- Преподавателю
- Другое
- Программа художественно – педагогической направленности для обучающихся 1 – 9 классов объединения «Народные промыслы» 5 год обучения
Программа художественно – педагогической направленности для обучающихся 1 – 9 классов объединения «Народные промыслы» 5 год обучения
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Росоха Н.И. |
Дата | 08.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное казённое учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества г. Лузы Кировской области
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом и.о. директора МОКУ ДОД
ДДТ г. Лузы Кировской области
______________Н.В.Попова
Приказ № 01 - 013/126 от 13.09.2013г.
Рабочая программа
художественно - педагогической направленности
для обучающихся 1 - 9 классов
объединения «Народные промыслы»
Автор программы:
Росоха Наталья Ивановна,
педагог дополнительного образования
МОКУ ДОД Дома детского творчества г. Лузы
2014 - 2015 уч. год
Пояснительная записка
В наше время заметно возрос интерес к художественному творчеству. Работа, образцом для которой служит традиционное национальное искусство, приносит особое удовлетворение. Труд, направленный на создание полезных в быту вещей, тесно связан с творчеством, что важно для эстетического и трудового воспитания.
В эпоху технического прогресса особенно необходимо приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовывать старинными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремёслами. В любой цивилизованной стране мира государство заботится, оберегает традиции своего народа. Невозможно полноценное и здоровое развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков каждой конкретной местности. Частью такого культурного наследия является роспись доски, лепка и роспись глиняной игрушки, плетение.
В связи с небольшими финансовыми возможностями образовательного учреждения и недостатка средств у родителей используем на занятиях большое количество бросового материала, ненужного, а значит нетрадиционного. Но тем и ценен опыт, сделать из ничего - произведение художественного искусства.
Мастерская «Народные промыслы» позволяет познакомить детей с ремёслами, пришедшими из глубины веков, познакомить с историей возникновения, развития и обучить простейшим приёмам работы по каждому предложенному промыслу, даёт возможность научиться использовать в работе природный материал. Форма проведения занятий может быть различной: занятие, творческая мастерская, посещение и участие в выставках, посещение музеев.
В мастерскую приходят дети с разным характером и разной степенью одаренности. Отношение взрослого должно быть предельно доброжелательным. Необходимо отмечать каждое, даже маленькое, достижение ребенка. Чрезвычайно важно правильно относиться к неумению, неуспеху, ошибкам, чтобы ребенок не переносил замеченную взрослым ошибку, свое неумение, на оценку своих способностей в целом, а научился, совместно с педагогом, анализировать, понимать, в чем у него трудности.
Занятия построены таким образом, что теоретические и практические знания даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым учеником индивидуально, учитывая его возможности, возрастные и личностные особенности.
Теоретическая часть занятия включает в себя:
- постановку целей и объяснение задач (анализ образцов, подбор материалов, инструментов, пособий);
- изложение нового материала (проводится в форме беседы на основе уже пройденного материала и полученных ранее знаний, с показом новых технологических приемов);
- инструктаж о соблюдении правил техники безопасности.
Практическая часть занятий строится на основе следующих принципов:
В зависимости от способностей ученика используются различные методы, в основе которых лежит деятельность ребенка: подражательная (репродуктивная), частично-подражательная, творческая.
Процесс обучения построен от простого к сложному.
На простых и малых формах отрабатываются приемы работы, что позволяет постепенно почувствовать материал, его теплоту, увидеть многообразие форм, цветов, оттенков, побуждает детей к творчеству, дает возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и пробудить желание заниматься дальше. Необходимо развивать личность ребенка, уверенность в его силах, предоставлять ему возможность показать лучшие, наиболее удачные работы на выставках: отчетных, городских, районных.
По каждой выполненной работе все члены мастерской высказывают свое мнение: разбираются достоинства и недостатки, что помогает всем ученикам еще раз закрепить полученные знания и учесть возможные ошибки. Детям, выполнившим задание быстрее других, даются дополнительные задания. Требования к качеству работ повышаются медленно и постепенно. Большое внимание уделяется созданию работ, требующих коллективного участия.
Программа «Народные промыслы» имеет художественно-эстетическую направленность.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет решить важные педагогические задачи: формирование гуманистического мировоззрения у детей, воспитание коммуникабельных, разносторонне-развитых, образованных членов общества, строителей будущей жизни по законам прекрасного, независимо от будущей профессии. Красота преображает и тех, кто ее создает, и тех, кто ее воспринимает. Под ее воздействием меняется и сам облик людей, нравственный мир, психология.
