмпирического метода научного познания. 4. Категория гносеологии, выступающая в качестве фундаментальной для материалистической традиции когнитивного оптимизма. 5. Термин интеллектуальной традиции, обозначающий нелепость, бессмысленность феномена или явления. 7. Особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. 8. Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. 10. Мнимое доказательство, формально верное, но ложное по сути. 12. Явление природы, отличающееся часто разрушительной силой. 13. Сексуальная энергия. 15. Правило, атрибутом которого является его выполнение. 19. Высшая, свойственная только людям и связанная с речью функции мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счет рефлексии. 20. Теория морали, видящая свою цель в обосновании модели достойной жизни.

По горизонтали:

  1. Положение, принимаемое за неотложную истину, признаваемое бесспорным и неизме-нным. 6. Самая обширная и наиболее содержательная часть (система, сфера, область, инстанция и т.д.) психики человека. 9. Философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития. 11. Мир умопостигаемых сущностей. 14. Знание, полученное независимо от опыта. 16. Понятие, восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в "аналитической психологии", разработанной Юнгом. 17. Система созданных средств и орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса. 18. Субъективное содержание нашего сознания, не отражающее объективной действительности. 20. Мифологическое олицетворение любви и сексуальности. 21. Философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы. 22. Единая основа мироздания и проблема интегрального единства множественных миров. 23. Способность непосредственного постижения истины без логического обоснования.

Ответы.

Учебно-методическая разработка урока по основам философии на тему «Человек во Вселенной»

  1. Поразмышляем вместе (групповая мыследеятельность)

Необходимо группой ответить на проблемный вопрос::

- известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля». Значит, он делает вывод, пересесть с него просто некуда. Если у человечества не найдется средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный памятник с такой скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего для себя».

Как вы понимаете высказывание Сент-Экзюпери? Если бы вам предложили сочинить такого рода надпись, чтобы вы написали и почему?

Капитаны групп по очереди отвечают на поставленный вопрос, обсуждают ответы других групп, спорят, приходят к единому выводу.

4. Закрепляющее тестирование с помощью ноутбуков, озвучивание результатов тестирования: баллов и проблемных тем. (приложение 2)

5.Подведение итогов экспертами-студентами, преподавателем, выставление оценок.

6.Домашнее задание.

Заключается в повторении и закреплении изученного материала с помощью учебника (гл. 6, стр. 240-259 Кохановский В.П. Философия. Ростов-на-Дону «Феникс», 2004.) и подготовке небольших рефератов с помощью компьютеров, Интернет и источников литературы. Темы рефератов для домашнего задания:


  • Понятия «мир», «универсум», «реальность»: общее и различное.

  • Единство картины мира и мировоззрения.

  • Противоречивость научной картины мира.

  • Религиозная картина мира глазами богословов и верующих: общее и различное.

  • Разные философские версии места человека во вселенной.

Рекомендуемая литература и источники


1. Гроф С. За пределами мозга. М., 2010.

2. Крывелев 2. А. История религии. М., 2011. Т.2.

3. Крымский С.Б., Кузнецов В. 2. Мировоззренческие категории в современном естествознании. Киев, 2012.

4. Культура, человек и картина мира. М. 2003.

5. Степин. В.С. Философская антропология и философия науки. М., 2009.

6. Шюц А. Структура повседневного мышления//Социс. 2008, № 2.

7. Элиаде М. Священное и мирское. М., 2009.

8. Кохановский В.П. Философия. Ростов-на-Дону «Феникс»., 2004.

9. Канке В.А. Философия. Издательская корпорация «Логос». М., 2004.







































Приложение 1

Опережающее задание к уроку по теме «Человек в обществе»


Задание.

Подумайте и отметьте, что более всего характеризует человека в обществе как личность? Разбейтесь на подгруппы не более 3 человек, разработайте презентации с вашим видением данного вопроса, примерами, проблемами и перспективами места человека в современном обществе.

При подготовке опираться на следующий лекционный материал.

ЧЕЛОВЕК - субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием.

Идеальный человек - это человек разумный и гуманный, пытливый и деятельный, умеющий одновременно наслаждаться красотой; это целостная, всесторонне развитая личность с ее неповторимым своеобразием, уникальностью индивидуального «Я». Человек утверждает себя как существо общественное, жизнь которого одухотворяется высокими целями, нравственным смыслом (Смысл жизни).

ЛИЧНОСТЬ - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами развития являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые - взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения (Мораль) и т.д.

Двести с лишним лет назад И. Кант (1724-1804г.г.) - родоначальник немецкой классической философии, провозгласил важную мысль, что главный предмет в мире - человек. Эта идея философа актуальна особенно сегодня.

  1. Каждое лицо должно стремиться стать личностью - быть свободным, реализовать свое самосознание в поведении, которым у человека должно руководить трезвое сознание долга. Формула Канта: «Собственное совершенство и чужое счастье». Долг - это то великое, что возвышает человека над самим собой.

  2. Прежде и выше всего, утверждал Кант - является дисциплина. Ее отсутствие у человека превращает его в дикаря. Пьянство является противоестественным состоянием человека. Философ всегда обращается к разуму, к лучшим качествам людей, что человек имеет добрую душу.

  3. Главная цель воспитания, считал Кант, научить думать, а не запомнить, учить мыслить, а не мыслям.

  4. Каждому человеку необходимо обладать чувством достоинства. Его правила:

  • не становиться зависимым от кого бы то ни было;

  • не говорить сознательно неправды;

  • не льстить;

  • не нарушать слова;

  • избегать знакомства с дурными людьми;

  • осуждать распутство, жадность, ложное смирение, зависть, накопительство, неблагодарность, высокомерие;

  • утверждать человеколюбие, обязательность, точность, скромность, вежливость, доступность.

  1. Лучшее наслаждение жизнью - работа, утверждал философ. Обращаясь к молодым, советовал: «Молодой человек, люби свою работу, отказывайся от наслаждений, но для того, чтобы, насколько это возможно, всегда иметь их перед собой в виду». Единственное средство быть довольным своей судьбой - заполнить ее деятельностью.

  2. Какие бы проблемы ни занимали ум философа, он всегда призывал за устранение войны, за установление мира между народами. Кант сравнивал войну с дракой двух пьяных парней, дерущихся дубинками в магазине фарфора. Ибо мало того, что им долго придется залечивать шишки, нанесенные друг другу, они должны будут также возместить ущерб, причиненный ими.

  3. В знаменитом трактате «К вечному миру» Кант впервые поставил вопрос о войне и мире как философскую проблему, он открыл перед всеми людьми условие: вечный мир - прекращение войн путем международных переговоров или вечный мир (покой) на всеобщем кладбище человечества. Эта альтернатива с новой силой звучит сегодня, когда у людей нет задачи более важной, чем устранение больших и «малых» войн.











Приложение 2

Проверочный тест по теме «Человек и общество»


1. В структуру человека как живой системы сегодня не включается:

а) психическое;

б) социальное;

в) техническое;

г) идеальное.

