- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка урока по теме Чтение сборочного чертежа
Методическая разработка урока по теме Чтение сборочного чертежа
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Арефьева Л.В. |
Дата | 23.03.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«БЕЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»
Методическая разработка урока
по изучению нового материала
Тема: Чтение сборочного чертежа
Выполнила:
Арефьева Людмила Владимировна,
преподаватель
Белово
2013
План занятия
Дисциплина: Техническое черчение
Тема раздела: Сборочные чертежи
Тема урока: Чтение сборочного чертежа
Цели:
- З1 общие сведения о сборочных чертежах, правила оформления и чтения сборочных чертежей
- У1 читать сборочные чертежи несложных деталей
образовательные:
- сформировать знания обучающихся по правилам чтения чертежей сборочных единиц несложной конструкции:
уметь читать сборочные чертежи; узнавать конструкцию детали и принцип ее работы;
развивающие:
- развивать способность выявлять главное и обобщать полученную информацию;
- развивать умения ставить вопросы, отвечать, формулировать задачи; действовать по алгоритму;
- развивать способность инициативно взаимодействовать с товарищами при решении задач, помогать им.
- развивать умения слушать, говорить, отстаивать свою точку зрения;
- совершенствовать навыки самостоятельной работы с технической литературой.
воспитательные:
-способствовать воспитанию технологической культуры, формировать самостоятельность в познавательной деятельности .
Материальное и дидактическое обеспечение занятия: опорный конспект, чертежи сборочных единиц «Съемник» и «Вилка», поэтапные карточки (Кластер), электронная презентация, мультимедиапроектор
Тип занятия: изучение нового материала
Методы проведения занятия: словесный, наглядный, деятельностный, самостоятельная работа, метод развития критического мышления
Уровень усвоения материала: продуктивный
Литература, использованная для подготовки к занятию
-
Бродский, А. М. Черчение [Текст]: Учебник для учащихся учрежд. нач. проф. образования / А. М. Бродский, Э. М. Фазлулин, В. А. Халдинов. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 400 с.
-
Вышнепольский, И. С. Техническое черчение [Текст]: Учебник для учреждений начального профессионального образования / И. С. Вышнепольский. - 9-е изд., стер. - М.: Высшая школа, 2009. - 224 с.
-
Ёлкин, В.В. Инженерная графика учебн. Пособ для высш. Уч завед В.В.Ёлкин, В.Т. Тозик- 2-е изд. Стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 304 с.
-
Пуйческу, Ф.И. Инженерная графика : учебник для студ. Учреждений сред- проф. образования / Ф.И.Пуйческу, С.Н. Муравьев, Н.А. Чванова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия»,2012. - 320.
Литература, рекомендуемая учащимся:
-
Бродский, А. М. Черчение [Текст]: Учебник для учащихся учрежд. нач. проф. образования / А. М. Бродский, Э. М. Фазлулин, В. А. Халдинов. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 400 с.
Методическое обоснование
Основной задачей дисциплины «Техническое черчение» является обучение чтению чертежей. Такая ориентация обучения определяется необходимостью усиления подготовки обучающихся к практической деятельности в сфере материального производства. Содержание учебного материала по теме «Чтение сборочных чертежей » направлено на формирование готовности обучающихся сформировать знания по правилам чтения чертежей сборочных единиц несложной конструкции: научиться читать сборочные чертежи; узнавать конструкцию детали и принцип ее работы.
Для решения поставленных задач используем технологию развития критического мышления.
В процессе применения технологии развития критического мышления:
-
вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;
-
появляется возможность объединить отдельные дисциплины;
Во время урока применяется прием «Инсерт» и составление кластера.
Настоящее занятие состоит из 3 этапов:
-
Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы и деятельности преподавателя не только активизировать, заинтересовать обучающегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. На стадии вызова используется прием «Инсерт», направленный на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому" Учащиеся получают текст с сборочным чертежом, при чтении текста учащиеся ставят на полях пометки "V" - знал, "+" - новое, "-" думали иначе, "?" - не понял, есть вопросы. Работа ведется индивидуально.
-
Вторая стадия (фаза) - осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность обучающегося, сделать чтение или слушание осмысленным.
Деятельность преподавателя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Реализуется через составление кластера - графический приём в систематизации материала. Правила очень простые. Рисуем схему (солнечную систему). В центре - это наша тема; вокруг неё - «планеты», то есть крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у «планеты» - свои «спутники», у спутников - свои. Кластеры помогают учащимся охватывать большее количество информации.
-
Третья стадия (фаза) - рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется , интерпретируется, творчески перерабатывается. Деятельность преподавателя: вернуть обучающихся к первоначальным записям - предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Реализуется через прием «закончи фразу…»
В ходе урока прослеживается межпредметная связь с материаловедением и междисциплинарным курсом по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».
