• Преподавателю
  • Другое
  • Программа художественно – педагогической направленности для обучающихся 1 – 9 классов объединения «Народные промыслы» 5 год обучения

Программа художественно – педагогической направленности для обучающихся 1 – 9 классов объединения «Народные промыслы» 5 год обучения

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное казённое учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества г. Лузы Кировской области


УТВЕРЖДЕНО:

Приказом и.о. директора МОКУ ДОД

ДДТ г. Лузы Кировской области

______________Н.В.Попова

Приказ № 01 - 013/126 от 13.09.2013г.




Рабочая программа

художественно - педагогической направленности

для обучающихся 1 - 9 классов

объединения «Народные промыслы»


Автор программы:

Росоха Наталья Ивановна,

педагог дополнительного образования

МОКУ ДОД Дома детского творчества г. Лузы

2014 - 2015 уч. год

Пояснительная записка


В наше время заметно возрос интерес к художественному творчеству. Работа, образцом для которой служит традиционное национальное искусство, приносит особое удовлетворение. Труд, направленный на создание полезных в быту вещей, тесно связан с творчеством, что важно для эстетического и трудового воспитания.

В эпоху технического прогресса особенно необходимо приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовывать старинными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремёслами. В любой цивилизованной стране мира государство заботится, оберегает традиции своего народа. Невозможно полноценное и здоровое развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков каждой конкретной местности. Частью такого культурного наследия является роспись доски, лепка и роспись глиняной игрушки, плетение.

В связи с небольшими финансовыми возможностями образовательного учреждения и недостатка средств у родителей используем на занятиях большое количество бросового материала, ненужного, а значит нетрадиционного. Но тем и ценен опыт, сделать из ничего - произведение художественного искусства.

Мастерская «Народные промыслы» позволяет познакомить детей с ремёслами, пришедшими из глубины веков, познакомить с историей возникновения, развития и обучить простейшим приёмам работы по каждому предложенному промыслу, даёт возможность научиться использовать в работе природный материал. Форма проведения занятий может быть различной: занятие, творческая мастерская, посещение и участие в выставках, посещение музеев.

В мастерскую приходят дети с разным характером и разной степенью одаренности. Отношение взрослого должно быть предельно доброжелательным. Необходимо отмечать каждое, даже маленькое, достижение ребенка. Чрезвычайно важно правильно относиться к неумению, неуспеху, ошибкам, чтобы ребенок не переносил замеченную взрослым ошибку, свое неумение, на оценку своих способностей в целом, а научился, совместно с педагогом, анализировать, понимать, в чем у него трудности.

Занятия построены таким образом, что теоретические и практические знания даются всей группе. Дальнейшая работа ведется с каждым учеником индивидуально, учитывая его возможности, возрастные и личностные особенности.

Теоретическая часть занятия включает в себя:

- постановку целей и объяснение задач (анализ образцов, подбор материалов, инструментов, пособий);

- изложение нового материала (проводится в форме беседы на основе уже пройденного материала и полученных ранее знаний, с показом новых технологических приемов);

- инструктаж о соблюдении правил техники безопасности.

Практическая часть занятий строится на основе следующих принципов:

В зависимости от способностей ученика используются различные методы, в основе которых лежит деятельность ребенка: подражательная (репродуктивная), частично-подражательная, творческая.

Процесс обучения построен от простого к сложному.

На простых и малых формах отрабатываются приемы работы, что позволяет постепенно почувствовать материал, его теплоту, увидеть многообразие форм, цветов, оттенков, побуждает детей к творчеству, дает возможность поверить в свои силы, полюбить этот вид творчества и пробудить желание заниматься дальше. Необходимо развивать личность ребенка, уверенность в его силах, предоставлять ему возможность показать лучшие, наиболее удачные работы на выставках: отчетных, городских, районных.

По каждой выполненной работе все члены мастерской высказывают свое мнение: разбираются достоинства и недостатки, что помогает всем ученикам еще раз закрепить полученные знания и учесть возможные ошибки. Детям, выполнившим задание быстрее других, даются дополнительные задания. Требования к качеству работ повышаются медленно и постепенно. Большое внимание уделяется созданию работ, требующих коллективного участия.

Программа «Народные промыслы» имеет художественно-эстетическую направленность.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет решить важные педагогические задачи: формирование гуманистического мировоззрения у детей, воспитание коммуникабельных, разносторонне-развитых, образованных членов общества, строителей будущей жизни по законам прекрасного, независимо от будущей профессии. Красота преображает и тех, кто ее создает, и тех, кто ее воспринимает. Под ее воздействием меняется и сам облик людей, нравственный мир, психология.

