• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 05 Метрология, стандартизация и сертификация для специальности 15. 02. 08 «Технология машиностроения»

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 05 Метрология, стандартизация и сертификация для специальности 15. 02. 08 «Технология машиностроения»

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СПО РО «Ростовский-на-Дону колледж радиоэлектроники, информационных и промышленных технологий»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.05 Метрология, стандартизация и сертификация


для специальности

15.02.08 «Технология машиностроения»






















2014

СОГЛАСОВАНО

Начальник учебного отдела

____________ Е.Н. Круглова

«___» ___________ 2014 г.

ОДОБРЕНО

Цикловой комиссией

Промышленных технологий

Председатель

___________ Л.П. Панченко

«___» ___________ 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебно-методической работе

_____________ Н.Е. Анисимова

«___» ___________ 2014 г.



Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 15.02.08 «Технология машиностроения».

Разработчик:

Ирина Сергеевна Ермолаева - преподаватель первой квалификационной категории ГБОУ СПО РО «РКРИПТ»

рецензенты:

Ефремов О.А. - начальник метрологической службы Ростовских городских электрических сетей ОАО «Донэнерго»

_________________________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, квалификационная категория, должность

Панченко Л.П. - преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО РО «РКРИПТ»

__________________________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, квалификационная категория, должность


Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 05 Метрология, стандартизация и сертификация для специальности 15.02.08 «Технология машиностроения»

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 05 Метрология, стандартизация и сертификация для специальности 15.02.08 «Технология машиностроения»

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 05 Метрология, стандартизация и сертификация для специальности 15.02.08 «Технология машиностроения»

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 05 Метрология, стандартизация и сертификация для специальности 15.02.08 «Технология машиностроения»

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«метрология, стандартизация и сертификация»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО:

Специальность

Укрупненная группа

специальностей

15.02.08 «Технология машиностроения»

15.00.00 «Машиностроение»

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при профессиональной подготовке кадров технической направленности при наличии среднего общего образования и при повышении квалификации и переподготовке при наличии среднего профессионального образования.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена.

В структуре программы подготовки специалистов среднего звена учебная дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» является общепрофессиональной и входит в профессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины.

В результате изучения обязательной части цикла студент должен

уметь:

- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;

- применять документацию систем качества;

- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов.

знать:

- документацию систем качества;

- единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;

- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;

- основы повышения качества продукции.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента - 105 часов,

в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки студента - 70 часов;

- самостоятельной работы студента - 35 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


практические занятия

6

лабораторные работы

4

Самостоятельная работа студента (всего)

24

в том числе:

Работа с конспектом и учебной литературой. Подготовка сообщений, докладов, создание презентаций по теме. Выполнение индивидуальных заданий. Работа с нормативной документацией. Подготовка к практическим и лабораторным занятиям.

Форма промежуточной аттестации по дисциплине - дифференцированный зачёт


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины « Метрология, стандартизация и сертификация »

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Система допусков и посадок для гладких элементов деталей


24


Тема 1.1

Основные понятия о размерах, отклонениях и посадках

Содержание учебного материала

4

1

1

Нормативные документы по обеспечению взаимозаменяемости и нормированию точности.

2

Основные термины. Графическое изображение размеров и отклонений.

3

Основные понятия о посадках в системе отверстия и в системе вала.

Самостоятельная работа студентов

2


Определение предельных размеров и графическое построение поля допуска по заданной посадке

Тема 1.2.

Система допусков и посадок для гладких элементов деталей

Содержание учебного материала

4

2

1

Общие понятия о системах допусков и посадок.

2

Единая система допусков и посадок (ЕСДП).

3

Рекомендации по выбору допусков и посадок. Указание точности размеров.

Практические занятия

2


№ 1

Определение параметров посадки и построение схемы полей допусков

Самостоятельная работа студентов

3

Определение допуска посадки и построение схемы полей допусков

Тема 1.3.

Нормирование точности формы и расположения поверхностей

Содержание учебного материала

2

1

1

Поверхности: свободные и прилегающие

2

Отклонения и допуски формы и расположения поверхностей

3

Терминология, виды и условные обозначения.

