Методическая разработка урока по теме Чтение сборочного чертежа

       Основной задачей дисциплины  «Техническое черчение»  является обучение чтению чертежей. Такая ориентация обучения определяется необходимостью усиления подготовки обучающихся к практической деятельности в сфере материального производства. Содержание учебного материала  по теме «Чтение сборочных чертежей » направлено на формирование готовности обучающихся   сформировать   знания  по правилам   чтения чертежей сборочных  единиц несложной конструкции: научитьсячитать сборочные чертежи;  узнав...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«БЕЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»








Методическая разработка урока

по изучению нового материала

Тема: Чтение сборочного чертежа




Выполнила:

Арефьева Людмила Владимировна,

преподаватель







Белово

2013





План занятия


Дисциплина: Техническое черчение

Тема раздела: Сборочные чертежи

Тема урока: Чтение сборочного чертежа

Цели:

- З1 общие сведения о сборочных чертежах, правила оформления и чтения сборочных чертежей

- У1 читать сборочные чертежи несложных деталей

образовательные:

- сформировать знания обучающихся по правилам чтения чертежей сборочных единиц несложной конструкции:

уметь читать сборочные чертежи; узнавать конструкцию детали и принцип ее работы;

развивающие:

- развивать способность выявлять главное и обобщать полученную информацию;

- развивать умения ставить вопросы, отвечать, формулировать задачи; действовать по алгоритму;

- развивать способность инициативно взаимодействовать с товарищами при решении задач, помогать им.

- развивать умения слушать, говорить, отстаивать свою точку зрения;

- совершенствовать навыки самостоятельной работы с технической литературой.

воспитательные:

-способствовать воспитанию технологической культуры, формировать самостоятельность в познавательной деятельности .

Материальное и дидактическое обеспечение занятия: опорный конспект, чертежи сборочных единиц «Съемник» и «Вилка», поэтапные карточки (Кластер), электронная презентация, мультимедиапроектор

Тип занятия: изучение нового материала

Методы проведения занятия: словесный, наглядный, деятельностный, самостоятельная работа, метод развития критического мышления

Уровень усвоения материала: продуктивный

Литература, использованная для подготовки к занятию

  1. Бродский, А. М. Черчение [Текст]: Учебник для учащихся учрежд. нач. проф. образования / А. М. Бродский, Э. М. Фазлулин, В. А. Халдинов. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 400 с.

  2. Вышнепольский, И. С. Техническое черчение [Текст]: Учебник для учреждений начального профессионального образования / И. С. Вышнепольский. - 9-е изд., стер. - М.: Высшая школа, 2009. - 224 с.

  3. Ёлкин, В.В. Инженерная графика учебн. Пособ для высш. Уч завед В.В.Ёлкин, В.Т. Тозик- 2-е изд. Стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 304 с.

  4. Пуйческу, Ф.И. Инженерная графика : учебник для студ. Учреждений сред- проф. образования / Ф.И.Пуйческу, С.Н. Муравьев, Н.А. Чванова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия»,2012. - 320.

Литература, рекомендуемая учащимся:


  1. Бродский, А. М. Черчение [Текст]: Учебник для учащихся учрежд. нач. проф. образования / А. М. Бродский, Э. М. Фазлулин, В. А. Халдинов. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 400 с.

Методическое обоснование

Основной задачей дисциплины «Техническое черчение» является обучение чтению чертежей. Такая ориентация обучения определяется необходимостью усиления подготовки обучающихся к практической деятельности в сфере материального производства. Содержание учебного материала по теме «Чтение сборочных чертежей » направлено на формирование готовности обучающихся сформировать знания по правилам чтения чертежей сборочных единиц несложной конструкции: научиться читать сборочные чертежи; узнавать конструкцию детали и принцип ее работы.

Для решения поставленных задач используем технологию развития критического мышления.

В процессе применения технологии развития критического мышления:

  • вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;

  • появляется возможность объединить отдельные дисциплины;

Во время урока применяется прием «Инсерт» и составление кластера.

Настоящее занятие состоит из 3 этапов:

  • Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы и деятельности преподавателя не только активизировать, заинтересовать обучающегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы. На стадии вызова используется прием «Инсерт», направленный на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому" Учащиеся получают текст с сборочным чертежом, при чтении текста учащиеся ставят на полях пометки "V" - знал, "+" - новое, "-" думали иначе, "?" - не понял, есть вопросы. Работа ведется индивидуально.

  • Вторая стадия (фаза) - осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность обучающегося, сделать чтение или слушание осмысленным.

Деятельность преподавателя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Реализуется через составление кластера - графический приём в систематизации материала. Правила очень простые. Рисуем схему (солнечную систему). В центре - это наша тема; вокруг неё - «планеты», то есть крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у «планеты» - свои «спутники», у спутников - свои. Кластеры помогают учащимся охватывать большее количество информации.