2. По мысли Ж.П. Сартра, человек - это:

а) сверхчеловек;

б) богочеловек;

в) человекобог;

г) будущее человека.

3. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:

а) культурология;

б) социальная философия;

в) гносеология;

г) политология.

4. С точки зрения Й. Хейзинги, человек - это существо:

а) изготавливающее орудия;

б) рациональное;

в) играющее;

г) символическое.

5. Согласно концепции М. Вебера, общество - это:

а) жизненный мир, построенный в соответствии с феноменологией сознания;

б) понимающее «бытие-в-мире»;

в) свободный практический и творческий выбор;

г) система социальных действий и их смыслов.

6. Согласно учения социобиологии Э. Уилсона, среди стереотипических форм человеческого поведения отсутствует:

а) защита определенного местообитания;

б) семейственность;

в) социализация;

г) миролюбие.

7. К главным составным частям общества (согласно учениям Ферсмана, Плотникова, Дьяконова) не относится:

а) антропосфера;

б) социосфера;

в) ноосфера;

г) техносфера.

8. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, - это:

а) индивид;

б) индивидуальность;

в) личность;

г) субъект.

9. Социальный институт, который представляет собой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, называется:

а) семья;

б) государство;

в) собственность;

г) власть.

10. С биологической точки зрения, человек - это многоклеточное животное, относящееся к подтипу позвоночных, классу млекопитающих, подклассу плацентарных, отряду:

а) гоминидов;

б) приматов;

в) питеков;

г) парапитеков.

11. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:

а) государству;

б) нации;

в) экономики;

г) науки.

12. В материалистической философии душу человека ассоциируют с:

а) психикой;

б) сознанием;

в) идеальным центром «я»;

г ) бессознательным.

13. В марксизме процесс развития общества описывался в виде:

а) циклов;

б) стрелы;

в) спирали;

г) маятника.

14. С точки зрения Гегеля, человеческая свобода имеет своей предпосылкой:

а) необходимость;

б) знание;

в) волю;

г) произвол.

15. В христианской философии подробно разработана идея о «конце света». Концепцию о «конце истории» выдвинул:

а) Ф. Бродель;

б) П. Сорокин;

в) Ф. Фукуяма;

г) А. Тойнби.


Приложение 3

Лекция по теме: «Человек во Вселенной»


(изложение нового материала выводится с помощью мультимедийных средств)



Вселенная - этим ёмким термином

обозначают весь необъятный мир, начиная

от элементарных частиц и кончая

метагалактиками. На философском языке

слово «Вселенная» может означать бытие

или Мироздание.

И. Пригожин

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1.Разные способы видеть мир.

2.Обыденная картина мира.

3.Взгляд науки.

4.Религиозная версия мироздания.

5.Философия: человек и мир.


Тема 1. Разные способы видеть мир


Важнейшей особенностью человеческого самосознания во все времена было стремление найти свое место среди окружающих вещей, определить собственное положение в космической и природной иерархии. Кто мы? Каково наше предназначение и есть ли оно? Какие силы и для чего создали сознающее «я» в комке смертной плоти? Являемся ли мы могущими и ответственными представителями Вселенского разума или мы не более чем побочный результат слепой звездной эволюции? А может быть, человечество- это что-то вроде колонии микробов на предметном стекле гигантских космических экспериментаторов, и все наши людские беды происходят от того, что лаборант перед опытом плохо помыл руки?

Все эти проблемы издревле мучают философов. Однако, вы, вероятно, согласитесь с тем, что далеко не каждый даже весьма грамотный человек непременно посвящает своё время столь эксцентричным сюжетам. Люди трудятся, рожают детей, покоряют природу, возносят хвалу богам, имея достаточно определенные взгляды и твердые представления о том, что зачем и что почем. Они убежденны или верят, что Вселенная устроена «так-то и так-то» и не находят нужным сомневаться и переживать по поводу мироустройства. В общественном сознании исторически складываются и постепенно изменяются разные картины мира, которые «средний» человек воспринимает как данность, как-то, что есть на самом деле, объективное не зависимо от наших личных мнений.

Принятое среди философов- профессионалов понятие «картина мира» достаточно выразительно и говорит само за себя: оно означает как бы зримый портрет мироздания, образно-понятийную копию Вселенной, взглянув на которую сразу видишь четко очерченные связи действительности и свой собственный «пенек», свою «кочку» на которой с некоторых пор восседает род людской. (А может быть и не род, а я сам сижу посреди других, и место мое отмечено на мировой карте большим жирным плюсом!)

С понятием «картина мира», претендующим на объективность видения, сопряжено понятие «мировоззрение». Обычно считают, что в отличии от «картины мира» «мировоззрение» подчеркивает субъективный ракурс рассмотрения: цели, ценности, предпочтения. Мировоззрение указывает ни на мир сам по себе, а на наше отношение к нему. При всей справедливости такого различения стоит заметить, что в реальной жизни объективное и субъективное тесно связаны, поэтому картина мира органично переходит в мировоззренческие представления и непосредственно сопряжена с ними. В этом мы сможем убедиться при дальнейшем изучении темы. Именно поэтому в тексте будет фигурировать термин «картина мира», и читатель должен иметь в виду, что такая картина всегда мировоззренчески окрашена и непременно включает в себя ценностные суждения.

Картины мира, отводящие человеку определенное место во Вселенной и этим помогающие ему ориентироваться в бытии, вырастают в рамках повседневной жизни и в ходе духовной деятельности человеческих сообществ. Мы рассмотрим: обыденную картину мира, возникающую из повседневной эмпирии; научный взгляд создаваемый учеными- специалистами; религиозные представления о мироздании, сложившееся в деятельности религиозных групп; эзотерическую концепцию Вселенной, которая появилась в узком кругу посвященных и по сей день передается из уст в уста; и, наконец, скажем несколько слов о философском подходе к человеку и космосу - подходе, принадлежащем профессионалам- философам.

Как вы скоро увидите, каждая из этих картин дает свою версию того, каков «мир на самом деле» и какое место занимает в нем человек. Отчасти эти картины противоречат друг другу (ученый- физик и верующий- христианин могут до драки спорить о том, кто из них прав), а от части взаимодополнимы и способны составлять целое: ученый- физик может быть христианином, да еще и, к примеру, поклонником философа Тейяра де Шардена, говорящего об эволюции материи к Духу. И уж никто не станет возражать, что философы, физики, отцы церкви и прочие люди, занятые по роду деятельности выработкой взглядов на Вселенную, имеет отношение к обыденной картине мира, поскольку так или иначе живут обычной жизнью: имеет естественные нужды и подчиняются социокультурным нормам.

Но что такое «мир»? Ответить на этот вопрос не так- то просто. Под миром чаще всего понимается действительность, взятое как целое, схваченная в некотором ее качественном единстве. Однако «мир как целое» никогда не бывает непосредственно нам дан, поскольку мы занимаем конкретную позицию, мы частичны, ограниченны, видим только небольшой сегмент реальности. На это обстоятельство обратил в начале 20в. Внимание немецкий философ - феноменолог Эдмунд Гуссерль. Он показал, что мы воспринимаем мир как совокупность убегающих вдаль горизонтов, и границы «мира как целого» всегда теряется в тумане. И, тем не менее, понятие «мир» активно применяется людьми, как в обыденной речи, так и в научных философских исследованиях.