Данная рабочая программа базируется на знаниях и умениях, полученных учащимися на уроках изобразительного искусства, трудового обучения в школе, реализует их связь с литературой, историей.

Цели и задачи образовательной программы

Цель: создание условий для развития творческого потенциала учащихся в процессе изготовления художественных изделий из природного материала.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с историей народных промыслов, как частью национального наследия;

- познакомить с искусством обработки природного материала, его использование, замена на нетрадиционные;

- научить правильной и безопасной организации труда;

- обучить приемам и методам работы с природным и нетрадиционным материалом;

- познакомить с основными свойствами используемых материалов;

- обучить заготавливать, хранить и экономно расходовать материал;

- познакомить с основными законами композиции;

- обучить технологическим приемам в изготовлении изделий декоративно - прикладного искусства.

Развивающие:

- развивать индивидуальные творческие способности детей;

- развивать воображение, пространственное мышление детей;

- способствовать развитию мелкой моторики;

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека;

- развивать художественно-эстетический вкус и творческий подход к выполнению заданий различной сложности;

- воспитывать коммуникативные навыки;

- формировать чувство патриотизма и национальной гордости через знакомство с культурным прошлым России

Условия реализации образовательной рабочей программы

Рабочая программа адресована учащимся 6 -15 лет, желающим создавать изделия народных промыслов.

Учащиеся занимаются два раза в неделю по полтора академических часа, в форме творческой мастерской. Форма проведения занятий - групповая. Наполняемость групп - 15 человек в первый год обучения, 12 - во второй год обучения, 10- человек в третий год обучения.


Ожидаемые результаты реализации рабочей программы:

К концу пятого года обучения учащийся должен:

- освоить основные законы композиции;

- ориентироваться в цветоведение;

- освоить технологические приемы плетения, при плетении изделий с изменением формы дна, формы предмета;

- совершенствование умений работы с глиной;

- освоить простые приёмы росписи по доске;

- владеть теоретическими знаниями о промыслах, различать и называть виды росписи;

- владеть простыми приёмами бисероплетения из проволоки;

- владеть простыми приёмами работы по ткани - батик;

-владеть приёмами аппликации, а также декупажем;

- улучшится пространственное воображение и мышление.

- улучшится художественно-эстетический вкус;

- проявится уважительное отношение к трудовой

деятельности человека.

- у учащихся улучшится художественно-эстетический вкус, формируется чувство патриотизма, через знакомство с культурным прошлым России.

К концу обучения по программе, у учащихся проявятся аккуратность, прилежание, терпение, умение доводить начатую работу до конца, бережное отношение к материалу.

Результативность освоения учащимися рабочей программы осуществляется через использование разнообразных способов проверки:

- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;

- тематический контроль умений и навыков после изучения тем;

- самоконтроль.

Основными критериями оценки работ учащихся являются:

  • внешний вид изделия (аккуратность, плотность плетения),

  • правильность выполнения основных приемов плетения.

У обучающихся улучшается мелкая моторика. Развиваются коммуникативные навыки, дети становятся доброжелательными по отношению друг к другу и к педагогу, развивается их художественно-эстетический вкус, формируется чувство патриотизма через знакомство с культурным прошлым России. Появляется аккуратность, прилежание, терпение, умение доводить начатую работу до конца, бережное отношение к материалу. Детей объединяет сам творческий процесс, обсуждение результатов, проведение выставок. Взаимоотношения в коллективе заметно меняются: дети становятся более терпимыми, добрыми. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности и степень овладения мастерством каждого ученика. Постепенно создавая работы и малых, и больших форм сами ребята, педагоги видят качественный и творческий рост от работы к работе. Все удачи поощряются, все недочеты мягко исправляются на практике. Анализируя творческий процесс каждого ребенка и созданные им работы, педагог вырабатывает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. Очень важен в мастерской элемент творческого соревнования. Учитываются результаты каждого занятия. Разработана система поощрения. На протяжении всего процесса обучения дети учатся правильно анализировать и оценивать свою работу. Их оценочная деятельность предусматривает следующие этапы: оценка педагога, совместная оценка учащегося и педагога, самооценка.

Учебно-тематический план

5-й год обучения

Занятия (часы)

Тема занятия

Элементы содержания

Информационное

сопровождение

Дата по плану

Дата фактически

1-2

Вводное занятие.

1. Знакомство с основными видами работ объединения «Народные промыслы»

2. Инструктаж по технике безопасности

Иллюстрации, демонстрационный материал.

15.09

15.09

3 -4

Плетение.