Ход урока
Планируемые результаты урока
Этапы урока
Деятельность преподавателя,
её содержание, формы и методы
Деятельность обучающихся, её содержание
формы и методы
КУМО
Компоненты профессиональных компетенций
Компоненты
общих компонентов
Знать общие сведения о сборочных чертежах, правила оформления и чтения сборочных чертежей
1. Орг. момент (2 мин)
Проверка присутствующих на уроке.
Проверка готовности обучающихся к уроку
Объявление темы урока
Слайд №1
- уметь обобщать полученную информацию
1.1.
Повторение пройденного материала
Фронтальный опрос
Совместная постановка цели урока.
Что называют сборочным чертежом? (сборочный чертеж - конструкторская документация содержащая чертеж сборочной единицы и взаимной связи составных частей, размеры, а так же требования, которые должны быть выполнены или проконтролированы в процессе сборки )
Соответствуют ли правила расположения изображений на сборочном чертеже правилам расположения их на чертеже деталей (соответствуют)
Применяют ли изображения разрезов и сечений при выполнении сборочных чертежей (на сборочном чертеже применяют и изображения разрезов и сечений)
Что означают цифры на выносных полках (цифры на выносных полочках означают номера позиций)
Какие размеры используют при выполнении сборочного чертежа (при выполнении сборочного чертежа используют габаритные, установочные и монтажные размеры
Чем отличается сборочный чертеж от рабочего чертежа (на сборочном чертеже показана сборочная единица, состоящая из нескольких деталей, а на рабочем чертеже - рабочий чертеж одной детали)
Ответы на поставленные вопросы
Слайд №2
- сформировать знания обучающихся по правилам чтения чертежей сборочных единиц несложной конструкции:
уметь читать сборочные чертежи; узнавать конструкцию детали и принцип ее работы;
- уметь ставить вопросы, отвечать, формулировать задачи; действовать по алгоритму;
- совершенствовать навыки самостоятельной работы с технической литературой,
- инициативно взаимодействовать с товарищами при решении задач, помогать им.
Фаза вызова
Используя ранее полученные знания, а также жизненный опыт напишите 2-3 ассоциации к технической терминологии «Чтение сборочного чертежа».
(иметь представление о сборочной единице, ответить на вопросы к чертежу, прочитать основную надпись),
Выяснить принадлежность этих ассоциаций к данному понятию и сделать вывод. Результат зависит от степени эрудированности учащихся.
Определить цель урока
Обучающиеся пишут ассоциации в тетрадях.
Заслушать 2-3 ассоциации о «Чтение сборочного чертежа» и выбрать наиболее полное и достоверное
Обучающиеся определяют самостоятельно цель урока (научиться читать сборочные чертежи; научиться по чертежу, узнавать конструкцию детали и принцип ее работы)
2. Осмысление содержания
Практическая часть
Предложить технический текст «Правила чтения чертежа» (Приложение 1).
Обучающиеся читают текст, с рисунками сборочного чертежа, при первом чтении текста учащиеся ставят на полях пометки (приём "инсерт").
Слайд № 3
(приём "инсерт").
При повторном чтении составить алгоритм чтения сборочного чертежа (кластер). (Приложение 2)
Сформулировать вопросы к раскрытию содержания этапа чтения чертежа.
Обучающиеся параллельно с преподавателем составляют алгоритм (опорный кластер) «Правила чтения чертежа сборочной единицы») в тетрадях
Аншлаги
- уметь выявлять главное и обобщать полученную информацию
- уметь слушать, говорить, отстаивать свою точку зрения;
Задание
Используя алгоритм чтения чертежа сборочной единицы прочитать чертеж детали- « Съемник». (Приложение 3, 3а)
Используя кластер в тетрадях устно прочитать чертеж детали «Съемник» через поставленные самостоятельно вопросы
Слайд №4
Информационный материал по теме урока. с указанием этапа чтения чертежа на обороте листа
Формирование малой группы
Задание
Составить вопросы к чертежу детали «Вилка» (Приложение 4) указанного этапа.
Фронтальный опрос
Обучающиеся, работая в паре, составляют вопросы на каждый этап алгоритма и отвечают на поставленные вопросы
Слайд №5,
Слайд № 6
3. Этап рефлексии
Рефлексия содержания учебного материала. Прием закончи фразу:
Я узнал(а), что…
Я не думал(а), что..
Я заинтересовалась (ся) …
Я обязательно…
Я считаю, что…
Мне показалось, что..
Мне (не)\понравилось… Думаю, что мне потребуется…
Обучающиеся определяют достижение цели
Слайд №7
4.Выставление отметок
Оценка деятельности обучающихся. Выставление отметок.
5. Задание на дом
Озвучивание содержания задания.