• Преподавателю
  • Другое
  • Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»

Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»

Выступление подготовили Ольга Алексеевна Иванова, учитель удмуртского языка и литературы, заместитель директора по УР; Ангелина Алексеевна Байсарова, учитель удмуртского языка и литературы, руководитель школьного музея.

Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.

Главной целью организации внеурочной деятельности в нашей школе является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

В целях сохранения родного языка ежегодно при формировании первых классов администрацией школы родителям предлагается открытие класса с изучением удмуртского языка, но, к сожалению, желающих отдать в данный класс своего ребенка составляет 5-7 человек. Данная ситуация вызывает тревогу. Для решения данной проблемы проведено исследование среди учащихся которое показало положительную мотивацию к изучению удмуртского языка, которой не было еще 5 лет тому назад. Мотивация к изучению родного языка сложилась благодаря проведенным внеклассным мероприятиям школьного и районного уровней. В данных мероприятиях привлекались не только дети, носители удмуртского языка, но и представители других национальностей.

Наиболее общими принципами в выборе форм и направлений внеурочной деятельности является добровольность в выборе форм и направлений.

Содержание внеурочной деятельности учащихся школы складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом совместно с социальными партнерами:


Система партнерских взаимоотношений

этнокультурного центра

  • УдГУ

    • Факультет удмуртскойфилологии

    • практика студентов

  • ГТРК «Удмуртия»

    • радиопередачи

    • видео сюжеты

    Институт повышения квалификации г. Ижевск

    • курсовая подготовка

    • методические материалы

    Педколледж

    • практика студентов в ЭК лагере



  • Редакция газеты «Зардон»

    • творческие работы детей


Республиканский краеведческий музей им. К.Герда, районный музей



Школа -

этнокультурный центр

МОУ «ЦО»


Редакция журнала

«Вордскемкыл»

  • статьи учителей




Детский сад


Образовательные учреждения Завьяловского района

  • организация и проведение семинаров





  • Турагенство «Отдых»

    • Реализация классных проектов

    • AFS-программа

    • Районное отделение «Удмурт кенеш», молодежно-общественная организация «Шунды»



  • Районная библиотека

    • совместные мероприятия

    • организация выставок

  • Районная библиотека

    • совместные мероприятия

    • организация выставок

Внеурочная деятельность школьников представлена такими видами деятельности, как:

- кружковая работа

В школе работают кружки и факультативы: «Юный краевед», «Знаешь ли ты свои корни» для 5-8 классов, «Удмуртский язык для иностранных школьников», «Литературное краеведение», «Межкультурное обучение» и т.д..

В 1-4 классах введены часы кружковых занятий: «Чильпаськон»-3-4 классы (руководитель, педагог дополнительного образования Знаменская П.В., кукольная мастерская «Дыдыкай», руководитель педагог дополнительного образования Байкова Л.Е.). В программу данных кружков художественной направленности включено изучение удмуртских слов: название инструментов, предметов, используемых на занятии, счёт и другое.

Особое место в системе работы этнокультурного центра занимает школьный краеведческий музей - духовный центр общеобразовательной школы. Витрины и фонды музея рассказывают об истории школы, о ее учениках и учителях. Музей является своеобразным профориентационным центром, рассказывая о лучших людях села, об именитых выпускниках школы и их профессиях.

В музее представлены экспозиции и экспонаты, рассказывающие об истории старинного национального села и окрестных починков (деревень), о трудной жизни их обитателей - дедов и прадедов сегодняшних учеников.

Школьный музей тесно связан с учебной и внеклассной работой. Здесь проводятся не только экскурсии, но и музейные уроки, факультативы; организуются встречи с интересными людьми; проводятся совместные игры, выставки, беседы, вечера, праздники, мастер-классы по изготовлению удмуртской национальной куклы, цветка-италмас. Ведется поисково-исследовательская работа.

- проектная работа

По инициативе нашей школы с 2005 года реализуется проект интеллектуально-творческой игры «Шундыберган». В игре принимают учащиеся национальных классов. Игра проводится на удмуртском языке. С 2010 года игра вышла за пределы района. Основная цель игры: изучение истории и культуры удмуртского народа, воспитание любви, уважения к родному языку и создания условий для развития талантливых детей.

Ежегодно игра меняет форму проведения: игра по станциям, конкурс литературно-музыкальных композиций, литературная викторина, защита исследовательских работ, конкурс стихотворений собственного сочинения, мультимедийные презентации, КВН.

В 2013 году разработана концепция воспитательной работы школы, в основе которой лежит проектная работа классов. Параллели 4,5,6 классов реализуют проект «Моя Удмуртия», «Родничок».

С 2008 года коллектив участвует в реализации международной программы приема иностранного школьника в Российской школе. По данной программе в течение одного учебного года в школе обучались студенты из Италии, Турции, Германии, Тайланда, Японии, в 2014-2015 учебном году школа приняла студентов из Италии, Бельгии, Тайланда. C 2012 года школа вышла на второй уровень работы по программам межкультурного обучения в рамках фонда AFS «Интеркультура». Обучающиеся нашей школы стали участниками программы - направления Российских школьников «Академический год за рубежом». По данной программе в 2012-2013 учебном году обучалась Полина Батуева в Германии; 2013-2014 учебном году будут обучалась Кудрина Валерия в Италии, Кутергина Софья в Финляндии.

Студенты AFS в нашей школе изучают не только русский язык, но и знакомятся с удмуртским языком. В подтверждение этому в 2010 -2011 годах иностранными студентами Эленой Де Пьери из Италии, Наттаядой Бунпхокаев из Тайланда и учающимися 7в класса создан словарь многоязычия, который был презентован на международной конференции в Турции.

