Классный час

Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.   Задачи: Образовательная:     Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.     Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём. Развивающая:     Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.     Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое     мнение. Воспитательная:     Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и     умение прощать.     Сформировать представление о том, что толерантность как качество личности считается необходи-     мым для адаптации к новым неожиданным условиям.   Оборудование: раздаточный материал: карточки разного цвета, карточки-задания, магнитная доска, мультимедийное оборудование, плакат «Дерево толерантности».   Форма прведения: работа по группам с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час. Тема: «Толерантность - путь к миру» Слайд 2

Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:

Образовательная:

Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.

Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающая:

Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое

мнение.

Воспитательная:

Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и

умение прощать.

Сформировать представление о том, что толерантность как качество личности считается необходи-

мым для адаптации к новым неожиданным условиям.

Оборудование: раздаточный материал: карточки разного цвета, карточки-задания, магнитная доска, мультимедийное оборудование, плакат "Дерево толерантности".

Форма прведения: работа по группам с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.

Ход классного часа:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

Учитель. Классный час я хотела бы начать с разговора о вечном, о любви.

Учитель читает сказку.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла с ней дружить всю отпущенную Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят 8 прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта, шестую-Дружба, седьмую-Прощение, восьмую-Уважение.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь…

Учитель (обращение к учащимся). Задумайтесь и вы…Напишите на листе имя той девушки, которую выбрали вы.

Поднимите листы и покажите всем свой выбор. А теперь узнаем, совпал ли он с выбором девушки по имени Любовь.

Учитель (окончание сказки). Любовь подошла к девушки по имени Доброта и протянула ей руку.

Учитель (обращение к учащимся). Почему Любовь выбрала девушку Доброту.

Учащиеся предлагают варианты ответов на вопрос, высказывают собственную точку зрения.

Учитель (обращение к учащимся). Придумайте, изобразите и объясните эмблему доброты: в центре ватманского листа нарисуйте «доброту», а вокруг напишите слова, составляющие это понятие. На выполнение задание вам отводится 5 минут.

Учащиеся после выполнения задания защищают свой рисунок (выступление представителей команд 2-3 минуты).

Учитель делает выводы:

Эмблемы получились разные, это свидетельствует о том, что мы с вами все разные и у нас не может быть абсолютно одинакового взгляда на «вещи».

В эмблемах «доброты» я обнаружила все то, что необходимо для объяснения понятия «толерантность», для понимания того, что значит быть толерантным.

3. Знакомство с новым понятием. Слайд 3

Учитель: толерантность - (лат. tolerantia - терпение) - это способность терпеть что-то или кого-то.

Нам ближе наше русское слово - «терпимость».

Терпимость - способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.

Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.

У вас на столах карточки белого цвета, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?

С карточек белого цвета дети зачитывают:

Толерантность - способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)

Толерантность - готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

Толерантность - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)

Толерантность - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)

Учитель: что общего в этих определениях?

Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.

Учитель: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?

Дети: происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.

4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:

Учитель: что значит быть толерантным? Постараемся ответить на этот вопрос.

У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета, на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью.

Дети зачитывают высказывания и соотнося с заповедью. Слайд 4

«Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (возлюби ближнего своего)

«Гнев - страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (не убий)

«Не делай другому того, от чего больно тебе». (золотое правило)

«Ничто притворное не может быть продолжительным». (не лги)

«Любовь к родителям - основа всех добродетелей». (почитай отца своего и матерь свою)

Воровство порождает лень и жадность. (не кради)

Учитель: итак, быть толерантным, значит:

Уважать другого.

Любить ближнего своего.

Не злиться.

Быть добрым, терпимым.

Сострадать

Слайд 5

Учитель: «толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему?

Учитель: солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

Слайд 6

5. Определение качеств толерантной личности;

Учитель: сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.

Слайд 7

Качества:

Терпимость Зависть

Бессердечность Раздражение

Конфликт Ложь

Сострадание Сотрудничество

Прощение Вспыльчивость

Желание что-либо делать вместе Милосердие

Злорадство Уважение прав других

Принятие другого таким, какой он есть

Учитель: итак, толерантная личность обладает следующими качествами…

Решение проблемных ситуаций.

