Проект «Мини-музей «Кладовая природы»»

Перспективное планирование деятельности      Работа по данному проекту обеспечивает комплексно-тематический подход в организации детской деятельности и интеграции образовательных областей. Проект «Мини-музей «Кладовая природы» был разбит на несколько подпроектов: 1. «Песочная сказка» (октябрь). Цель: Познакомить со свойствами сухого и влажного песка. 2. «Волшебные свойства глины» (ноябрь). Цель: Познакомить со свойствами сухой сырой глины. 3. «Эти загадочные камни» (декабрь). Цель: Познакомить с...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации городского округа Коломна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 15 «Светлячок»



Групповой информационно-исследовательский проект



«Мини-музей «Кладовая природы»»




«Понимание природы,

гуманное, бережное отношение к ней -

один из элементов нравственности,

частица мировоззрения»

(Константин Георгиевич Паустовский)








Выполнила:

Воспитатель средне группы «Хорошки»

Бондарец Наталья Аркадьевна






Коломна 2014 - 2015



Информационный паспорт проекта


Тема проекта

«Мини-музей «Кладовая природы»»

Цель

Создание мини-музея, способствующего формированию элементарных естественно-научных представлений о земле, природе; развитию познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Задачи

  • Формирование образа музея как «храма культуры», в котором хранятся коллекции, имеющие ценность для всего народа;

  • Формирование собственного познавательного опыт у детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств;

  • Развитие у детей умения делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы;

  • Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

  • Развитие любознательности, творческих и коммуникативных способностей детей;

  • Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей, развитие положительных эмоций средствами природы, радости новых открытий, познания мира и науки;

  • Развитие коммуникативных навыков, способствующих оптимальной социализации личности ребенка;

  • Обеспечение непрерывности экологического образования в системе: ДОУ - семья;

  • Формирование партнёрских взаимоотношений между педагогами, детьми и родителями.

Участники проекта

  • Воспитанники среднего дошкольного возраста

  • Воспитатель ДОУ

  • Родители воспитанников

Тип проекта

Информационно-исследовательский;

Вид проекта

  • по характеру содержания: включает ребёнка и природу;

  • по характеру участия ребёнка в проекте: исполнитель, эксперт;

  • по характеру контактов: осуществляется внутри средней группы в контакте с семьёй;

  • по количеству участников: фронтальный;

  • по продолжительности: долгосрочный.

Продолжительность проекта

Октябрь 2014г. - май 2015г.

Интеграция

образовательных

областей

  • Социально-коммуникативное развитие;

  • Познавательное развитие;

  • Речевое развитие;

  • Художественно-эстетическое развитие;

  • Физическое развитие.

Материально-технические ресурсы

  • Организация детской лаборатории, где выделено место: для постоянной выставки (различные коллекции, редкие экспонаты), для приборов, для хранения материалов (природного, бросового, неструктурированного), для проведения опытов.

  • Подбор и постоянная выставка научно-популярной и художественной литературы.

  • Обогащение и пополнение природного материала, специальных приборов-помощников для опытно-экспериментальной деятельности в детской лаборатории.

  • Использование современных технических средств обучения (DVD, магнитофон, мультимедиа).

  • Создание сборника наблюдений на прогулке, включающего тематические наблюдения, художественное слово и загадки.

  • Создание сборника опытов в лаборатории с детьми.

Предполагаемый

результат

  • Становление образа музея как «храма культуры», бережного отношения к нему;

  • Расширение познавательного интереса, интереса к экспериментированию, умения анализировать и делать выводы;

  • Формирование у дошкольников основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;

  • Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому на Земле;

  • Проявление любознательности у детей, творческого воображения, коммуникативных навыков;

  • Стимулирование к развитию индивидуальных качеств каждого ребенка, становления личности;

  • Приобретение положительных эмоций по итогам проделанной работы и как следствие приобретение здорового психологического самочувствия;

  • Формирование положительной самооценки, формирование коммуникативной компетенции у ребенка;

  • Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;

  • Становление сотрудничества между педагогами и родителями, а так же формирование гуманных отношений между детьми и родителями.

Принципы реализации проекта

  • Принцип развивающего образования - деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

  • Принцип проблемности - активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей;

  • Принцип доступности - учёт реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития;

  • Принцип сотрудничества - ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для её развития;

  • Принцип индивидуализации - раскрытие личного потенциала каждого ребёнка;

  • Принцип системности - решение комплекса задач образовательной и воспитательной направленности, что позволяет получить прогнозируемый результат.