Данная рабочая программа базируется на знаниях и умениях, полученных учащимися на уроках изобразительного искусства, трудового обучения в школе, реализует их связь с литературой, историей.
Цели и задачи образовательной программы
Цель: создание условий для развития творческого потенциала учащихся в процессе изготовления художественных изделий из природного материала.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с историей народных промыслов, как частью национального наследия;
- познакомить с искусством обработки природного материала, его использование, замена на нетрадиционные;
- научить правильной и безопасной организации труда;
- обучить приемам и методам работы с природным и нетрадиционным материалом;
- познакомить с основными свойствами используемых материалов;
- обучить заготавливать, хранить и экономно расходовать материал;
- познакомить с основными законами композиции;
- обучить технологическим приемам в изготовлении изделий декоративно - прикладного искусства.
Развивающие:
- развивать индивидуальные творческие способности детей;
- развивать воображение, пространственное мышление детей;
- способствовать развитию мелкой моторики;
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека;
- развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности;
- воспитывать коммуникативные навыки;
- формировать чувство патриотизма и национальной гордости через знакомство с культурным прошлым России
Условия реализации образовательной рабочей программы
Рабочая программа адресована учащимся 6 -15 лет, желающим создавать изделия народных промыслов.
Учащиеся занимаются два раза в неделю по полтора академических часа, в форме творческой мастерской. Форма проведения занятий - групповая. Наполняемость групп - 15 человек в первый год обучения, 12 - во второй год обучения, 10- человек в третий год обучения.
Ожидаемые результаты реализации рабочей программы:
К концу пятого года обучения учащийся должен:
- освоить основные законы композиции;
- ориентироваться в цветоведение;
- освоить технологические приемы плетения, при плетении изделий с изменением формы дна, формы предмета;
- совершенствование умений работы с глиной;
- освоить простые приёмы росписи по доске;
- владеть теоретическими знаниями о промыслах, различать и называть виды росписи;
- владеть простыми приёмами бисероплетения из проволоки;
- владеть простыми приёмами работы по ткани - батик;
-владеть приёмами аппликации, а также декупажем;
- улучшится пространственное воображение и мышление.
- улучшится художественно-эстетический вкус;
- проявится уважительное отношение к трудовой
деятельности человека.
- у учащихся улучшится художественно-эстетический вкус, формируется чувство патриотизма, через знакомство с культурным прошлым России.
К концу обучения по программе, у учащихся проявятся аккуратность, прилежание, терпение, умение доводить начатую работу до конца, бережное отношение к материалу.
Результативность освоения учащимися рабочей программы осуществляется через использование разнообразных способов проверки:
- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
- тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
- самоконтроль.
Основными критериями оценки работ учащихся являются:
-
внешний вид изделия (аккуратность, плотность плетения),
-
правильность выполнения основных приемов плетения.
У обучающихся улучшается мелкая моторика. Развиваются коммуникативные навыки, дети становятся доброжелательными по отношению друг к другу и к педагогу, развивается их художественно-эстетический вкус, формируется чувство патриотизма через знакомство с культурным прошлым России. Появляется аккуратность, прилежание, терпение, умение доводить начатую работу до конца, бережное отношение к материалу. Детей объединяет сам творческий процесс, обсуждение результатов, проведение выставок. Взаимоотношения в коллективе заметно меняются: дети становятся более терпимыми, добрыми. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности и степень овладения мастерством каждого ученика. Постепенно создавая работы и малых, и больших форм сами ребята, педагоги видят качественный и творческий рост от работы к работе. Все удачи поощряются, все недочеты мягко исправляются на практике. Анализируя творческий процесс каждого ребенка и созданные им работы, педагог вырабатывает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. Очень важен в мастерской элемент творческого соревнования. Учитываются результаты каждого занятия. Разработана система поощрения. На протяжении всего процесса обучения дети учатся правильно анализировать и оценивать свою работу. Их оценочная деятельность предусматривает следующие этапы: оценка педагога, совместная оценка учащегося и педагога, самооценка.
Учебно-тематический план
5-й год обучения
№
Занятия (часы)
Тема занятия
Элементы содержания
Информационное
сопровождение
Дата по плану
Дата фактически
1-2
Вводное занятие.
1. Знакомство с основными видами работ объединения «Народные промыслы»
2. Инструктаж по технике безопасности
Иллюстрации, демонстрационный материал.
