Читательская конференция по книге А. А. Лиханова Крутые горы

Раздел Другое
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ПО ПОВЕСТИ АЛЬБЕРТА ЛИХАНОВА «КРУТЫЕ ГОРЫ»


Цель: Расширить знания учащихся о жизни их сверстников в годы Великой Отечественной войне через книги современного писателя А.А.Лиханова. Воспитывать чувства доброты, отзывчивости, сопричастности к великому подвигу нашего народа. Донести до сознания учащихся смысл понятий благородство, доброта, совесть.

Задачи занятия:

1. воспитание патриотизма и любви к Родине;

2. стимулирование читательских интересов учащихся;

3. воспитание культуры чтения;

4. развитие коммуникативных способностей детей.

Ожидаемый результат:

В результате работы учащиеся должны углубить знания о жизни детей в годы войны; усвоить основные понятия: доброта, отзывчивость, совесть.

-Личностные УУД: уметь оценивать поступки: хорошие и плохие, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей,

-Познавательные УУД: формирование новых знаний и новых понятий.

-Коммуникативные УУД: поиск информации при работе с книгой, умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выразительно читать.

Оборудование:

- портрет А.А. Лиханова;

- плакат «Родина-мать зовёт»,

- книжная выставка «Читаем Альберта Лиханова»,

- творческие работы учащихся,

- карточки-слова,

-толковый словарь,

- компьютер, проектор, экран,

- презентация.

Форма организации работы: индивидуально-групповая работа учащихся

Продуктдеятельности: оформление отзыва в читательском дневнике, рисунок к прочитанной повести, выразительное чтение понравившегося отрывка (по выбору).

Место проведения: школьная библиотека (класс)

Ход занятия: Читательская конференция по книге А.А.Лиханова Крутые горы

Главное, одолеть бессилие - всегда и во всем. Главное, почувствовать себя сильным.

А. Лиханов

Ход занятия:

На доске и экране

Вступительное слово библиотекаря:

Есть в истории нашего народа события, значение которых выходит далеко за рамки своего времени. К таким событиям относится и Великая Отечественная война, получившая широкое отражение в литературе и истории.Писатели и художники, композиторы, кинорежиссеры стремились запечатлеть страницы нашей истории, донести до нас все ужасы войны.

Мы прочитали одну из повестей А.А.Лиханова «Крутые горы», дилогии «Русские мальчики», повествующей об этом тяжелом времени. Автор предоставляет нам возможность посмотреть на войну глазами тех детей, которые её испытали.

Слайд 1, 2

Портрет

А. А. Лиханова. Книга

«Крутые горы»

Коротко об авторе

Родился Альберт Лиханов 13 сентября 1935 года в г. Киров в простой семье.

Его отец, Анатолий Николаевич, рабочий-слесарь, коммунист, в первыедни войны ушёл добровольцем на фронт. В звании сержанта вернулся с войны и дожил до старости.

Мама, Милица Алексеевна - медицинский лаборант, всю жизнь проработала в госпиталях. Сначала в железнодорожной поликлинике, затем, в годы войны - в военном госпитале, а потом в госпитале для инвалидов войны.

Алик рос любимым, окружённый заботой близких. Хотя семья жила небогато, ему давалось всё самое лучшее.

Детство проходило в тыловом городе. Мальчик вместе со сверстниками стоял в очередях за хлебом, шил кисеты, участвовал в школьных концертах для раненых. Писатель много пережил сам, поэтому так правдиво изображает трудное военное время. По его словам, у него было «трудное и счастливое детство». Писатель удостоен Международной премии М. Горького и Государственной премии России.

Слайды 3-7

Библиотекарь:

Роковая дата: 22 июня 1941. Прекрасное летнее утро. На западных границах уже громыхает война. Но здесь, в тыловом городе, ещё ничего не знают. Выходной день, люди отдыхают.

Плакат

«Родина-мать зовет»

«Я не понял, что началась война… ». Так начинается повествование.

Отзыв из читательского дневника в подтверждение слов читает -Кочурин Михаил, Пинигина Даша

Слайд 8, 9

Карточка со словом «ВОЙНА»

Библиотекарь:

По-прежнему цветет вишня, по-прежнему играют дети, но что изменилось в городе, что является свидетельством военного лихолетья?