Учитель: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?

Дети: нет, ссоримся…

Учитель: все ли можем спокойно выслушать друг друга?

Поддержать в трудную минуту?

Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?

Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.

Вы играете с игрушкой или в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.

- Как поступите в этой ситуации?

- Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?

- Как можно избежать драки?

Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.

Учитель: а я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

Слайд 8

Памятка.

Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.

Имей терпение выслушать собеседника.

Спокойно объясни свою точку зрения.

Подумай, из-за чего возник спор.

Другая ситуация.

Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.

- Как вы поступите в этой ситуации?

6. Обобщающая беседа.

Учитель: бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?

- Что вы чувствовали в тот момент?

- А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?

- Как вы думаете, что чувствовал тот человек?

- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка - не лучший способ решения проблем.

- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать - говорить людям добрые слова или гадости?

- Какое наставление вам помогает жить в мире?

Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

Учитель: а можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?

- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.

- Что нам помогает быть толерантными? Терпимыми?

Дети: знание и соблюдение заповедей.

7. Упражнение:

"Камушек в ботинке". У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой "камушек в ботинке", который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Найдите в себе то, что мешает вам жить в мире с собой и с окружающими людьми. Учащиеся берут кружки из бумаги черного цвета и пишут на них свои недостатки. Идет поиск темного пятна.

Упражнение:

«Жемчужина в раковине». Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических ситуациях. Найдите в себе то, что является вашим наивысшим достоинством.

Учащиеся берут кружки из бумаги (белого цвета с двух сторон) и пишут на них свои достоинства. Идет поиск светлого пятна.

8. Подведение итогов.

Учитель (обращение к учащимся). Сейчас мы создадим с вами «пространство толерантности». Этим пространством для нас будет наша школа.

Учитель. Творческая работа «Дерево толерантности». Возьмите каждый по листочку (цветные трафареты осенних листьев) и напишите на нем то, что по вашему мнению нужно сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть отношения в ней стали толерантными.

Учащиеся представляют «Дерево толерантности», комментируют результаты.

Слайд 9

Наши пожелания:

Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире. Слайд 10











Красный цвет любви и горячего сердца. Красный - цвет крови, кровного родства.

Зеленый цвет - цвет спокойствия, развития, мудрости. Зеленый цвет - цвет уважения и дружбы.

Желтый - цвет солнца и жизни, цвет радости

Голубой цвет - цвет чистого неба, цвет доверия и безоблачных отнош

Классный час для старшеклассников по теме "Толерантность"

Цели занятия:

-Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

- Развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

-Сформировать представление о том, что толерантность как качество личности считается необходимым для адаптации к новым неожиданным условиям.

Форма проведения.

Работа по группам с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.

Ход классного часа.

Учитель. Классный час я хотела бы начать с разговора о вечном, о любви.

Учитель читает сказку.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла с ней дружить всю отпущенную Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят 5 прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь…

Учитель (обращение к учащимся). Задумайтесь и вы…Напишите на листе имя той девушки, которую выбрали вы. Поднимите листы и покажите всем свой выбор. А теперь узнаем, совпал ли он с выбором девушки по имени Любовь.

Учитель (окончание сказки). Любовь подошла к девушки по имени Доброта и протянула ей руку.

Учитель (обращение к учащимся). Почему Любовь выбрала девушку Доброту.

Учащиеся предлагают варианты ответов на вопрос, высказывают собственную точку зрения.

Учитель (обращение к учащимся). Придумайте, изобразите и объясните эмблему доброты: в центре ватманского листа нарисуйте «доброту», а вокруг напишите слова, составляющие это понятие. На выполнение задание вам отводится 5 минут.

Учащиеся после выполнения задания защищают свой рисунок (выступление представителей команд 2-3 минуты).

Учитель делает выводы:

Эмблемы получились разные, это свидетельствует о том, что мы с вами все разные и у нас не может быть абсолютно одинакового взгляда на «вещи».

