• Преподавателю
  • Другое
  • Объяснительная записка к презентации Формирование УУД при организации учебного проектирования на уроках метапредметного содержания (ИЗО и технология)

Объяснительная записка к презентации Формирование УУД при организации учебного проектирования на уроках метапредметного содержания (ИЗО и технология)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема методического семинара:

«Формирование УУД при организации учебного проектирования на уроках метапредметного содержания (технология и ИЗО)».

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Ведущую роль в формировании УУД играет учитель. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов - всё это требует от педагога грамотного подхода.

Не менее важным является использование учителем современных образовательных технологий. Главное - учитель, весь педагогический состав должны в совершенстве владеть методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель-ученик», «ученик-ученик»), уметь определять свои позиции в рамках взаимодействия с учениками. Универсальные учебные действия - это навыки, которые необходимо закладывать еще в начальной школе на всех уроках и продолжать развивать в старших классах.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить личностные и метапредметные результаты: регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Слайд1. Для успешного существования в современном мире, обществе человек должен: уметь ставить себе конкретную цель; планировать свою жизнь; прогнозировать возможные ситуации. Достижение этих целей становится возможным благодаря формированию регулятивных действий. Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию учебной деятельности на всех учебных предметах.

Они представлены аспектами: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащимся организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели ---- через планирование действий ----к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции (поправки, вносить дополнения) и преодолению препятствий (волевая саморегуляция)

Слайд 2.

Виды УУД:

  • Личностные

  • Регулятивные

  • Коммуникативные

  • Познавательные

Слайд 3.Личностные: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Слайд4.

  • Регулятивные

Обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности

  • Познавательные

Включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решении проблем.

Слайд 5.

  • Коммуникативные

Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Слайд 6.Методы формирования и способы диагностики личностных УУД.

1.Участие в проектах: выбор интересной для ребенка темы, распределение ролей в группе, определение своего вклада в коллективную работу, и т.д.

2.Tворческие задания.

3.Дневники достижений: предметное портфолио помогает учителю:

-создать ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка;
- развивать познавательные интересы учащихся и формировать готовность к самостоятельному познанию;
-формировать установки на творческую деятельность, развивать мотивации дальнейшего творческого роста;
- формировать положительные моральные и нравственные качества личности;
- в приобретении навыков рефлексии, формировании у ребенка умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный").

Слайд 7. Методы формирования и способы диагностики познавательных УУД. Использование ИКТ на уроках технологии:

Уроки демонстрационного типа.

Уроки компьютерного тестирования.

Уроки конструирования.

Информационный поиск в сети Интернет.
Использование мультимедийных пособий.
1) электронные учебники, электронные энциклопедии, медиатеки цифровых образовательных ресурсов;
2) электронные интерактивные тренажеры, тесты;
3) ресурсы Интернета

Слайд 8. Методы формирования и способы диагностики регулятивных УУД. Проектная деятельность предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме.

Действия самоконтроля и самооценки, под которыми понимается умение учащихся самостоятельно проконтролировать и оценить не только результаты собственной деятельности, но и её ход, эффективность.
Возможны следующие виды заданий:

  • «преднамеренные ошибки»;

  • поиск информации в предложенных источниках;

  • взаимоконтроль.

Слайд 9. Методы формирования и способы диагностики коммуникативных УУД. Для развития коммуникативных УУД очень важны групповые формы работы.

Виды заданий:

  • составь задание партнеру;

  • отзыв на работу товарища;

  • групповая работа по составлению кроссворда;

  • «отгадай, о ком говорим»;

  • диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);

  • Ривин-методика

  • Проектная деятельность.

Учебный предмет «Технология» вносит существенный вклад в формирование всех универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Рассмотрим формирование УУД на примере темы « Творческие проекты»" в 5 классе.

Слайд 10. Конструктор урока.