Чтение текста из книги учеником ___________________

«Что такое война, я узнавал постепенно …», (стр. 6)

Слайд 10

«ОТКРЫТКА»,

«ПРОДУКТОВАЯ КАРТОЧКА», «ЗАВАРИХА»

Карточки со словами вывешиваются на доске во время чтения текста

Вопрос: Что узнал Коля о войне?

Вывод:Война-это горе, это голод.

Подтверждение из читательского дневника

Читает - Пенских София

«ГОЛОД»,

«ГОРЕ»

Карточки со словами вывешиваются на доске после ответов детей на вопрос

Библиотекарь:Коля видел, что постепенно начинают исчезать вещи из гардероба. А что, как реликвия, осталось неприкосновенным и почему?

(Костюм отца. Эта вещь - священная память об отце, защитнике Родины, воине. Неизвестно, какую судьбу ему уготовила война)

«КОСТЮМ ОТЦА»

Карточки со словами вывешиваются на доске после ответов детей на вопрос

Слайд 11

Библиотекарь:

Идёт второй год кровопролитной войны. Но в городе, где живет наш герой, работают заводы, фабрики, школы. Какая была школа, где учился Коля? («Парты в нашем классе стояли в четыре ряда …Школа работала в три смены…».)

Отзыв из читательского дневника

читает - Пахтусова Соня

Библиотекарь:

Легко ли было учиться детям во время войны?

Почему дети учились в такой тесной, маленькой школе в неприспособленных классах, при свечах и керосиновой лампе, писали на старых газетах?

(Всему причина - война, разруха, нехватка помещений, электроэнергии. Страна работала под лозунгом: «Всё для фронта, всё для победы». И это понимали не только взрослые, но и дети).

«РАЗРУХА»

Карточки со словами вывешиваются на доске

Библиотекарь:

Наш герой уже понимает, что наступила лихая година, где-то гремит война. Но кто ему показал настоящую войну здесь, в тыловом городе?

(«Но настоящую войну мне показал Вовка Крошкин»).

Отзыв из читательского дневника

Читает -Русаков Владимир, Кузьминых Артем

СЛАЙД 12

«САНИТАРНЫЙ ПОЕЗД»

Карточки со словами вывешиваются на доске

Библиотекарь:

Найдите в тексе описание санитарного поезда (стр.19, 21).

«… и я увидел, что окна в вагоне без стекол - только в углах торчали острые, похожие на ножи осколки, а обшивка в разных местах пробита рваными дырками…».

Библиотекарь:

Детей осенила страшная догадка: санитарный поезд бомбили. Что особенно потрясло детей? («…и мы увидели жуткое… Тот, кто лежал на носилках, был укрыт с лицом…»).

«БОМБЕЖКИ»

Карточки со словами вывешиваются на доске

СЛАЙД 13

Библиотекарь:

Подходя к санитарному поезду, Коля увидел поразивших его женщин, беззвучно плакавших. Почему одна женщина особенно поразила его?

Чтение текста учеником (стр. 20) ______________

«Одна женщина потрясла меня особенно».

Библиотекарь:

Глаза - зеркало души. Они бывают добрые и злые, сияющие, весёлые. А как автор говорит о глазах этой женщины? («Прозрачные, пустые, остекленевшие»)

Пустые глаза - значит в душе тоже пусто.

О чем говорят слова Анны Николаевны: «Им не поможешь…». (Мертвых не воскресишь.Утрата невосполнимая).

«СМЕРТЬ»

Карточки со словами вывешиваются на доске

Библиотекарь:

Коля взрослеет на наших глазах. Все больше и больше война приоткрывает ему свой страшный лик. И вместе с этим в его душе появляется новое чувство: сопричастность ко всему, что происходит.

Мама не сумела скрыть войну от него. В детском сердце рождается сострадание к семьям погибших, к раненым. Как и у взрослых, лютой ненавистью к захватчикам наполнилась и его душа: он решил помогать Родине.

…«Гады, - прошептал я, - гады!…Я буду шить кисеты. И я буду ненавидеть немцев…».

Отзыв из читательского дневника

Читает -Воронин Кирилл, Суханова Ариадна

СЛАЙД 14

Библиотекарь:

Какое горе постигло Анну Николаевну? (Погиб сын.)