В эмблемах «доброты» я обнаружила все то, что необходимо для объяснения понятия «толерантность», для понимания того, что значит быть толерантным.

Учитель. Игра «Дополни».

Учащиеся заканчивают предложение «Быть толерантным - это значит …», выделяют ключевые слова.

быть терпимым к окружающим;

уважать людей, их мнения, религию;

принимать других такими, какие они есть;

понимать многообразие культур нашего мира.

Учитель (обращение к учащимся). Свойственны ли вам те качества, которые характеризуют толерантного человека. Являетесь ли вы толерантной личностью. В форме таблицы предлагается информация к размышлению.

Толерантная личность Интолерантаная личность

Уважение мнения других Непонимание

Доброжелательность Игнорирование

Желание что-либо делать вместе Эгоизм

Понимание и принятие Нетерпимость

Чуткость Выражение пренебрежения

Любознательность Раздражительность

Снисходительность Равнодушие

Доверие Цинизм

Гуманизм Немотивированная агрессивность

Учащиеся знакомятся с данными таблицы и самостоятельно делают выводы.

Учитель высказывают свою точку зрения.

Общий вывод: не бывает абсолютно толерантных и абсолютно интотолерантных людей. В современном мире нет примеров толерантного общества. У человечества не выработался иммунитет против интолерантности. Человек совершает в жизни разные поступки. Важно, есть ли в нас стремление к толерантным отношениям, желание полноценно реализовать свои способности, опираясь на устойчивые жизненные позиции, ценности и идеалы.

Учитель (обращение к учащимся). Почему так актуальна толерантность в наше время? Ответ на этот вопрос дает ученик, который предварительно работал с материалами СМИ. Он приводит примеры и делает выводы:

потому, что мы часто слышим такие слова как «беженец», «жертва насилия», «экстремизм», «конфликт», «агрессия»;

потому, что в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм антиобщественного поведения;

потому, что продолжает расти подростковая преступность;

потому, что растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка.

Учитель. Прием «Акцент на лучшее». Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного. Важно принимать себя и других безусловно, такими, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что в человеке имеется. «Я принимаю тебя и пытаюсь понять причину твоих поступков».

Учитель. Упражнение «Камушек в ботинке». 4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:Учитель. Упражнение «Жемчужина в раковине». Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических ситуациях. Найдите в себе то, что является вашим наивысшим достоинством.

Учащиеся берут кружки из бумаги (белого цвета с двух сторон) и пишут на них свои достоинства. Идет поиск светлого пятна.

После этого, учащиеся, взяв в руки кружки, выступают, рассказывая сначала о своих недостатках, а затем о достоинствах. Смело, заявив о своих пороках, учащиеся белый кружок выкладывают на середину стола (надписью вверх), или дарят сидящему рядом, или обмениваются. Цель: сделать достоинства одного человека достоинством класса. Пусть каждый член коллектива помнит о том, что в человеке хорошего, помогает ему бороться с недостатками.

Учитель (обращение к учащимся). Сейчас мы создадим с вами «пространство толерантности». Этим пространством для нас будет наша школа.

Учитель. Творческая работа «Дерево толерантности». Возьмите каждый по листочку и напишите на нем то, что по вашему мнению нужно сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть отношения в ней стали толерантными.

Двое учащихся собирают листочки и оформляют на доске «Дерево толерантности». Пока они работают, учащиеся выполняют упражнение «Отличия».

Учитель (обращение к учащимся). Встаньте в круг. Выполните следующие действия: посмотрите на своего соседа (соседку) справа и скажите, чем вы с ним (с ней) отличаетесь друг от друга. Назовите как внешние, так и внутренние отличия. Затем скажите, что вы чувствуете по этому поводу, как вы к этому относитесь.

Учащиеся представляют «Дерево толерантности», комментируют результаты.

Заключительное анкетирование

Учитель. Напишите на листочках мнение о том, где в своей жизни вы можете проявить те принципы и знания, которые приобрели на классном часе.

Листочки учащиеся складывают в специальный ящик при выходе из аудитории.

Основные понятия:

Толерантность - терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общению с людьми.

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

© 2010-2022