Слайд 11. Формирование УУД в проектной деятельности учащихся на уроках технологии в 5 классе

Предмет «Технология» является опорным предметом для формирования системы универсальных учебных действий, необходимых для успешной подготовки к ГИА

Слайд 12-13. Подготовительный этап: Карточки-задания.

Слайд 14-15. Требования к выполнению различных видов творческих проектов:

-обоснование проблемы и выбор темы;

-постановка цели;

-опорная схема размышления;

-план выполнения проекта;

-технологическая карта;

-таблица стоимости продуктов;

-сервировка стола;

-правила ТБ и санитарии;

-эстетическая оценка;

-экологическая безопасность;

-краткая историческая справка.

Слайд 16.Выбор темы. Проблема

Слайд 17.Постановка задачи.

Слайд 18.Памятка для учащихся.

Слайд 19. Анкета для участников проекта.

Слайд 20.Вывод.

Слайд 21.Второй урок, интегрированный ИЗО и технология в 5классе «Графическое изображение животных»

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.

Цели: Формировать навыки рисования фигуры животных по памяти и представлению, создания проектов

Задачи:

1) Знакомить учащихся с историей появления кошек, с особенностями их поведения, повадками, с многообразием пород, образом жизни.

2) Учить детей передавать внешний облик кошки с помощью нетрадиционной техники; соблюдать пропорции и особенности конструктивно-анатомического строения.

3) Развивать графические умения и навыки, творческое воображение.

4) Расширить представления детей о кошке, как объекте, вдохновившем писателей, поэтов, художников, музыкантов на создание своих произведений.

5) Воспитывать любовь, внимательное и чуткое отношение к животным.

Педагогические технологии: личностно-ориентированные, объяснительно - иллюстративные, проблемное обучение, игровые технологии, ИКТ.

Оборудование для учащихся: карандаши, бумага.

Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, колонки, таблица: "Последовательность рисования кошки", карточки для игры "Блеф клуб", работы учащихся на бумаге, восковые карандаши, бумага, магниты, аудиозаписи песен о котах и кошках:"Кошки" Ж.Агузарова, детская песня "Песня черного кота" из м/ф "Голубой щенок", "Песня кота Матвея" из к/ф "Приключение Маши и Вити","Кошки" в исп.И.Муравьевой, "Песня кота Леопольда","Рыжая кошка" Алькор, "Планета кошек"Б.Окуджава.

УМК:

Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А.Изобразительноеискусство.Рабочие программы.Предметная линия учебников под ред.Б.М. Неменского.-М.: Просвещение 2009.

Коротеева Е.А. Изобразительное искусство.Искусство и ты. /под ред.Б.М.Неменского.-М.: Просвещение 2009.

План-конспект урока

1. Организация класса. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Слайд21-22.Тема "Кошка-творение природы".

Слайд .Цели и задачи урока.

2. Вводная беседа.

Слайд22 . Загадка о кошке, фото кота

Без расчески причесался,

И умылся без воды,

В кресло мягкое забрался,

И запел на все лады (Кот)

Слайд 23 . Цитата В.Гюго "Человек приручил кошку, чтобы у него был тигр, которого можно погладить". Фото девочка с кошкой на руках.

3. Беседа по теме: " Кошки. История появления"

Урок-путешествие во времени. Перенесемся на 5000лет назад в Египет.

Слайд 24-25. Египет - страна пирамид и фараонов. 5000 лет назад египтяне приручили дикую кошку. Фото: пирамиды, фараон, дикая африканская кошка.

Слайд 26,27 Пользуются Интернет ресурсами:делятся на три группы.
1 группа тема «Европа. Среднее века», 2 группа «Русь. Средние века», 3 группа «Кошки 21 века» . (дается 3 минуты). (Сообщение- по 2 минуты)

Слайд 28. Отношение к кошкам в XXIв. разное. Одни - кошек обижают, не замечают, другие -относятся к ним, как к членам семьи..Фото бездомных котов и кота с выставки.