Хочется отметить, что иностранные студенты с желанием изучают удмуртский язык, тем самым повышают уровень мотивации к изучению родного языка учащихся школы.

- Организация профильных лагерей

В школе в течение нескольких лет организуется профильная учебная практика для учащихся 10 классов, одним из направлений которого является этнокультурное образование. Так, например, в 2014 году была реализована программа республиканского лагеря «Шудкар».

Этнокультурный лагерь - это нетрадиционная форма этнокультурного образования детей. В деятельности лагеря прослеживаются различные направления работы с детьми:

  • языковое;

  • научно-поисковое;

  • театрально-праздничное;

  • туристическое;

  • трудовое;

  • спортивно-оздоровительное.

Созданная в лагере среда общения на родном языке значительно влияет на желание детей изучать родной язык, активизирует речевую деятельность.

Во время лагерной смены проводится много различных мероприятий, игр, творческих заданий. Дети записывают в удмуртских деревнях фольклорный материал, который используется на уроках родного языка, при написании исследовательских работ.

- создание мини-словарей удмуртского языка для расклейки на территории с.Завьялово, создание керамических и металлических изделий в удмуртском стиле, создание остановки-словаря удмуртского языка.(«Удмурт дугдылонни»)

- детские общественные объединения

В школе работает детское общественное объединение «Шундысиос», главной целью деятельности которого является создание условий для самоопределения и самореализации детей удмуртов, сохранение и развитие удмуртского языка и культуры, содействие росту национального и социального самосознания.

В рамках деятельности объединения прошли следующие мероприятия:

- сборы «Удмурт-экспресс», где ребята прошли веревочный курс «Дэмен» (вместе) среди этапов для сплочения команд были «Кисло-кусло», «Кам шур вамен потон» и др., ребята прошли мастер-классы от активистов УМОО «Шунды» по написанию удмуртского рэпа, сыграли в национальные удмуртские игры, прошли школу ведущего. Важным заключением мероприятия стали проекты отрядов: танцевальный лагерь «Мушкар», удмуртский рэп-баттл - один из проектов «Дэривидение» был успешно реализован в апреле 2013 и 2014 года.

Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»

- Конкурс вокального искусства «Дэривидение» стал событием для всего района. Название конкурса «Дэривидение» состоит из двух слов: «Дэри» - удмуртское название села Завьялово и всем знакомого «видение». По типу европейского аналога, цель конкурса - найти талантливых молодых исполнителей - но в данном случае в Завьяловском районе. Инициаторами конкурса стали общественные организации «Шунды», «Удмурт Кенеш» и «AFS- интеркультура». Главным условием конкурса - исполнение песни как минимум на 3-х языках: удмуртском, русском, английском.

Победители конкурса получают путевку в Межрегиональный лагерь для детей, изучающих удмуртский язык «Шундыкар».

Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»

- В апреле 2013 года в рамках Межрегионального семинара по продвижению удмуртского молодежного движения в регионах России с компактным проживанием удмуртов прошел проект «Лаборатория «Шунды». Где ребята прошли 4 мастер-класса «Удмурт эктон», «Школа ведущего», «ДПИ» и «Удмурт шудонъес».

Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»Формирование этноязыковой компетенции обучающихся в рамках внеурочной деятельности в МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная СОШ с УИОП»

- Ежегодно в феврале в День родных языков традиционно организуется и проводится акция «Вераськы анай кылын» («Говори на родном языке»);

- участие в экспериментальных площадках

В 2012 году на базе школы открыта республиканская площадка «Педагогическое сопровождение речевых этнокультурных практик».

Идея эксперимента заключается в исследовании феномена многоязычных речевых практик в образовательной деятельности школьников во внеурочной работе в рамках нового вида педагогической деятельности - сопровождения образовательной деятельности детей. Для детей приобщение к многоязычным речевым практикам есть естественный шанс в их развитии как усвоении разнообразных культурных практик, которые приходят, прежде всего, с разными языками.

Проведенные мероприятия в рамках реализации экспериментальной площадки

  • Обучение педагогов -тьюторов для проведения пилотного проекта «Многоязычие через театральные практики»,

  • Проведение тьюторами проектной работы «Многоязычие через театральные практики»

  • Проведение тьюторского сопровождения образовательной деятельности школьников во 2-х классах.

  • Вовлечение школьников в исследовательскую деятельность для изучения существующих практик разно- и многоязычия их окружения.

Классно-урочная работа (средняя и старшая школа).

  • Изучение научно-методической, психолого-педагогической литературы, уточнение и определение понятий по инновационным подходам обучения многоязычию;

  • Работа методического семинара учителей-участников эксперимента с участием тьюторов по освоению технологий педагогического сопровождения образовательной деятельности школьников в пространстве многоязычия.

  • Проведение экспериментальных уроков многоязычия.


Модель этнокультурного образования МБОУ «Завьяловская СОШ»


Музей

Школа -

этнокультурный центр

  • Уроки

  • Учебные кружки

  • Факультативные и элективные занятия

Республиканская экспериментальная программа

Профильная учебнаяпрактика








НОУ «Прометей»


Отделение «Шунды»


Летний э/к

Лагерь «Шудкар»





Мастерская«Дыдыкай»

«Чильпаськон»,

«Узелки»

Реализация AFS программы




    • Классные проекты «Моя Удмуртия»

Итак, система внеурочной работы школы по родному языку формирует и развивает личность ребенка, повышает мотивацию обучения удмуртскому языку (разговорный курс удмуртского языка с 5-9 классы), развивает самостоятельность и предоставляет возможность в самореализации личности, формирует этноязыковую компетенцию обучающихся.

© 2010-2022