Философский подход к осмыслению мира и человека, так или иначе соприкасающийся со всеми другими подходами, непременно включает в себя еще несколько вопросов, которые ни как не могут остаться без ответа. Первый из них таков: мир один или миров много? Если миров много то мы в праве пользоваться термином Универсум, который и означает единство многообразия. В данном случае совершенно безразлично, рассматриваем ли мы миры как однокачественные, однопорядковые (например, материальные) или полагаем, что миры в корне различны (одни материальные, другие духовные, третьи смешанные, четвертые символические и т. д.). Все они объединены в целостности Универсума, а значит, способны некоторым образом соотноситься друг с другом и при определенных условиях взаимодействовать.

Второй вопрос можно сформулировать так: является ли мир (или Универсум) человекоразмерным? Проще говоря, соответствует ли он способу человеческой жизни, людским потребностям, критериям, чаяниям? Или он бесчеловечен и бездушен? Как вы увидите, разные картины мира дают разные ответы на этот весьма важный для нас вопрос, важный, потому что от его решения и наше самочувствие, и наши надежды.

Третий вопрос: миры в Универсуме исходят из единого основания или они совершенно различны по своим онтологическим основаниям и способу бытия? Если считать, что миры исходят из единого основания и однокачественны (вне зависимости от конкретных различий), то мы имеем дело с монистическим взглядом. Например: миров много, но все они материальны и никаких «духовных миров» быть не может.

Если в рамках Универсума полагается два начала: материя и дух- то мы следуем позиции называемой дуализмом. Если же онтологических начал много, то можно говорить об плюралистической точке зрения.

Следует заметить, что последовательный и абсолютный монизм оказывается невозможен, ибо противоречит всему человеческому опыту. Последовательными монистами пытались быть догматические сторонники марксизма и предшествующие им вульгарные материалисты, сводившие все разнообразие духовного к материальным процессам (мысль выделяется мозгом, как желчь печенью!). С позиции жесткого материалистического монизм существование сознания необъяснимо. Жесткий идеалистический монизм, напротив делает непонятным существование материально- вещественного мира, превращая его то ли в иллюзию, то ли в грязное и падшее состояние духа.

В свою очередь абсолютизация дуализма плюрализма приводит нас к рассыпанию Универсума на совершенно разные, ничем несвязанные друг с другом осколки. Если материя и сознание абсолютно различны, ничем не объединены между собой, представляют полностью противоположные начала, то контакт между ними не возможен.

Видимо, ответ на третий вопрос лежит в области мягкого объединения монистических и плюралистических идей. Универсум сочетает в себе единое и многое. Исходя из единого основания (назовем ли мы его материей или духом), он дробится на разнообразные миры, подчиняющиеся при все своем бесконечном разнообразии некоторым универсальным принципам, которые и выступают мостом между порой весьма отдаленными друг от друга сферами бытия. Последнее время в самой разной теоретической литературе можно все чаще встретить метафору «Вселенский компьютер», которой пытаются обозначить то единое законотворящее начало, которое спонтанно созидает многочисленные пласты или «планы» реальности, сколь различные, столь же и связанные между собой.

Но вернемся к картинам мира и месту человека в нем. Каждая из картин, возникающая в общественном сознании, включает в себя несколько компонентов. Кроме уже обрисованных онтологических характеристик (единый или множественный, материальный и идеальный и т. д.) это, в первую очередь, представления о пространстве и времени - неотъемлемых атрибутах нашей жизни. Важнейшей составной любой картины мира выступает и положение в Универсуме человека. Оно конкретизируется через концепцию происхождения и перспектив человека, возможностей человека как рода, ценностей и целей, к которым могут и должны стремиться индивиды.

Разные картины мира описываются на различных культурных языках. Так, терминология, совершенно естественная для научного изображения действительности, не подходит для ее описания с точки зрения религии, а повседневная речь, хотя и включается в любые описания, тем не менее, не совпадает не с философией, ни с эзотерической манерой изъясняться. Ракурс видения, конструируемая модель мира диктует понятийный аппарат и тот набор слов, при помощи которого она может быть описана.

Очень важным моментом, который делает картины мира принципиально разными, является то, вокруг чего именно они строятся. Т. е. у каждой картины есть ее смысловой центр, вокруг которого располагаются все компоненты, составляющие целостный образ Вселенной. В центре обыденной картины мира стоит человек, субъект действия социального поведения. Повседневность- это мир, где он - главная фигура. Научная картина мира, напротив, строится вокруг объектов, понятых как независящие от человеческой субъективности, свободные от влияния наших желаний и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир «таким как он есть», без флера человеческих иллюзий, потому ее ядро - обесчеловеченная реальность.

Религиозная картина мира делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Мир дольний и мир горний земное и небесное, сфера человеческого и сфера божественного - вот что является сердцем религиозных размышлений. Посюстороннее и трансцендентное всегда сложно и противоречиво связаны, но религиозное, богословское сознание стремится показать эту связь как упорядоченную и внятную человеческому уму, хотя прямое интуитивное постижение - лучше.

Главная тема философии - соотношение человека и мира, взятое во всех ракурсах: онтологическом, теоретическо - познавательном, ценностном, деятельностном. Именно поэтому философские картины мира множественны и похожи одна на другую. Их всегда объединяет между собой интеллектуальность рассмотрения и вечное сомнение в собственных утверждениях, всегдашняя критичность, неуспокоенность мысли. Это резко отличает философское представление о мире от обыденных или религиозных взглядов и роднит философию с наукой.

Обратимся непосредственно к рассмотрению картин мира.


Тема 2. Обыденная картина мира

Одна из наших глав посвящена более подробному рассмотрению того, что являет собой человеческая повседневность, каким правилам и законам она подчиняется, как соотносится с другими пластами бытия; однако в этой небольшой главке мы все же обрисуем некоторые черты обыденной картины мира, ответим на вопрос: что представляет собой мир для человека, погруженного в повседневность?

Обыденная картина действительности представляет мир как единый и единственный. Он единственный, потому что никакие другие миры, будь то космические просторы или райские кущи, человека, занятого обыденными делами, просто не интересуют. Ему все равно, есть они или нет. Он занят. Бежит на работу (нельзя опаздывать!). Или готовит домашнее задание (у, сколько задали!). Или борщ варит (опять мясо подорожало!). Как писал в свое время В. Маяковский: «Гвоздь у меня в сапоге страшнее фантазии Гете». Смеетесь? А вот походите с гвоздем под пяткой, сразу станет ясно, что повседневный мир - самый главный. Остальные пласты бытия гипотетичны, вероятностны, а этот реален, чувственно дан, непосредственно переживаем. Он весомо давит на нас практическими заботами, страстными влечениями и социальными нормами, предписывающими одни действия в запрещающими другие.