15.09
15.09
3 -4
Плетение.
1.Расширить представление детей о традициях на Руси.
2. Символика.
Беседа.
18.09
16.09
5 - 6
Фенечка из мулине.
Плетение косое из 4 нитей, 2 цветов.
Показ, объяснение.
22.09
22.09
7 - 8
Фенечка из мулине.
Плетение косое из 4 нитей, 2 цветов.
25.09
23.09
9 - 10
Фенечка из атласных лент.
Круговое плетение из 4 лент.
Показ, объяснение.
Домашние обереги своими руками. Е Шептуля.
Иллюстрации, демонстрационный материал.
29.09
29.09
11 -12
Фенечка из атласных лент.
Круговое плетение из 4 лент.
Домашние обереги своими руками. Е Шептуля.
Иллюстрации, демонстрационный материал
2.10
30.09
13 -14
Фенечка из атласных лент.
Круговое плетение из 4 лент.
Иллюстрации, демонстрационный материал
6.10
6.10
15 - 16
Кукла - берегиня узелковая.
Подготовка основы.
Иллюстрации, демонстрационный материал
9.10
7.10
17 - 18
Кукла - берегиня узелковая.
Выполнение частей тела.
Иллюстрации, демонстрационный материал
13.10
13.10
19 - 20
Кукла -берегиня узелковая.
Одежда.
Иллюстрации, демонстрационный материал
16.10
14.10
21-22
Сувенир.
Подготовка материала
Беседа.
20.10
20.10
23-24
Чашка с цветами.
Изготовление сувенира для украшения интерьера.
МК - Страна мастеров.
23.10
21.10
25-26
Чашка с цветами.
Изготовление сувенира для украшения интерьера.
МК - Страна мастеров.
27.10
27.10
27-28
Чашка с цветами.
Изготовление сувенира для украшения интерьера.
МК - Страна мастеров.
30.10
28.10
29-30
Цветы из ткани
Изготовление цветка -ободка из шифона, атласа, креп - сатина.
Подготовка ткани.
Работа с шаблоном. Простой круговой.
Ободки и заколки + МК (Страна мастеров)
3.11
3.11
31-32
Цветы из ткани
Изготовление цветка -ободка из шифона, атласа, креп - сатина.
Инструктаж.
Обжиг.
Ободки и заколки + МК (Страна мастеров)
6.11
4.11
33-34
Цветы из ткани
Изготовление цветка -ободка из шифона, атласа, креп - сатина.
Сборка.
Ободки и заколки + МК (Страна мастеров)
10.11
10.11
35-36
Цветы из ткани
Изготовление цветка -ободка из шифона, атласа, креп - сатина.
Сборка. Украшение бусинами, бисером.
Ободки и заколки + МК (Страна мастеров)
13.11
11.11
37-38
Пион
Изготовление цветов из бумажного шпагата.
Нарезка.
Расправление шпагата.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
17.11
17.11
39-40
Пион
Изготовление цветов из бумажного шпагата.
Тычинки.
Сборка.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
20.11
18.11
41-42
Пион
Изготовление цветов из бумажного шпагата.
Сборка.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
24.11
24.11
43-44
Овечка. Сувенир-магнит на холодильник.
Подготовка к Новому году.
МК - Страна мастеров.
27.11
25.11
45-46
Овечка. Сувенир-магнит на холодильник.
Подготовка к Новому году.
МК - Страна мастеров.
1.12
1.12
47-48
Дед Мороз - открытка.
Изготовление открытки в новой технике - раздвижение.
МК - Страна мастеров.
4.12
2.12
49-50
Ткани.
Беседа о разнообразии тканей.
8.12
8.12
51-52
Картины из ткани.
Зимняя сказка. Подбор тканей.
К. Митителло Аппликация. Дом из ткани.
11.12
9.12
53-54
Картины из ткани.
Зимняя сказка. Составление композиции.
К. Митителло Аппликация. Дом из ткани.
15.12
15.12
55-56
Картины из ткани.
Зимняя сказка. Составление композиции.
К. Митителло Аппликация. Дом из ткани.
18.12
16.12
57-58
Работа с бисером и пайедками.
Беседа.
Инструктаж.
Материалы, инструменты, приспособления, используемые в работе с бисером.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
22.12
22.12
59-60
Лилия.
Технология плетения. Плетение на проволоке.
Изготовление лепестков.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
25.12
23.12
61-62
Лилия.