Слайд 29. Наблюдая за повадками кошек, люди сочиняли пословицы и поговорки о них. Пословицы о кошках: "Знает кошка чье мясо съела". Текст пословицы, фото кошки.

Слайд 29. "Кошке - игрушки, а мышке - слезки". Текст пословицы, фото кошки.

Слайд 30. Кошки становились героями литературных произведений. Иллюстрации: Ш.Перро "Кот в сапогах", С.Маршак "Кошкин дом",Репка, Л. Кэррол "Алиса в стране Чудес", кот Баюн из русских народных сказок, А.С.Пушкин "Лукоморье".

Слайд 31. Коты - герои мультфильмов. Иллюстрации с изображением котов: Котенок Гав, Кот в сапогах "Шрек", Кот Матроскин м/ф "Трое из Простоквашино", Том м/ф."Том и Джерри", Кот Леопольд.

Слайд 32. Кошки похожи на диких животных из семейства кошачьих. Близкие родственники кошек -леопард, лев, рысь, пантера, тигр гепард. Фото диких животных семейства кошачьих.

- Какую пользу приносят кошки человеку? (ответы учащихся)

Узнать интересные факты из жизни кошек поможет игра блеф-клуб.

4. Игра "Блеф-клуб". 10-12 вопросов.

Слайд33 . Правда ли, что кошкам установлены памятники? Да. Фото памятника Коту Елисею и кошке Василисе в Санкт-Петербурге.

Слайд 34. Правда ли, что существуют породы кошек, у которых нет шерсти? Да.Фото породы кошек сфинкс.

Слайд 35-36. Существуют короткошерстные и длинношерстные породы кошек.

Слайд 37. Кошек рисовали в разные времена, различными материалами. XVв., Италия. Леонардо да Винчи, XXв. Россия- Евгений Чарушин. Художника, изображающего животных называют - анималистом. Фото рисунка кошек Леонардо да Винчи, Е.Чарушина.

5. Физкультминутка (ученики изображают повадки кошек)

6. Этапы рисования кошки (учитель демонстрирует этапы на наждачной бумаге у доски)

Анализ пропорций и особенностей конструктивно-анатомического строения кошки.

7. Практическая работа. Формируются на 3 группы. «Проектная работа»:
1 группа -Аппликация (бумага цветная, картон, клей,карандаш, ножницы)
2 группа - Рисунок (краски, карандаши,бумага,ватман)
3 группа- Мягкая игрушка (ткань, шерсть, иголка, нитки)
(Техника безопаности)
Инструкция работы 2 группе.Учащиеся рисуют кошек на наждачной бумаге. Звучит музыка: "Кошки" Ж.Агузарова, детская песня "Песня черного кота" из м/ф "Голубой щенок", "Песня кота Матвея" из к/ф "Приключение Маши и Вити","Кошки" в исп.И.Муравьевой, "Песня кота Леопольда","Рыжая кошка", "Планета кошек"Б.Окуджава.

8. Анализ работ. Раздаются картинки с кошками.
Каждая из групп должна охарактеризовать и выбрать образец для проекта.
По окончанию проекта из каждой группы один ,составляет рассказ (защита проекта «Значение кошек в жизни человека и природы»)
Организация выставки на доске. Учащиеся берут рисунок с выставки и рассказывают о кошках по своим рисункам. Домашнее задание: написать эссе по прослушанному и просмотренному на тему: "Мы в ответе за тех, кого приручили"

9. Рефлексия Вам понравилось рисовать ?

10. Подведение итогов. Что нового вы узнали о кошках?(ответы учащихся)

Слайд 38. Цитата Антуан де Сент-Экзюпери: "Мы в ответе за тех, кого приручили"

Заключение.

Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках ИЗО и технологии способствуют формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления учащихся, умению самостоятельного поиска информации.

Учебные предметы "Изобразительное искусство", «Технология» вносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, через организацию совместной учебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых методов, ИКТ, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся.

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.


© 2010-2022