В повседневности от момента утреннего просыпания до момента выключения света на ночь нам нередко ни на минуту невозможно отвлечься от хлопот и обязанностей, перенести свое внимание на «высокие материи», поинтересоваться, существует ли еще что-нибудь, кроме этого ежедневного вставания и титанической борьбы с обступающими со всех сторон заботами. Оттого знаменитый немецкий мыслитель XXв. Мартин Хайдеггер и назвал способ повседневного человеческого бытия Заботой. Чрезмерная концентрированность на практическом достижении повседневных целей делает обыденное сознание почти маниакальным, сужает картину мира до того жизненного пласта, где сосредоточены наши основные цели и задачи, лишает возможности выйти на простор: к другим людям и другим возможным мирам.

Являясь единственным и самым главным, повседневный мир выступает одновременно как единый. Это не значит, конечно, что повседневное сознание совершенно лишено научных и религиозных представлений. Скорее, напротив, оно все пронизано самыми разными идеями от теоретических до эзотерических. Только все эти идеи не имеют для людей, занятых насущным целедостижением, никакого самостоятельного значения. Они выступают как служебные. В обыденной жизни не важно знать, на каких физических и математических принципах построен компьютер, важно, чтобы он работал без сбоев, не барахлил. И тогда: «Да здравствует наука!». Далеко не все подробно знакомы с устройством даже самого простого радиоприемника, главное - знать, какую кнопку нажимать. То же касается и религии. Бог повседневного сознания - прежде всего помощник в житейских делах. У поэта Н. Заболоцкого в поэме «Рубрук в Монголии» есть описание сценки, где как бы сами небеса объясняют монаху Рубруку бессмысленность его миссионерской поездки в стан Чингисхана:

Ведь если бог монголу нужен,

То лишь постольку, милый мой,

Поскольку он готовит ужин

Или быков ведет домой

Поскольку он податель мяса,

Поскольку он творец еды!

Другого бога-свистопляса

Сюда не пустят без нужды.

Слова, сказанные поэтом о войске Чингисхана вполне могут быть отнесены к обыденному восприятию религии, когда люди ждут от соблюдения ритуалов и от молитвы - зримых плодов, результатов божественного вмешательства: здоровья, успеха, гарантий на будущее.

Мир повседневности един еще и потому, что в какую бы сферу реальности не «нырнул» человек, будь то религиозно-мистический экстаз, теоретическое исследование, сладкая греза или эстетическая фантазия, он неизменно возвращается сюда же, в наполненную хлопотами обычную жизнь. «Другие миры» вырастают из обыденности и живут, лишь, будучи укоренными, в ее практической, рыхлой, осязаемой почве. По крайней мере, до тех пор, пока мы существуем в теле и соединены с реальностью органами чувств.

Поскольку повседневность - мир человеческий и практический, постольку его пространство человекоразмерно и антропоцентрично. Оно все строится вокруг самого человека. Даже самые простые определения исходят из нас самих. Вправо - от меня! Влево - от меня! И верх, и низ, все отсчитывается от меня самого (где голова - там верх). Это уже потом возникает геометрия с её абстрактными координатами, а в обыденности я сам изначально выступаю центром мира.

Обыденная картина митра не включает в себя внечеловеческий космос как пространство, в котором объективно располагается Земля. Космическое пространство значимо здесь настолько, насколько оно полезно: если от положения звезд разливы Нила, то непременно возникнет астрономия и астрология, предназначенные для земных практических ориентаций. Луна нужна, чтобы светить влюбленным и озарять путь в темноте. Даже языковые пространственные характеристики ландшафта несут на себе выраженную антропоцентричность: подножье горы, горный хребет, устье реки.

Пространство повседневности выступает человекоразмерным, потому что оно освоено человеком: это ухоженные поля и протоптанные тропы не перевалах, море, которое бороздится судами, это мир предметов, сделанных людьми для людей. Неосвоенное, незнакомое, видится как враждебное, чужое, потенциально опасное, бесчеловечное. Так в былые времена, когда планета еще не была целиком охвачена человеческой деятельностью и познанием, многие народы полагали, что «вон за той горой, куда никто сроду не ходил, живут страшные люди о трех головах». Пространство повседневности равно пространству культуры и меряется ее мерками.

Время повседневности также насквозь человечно. Это время природных циклов, с которыми связан труд человека в аграрных обществах, время трудовых ритмов, задаваемых техникой, в современной цивилизации. Это психологическое время человеческих переживаний. Ускорение социокультурных процессов означает ускорение времени, хотя часы и календари, предназначенные для «бесстрастной фиксации» дней и лет, могут показывать один и тот же временной промежуток. Один год бурных событий выглядит в обыденной картине мира как десять лет тихой и безмятежной жизни.

Как уже было неоднократно сказано, человек является естественным центром для повседневного видения реальности. Именно поэтому человеческая жизнь выступает здесь как безосновная и беспредпосылочная данность, как факт, который есть. Все размышления типа «что было бы, если бы мои родители не встретились друг с другом, и я не появился бы на свет» относятся уже к философствованию, к попытке выйти за рамки повседневной картины к гипотетическим возможным мирам. Для собственно-обыденного взгляда вопрос так не стоит, потому что мое появление уже состоялось, и надо думать, как жить, проходить свой жизненный путь, а не гадать о том, что не случилось.

То же самое относится к человечеству как целому. Вопрос о его происхождении не ставится, потому что «зачем гадать о прошлом, когда дай бог выжить в настоящем!». Важно, что человечество есть, позади нас простирается немалая история, теряющаяся во тьме веков, а были наши предками марсианами или обезьянами - не суть важно. Главное, нынче не озвереть! Обыденное сознание вообще не любит копаться в делах давно минувших дней. Оно ориентировано на текущий момент и немного на будущее - то ближайшее будущее, без заботы о котором прожить никак нельзя.

Какова судьба людей как индивидов и как рода? Их судьба проживать жизнь и умирать, уступать место новым поколениям. Обыденная картина мира далека от изображения Вселенской миссии человечества и приписывания ему каких-то особых обязанностей. Главное - прожить жизнь. Желательно последовательно и полно пройти все ее этапы: детство, юность, зрелость, старость. Чувство и понимание человеческой временности, конечности органично вписано в повседневное сознание, хотя и имеет парадоксальный характер. Задача «проживания жизни», которая несет в себе изначальное понимание смертности, сочетается с эмоциональной установкой «жить так, будто смерти нет», любить, дерзать, мечтать, творить, будто впереди - бессмертие. И болтать, и разбазаривать время, будто у нас в запасе вечность. Вот почему уже упомянутый нами Мартин Хайдеггер считал, что только человек, насмерть перепуганный страхом смерти, может кинуться на поиски собственной неповторимой индивидуальности, а «средний обыватель» так и живет «как все», занимаясь болтовней и сплетнями.

Каковы возможности человека? Повседневное сознание не пытается рассуждать об абстрактных возможностях, оно считает возможным все то, к чему люди на сегодняшний день подошли вплотную. Научились добывать атомную энергию? Прекрасно. На Луну слетали - а почему бы и нет? Современное повседневное сознание не ставит пределов возможностям и ничему особенно не удивляется, напротив, оно быстро осваивает всякое новшество, которое ещё вчера могло казаться фантастическим и сногсшибательным. Для повседневности любое открытие и изобретение тут же вписывается в быт, делается чем-то родным, знакомым и практически полезным: «И как мы раньше жили без лазерных принтеров!».