1.Расширить представление детей о традициях на Руси.

2. Символика.

Беседа.

18.09

16.09

5 - 6

Фенечка из мулине.

Плетение косое из 4 нитей, 2 цветов.

Показ, объяснение.

22.09

22.09

7 - 8

Фенечка из мулине.

Плетение косое из 4 нитей, 2 цветов.


25.09

23.09

9 - 10

Фенечка из атласных лент.

Круговое плетение из 4 лент.

Показ, объяснение.

Домашние обереги своими руками. Е Шептуля.

Иллюстрации, демонстрационный материал.

29.09

29.09

11 -12

Фенечка из атласных лент.

Круговое плетение из 4 лент.

Домашние обереги своими руками. Е Шептуля.

Иллюстрации, демонстрационный материал

2.10

30.09

13 -14

Фенечка из атласных лент.

Круговое плетение из 4 лент.

Иллюстрации, демонстрационный материал

6.10

6.10

15 - 16

Кукла - берегиня узелковая.

Подготовка основы.

Иллюстрации, демонстрационный материал

9.10

7.10

17 - 18

Кукла - берегиня узелковая.

Выполнение частей тела.

Иллюстрации, демонстрационный материал

13.10

13.10

19 - 20

Кукла -берегиня узелковая.

Одежда.

Иллюстрации, демонстрационный материал

16.10

14.10

21-22

Сувенир.

Подготовка материала

Беседа.

20.10

20.10

23-24

Чашка с цветами.

Изготовление сувенира для украшения интерьера.

МК - Страна мастеров.

23.10

21.10

25-26

Чашка с цветами.

Изготовление сувенира для украшения интерьера.

МК - Страна мастеров.

27.10

27.10

27-28

Чашка с цветами.

Изготовление сувенира для украшения интерьера.

МК - Страна мастеров.

30.10

28.10

29-30

Цветы из ткани

Изготовление цветка -ободка из шифона, атласа, креп - сатина.

Подготовка ткани.

Работа с шаблоном. Простой круговой.

Ободки и заколки + МК (Страна мастеров)

3.11

3.11

31-32

Цветы из ткани

Изготовление цветка -ободка из шифона, атласа, креп - сатина.

Инструктаж.

Обжиг.

Ободки и заколки + МК (Страна мастеров)

6.11

4.11

33-34

Цветы из ткани

Изготовление цветка -ободка из шифона, атласа, креп - сатина.

Сборка.

Ободки и заколки + МК (Страна мастеров)

10.11

10.11

35-36

Цветы из ткани

Изготовление цветка -ободка из шифона, атласа, креп - сатина.

Сборка. Украшение бусинами, бисером.

Ободки и заколки + МК (Страна мастеров)

13.11

11.11

37-38

Пион

Изготовление цветов из бумажного шпагата.

Нарезка.

Расправление шпагата.

О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»

17.11

17.11

39-40

Пион

Изготовление цветов из бумажного шпагата.

Тычинки.

Сборка.

О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»

20.11

18.11

41-42

Пион

Изготовление цветов из бумажного шпагата.

Сборка.

О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»

24.11

24.11

43-44

Овечка. Сувенир-магнит на холодильник.

Подготовка к Новому году.

МК - Страна мастеров.

27.11

25.11

45-46

Овечка. Сувенир-магнит на холодильник.

Подготовка к Новому году.

МК - Страна мастеров.

1.12

1.12

47-48

Дед Мороз - открытка.

Изготовление открытки в новой технике - раздвижение.

МК - Страна мастеров.

4.12

2.12

49-50

Ткани.

Беседа о разнообразии тканей.

8.12

8.12

51-52

Картины из ткани.

Зимняя сказка. Подбор тканей.

К. Митителло Аппликация. Дом из ткани.

11.12

9.12

53-54

Картины из ткани.

Зимняя сказка. Составление композиции.

К. Митителло Аппликация. Дом из ткани.

15.12

15.12

55-56

Картины из ткани.

Зимняя сказка. Составление композиции.

К. Митителло Аппликация. Дом из ткани.

18.12

16.12

57-58

Работа с бисером и пайедками.

Беседа.

Инструктаж.

Материалы, инструменты, приспособления, используемые в работе с бисером.

В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.

22.12

22.12

59-60

Лилия.

Технология плетения. Плетение на проволоке.

Изготовление лепестков.

В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.

25.12

23.12

61-62

Лилия.

Технология плетения. Плетение на проволоке.

Изготовление лепестков.

В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.

29.12

29.12

63-64

Лилия.

Технология плетения. Плетение на проволоке.

Изготовление лепестков.

В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.