  • Третья стадия (фаза) - рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется , интерпретируется, творчески перерабатывается. Деятельность преподавателя: вернуть обучающихся к первоначальным записям - предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Реализуется через прием «закончи фразу…»

В ходе урока прослеживается межпредметная связь с материаловедением и междисциплинарным курсом по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

Ход урока

Планируемые результаты урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя,

её содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, её содержание

формы и методы

КУМО

Компоненты профессиональных компетенций

Компоненты

общих компонентов

Знать общие сведения о сборочных чертежах, правила оформления и чтения сборочных чертежей
















































1. Орг. момент (2 мин)

Проверка присутствующих на уроке.

Проверка готовности обучающихся к уроку

Объявление темы урока



Слайд №1

- уметь обобщать полученную информацию

1.1.

Повторение пройденного материала

Фронтальный опрос

Совместная постановка цели урока.

Что называют сборочным чертежом? (сборочный чертеж - конструкторская документация содержащая чертеж сборочной единицы и взаимной связи составных частей, размеры, а так же требования, которые должны быть выполнены или проконтролированы в процессе сборки )

Соответствуют ли правила расположения изображений на сборочном чертеже правилам расположения их на чертеже деталей (соответствуют)

Применяют ли изображения разрезов и сечений при выполнении сборочных чертежей (на сборочном чертеже применяют и изображения разрезов и сечений)

Что означают цифры на выносных полках (цифры на выносных полочках означают номера позиций)

Какие размеры используют при выполнении сборочного чертежа (при выполнении сборочного чертежа используют габаритные, установочные и монтажные размеры

Чем отличается сборочный чертеж от рабочего чертежа (на сборочном чертеже показана сборочная единица, состоящая из нескольких деталей, а на рабочем чертеже - рабочий чертеж одной детали)

Ответы на поставленные вопросы












Слайд №2


- сформировать знания обучающихся по правилам чтения чертежей сборочных единиц несложной конструкции:









уметь читать сборочные чертежи; узнавать конструкцию детали и принцип ее работы;

- уметь ставить вопросы, отвечать, формулировать задачи; действовать по алгоритму;





- совершенствовать навыки самостоятельной работы с технической литературой,

- инициативно взаимодействовать с товарищами при решении задач, помогать им.

Фаза вызова



Используя ранее полученные знания, а также жизненный опыт напишите 2-3 ассоциации к технической терминологии «Чтение сборочного чертежа».

(иметь представление о сборочной единице, ответить на вопросы к чертежу, прочитать основную надпись),

Выяснить принадлежность этих ассоциаций к данному понятию и сделать вывод. Результат зависит от степени эрудированности учащихся.

Определить цель урока

Обучающиеся пишут ассоциации в тетрадях.

Заслушать 2-3 ассоциации о «Чтение сборочного чертежа» и выбрать наиболее полное и достоверное




Обучающиеся определяют самостоятельно цель урока (научиться читать сборочные чертежи; научиться по чертежу, узнавать конструкцию детали и принцип ее работы)

2. Осмысление содержания

Практическая часть

Предложить технический текст «Правила чтения чертежа» (Приложение 1).

Обучающиеся читают текст, с рисунками сборочного чертежа, при первом чтении текста учащиеся ставят на полях пометки (приём "инсерт").

Слайд № 3

(приём "инсерт").

При повторном чтении составить алгоритм чтения сборочного чертежа (кластер). (Приложение 2)

Сформулировать вопросы к раскрытию содержания этапа чтения чертежа.

Обучающиеся параллельно с преподавателем составляют алгоритм (опорный кластер) «Правила чтения чертежа сборочной единицы») в тетрадях

Аншлаги

- уметь выявлять главное и обобщать полученную информацию

- уметь слушать, говорить, отстаивать свою точку зрения;

Задание

Используя алгоритм чтения чертежа сборочной единицы прочитать чертеж детали- « Съемник». (Приложение 3, 3а)

Используя кластер в тетрадях устно прочитать чертеж детали «Съемник» через поставленные самостоятельно вопросы

Слайд №4

Информационный материал по теме урока. с указанием этапа чтения чертежа на обороте листа

Формирование малой группы

Задание

Составить вопросы к чертежу детали «Вилка» (Приложение 4) указанного этапа.

Фронтальный опрос

Обучающиеся, работая в паре, составляют вопросы на каждый этап алгоритма и отвечают на поставленные вопросы

Слайд №5,

Слайд № 6


3. Этап рефлексии

Рефлексия содержания учебного материала. Прием закончи фразу:

Я узнал(а), что…

Я не думал(а), что..

Я заинтересовалась (ся) …

Я обязательно…

Я считаю, что…

Мне показалось, что..

Мне (не)\понравилось… Думаю, что мне потребуется…

Обучающиеся определяют достижение цели

Слайд №7


4.Выставление отметок

Оценка деятельности обучающихся. Выставление отметок.




5. Задание на дом

Озвучивание содержания задания.




© 2010-2022