Продукт проектной деятельности

  • Оформление мини-музея «Кладовая природы»;

  • Оформление проектной папки;

  • Выпуск альбома «Деревья нашей полосы»;

  • Оформление мини-коллекции «Камни»;

  • Оформление картотеки свойств объектов неживой природы;

  • Оформление картотеки «Опыты в лаборатории музея природы»;

  • Создание сборника наблюдений в природе, включающего тематические наблюдения, художественное слово и загадки;

  • Создание сборника опытов в лаборатории с детьми;

  • Оформление стенгазеты «Юные знатоки природы»;

  • Фотовыставка «Красота родной природы», «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче», «Мои домашние питомцы»;

  • Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»;

  • Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений».

Форма проведения итогового

мероприятия

  • Презентация по теме: «Дети в мини-музее родной природы»

  • Итоговое занятие «В гостях у музея»

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный -

октябрь 2013г.

2 этап. Организационно - практический -

ноябрь 2013г.- март 2014г.

3 этап. Презентационно - обобщающий -

Март - апрель 2014г.





План работы с родителями

1. Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания в семье (сентябрь)

2. Консультация «Как знакомить дошкольников с неживой природой?» (октябрь)

3. Рекомендации «Как провести опыты с песком, глиной, камнями и водой?» (ноябрь)

4. Родительское собрание «Экологическое воспитание в семье» (декабрь)

5. Консультация-агитация «Сохраним воду чистой» (январь)

6. Рекомендации «Воздух вокруг нас» (февраль)

7. Акция «Спасти и сохранить» (март)

8. Рекомендации «Как провести опыты с воздухом, ветром, температурой (теплотой) и светом?» (апрель)

9. Консультация «Солнце доброе и злое» (май)

10. Итоговое анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания в семье. (май)

11. Оформление стенгазеты «Юные знатоки природы», «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче», «Мои домашние питомцы» (март - май)

12. Фотовыставка «Красота родной природы» (май)

13. Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений» (апрель)

14. Родительское собрание «Представление результатов экологического проекта детей». (май)




























Перспективное планирование деятельности

Работа по данному проекту обеспечивает комплексно-тематический подход в организации детской деятельности и интеграции образовательных областей. Проект «Мини-музей «Кладовая природы» был разбит на несколько подпроектов:

1. «Песочная сказка» (октябрь). Цель: Познакомить со свойствами сухого и влажного песка.

2. «Волшебные свойства глины» (ноябрь). Цель: Познакомить со свойствами сухой сырой глины.

3. «Эти загадочные камни» (декабрь). Цель: Познакомить с разнообразием камней и их свойствами.

4. «Самое удивительное вещество на планете» (январь). Цель: Выявить свойства воды. Познакомить с тремя агрегатными состояниями воды. Дать элементарные представления о круговороте воды в природе.

5. «Воздух-фокусник» (февраль). Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, познакомить со свойствами воздуха.

6. «Прогулки невидимки» (март). Цель: Дать представление о том, что ветер - это движение воздуха.

7. «Тепло или холодно?» (апрель). Цель: Познакомить детей с таким явлением как температура (теплота).

8. «Приключения лучика» (май). Цель: Познакомить со свойствами света, источниками света.

В условиях эколого-развивающей среды дети вовлекаются в увлекательную игру в учёных и исследователей. Главный атрибут детской лаборатории - игровой персонаж Медвежонок Знайка. С его помощью дети знакомятся с научно-познавательной и художественной литературой, делают свои первые «научные» открытия, оформляют фотолетопись, картотеку опытов и свойств природных объектов. Подведение итога каждого подпроекта предполагает представление какого-либо продукта и организацию итогового занятия.

Подпроект «Песочная сказка»

1. Наблюдение «Песок на участке». Цель: Познакомить со свойствами сухого песка. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

2. Опыт «Песчаный конус». Цель: Дать представление о том, что песок - сыпучее вещество и состоит из мельчайших камушков, движение песка похоже на течение. Оборудование: Пластиковые бутылочки, поднос, сухой песок, воронки; песочные часы.

3. Чтение: «Сказка про песок и солнечный свет». Цель: Обогащать представления о свойствах песка. Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, понимать и оценивать характеры героев. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки. Оборудование: Текст сказки, детская энциклопедия; листы бумаги, цветные карандаши.