Высшие цели и ценности, существующие в рамках повседневной картины мира (или обычного мировоззрения), диктуются конкретным обществом и конкретной культурой. В самом общем виде можно сказать, что для западного массового сознания характерны ценности самоутверждения и самореализации, богатства, власти, творчества, рационального переустройства мира. Для восточных культур более типичны ориентации на гармонию с природой, на поддержание традиционного характера отношений, предпочтения коллективных интересов личным, хотя ценности богатства и власти сильны на Востоке, как и на Западе. Кроме того, повседневная картина мира никогда не бывает единообразной у всех людей. Скорее, даже она никогда не бывает такой, выступая индивидуальной для каждого конкретного человека, и мы вправе говорить лишь об общих чертах, свойственных повседневному видению мира каждым из нас.

Тема 3. Взгляд науки

Огромное практическое значение науки ХХ в. сделало ее той областью знания, к которой массовое сознание испытывает глубокое уважение и пиетет. Слово науки весомо, и оттого рисуемая ею картина мира часто принимается за точную фотографию реальной действительности, за изображение Вселенной такой, как она есть на самом деле, независимо от нас. Да ведь наука и претендует на эту роль - бесстрастного и точного зеркала, отражающего мир в строгих понятиях и стройных математических вычислениях. Однако за привычным, коренящимся еще эпохе Просвещения доверием к выводам науки, мы часто забываем, что наука - развивающаяся и подвижная система знаний, что способы видения, присущие ей (парадигмы) - изменчивы. А это означает: сегодняшняя картина мира не равна вчерашней. Повседневное сознание все еще живет научной картиной мира прошлых лет и веков, а сама наука уже убежала далеко вперед и рисует порой вещи столь парадоксальные, что сама ее объективность и беспристрастность начинает казаться мифом…

Наш век, последнее десятилетие которого вот-вот истечет, стал веком коренной смены парадигм научного мышления и радикального изменения естественнонаучной картины мира. Вплоть до начала нынешнего столетия в науке господствовала возникшая в Новое время ньютоновско-картезианская парадигма - система мышления, основанная на идеях И.Ньютона и Р.Декарта. Последнему принадлежала идея принципиальной двойственности реальности: материя и ум - различные, параллельные друг другу субстанции. Отсюда следовало, что материальный мир можно описать объективно, не включая в описание человека-наблюдателя с его специфической позицией, с его субъективностью. Можно сказать, что сама идея «строго-объективной науки» вырастает из декартовских онтологических построений.

Сразу стоит отметить, что научная картина мира, возникшая из учений Декарта и Ньютона, отбросила один очень важный момент, присутствовавший как у одного, так и у другого «патриарха»: фигуру Бога. Рационально-механистический образ мира, сформировавшийся в трудах последователей, демонстрирует нам мир как единый и единственный: мир твердой материи, подчиненный жестким законам. Сам по себе он лишен духа, свободы, благодати, он безмолвен и слеп. Физикалистски понятая действительность - гигантские космические просторы, в которых движутся по четким траекториям массы материи - не несет в себе никакой необходимости появления человека и сознания. Человек в этом мире - ошибка, описка, курьезный случай. Он - эпифеномен (побочный продукт) звездной эволюции. Лишенная Бога и сознания Вселенная не живет, а существует без смысла и цели, более того, всякий смысл для нее - ненужная роскошь, арабеска, разрушающаяся под влиянием закона энтропии.

Механистическая Вселенная Ньютона состоит из атомов - маленьких неделимых частиц, обладающих постоянной формой и массой и связанных таинственным законом тяготения. Она организована в трехмерное пространство классической эвклидовой геометрии. Это пространство абсолютно, постоянно и всегда находится в покое. Оно представляет собой большое вместилище тел, само по себе нисколько от них не завися и лишь предоставляя им возможность перемещения под воздействием силы перемещения. Точно так же время являет собой чистую длительность, оно абсолютно, автономно и независимо от материального мира. Однородным и неизменным потоком течет оно из прошлого через настоящее и будущее. В целом Вселенная предстает как огромный полностью детерминированный часовой механизм, в котором действует непрерывная цепь взаимосвязанных причин и следствий. Если бы можно было получить точную информацию о каждом звене этой цепи, то стало бы вполне возможным совершенно точно реконструировать любую ситуацию прошлого и предсказывать события будущего без всяких погрешностей.

Вселенная, представленная в виде комплекса механических систем, развивается без участия какого бы то ни было сознания и разума. Вся ее история, начиная от «большого взрыва» до сегодняшнего дня - результат слепого и стихийного движения материальных масс. Жизнь зарождается в первозданном океане случайно как результат беспорядочных химических реакций, и пойди процесс чуть по-другому, сознание никогда не проявилось бы в бытии. С физикалистской точки зрения появление жизни и сознания - не только загадка, но и явление достаточно странное, абсурдное, так как оно противоречит второму началу термодинамики, утверждающему, что всякая сложная система неуклонно стремится стать простой, но не наоборот. Иронизируя по поводу механических взглядов, выдающийся современный ученый Станислав Гроф замечает: «Вероятность того, что человеческая разумность развилась из химического ила первобытного океана благодаря всего-навсего случайной последовательности механических процессов, кто-то недавно очень удачно сравнил с вероятностью того, что ураган, пронесшийся сквозь гигантскую помойку, случайно соберет «Боинг-747».

Пологая человека случайностью, механическая наука не интересуется его судьбой, его целями и ценностями, которые выглядят смешными нелепостями, мгновенной вспышкой сознания в грандиозной машине бессмысленной Вселенной. Субъективное (т.е. принадлежащее человеку, субъекту действия и мышления) перемалывается жерновами объективного. Мир выглядит как нечеловекоразмерный, бесстрастно уничтожающий все человеческое, да и просто не замечающий его.

В начале ХХ в. был сделан ряд открытий, в корне изменивших видение мира современным естествознанием. Теория относительности А. Эйнштейна, опыты Резерфорда с альфа-частицами, работы Нильса Бора, исследования в химии, биологии, психологии и других науках показали, что мир гораздо разнообразнее, сложнее, чем это представлялось механистической науке, и что сознание человека изначально включено в само наше восприятие действительности. «Антропный принцип», о котором еще пойдет речь в других главах, означает: мир таков, каков есть, потому что это мы глядим на него, и всякое изменение в нас, в нашем взгляде, в нашем самочувствии и самосознании меняет картину мира. «Чисто объективное» ее описание - невозможно.

Каким же мир предстает глазами современного ученого?

Согласно теории относительности пространство не трехмерно, а время не линейно. И то, и другое не являются отдельными самостоятельными сущностями. Они тесно переплетены и образуют пространственно-временной континуум. Поток времени не является равномерным и однородным, он зависит от позиции наблюдателя и его скорости относительно наблюдаемого события. Кроме того, в общей теории относительности речь идет о том, что пространство и время находятся в тесной связи с массой тел: возле гигантских космических тел пространство способно искривляться, а время - замедляться.