Технология плетения. Плетение на проволоке.
Изготовление лепестков.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
29.12
29.12
63-64
Лилия.
Технология плетения. Плетение на проволоке.
Изготовление лепестков.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
12.01
30.12
65-66
Лилия.
Технология плетения. Плетение на проволоке.
Изготовление тычинок.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
15.01
12.01
67-68
Лилия.
Технология плетения. Плетение на проволоке.
Монтаж изделия.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
19.01
13.01
69-70
Береста.
Беседа.
Инструктаж.
Материалы, инструменты, приспособления, используемые в работе с берестой. Заготовка.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
22.01
19.01
71-72
Береста.
Техника плетения из слоевой бересты.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
26.01
20.01
73-74
Коробок.
Техника плетения из слоевой бересты. Нарезка.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
29.01
26.01
75-76
Коробок.
Техника плетения из слоевой бересты. Плетение.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
2.02
27.01
77-78
Коробок.
Техника плетения из слоевой бересты. Сборка.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
5.02
2.02
79-80
Сумка.
Технология плетения с применением бросового материала.
Разметка и нарезка.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
9.02
3.02
81-82
Сумка.
Складывание фантиков.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
12.02
9.02
83-84
Сумка.
Складывание фантиков.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
16.02
10.02
85-86
Сумка.
Технология изготовления.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
19.02
16.02
87-88
Сумка.
Сборка.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
23.02
17.02
89-90
Сумка.
Сборка.
В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.
26.02
23.02
91-92
Мешковина.
Беседа. Материалы, инструменты. Изготовление, использование.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
2.03
24.02
93-94
Мешковина.
Подготовка мешковины к работе.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
5.03
2.03
95-96
Аппликация из мешковины.
Деревенька.
Разработка эскиза.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
9.03
3.03
97-98
Аппликация из мешковины.
Деревенька.
Подготовка основы.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
12.02
10.03
99-100
Аппликация из мешковины.
Деревенька.
Сборка аппликации.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
16.03
16.03
101-102
Аппликация из мешковины.
Деревенька.
Сборка аппликации.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
19.03
17.03
103-104
Лесная скульптура.
Работа с природным материалом.
Композиция из шишек.
Подбор материала.
К. Г. Яковлева Лесная скульптура.
Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала.
23.03
23.03
105-106
Лесная скульптура.
Работа с природным материалом.
Композиция из шишек.
Эскиз.
К. Г. Яковлева Лесная скульптура.
Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала.
26.03
24.03
107-108
Лесная скульптура.
Работа с природным материалом.
Сборка композиции.
К. Г. Яковлева Лесная скульптура.
Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала.
30.03
30.03
109-110
Лесная скульптура.
Работа с природным материалом.
Панно на срезе дерева.
Подбор, подготовка материала.
К. Г. Яковлева Лесная скульптура.
Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала.
2.04
31.03
111-112
Лесная скульптура.
Работа с природным материалом.
Панно на срезе дерева.
Эскиз.
К. Г. Яковлева Лесная скульптура.
Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала.
6.04
6.04
113-114
Лесная скульптура.
Работа с природным материалом.
Панно на срезе дерева.
Составление, сборка композиции.
К. Г. Яковлева Лесная скульптура.
Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала.
9.04
7.04
115-116
Макраме.
Беседа.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
13.04
13.04
117-118
Макраме.
Подготовка к работе. Основные приёмы плетения узлов.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
16.04
14.04
119-120
Макраме.
Подготовка к работе. Основные приёмы плетения узлов.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
20.04
20.04
121-122
Шамбола.
Выполнение фенечки в технике Макраме. Подбор материала.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
23.04
21.04
123-124
Шамбола.
Выполнение фенечки в технике Макраме. Технология плетения.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
27.04
27.04
125-126
Шамбола.
Выполнение фенечки в технике Макраме. Плетение.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
30.04
28.04
127-128
Шамбола.
Выполнение фенечки в технике Макраме. Плетение.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
4.05
4.05
129-130
Шамбола.
Выполнение фенечки в технике Макраме. Плетение.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
7.05
5.05
131-132
Крупы.
Беседа.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
11.05
11.05
133-134
Крупы.
Покраска.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
14.05
12.05
135-136
Крупы.
Покраска.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
18.05
18.05
137-138
Крупы.
Эскиз.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
21.05
19.05
139-140
Крупы.
Аппликация композиции.
О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»
25.05
25.05
141-142
Выставка
28.05
26.05