4. Наблюдение «Следы на песке». Цель: Познакомить со свойствами влажного песка. Развивать мышление и воображение, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

5. Опыт «Чудесные фигурки». Цель: Дать представление о том, что сырой песок хорошо формируется, при высыхании фигурки из песка рассыпаются. Оборудование: Ящик с песком, вода, совочки, ведёрки, формочки.

6. Наблюдение «Сравнение песка и почвы». Цель: Дать представления о сходствах и различиях песка и слоя плодородной почвы. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, умение сравнивать, интерес к художественному слову.

7. Опыт «Песок пропускает воду». Цель: Определить, что песок впитывает и пропускает воду.
Оборудование: Миски с песком, пластиковые бутылочки, воронки, марля, вода.

8. Творческая мастерская: рисование цветным песком «Песочная сказка». Цель: Продолжать знакомить со свойствами сухого песка. Познакомить с техникой рисования песком, развивать художественно-творческие способности, фантазию. Оборудование: Цветной картон, клей-карандаши, цветной песок.

9. Итоговое занятие «Песочные чудеса в природе». Цель: Расширять представления детей о свойствах песка, его особенностях в природных условиях (дюны, барханы в пустыне). Познакомить с обитателями песчаных пустынь, путём эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне. Познакомить со способами изготовления цветного песка. Оборуждование: Мультимедийная установка, презентация «Пустыня и её обитатели»; тарелочки с песком, цветные мелки, прозрачная ёмкость, мелкие тёрки; рисунки-схемы свойств песка; Медвежонок Знайка.

Подпроект «Волшебные свойства глины»

1. Наблюдение «Где найти глину?». Цель: Дать представления о качествах глины, местах её нахождения. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

2. Опыт «Узнаем, какая глина». Цель: Познакомить детей со свойствами глины: размокает, мнётся, бьётся. Оборудование: Кусочки глины, миски с водой, поднос.

3. Чтение: «Глиняная сказка», «Глиняный парень». Цель: Расширять представления о свойствах глины. Учить воспринимать и осознавать образное содержание сказки, понимать и оценивать характеры героев. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказкам для оформления книжки-самоделки. Оборудование: Текст сказки, детская энциклопедия; листы бумаги, цветные карандаши.

4. Наблюдение «Песок или глина?». Цель: Учить сравнивать качества песка и глины, находить их сходства и различия. Учить делать выводы. Развивать внимание, мышление, коммуникативные способности, интерес к художественному слову. Оборудование: Лупы.

5. Опыт «Сравнение песка и глины». Цель: Учить сравнивать свойства двух материалов (песок рыхлый, сыпучий, а глина слипается комочками). Дать представление о том, что глина состоит из мелких частичек, сильно скреплённых между собой. Оборудование: Стаканчики с песком и сухой глиной, листы бумаги, лупа, палочки.

6. Творческая мастерская: лепка из глины по замыслу. Цель: Закрепить представление о том, что из глины можно слепить разнообразные фигурки, как из пластилина, при высыхании фигурки остаются крепкими. Развивать художественно-творческие способности детей, воображение.
Оборудование: Дощечки, кусочки глины, миски с водой, стеки, салфетки.

7. Опыт «Глина - водонепроницаемая». Цель: Определить, что глина не пропускает воду. Оборудование: Ёмкости с сухой глиной, воронки, пластиковые бутылочки, марля, вода.

8. Рассматривание разных видов глины. Цель: Познакомить с разными видами глины (белая, голубая, красная), определить их сходства и различия. Оборудование: Стаканчики с разными видами глины, лупа.

9. Викторина «Волшебные свойства глины». Цель: Закреплять представления детей о свойствах и качествах глины. Оборудование: Карточки-схемы проведённых опытов.

10. Итоговое занятие «Удивительное превращение глины». Цель: Расширять представления о глине как о природном материале, познакомить со способами добычи глины в природе. Дать представления о гончарном деле, приобщать к народному декоративно-прикладному искусству. Закреплять представления о свойствах и качествах глины. Оборудование: Мультимедийная установка, презентация «Удивительное превращение глины»; иллюстрации с изображением мест добычи глины; рисунки-схемы свойств глины; глина, посуда, игрушки, из глины; для детей: кусочки глины, дощечки, Медвежонок Знайка.