В новой картине мира исчезает жесткое различие между материей и пустым пространством, так как развитие атомной и субатомной физики разрушило представление о твердой материи. Это значит, что когда мы выходим за рамки «зоны средниз изменений», углубляемся на другие уровни существования материи, то обнаруживается, что элементарные частицы, из которых состоят атомы - невещественны. В квантовой физике один и тот же феномен может выступать и как частица, и как волна, частицы как бы непрестанно создаются из чистой энергии и возвращаются в собственно-энергетическое состояние. Это сплошная динамика, которая не позволяет говорить о фиксированном месте в пространстве и о массе покоя. Элементарные частицы являют собой сгустки поля.

На субатомном уровне материя не столько существует, сколько «проявляет тенденцию к существованию», внутри атомные события выступают как неопределенные, случающиеся, спонтанно возникающие и могут быть описаны лишь на языке математических вероятностей. Таким образом, в области квантовых взаимодействий не может быть и речи о причинности, присущей ньютоновско-картезианскому отображению мира.

Работы Нобелевского лауреата Ильи Пригожина, посвященные так называемым диссипативным структурам в химических реакциях, положили начало новому принципу осмысления действительности: «порядок через флуктуации». В свете этого принципа, признающего за Вселенной первичную динамическую неопределенность, оказалось возможным выработать новое понимание эволюции. Второй закон термодинамики не всесилен, ибо все существующие системы имеют прирожденную способность мутировать в направлении большей сложности. Одна и та же энергия, одни и те же принципы обеспечивают эволюцию на всех уровнях: от физико-химических процессов до человеческого сознания и социокультурной информации. Вселенная оказывается единой во всех своих пластах, живой, развивающейся, восходящей на новые ступени бытия.

На базе подходов, отбросивших старые представления, возникают радикалистские взгляды. К ним принадлежит, например, «шнуровочная философия природы» Джеффри Чу, разработанная для одного типа субатомных частиц - адронов. Вселенная для нее - это бесконечная сеть взаимосвязанных событий. Они как зеркала, отражающиеся друг в друге, как живой клубок, где одно непрерывно перетекает в другое. Все теории естествознания - лишь создания человеческого разума, только версии бытия, и их не надо путать с самой реальностью, которая в следующий момент может повернуться совсем другой стороной.

Целый ряд современных физиков приблизился к мистическому мировоззрению. Сейчас на русский язык уже переведена книга Фритьофа Капры «Дао физики», устанавливающая связь между физическими открытиями ХХ столетия и древними истинами, трактующими мир как иерархию ритмических вибраций единого вселенского начала, духа - энергии. Современные естествоиспытателями все более обращаются к опыту индуизма, буддизма, даосизма, к оккультным учениям, усматривающим в основе мироздания творческое сознание. Человек, таким образом, перестает быть обмолвкой природы, а становится законным проявлением внутренних потенций действительности. Одна из его главных задач - познание собственного места в бытии и понимание того, что вся Вселенная пронизана токами разума, наполнена смыслом.

Современная научная картина мира динамична, противоречива. В ней больше вопросов, чем ответов. Она изумляет, пугает, ставит в тупик, шокирует. Но ничего не поделаешь. Поисками познающего разума нет границ, и в ближайшие годы мы, возможно, будем потрясены новыми открытиями и новыми идеями. А сейчас обратимся к картинам мира, которые не меняются веками и служат объяснением устройства мироздания для многих поколений. Они качественно иные и обращены к сложному взаимодействию мира людей и мира высших сил.

Тема 4. Религиозные версии мироздания

Слово religio означает по латыни благочестие, святость и восходит к глаголу religare - связывать, соединять. Очевидно, в этом случае речь идёт о связи с иномирностью, с другими измерениями бытия. Все религии во все времена считают, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна. Она носит производный, тварный характер, по сути своей - вторична. Она - результат, или проекция другой настоящей, истинной реальности - Бога или богов.

Таким образом, религии удваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Эти силы обладают совсем иными качествами, чем те, что непосредственно знакомы нам по обыденной жизни. Они могучи, таинственны, чудодейственны с точки зрения эмпирического человека. Их власть над земным бытием если не абсолютна, то огромна. Мир божественного определяет людей в их физическом бытии, и в ценностном строе.

Современные религии не отрицают достижений естествознания, теорий, связанных со строением материи и, тем более, практического изменения науки. Но они всегда подчеркивают, что дело науки - изучать только физический мир, только сферу потустороннего. Дальше простирается область религии и, может быть, философии. Главное, чтобы, увлёкшись земными заботами, человечество не забывало, что оно не автономно, что над ним существуют высшие вечные инстанции, их неусыпный надзор и их суд.

В нашу задачу здесь не входит обсуждение вопроса о том, есть ли Бог на самом деле. Внутренне чувство и убеждения каждого человека подсказывают ему: верить или не верить и во что именно. Мы лишь дадим краткий обзор картин мира в разных религиях, как делают это объективистские настроенные культурологи. Раз уж религиозные картины мира существуют, то надо знать, каковы они. Сразу необходимо отметить, что религиозное сознание невозможно без культа: обрядов, ритуалов, богослужений, молитв, и необходимых для этого храмов, утвари и т.д. Культ - это особая духовная практика, которая призвана соединить верующего с высшим миром, которая позволяет ему быть услышанным всемогущими божественными силами.

Центральный пункт любой религиозной картины мира - образ Бога или богов, представление о том, что же являет собой высшая истинная реальность. В развитых монотеистических религиях (т.е. религиях, признающих одного верховного всемогущего Бога) существует два типа богословия: катафатическое и апофатическое. Катафатическое богословие позволяет говорить о Боге и давать ему на человеческом языке характеристики в превосходных степенях: Бог вездесущ, всемогущ, всеблаг и т.д. Апофатическое богословие считает, что Бога можно познать только сердцем, только в откровении, и человеческий язык не в силах выразить божественных качеств, ибо они разительно отличаются от человеческих. Потому в логике Бог может быть определён только отрицательно: он не то, не то и не то… Что касается не богословского, а повседневного сознания, то оно всегда конкретизирует образ Бога и придаёт ему, как правило, человеческую внешность: облик возвышенный и грозный.

Бог представляет собой высшую власть над земным миром, однако в разных религиях эта власть может быть как безграничной, так и ограниченной. В политеистических представлениях (представлениях о существовании множества богов) главный бог (например, Зевс у древних греков) подчиняется космической необходимости, судьбе так же, как и люди. Ему отмерен свой век, своё время, хотя и гораздо более долгое по сравнению с человеческим. Зевс не создаёт земного мира и тем более Космоса, не создаёт их и Будда в буддизме. Будда не только творец мира, но и не управитель. Он лишь наставляет богов, которых в буддизме - огромное множество. В отличие от Зевса, подчинённого слепой судьбе, Будда рождается и умирает по собственному усмотрению, хотя, вообще-то мог бы непрерывно пребывать в состоянии нирваны - запредельного высшего блаженства, которое не является ни бытием, ни небытием. Абсолютным всесилием и бессмертием обладает христианский Бог.