Как переносит свое горе учительница? Ведь она потеряла самое дорогое - сына. (Она приходила в школу и работала, никому не жаловалась. Горе не сломило ее, не очерствило ее душу, она осталась такой же доброй и строгой. А в сердцах детей просыпалось милосердие, они искренне сочувствовали ее горю).

«ПОХОРОНКА»

Карточки со словами вывешиваются на доске

Библиотекарь:

Трудное военное время. Как зеницу ока берегут люди свои продовольственные карточки. И вот в семье Коли горе: украли карточки. Семья голодает. Мама находит выход, как спасти ребенка от голода. Почему мальчика грызет беспощадная совесть, когда он ест «донорский паек» мамы? («Ведь я ел как бы мамину кровь, и это было ужасно…»). А что такое совесть? (Совесть это ответственность за свои поступки.)

«СОВЕСТЬ»

Найти значение этого слова в «Толковом словаре».

Библиотекарь:

Горести сменяются радостями. Приезжает из госпиталя отец.Расскажите о встрече Коли с отцом, о том, как они катались на лыжах с крутых гор. Чему учил отец Колю? (Покорять крутые горы. «Главное, одолеть бессилие - всегда и во всем, главное - почувствовать себя сильным»)

Отзыв из читательского дневника

Читает -Воронин Кирилл

СЛАЙ 15

Библиотекарь:

Коля и Вовка чувствуют удовлетворение от того, что делают свое важное дело: шьют кисеты, помогают фронту. Как относились в школе к их делу? (Их инициативу вместе с учительницей поддержал весь класс, учительница предложила собирать табак.)

Вот настал долгожданный момент: вручение кисетов бойцам. Зачитать описание этого торжественного момента (стр.74-76)

(«Настала недолгая пауза… я никогда, не забуду этого…» Мальчик «заревел» оттого, что солдаты кричали им «Ура!»).

Библиотекарь:

Зачитать последние строки повести.

(«…Поезд уходит на войну. Война продолжалась…Имного было впереди всего. У меня - крутых гор. У отца - трудных дней»)

СЛАЙД 16

Вывод:

Коля уже не беспомощный первоклашка, которого водит за ручку мама. На наших глазах герой повзрослел, научился переживать, сочувствовать горю.

Почему повесть называется «Крутые горы»?

(Покорение крутых гор-дело трудное. Это может сделать только сильный, ответственный, мужественный человек. Давая своему произведению такое название, автор имел в виду не только горы, с которых Коля катался на лыжах, но и жизненные трудности, испытания. И мы видим, что герои Лиханова преодолевают их)

СЛАЙ 17

с вопросом

Заключительное слово:

Как бы ни тяжелы были годы войны для Коли, Вовки, учительницы и других героев повести, годы эти остались годами доброты и справедливости, надежды и правды. Произведение заставляет нас задуматься над тем, как сохранить человеку в своей душе то, что дано ему от рождения: высокое чувство доброты, совести, человечности. Герои Лиханова помогают нам в этом.

На сегодняшнем уроке мы мысленно вернулись к суровым годам войны. Страшной войны, но и священной для нашего народа. Преодолев тяжелейшие испытания, наш народ пришел к желанной Победе. И пусть больше никогда не будет войн: ни больших, ни малых. Пусть людьми правят доброта и благородство.

«ДОБРОТА»,

«СОВЕСТЬ»,

«ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ»

Карточки со словами вывешиваются на доске



Используемые источники:

  1. Альберт Лиханов: книги об истинах, честности и победах [Презентация] / Арапова А. Е., вед.библиотекарь Филиала МБУК «ПБ» НГО«Читай-город». - Новоуральск , 2015. - 55 слайдов.

  2. Лиханов А.А. Крутые горы/ А.А. Лиханов. Рис. В. Юдин. - М.: Издательство «Машыш», 1983. - 89с. : ил.

  3. Мамончикова Е. Б. Классный час-читательская конференция по повести Альберта Лиханова « Крутые горы»: 5 класс » [Электронный ресурс]. - Режим доступа: nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2014/01/18/5-klass-klassnyy-chas-chitatelskaya-konferentsiya-po

  4. Мелешина Г. Ю. Урок литературы «Война глазами детей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: multiurok.ru/meleshina/files/urok-litieratury-voina-ghlazami-dietiei-po-poviesti-a-likhanova-krutyie-ghory-6-klass.html/



© 2010-2022