Подпроект «Эти загадочные камни»

1. Рассказ воспитателя «Камни в природе». Цель: Познакомить детей с разнообразием камней в природе, их свойствами и особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам. Оборудование: Коллекция разнообразных камней, иллюстрации, лупы, детская энциклопедия.

2. Опыт «Почему говорят: крепкий, как камень?». Цель: Дать представление о том, что камни твёрдые, прочные, крепкие; учить сравнивать качества и свойства камня с другими предметами. Оборудование: Тарелочки для экспериментирования, по 2 камня, деревянные палочки, кусочки глины.

3. Опыт «Камень тяжёлый». Цель: Дать представление о том, что камни тяжёлые; научить определять вес предметов (тяжёлые предметы быстрее падают, тонут в воде). Оборудование: Перышки, камни, стаканы с водой.

4. Чтение: Н.И.Сладков «Сушёные камни». Цель: Расширять представления о свойствах камней. Учить понимать содержание рассказа. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки. Оборудование: Текст рассказа; листы бумаги, цветные карандаши.

5. Опыт «Сравнение свойств камней». Цель: Познакомить детей с углём, мрамором, мелом; сравнить их свойства; рассказать об использовании их человеком. Оборудование: Кусочки угля, мрамора, мела, деревянные палочки, миски с водой, листы бумаги.

6. Мультзал: «Серебряное копытце» (по мотивам сказки П.П.Бажова). Цель:Расширять представления о драгоценных камнях. Учить воспринимать и осознавать образное содержание мультсказки, понимать и оценивать характеры героев. Оборудование: DVD диск.

7. Творческая мастерская «Волшебное превращение камней». Цель: Познакомить с техникой рисования на камнях; развивать воображение, художественно-творческие способности. Оборудование: Камни разных форм, краски, кисти.

8. Оформление выставки «Такие разные камни». Цель: Закреплять представления детей о разнообразии камней; формировать эстетические чувства. Оборудование: Камни необычной формы и цвета, расписанные детьми камешки.

9. Итоговое занятие «Минеральное царство». Цель: Познакомить детей с некоторыми полезными ископаемыми, с их ролью в жизни людей. Рассказать о добыче полезных ископаемых, познакомить с профессиями: геолог, бурильщик, шахтёр. Предложить детям построить дома из различных материалов и сделать вывод, какие из них прочнее. Закреплять представления о свойствах и качествах камней. Оборудование: Презентация «Полезные ископаемые»; иллюстрации о профессиях; подносы, солома, ветки, камни; рисунки-схемы свойств камня; карточки-схемы проведённых опытов; Медвежонок Знайка.

Подпроект «Самое удивительное вещество на планете»

1. Ситуация общения «Вода - помощница». Цель: Обогащать представления детей об использовании воды, формировать навыки бережного отношения и рационального пользования. Оборудование: Иллюстрации по теме, книга К.Чуковского «Мойдодыр», детская энциклопедия.

2. Опыт «Узнаем, какая вода». Цель: Дать представления о свойствах воды (имеет вес, льётся), её качествах (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса). Оборудование: Две одинаковые баночки, закрытые крышками (одна пустая, другая с чистой водой); для детей баночки с водой, пластиковые стаканчики, набор мелких предметов.

3. Наблюдение «Белые лебеди в небе живут». Цель: Дать представления о том, что облака состоят из множества маленьких капелек воды. Развивать внимание, воображение, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

4. Чтение: И.Урядова «Сказка о воде», «Сказка о воде, самом чудесном чуде на земле». Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Учить понимать образное содержание и идею сказки. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки. Оборудование: Текст сказки, плакат круговорота воды в природе; листы бумаги, краски, кисти, вода.

5. Наблюдение «Выпал иней на луга». Цель: Расширять представления детей о свойствах снега. Развивать наблюдательность, мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, коммуникативные способности, интерес к художественному слову. Оборудование: Лупы.

6. Наблюдение «Белый снег пушистый». Цель: Познакомить со свойствами снега. Расширять представления о явлениях природы зимой. Учить анализировать и делать выводы, опираясь на личный опыт. Развивать коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

7. Опыт «Лёд и снег - твёрдая вода». Цель: Показать различия между состояниями воды: твёрдое и жидкое. Выявить свойства льда и снега. Дать представления об айсбергах. Оборудование: Ведёрко со снегом; лёд, пустой стакан, вода в стакане, батарея, лупа; иллюстрации айсбергов.