Христианский Бог - очень сложная для понимания фигура (впрочем, на это можно возразить, что религия не требует понимания умом, а требует эмоционального переживания). Он - личный абсолют. Т.е. это - безличное творящее и законосозидающее начало, именуемое Отец, и в то же время - это личность, Иисус Христос, Сын, интимное духовное Ты, навстречу которому открывается душа. Кроме ипостасей Отца и Сына Бог обладает ещё и третьим проявлением - Духа Святого. Все три лица неслиянны и неразделимы.

Христианский Бог творит мир из Ничего и самовластно управляет им: без воли божьей ни один голос не упадёт с человеческой головы. В то же время Бог, создавая людей, наделяет их свободой выбора, и они сами вольны решать, следовать им за небесным Отцом или предаться злу. Это одно из противоречий христианских религиозных представлений: человек и свободен, и предопределён. Богу в христианстве противостоит фигура Дьявола, который является падшим ангелом: он первым извратил дарованную Богом свободу и создал сферу зла. Но Дьявол - только обезьяна Бога, он сам не выступает созидательным началом и может лишь переманивать на свою сторону заблудшие души. Таким образом, в христианской картине мира отношение добра и зла несимметрично: Бог всегда сильнее, он - заведомый победитель. Он вечен и всё ему подвластно.

Каково пространство в религиях? В любом случае оно удвоено: это пространство обычного эмпирического мира, где живём мы с вами, и пространство запредельное: Небо и адские слои. В древнем политеизме у тех же греков Олимп, где обитают боги - всего лишь гора, хотя и высокая. А вот и в буддизме, и в христианстве Небо весьма сложно устроено. Собственно, в буддизме даётся многоступенчатая пространственная модель мира как целого: существует 31 ступень бытия, причём с каждой ступенью одухотворённость увеличивается. Первые 11 ступеней называются кармалока, они связаны с кармой - законом воздаяния. На самых нижних ступенях расположены обитатели ада, а на верхней - прозрачные божества, пребывающие в неге и блаженстве. С 12-й по 27-ю ступень простирается рупалока - мир духовных форм, а ещё выше, 28-31-я ступень - находится арупалока - мир бесформенного духа, пустоты, называемый также «космическим телом Будды».

Христианство тоже выстраивает свою иерархию высшего мира, куда входят сонмы ангелов, разных чинов, различающиеся по их близости к Богу. Внизу - ангелы в узком смысле слова, архангелы и начала, выше - ангелы господства, силы и власти, и в непосредственной близости от божественной троицы располагаются херувимы, серафимы и престолы. К божественному миру относится сфера рая - дивного неземного блаженства, которым упиваются праведные бессмертные души. Противоположностью рая выступает ад, где души грешников, расплачиваются за свои злодеяния вечными муками. Правда, в соответствии с неканоническими представлениями Христос спускался в ад, благодаря чему адские муки перестали быть вечными, и каждая душа приобрела возможность спасения, однако такой взгляд разделяется далеко не всеми.

Часть сакрального (священного) пространства присутствует и в земном эмпирическом мире. Это пространство храмов, которое становится особенно близким к Богу во время богослужений.

Разнятся в религиозных картинах мира и представления о времени. Для политеизма древних греков мифологическое время выступает, прежде всего, как циклическое, история не имеет направленности. Некогда из первозданного Хаоса появился Космос, и с тех пор мир живёт комическими природными циклами, связанными с землевладельческими работами. Правда, в некоторых античных источниках мы встречаем мнение о том, что нынешнее человечество оставило позади Золотой век и нынче пребывает в веке Железном, однако такое видение, скорее исключение, чем правило.

Буддизм рассказывает нам о периодах космического времени, которые носят название «кальпы». Каждая кальпа длится 4 миллиарда 320 миллионов лет, после чего происходит сгорание Вселенной. Причиной гибели мира всякий раз становятся накопленные грехи живых существ. Кальпы делятся на меньшие циклы - юги: Крита-юга, Трета-юга, Двапара-юга и Кали-юга, которая называется также Железным веком, и в которой мы пребываем сейчас. Кроме того, буддизм, как и другие религии, имеет своё мифологическое время, в котором происходят чудесные события: рождение Будды, подвиги многочисленных богов и героев. Мифологическое время всякой религии - судьбоносные дни и часы - находит своё выражение в религиозных праздниках. Тогда обычное время превращается для верующего в сакральное. Всякий торжественный праздничный обряд - это символическое воспроизведение священного события, расположенного в мифологическом событии. Если мы празднуем Рождество Христово, то символически рождение Христа происходит снова и снова, а верующий выступает в этом случае как лицо, лично причастное к великому и прекрасному событию.

Для христианства мировое время оказывается, выстроено линейно. История - это путь, который имеет своё начало, череду важных промежуточных этапов-событий и венчается концом. История не циклична, не бессмысленна, она следует в определённом направлении, и направление это определено Богом. Сотворение мира, грехопадение, пришествие Христа - те вехи пути, которые уже миновали. Грешное человечество направляется к следующей вехе - второму пришествию и Страшному суду, после которых всё в корне изменится, в том числе исчезнет нынешнее человеческое время: последовательность убегающих дней, заставляющих людей стариться и умирать.

Каково же место человека в религиозных картинах мира? В древнегреческих представлениях этот вопрос не становится предметом специальной рефлексии. Человек создан богами, которые, в сущности, очень похожи на людей, хотя и тесно связаны с природными стихиями. Подобно богам, он имеет свою судьбу и должен идти по жизни как героический фаталист, принимающий всё, что посылает ему неумолимый рок. Он полон духа соревновательности и самоутверждения, ищет побед, его достоинство состоит в возможности смело глядеть в глаза смерти, над которой он может и посмеяться презрительным смехом Олимпийских богов. Когда приходит его час, он превращается в тень царстве мёртвых, где подземные власти решают, должен ли он расплачиваться за свои грехи и дерзости, либо может отправиться на блаженные острова. Для греков жизнь человека - не проблема, а просто жизнь, которую надо прожить, как положено.

Буддизм видит судьбу человека как чрезвычайно печальную. Человек принадлежит к низшим ступеням мира форм, он подчинён закону кармы - причин и следствий. Всякий раз конкретная форма распадается, тело умирает, но причины, созданные поведением человека при жизни, определяют, где и кем ему снова родиться. Душа возвращается в мир, исполненный страданий, и пожинает плоды своего прошлого поведения, хотя и не помнит, чем провинилась прежде. Поскольку земная жизнь - это сплошное страдание (болезни, утраты, разочарования, смерть), постольку высшая цель для человека - «остановить колесо сансары», прекратить цепь перерождений, которая тянется в дурную бесконечность. Мудрец желает стать Буддой, т.е. просветлённым, тем, кто способен отказаться от желаний, порождающих страдания, и перейти в состояние нирваны - вечного блаженного покоя, при котором личность растворяется во Вселенской пустоте. Потеря личности, индивидуальности, обладающей желаниями - важнейшая цель человека. От индивидуальности - всё злою. В буддизме избавиться от «я» и побороть страсти, привязывающие к земле, человеку помогают Бодхисаттвы - существа, которые уже могли бы быть Буддами, но задержались для того, чтобы помочь всем страдающим обрести истинный путь.