12.01

30.12

65-66

Лилия.

Технология плетения. Плетение на проволоке.

Изготовление тычинок.

В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.

15.01

12.01

67-68

Лилия.

Технология плетения. Плетение на проволоке.

Монтаж изделия.

В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.

19.01

13.01

69-70

Береста.

Беседа.

Инструктаж.

Материалы, инструменты, приспособления, используемые в работе с берестой. Заготовка.

В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.

22.01

19.01

71-72

Береста.

Техника плетения из слоевой бересты.

В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.

26.01

20.01

73-74

Коробок.

Техника плетения из слоевой бересты. Нарезка.

В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.

29.01

26.01

75-76

Коробок.

Техника плетения из слоевой бересты. Плетение.

В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.

2.02

27.01

77-78

Коробок.

Техника плетения из слоевой бересты. Сборка.

В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.

5.02

2.02

79-80

Сумка.

Технология плетения с применением бросового материала.

Разметка и нарезка.

В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.

9.02

3.02

81-82

Сумка.

Складывание фантиков.

В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.

12.02

9.02

83-84

Сумка.

Складывание фантиков.

В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.

16.02

10.02

85-86

Сумка.

Технология изготовления.

В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.

19.02

16.02

87-88

Сумка.

Сборка.

В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.

23.02

17.02

89-90

Сумка.

Сборка.

В. А. Мураева. Технология народных ремёсел. Натуральные образцы.

26.02

23.02

91-92

Мешковина.

Беседа. Материалы, инструменты. Изготовление, использование.

О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»

2.03

24.02

93-94

Мешковина.

Подготовка мешковины к работе.

О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»

5.03

2.03

95-96

Аппликация из мешковины.

Деревенька.

Разработка эскиза.

О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»

9.03

3.03

97-98

Аппликация из мешковины.

Деревенька.

Подготовка основы.

О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»

12.02

10.03

99-100

Аппликация из мешковины.

Деревенька.

Сборка аппликации.

О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»

16.03

16.03

101-102

Аппликация из мешковины.

Деревенька.

Сборка аппликации.

О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»

19.03

17.03

103-104

Лесная скульптура.

Работа с природным материалом.

Композиция из шишек.

Подбор материала.

К. Г. Яковлева Лесная скульптура.

Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала.

23.03

23.03

105-106

Лесная скульптура.

Работа с природным материалом.

Композиция из шишек.

Эскиз.

К. Г. Яковлева Лесная скульптура.

Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала.

26.03

24.03

107-108

Лесная скульптура.

Работа с природным материалом.

Сборка композиции.

К. Г. Яковлева Лесная скульптура.

Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала.

30.03

30.03

109-110

Лесная скульптура.

Работа с природным материалом.

Панно на срезе дерева.

Подбор, подготовка материала.

К. Г. Яковлева Лесная скульптура.

Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала.

2.04

31.03

111-112

Лесная скульптура.

Работа с природным материалом.

Панно на срезе дерева.

Эскиз.

К. Г. Яковлева Лесная скульптура.

Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала.

6.04

6.04

113-114

Лесная скульптура.

Работа с природным материалом.

Панно на срезе дерева.

Составление, сборка композиции.

К. Г. Яковлева Лесная скульптура.

Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала.

9.04

7.04

115-116

Макраме.

Беседа.

О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»

13.04

13.04

117-118

Макраме.

Подготовка к работе. Основные приёмы плетения узлов.

О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»

16.04

14.04

119-120

Макраме.

Подготовка к работе. Основные приёмы плетения узлов.

О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»

20.04

20.04

121-122

Шамбола.

Выполнение фенечки в технике Макраме. Подбор материала.

О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»

23.04

21.04

123-124

Шамбола.

Выполнение фенечки в технике Макраме. Технология плетения.

О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»

27.04

27.04

125-126

Шамбола.

Выполнение фенечки в технике Макраме. Плетение.

О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»

30.04

28.04

127-128

Шамбола.

Выполнение фенечки в технике Макраме. Плетение.

О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»

4.05

4.05

129-130

Шамбола.

Выполнение фенечки в технике Макраме. Плетение.

О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»

7.05

5.05

131-132

Крупы.

Беседа.

О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»

11.05

11.05

133-134

Крупы.

Покраска.

О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»

14.05

12.05

135-136

Крупы.

Покраска.

О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»

18.05

18.05

137-138

Крупы.

Эскиз.

О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»

21.05

19.05

139-140

Крупы.

Аппликация композиции.

О. Н. Маркелова «Декоративно прикладное творчество»

25.05

25.05

141-142

Выставка

28.05

26.05


© 2010-2022