8. Наблюдение «Что искрится на тропинке?» Цель: Дать представление о том, что лёд - это вода в твёрдом состоянии, познакомить с его свойствами. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

9. Опыт «Пар - это вода». Цель: Расширять представления об агрегатных состояниях воды. Дать представление о росе и тумане. Оборудование: Термос с кипятком, стекло или зеркальце; иллюстрации росы и тумана.

10. Игра-исследование «Цветные льдинки». Цель: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде; развивать цветовосприятие. Оборудование: Ёмкости с водой, гуашь разных цветов, формочки, готовые льдинки.

11. Творческая мастерская: «Поэзия воды» (рисование по сырому слою). Цель:Познакомить с техникой рисования по сырому слою, развивать воображение, художественно-творческие способности детей. Закреплять представления о некоторых свойствах и качествах воды. Оборудование: Листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой, ватные диски.

12. Наблюдение «Расписные снежинки». Цель: Рассмотреть снежинки через лупу, обратить внимание на разнообразие узоров. Закреплять представления о свойствах снега. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Развивать наблюдательность, воображение, коммуникативные способности, интерес к художественному слову. Оборудование: Лупы.

Подпроект «Воздух-фокусник»

1. Опыт «Что в пакете?». Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий. Оборудование: Полиэтиленовые пакеты; детская энциклопедия.

2. Рассказ воспитателя «Что такое воздух». Цель: Познакомить с воздухом как смесью различных газов. Дать представления о том, что в воздухе есть кислород, который необходим всему живому, растения насыщают планету кислородом. Формировать чувство экологической ответственности за поведение в природе. Оборудование: Иллюстрации растений и человека, схема-модель воздуха; DVDдиск.

3. Наблюдение «Свойства воздуха зимой». Цель: Подвести к пониманию, какое из свойств воздуха меняется зимой (температура), учить аргументировать свои высказывания, развивать мышление, интерес к художественному слову. Оборудование: Уличный термометр.

4. Чтение: «Как воздух заболел». Цель: Расширять представления о свойствах воздуха. Формировать желание заботиться о природе (не загрязнять воздух, заботиться о его чистоте). Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки. Оборудование: Текст сказки; детская энциклопедия; листы бумаги, цветные карандаши.

5. Опыт «Чем мы дышим?». Цель: Дать представления о том, что внутри человека есть воздух, обнаружить его. Оборудование: Стаканы с водой, соломинки.

6. Ситуация общения «Как нужно правильно дышать». Цель: Дать представления о том, как важно правильно дышать - носом (а не ртом), чтобы в организм не попали пыль и микробы, при дыхании носом воздух очищается. Оборудование: Модель-схема дыхания человека.

7. Самостоятельное экспериментирование «Поймай воздух». Цель: Закреплять представления о свойствах воздуха. Оборудование: Полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, раствор для мыльных пузырей, соломинки.

8. Творческая мастерская: «Волшебные воздушные пузырьки» (рисование мыльными пузырями). Цель: Закреплять представления о воздухе. Познакомить с техникой рисования мыльными пузырями. Учить дуть в соломинки до появления пенной шапки, прикладывать к ней лист бумаги, получать разноцветные отпечатки, дорисовывать детали. Развивать воображение, художественно-творческие способности. Оборудование: Стаканы с мыльной цветной водой, соломинки, листы бумаги, краски и кисти для дорисовывания деталей.

9. Итоговое занятие «Воздух-фокусник». Цель: Закреплять представления о том, что воздух присутствует везде и необходим всему живому. Систематизировать знания о свойствах воздуха. Учить находить игрушки, в которых «спрятался» воздух. Формировать бережное отношение к природе. Оборудование: Мультимедийная установка, презентация «Воздух в природе»; карточки-схемы опытов; рисунки-схемы свойств; большие стаканы с водой, маленькие пустые стаканы;разные игрушки, среди которых есть мяч, надувной спасательный круг, колесо, надувные игрушки; Медвежонок Знайка.

Подпроект «Прогулки невидимки»

1. Наблюдение «Здравствуй, ветер». Цель: Познакомить с ветром как свойством воздуха. Учить делать выводы на основе личных впечатлений. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, интерес к художественному слову. Оборудование: Флюгер.

2. Опыт «Как появляется ветер». Цель: Дать представления о том, что ветер - это движение воздуха. Учить определять направление пламени свечи. Подвести к пониманию причины возникновения ветра (когда двигаются и встречаются тёплый и холодный воздух). Оборудование: Приоткрытая дверь на улицу, зажженные свечи: одна внизу, вторая наверху.