Христианство как никакая другая религия рассматривает бытие человека в качестве трагического и разорванного. Дело в том, что человек создан по образу и подобию божьему, он может быть поистине «сыном божьим», соработником Бога, но грех Адама и Евы выбросил человечество из райских рощ на землю, в мир, полный тягот, несовершенства и смерти. Человек грешен. Грешен любой, даже новорождённый младенец, который наследует первородный грех уже в силу того, что рождён на земле плотскими родителями и потому несёт в себе зёрна всех страстей, плодящих зло. Человек, имеющий душу - божественную искру, тем не менее, всё время употребляет не по назначению драгоценный подарок от Бога - свободу. Он применяет её для удовлетворения плотских желаний, жажды власти, самоутверждения, для того, чтобы тешить свою гордыню. Но всех людей ждёт впереди Страшный суд, который определит посмертную судьбу каждого. Воскрешённые Господом в теле (а душа и тело для христианства едины), одни обретут вечное блаженство, другие - вечные муки. Поэтому, тот, кто хочет получить бессмертие в раю, должен следовать всем нравственным поучениям христианской церкви, твёрдо верить в основные положения христианства, молиться Христу, вести праведный и добродетельный образ жизни, не поддаваясь искушениям плоти и гордыни. Христос всегда помогает ревностно верующему побороть грех.

Таковы религиозные картины мира, тесно связанные с религиозным мировоззрением.

Тема 5. Философия: человек и мир

Философские картины мира очень многообразны, однако все они строятся вокруг отношения мир - человек. Впрочем, вполне приемлема и инверсия: человек - мир. Собственно на этом различении строятся две ведущие линии в философском знании, которые можно условно называть объективистской и субъективистской.

Объективистские концепции, независимо от того, являются они материалистическими или идеалистическими, отдают приоритет миру, пологая, что он так или иначе объективен, т.е. не зависит в своем существовании и качествах от желаний субъектов и человеческого способа видения. Истина для всех едина: для людей, богов, демонов и любых разумных существ. Если к нам прилетит сороконожка с Юпитера, у которой уши на ногах, а видит она исключительно в инфракрасной части спектра, истины и законы логики будут для неё те же, что и для нас, так как они отражают объективные характеристики действительности (или, напротив, эмпирическая действительность есть выражение объективных логических законов). Объективистские философские концепции полагают, что мы все можем и должны находить общие позиции по вопросу о качествах действительности и своём месте в ней, а те, кто упрямствует в отстаивании особой позиции - просто заблуждается , впадает в иллюзию. Ярким примеров объективистских концепций были философия Гегеля и Маркса. Учения этого типа очень высоко ценят роль познания в жизни людей, т.к. считают что рациональное знание непосредственно связывает нас с истиной и показывает мир таким, какой он есть.

Противоположностью объективизма является субъективизм, когда мир, общий для всех живущих субъектов, заменяется на множество «мирков». Я - сам себе вселенная, я вижу действительность исключительно со своей точки зрения, пребыванию в своих ситуациях, и безмерно одинок, потому что никто не может разделить со мной моего индивидуального мира, становящегося тюрьмой. Вся иная действительность преломляется через моё уникальное «я», потому, вообще-то, трудно сказать, есть ли что-нибудь объективное. Всё зависит от меня, и мир как бы сплавляется со мной, становится моей проекцией, результатом моей активности. Границы между «я» и миром размываются при доминировании личностного начала. Ярким примером субъективизма такого рода выступает философия Ж.П. Сартра, который считает, что человек, не по своей воле «заброшенный в бытие» - полностью свободен. Общих истин и общих правил нет. Каждый проходит через жизнь на свой страх и риск, делая, всё что пожелает, и отвечая только перед самим собой. Поддастся общим истинам и взглядам - значит предать самого себя.

Огромное «пространство» между двумя крайними полюсами и составляет поле философского поиска. Собственно, важнейшей философской проблемой является вопрос: что в мире - от нас, и что в мире - от самого мира? Что от субъективности и что от объективности? Что зависит от человека и что не зависит? Как в старой молитве: «Господи, дай мне понять, что я могу изменить, дай мне понять, чего я изменить не могу, и научи отличать первое от второго!» Философия уже две с половиной тысячи лет пытается отличать, хотя её поиски не всегда успешны.

Философы, желая понять мир, одновременно стараются разобраться в том, возможно ли вообще его постижение и как именно оно возможно? Можем ли мы получать объективные истинные знания или всякая наша обращенность к миру есть взгляд через искажающие очки потребностей и пристрастий? Великий философ 18 века Иммануил Кант выдвинул идею о том, что пространство и время, через которое мы воспринимаем действительность, есть лишь способ нашего человеческого видения, и каков мир «сам по себе» - совершенно неизвестно. «Ну и не надо нам этого знать!» - сказали в последствии философы прагматисты, - главное - получить практические результаты, а что там на самом деле, совсем не важно! Однако другие философы не согласились с таким отказом от познания, и решили, если уж и не пробиваться к реальности «самой по себе», то, по крайней мере, выработать единую точку зрения на то, каким мир для нас представляется.

В западной философии в наши дни доминируют и спорят между собой два основных подхода. Согласно первому, никаких общих точек зрения на мир и судьбы человека вообще быть не может. Каждый человек и каждый философ «варятся в собственном соку» и не имеют выхода к своим братьям по разуму.

В соответствии со вторым, возможно взаимопонимание между людьми, а, значит, и формирование единых, общезначимых представлений о том, что являют собой мир и человек. Как бы то ни было, философы всегда общаются между собой, с другими людьми и ищут общий язык общие ракурсы видения, несмотря на то, что «субъективных миров» действительно много, и они порой довольно далеко отстоят друг от друга.

Чтобы не впадать в крайности, можно сказать, что мир, в котором протекает наша жизнь - это сплав субъективного и объективного, того, что зависит, и того, что вовсе не зависит от нас, и эта сложная диалектика каждый раз конкретно рассматривается философией на новом уровне и в новой исторической обстановке. При этом философы обсуждают проблему мира и человека на понятном языке и никогда ничего не берут просто на веру. Их дело - во всём сомневаться, всё подвергать строгому критическому анализу и никогда не останавливаться на достигнутом уровне знания. В этом философия противоположна религии, стремящейся точно воспроизводить древний канон. Философская картина мира - это картина, бесконечно рисуемая пытливым интеллектом, включающая сложное переплетение человеческого и вне человеческого, материального и духовного минутного вечного.





Учебно-методическая разработка урока по дисциплине «Основы философии» на тему «Человек во вселенной».



Составитель: Ткаченко Т.С. - преподаватель философии и истории


Учебно-методическая разработка урока по основам философии на тему «Человек во Вселенной»

28


© 2010-2022