Самостоятельная работа студентов

1


Изучение условных обозначений геометрических форм и отклонений взаимосвязанных поверхностей

Тема 1.4.

Шероховатость поверхностей

Содержание учебного материала

2

1

1

Параметры шероховатости, их определения, порядок численных значений

2

Основные указания по применению отдельных параметров и их комплексов

3

Условные обозначения шероховатости поверхности. Понятие о волнистости

4

Связь точности, формы и шероховатость поверхностей с технологическими факторами и точностью размеров

Самостоятельная работа студентов

1


Изучение связи точности посадок с классом шероховатости сопрягаемых поверхностей

Тема 1.5.

Точность размерных цепей

Содержание учебного материала

2

1

1

Основные понятия. Виды размерных цепей

2

Методы расчета размерных цепей при обеспечении неполной и полной взаимозаменяемости

Самостоятельная работа студентов

1


Решение размерных цепей на "Мах" и "Мin"

Раздел 2.

Метрология и средства измерения


21


Тема 2.1.

Основные положения в области метрологии

Содержание учебного материала

2

1

1

Правовые основы, цели, задачи, принципы, объекты и средства метрологии.

2

Государственная система обеспечения единства измерений.

3

Понятие об измерительных единицах физических величин.

4

Классификация измерительных средств и методов измерений, метрологические показатели средств измерения.

5

Выбор измерительных средств.

6

Государственный метрологический контроль и надзор.

Самостоятельная работа студентов

1


Определение погрешности измерительного инструмента.

Тема 2.2.

Средства для измерений линейных размеров

Содержание учебного материала

4

2

1

Плоскопараллельные концевые меры длины. Штангенинструменты.

2

Микрометрические инструменты. Индикаторы часового типа. Миниметры.

Самостоятельная работа студентов

2


Выбор штрихового измерительного инструмента по заданным условиям. Расчёт блока плоскопараллельных концевых мер длины на заданный размер.

Тема 2.3.

Гладкие калибры и их допуски


Содержание учебного материала

2

2

1

Классификация калибров, материалы калибров.

2

Калибры рабочие, приемные и их применение.

Лабораторные занятия

2


№ 1

Контроль продукции гладкими калибрами

Самостоятельная работа студентов

2

Определение по справочнику исполнительных размеров калибра "Пробка" или "Скоба" на заданный размер

Тема 2.4.

Методы и средства измерения точности элементов деталей

Содержание учебного материала

2

2

1

Средства измерения углов и конусов резьб.

2

Контроль шлицевых и зубчатых соединений.

Лабораторные занятия

2


№ 2

Измерение параметров резьбы

Самостоятельная работа студентов

2

Выбор типа измерительного инструмента для измерения углов по заданным условиям. Изучение способов контроля шлицевых и зубчатых соединений.

Раздел 3.

Стандартизация и виды нормативных документов

21


Тема 3.1.

Система стандартизации

Содержание учебного материала

2

1

1

Правовые основы, цели, принципы объекты и средства стандартизации.

2

Основные термины и определения в области стандартизации.

3

Межгосударственная стандартизация в СНГ.

4

Государственная стандартизация Российской Федерации.

Самостоятельная работа студентов

1


Изучение шифровки стандартов на примере ГОСТ 2.6475-82.

Тема 3.2.

Принципы и методы стандартизации

Содержание учебного материала

2

1

1

Принцип стандартизации. Общая характеристика методов стандартизации.

2

Математические методы. Предпочтительные числа. Параметрические ряды.

Самостоятельная работа студентов

1


Выбор из параметрических рядов соответствующих диаметров по заданным условиям.

Тема 3.3.

Система общетехнических стандартов

Содержание учебного материала

2

2

1

Цели, принципы создания, структура, содержание и обозначение стандартов Единой системы допусков и посадок (ЕСДП), Единой системы технологической документации (ЕСТД), Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ), Системы разработки и постановки продукции на производстве (СРИП).

2

Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации (ЕСККТЭК).

3

Система обозначения изделий и конструктивной документации ГОСТ 2.201-80 СОИКД.