3. Чтение: «Сказка о ветре и цветке». Цель: Познакомить с полезными и разрушительными свойствами ветра. Учить эмоционально воспринимать и понимать образное содержание произведение и идею сказки. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки. Оборудование: Текст сказки; листы бумаги, цветные карандаши.

4. Наблюдение «Ветер и облака». Цель: Дать представление о том, что ветер действует на облака. Развивать наблюдательность, воображение, умение устанавливать причинно-следственные связи, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.

5. Викторина «Что умеет ветер?». Цель: Расширять представления о возможностях ветра (может шуметь, гудеть, качать деревья, налетать, освежать и т.д.). Познакомить с разрушающим действием ветра (разрушает дома, ломает деревья в саду и т.д.) и как он может помогать (надувает паруса, вертит крылья мельницы и т.д.) Оборудование: Иллюстрации «ветер-друг» и «ветер-враг», детская энциклопедия.

6. Опыт «Воздух поёт и свистит». Цель: Познакомить с возможностями ветра (когда воздух дрожит, возникают звуки; духовые музыкальные инструменты играют только тогда, когда в них вдувают воздух). Продолжать знакомить с игрой на духовых инструментах, развивать музыкальный слух. Оборудование: Свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, различные духовые инструменты.

7. Игры-забавы с ветром. Цель: Расширять представления о свойствах и возможностях ветра. Оборудование: Воздушные змеи, вертушки, различные веера, флажки, ленты, султанчики.

8. Творческая мастерская: «Музыка ветра» (раздувание пятна). Цель: Расширять представления о возможностях ветра («может рисовать»). Познакомить с техникой «раздувания пятна»; развивать воображение, художественно-творческие способности. Оборудование: Листы бумаги, краска, вода, кисти, трубочки.

9. Мультзал: Серия «Дудочка» (м/ф «Лунтик»). Цель: Закреплять представление о свойстве ветра издавать звуки. Оборудование: DVDдиск

10. Создание мини-музея «Музей воздуха». Цель: Уточнить представления детей о свойствах воздуха и его значении в жизни людей. Оборудование: Игры-забавы с воздухом, кукла-ветерок, духовые музыкальные инструменты; игрушки, содержащие воздух и др.

11. Итоговое занятие «Прогулки невидимки». Цель: Закреплять представления о возможностях ветра, его качествах (сильный, слабый, ласковый, тёплый, освежающий и т.д.). Систематизировать знания об использовании человеком силы ветра, о пользе ветра в природе. Оборудование: Карточки-схемы проведённых опытов; мультимедийная установка, презентация «Как человек использует силу ветра?»; иллюстрации о пользе ветра в природе; Медвежонок Знайка; вееры по количеству детей.

Подпроект «Тепло или холодно?»

1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Цель: Учить на ощупь определять температуру твёрдых предметов (металлические, стеклянные - холоднее, деревянные, пластмассовые, резиновые - теплее). Оборудование: Мешочек из плотной ткани, мелкие предметы из разных материалов.

2. Наблюдение «Температура предметов на солнце и в тени». Цель: Расширять представления о температуре как свойстве предметов. Учить устанавливать взаимосвязи между освещённостью и температурой предметов, формировать умение сравнивать, сопоставлять и делать выводы, развивать интерес к художественному слову.

3. Опыт «Смешиваем воду». Цель: Учить смешивать горячую и холодную воду, чтобы получить тёплую. Формировать навыки безопасного обращения с горячей и холодной водой. Оборудование: Две миски (с горячей и холодной водой), пустая миска; мерный стакан.

4. Наблюдение «Состояние почвы в зависимости от температуры воздуха». Цель: Дать представления о том, что под воздействием тепла почва становится мягкой, рассыпчатой, тёплой, весной высаживают растения в открытый грунт. Учить рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других. Развивать интерес к художественному слову.

5. Ситуация общения «Что бывает горячим, а что холодным?» Цель: Расширять представления о температуре как свойстве окружающих предметов и веществ. Оборудование: Иллюстрации по теме, детская энциклопедия.

6. Рассматривание обсуждение: знакомство с термометром. Цель: Дать представления о назначении и работе термометра, его видах. Оборудование: Водный, комнатный, медицинский (спиртовой) термометры, две ёмкости с водой (горячей и холодной).

7. Творческая мастерская: «Разноцветные бабочки» (монотипия: в холодных и тёплых тонах). Цель: Дать представления о тёплой и холодной цветовой гамме. Познакомить с техникой монотипии: перегнуть лист пополам, на одну сторону нанести несколько сочных цветовых пятен, сложить лист пополам и прогладить, развернуть, вырезать и красиво расположить на общей композиции. Оборудование: Цветовая модель тёплой и холодной гаммы; основа для общей композиции; для детей, листы бумаги, краски, кисти, вода, ножницы, клей.

8. Итоговое занятие «Тепло или холодно?» Цель: Дать представление о том, что кожа помогает нам чувствовать температуру, чтобы не обжечься и не замёрзнуть; формировать навыки бережного отношения к своей коже. Закреплять умение определять на ощупь температуру жидких веществ, твёрдых предметов. Оборудование: Мультимедийная установка, презентация «Кожа чувствует температуру»; миски с горячей и холодной водой, картонный ящик с двумя отверстиями для рук, мелкие предметы из разных материалов; рисунки-схемы температуры, карточки-схемы опытов; Медвежонок Знайка.

Подпроект «Приключения лучика»

1. Наблюдение «Гори-гори ясно!» Цель: Дать представление о том, что Солнце - самая близкая к нам звезда, имеет форму шара, является источником тепла и света. Развивать любознательность, мышление, умение вест диалог с педагогом, интерес к художественному слову.

2. Опыт «Путешествие лучика». Цель: Познакомить со свойствами света: движется, проходит сквозь предметы, неосязаем, нет формы. Оборудование: Фонарик, рамки в виде разных форм, стекло; у детей фонарики, разные предметы.

3. Наблюдение «Луна». Цель: Дать представления о том, что Луна - это спутник Земли. Рассказать, как меняется форма луны, уточнить понятия «месяц» и «луна». Развивать любознательность, речь, воображение, интерес к художественному слову.

4. Чтение: «Сказка про лучик». Цель: Дать представления о значении солнечного света для всего живого. Учить понимать тему, образное содержание и идею сказки. Побуждать к рисованию иллюстраций к сказке для оформления книжки-самоделки. Оборудование: Текст сказки; листы бумаги, краски, кисти, вода.

5. Наблюдение «Вечерние тени». Цель: Дать представления о появлении тени, актуализировать представления о свойствах света. Развивать речь, мышление, воображение, любознательность, интерес к художественному слову. Оборудование: Цветной мелок.

6. Самостоятельное экспериментирование со светом и тенью. Цель: Расширять представления о возможностях теневого театра. Развивать воображение, мелкую моторику. Оборудование: Белый фон, фонарик.

7. Наблюдение «Ах ты, радуга-дуга!» Цель: Дать представления о появлении радуги, последовательности расположения её цветов. Обратить внимание на красоту природы. Учить составлять радугу из цветных лент, закрепить последовательность её цветов. Развивать любознательность, речь, мышление, интерес к художественному слову. Оборудование: Цветные атласные ленты.

8. Опыт «Радуга». Цель: Познакомить со свойством света превращаться в радужный спектр. Оборудование: Прозрачная ёмкость с водой, зеркало (под небольшим углом), солнечный свет; детская энциклопедия.

9. Чтение: «Сказка о радуге». Цель: Познакомить с радужным спектром. Учить эмоциональному восприятию образного содержания произведения, учить понимать нравственный смысл. Оборудование: Текст сказки, цветовая модель «Радуга».

10. Наблюдение «Гроза». Цель: Формировать реалистичные представления об окружающей нас природе. Познакомить детей с громом и молнией, объяснить природу их возникновения. Развивать любознательность, речь, интерес к художественному слову.

11. Творческая мастерская: «Светлячки». Цель: Закреплять понятия света и тени. Познакомить с явлением контраста. Развивать воображение, художественно-творческие способности. Оборудование: Листы бумаги тёмного цвета; гуашь белого и жёлтого цвета, гелевые краски: золото, серебро, блёстки, вода.

13. Итоговое занятие «Приключения лучика». Цель: Закреплять представления о свойствах света. Подвести детей к пониманию того, что освещённость предметов зависит от силы источника и удалённости от него. Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта. Цель: Фильмоскоп, ёмкость с водой, лист чёрной бумаги с отверстием 3-5 мм, зеркало; рисунки-схемы свойств света; карточки-схемы проведённых опытов; Медвежонок Знайка.



© 2010-2022