Практические занятия

2


№ 2

Оформление текстовых документов в соответствии с действующими нормативными документами.

Самостоятельная работа студентов

2

Изучение шифровки систем стандартизации: ЕСДП; ЕСДТ; ГСИ; СРПП; ЕСКД; ЕСККТЭК.

Тема 3.4.

Организация работ по стандартизации. Нормоконтроль

Содержание учебного материала

2

2

1

Органы и службы стандартизации Государственный контроль и надзор.

2

Порядок разработки, внедрения и обновления нормативных документов.

3

Информационное обеспечение в области стандартизации.

4

Нормоконтроль технической документации.

Практические занятия

2


№ 3

Нормоконтроль текстовой технической документации.

Самостоятельная работа студентов

2

Подготовка к практическому занятию. Работа с конспектом и учебной литературой.

Тема 3.5.

Экономическая эффективность стандартизации

Содержание учебного материала

2

1

1

Принципы и методы расчета экономической эффективности стандартизации.

Самостоятельная работа студентов

1

Подготовка сообщений по теме.

Раздел 4.

Сертификация

6


Тема 4.1.

Сертификация продукции

Содержание учебного материала

2

1

1

Основные термины и определения в области сертификации.

2

Организационная структура сертификации, система сертификации.

3

Порядок и правила сертификации, схема сертификации, обязательная и добровольная сертификация.

Самостоятельная работа студентов

1


Подготовка докладов по теме.

Тема 4.2.

Управление и обеспечение качества продукции

Содержание учебного материала

2

1

1

Единая система государственного управления качества продукции.

2

Международная система стандартов по обеспечению качества.

3

Применение нормативных актов в процессе управления качеством продукции, юридическая природа стандарта.

Самостоятельная работа студентов

1


Создание презентаций по теме.

Всего

72


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета метрологии, стандартизации и сертификации.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- демонстрационные пособия;

- учебная доска,

- индикатор часового типа,

- плоскопараллельные концевые меры длины,

- рычажная скоба,

- гладкие резьбовые калибры.

Технические средства обучения:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска.

Лицензионное программное обеспечение.

Microsoft Office Word 2010.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1 Багдасарова Т.А. Допуски и технические измерения. Лабораторно-практические работы. - М.: ОИЦ «Академия», 2013.

2 Багдасарова Т.А. Допуски и технические измерения. Рабочая тетрадь. М.: ОИЦ «Академия», 2013.

3 Зайцев С. А. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении: Учебник. - М.: ОИЦ «Академия», 2013.

4 Ильянков А. И., Марсов Н. Ю. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении. Практикум. - М.: ОИЦ «Академия», 2013.

Дополнительные источники:

1 ГОСТ 2.105 -95. ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.

2 ГОСТ Р 1.0-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения.

3 ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

4 Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О техническом регулировании".

5 Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "Об обеспечении единства измерений".

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

студент должен уметь:

оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой на основе использования основных положений метрологии, стандартизации и сертификации в производственной деятельности;

- выполнение практических работ № 2, 3,

- практическое задание;

- дифференцированный зачет.

применять документацию систем качества;

- выполнение лабораторной работы № 1;

- дифференцированный зачет.

применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов.

- выполнение практической работы № 1;

- выполнение лабораторной работы № 2;

- практическое задание;

- дифференцированный зачет.

студент должен знать:

документацию систем качества;

- тестовый контроль;

- внеаудиторная самостоятельная работа;

- дифференцированный зачет.

единство терминологии, единиц измерения с действующими стандартами и международной системой единиц СИ в учебных дисциплинах;

- выполнение практических работ № 1, 2, 3;

- тестовый контроль;

- теоретическое задание;

- практическое задание;

- внеаудиторная самостоятельная работа.

основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;

- выполнение практических работ № 1;

- тестовый контроль;

- теоретическое задание;

- практическое задание;

- внеаудиторная самостоятельная работа;

- дифференцированный зачет.

основы повышения качества продукции.

- теоретическое задание;

- расчётное задание;

- внеаудиторная самостоятельная работа;

- дифференцированный зачет.


© 2010-2022