• Преподавателю
  • Другое
  • ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ Каримова Марина Геннадьевна Средняя общеобразовательная школа-гимназия №9 г. Павлодара РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН   Аңдатпа Осы жұмыстың мақсаты тарих және қоғамтану сабақтарында оқушылардың сын тұрғысынан ойлау технологиясының әдiстерiн зерттеу болып табылады. Бұл тақырыптың өзектілігі айдан анық, өйткенi қазақстандық бiлiм қазiр терең қарауды талап етедi. Заманауй білім беру технологияларын зерделей отырып, сын тұрғысынан ойлау технологиясы тарихи материалды меңгеру үшiн неғұрлым тиімді әдіс деп ойлаймын. Тарих және қоғамтанудың бірнеше тақырыптарын мысалға алып, сын тұрғысынан ойлау             технологиясының    ...   Annotation The most effective for mastering historical materials, to my mind, methods of the technology of critical thinking for studying modern educational technology. I can demonstrate it on some examples in history and social science using methods of the technology of critical thinking.   Аннотация. Целью данной работы является изучение методов технологии критического мышления учащихся на уроках истории и обществознания. Актуальность данной темы очевидна, так как казахстанское образование требует современного более углубленного подхода.Изучая современные образовательные технологии, на мой взгляд, более эффективны для усвоения исторического материала методы технологии критического мышления. На примере некоторых тем истории, продемонстрирую эффективность применения методов и приемов  технолог...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ

Каримова Марина Геннадьевна

Средняя общеобразовательная школа-гимназия №9 г. Павлодара

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

Аңдатпа

Осы жұмыстың мақсаты тарих және қоғамтану сабақтарында оқушылардың сын тұрғысынан ойлау технологиясының әдiстерiн зерттеу болып табылады. Бұл тақырыптың өзектілігі айдан анық, өйткенi қазақстандық бiлiм қазiр терең қарауды талап етедi. Заманауй білім беру технологияларын зерделей отырып, сын тұрғысынан ойлау технологиясы тарихи материалды меңгеру үшiн неғұрлым тиімді әдіс деп ойлаймын. Тарих және қоғамтанудың бірнеше тақырыптарын мысалға алып, сын тұрғысынан ойлау технологиясының әдістері мен тәсілдерін қолданудың тиімділігін көрсеттім.

Annotation

The most effective for mastering historical materials, to my mind, methods of the technology of critical thinking for studying modern educational technology. I can demonstrate it on some examples in history and social science using methods of the technology of critical thinking.

Аннотация.

Целью данной работы является изучение методов технологии критического мышления учащихся на уроках истории и обществознания. Актуальность данной темы очевидна, так как казахстанское образование требует современного более углубленного подхода.Изучая современные образовательные технологии, на мой взгляд, более эффективны для усвоения исторического материала методы технологии критического мышления. На примере некоторых тем истории, продемонстрирую эффективность применения методов и приемов технологии критического мышления.

Образование должно давать

не только знания,

но и умение их использовать

в процессе социальной адаптации.

Н.А.Назарбаев

Обновление содержания школьного образования в Республике Казахстан напрямую связано с предстоящим переходом на 12-летний срок обучения. Новая модель образования требует реализации компетентностного подхода в организации учебно-воспитательного процесса и достижения результата в виде наличия у выпускника средней школы, наряду с предметными компетенциями, ключевых и базовых компетенций. Введение понятий «компетенция» и «компетентность» позволит решить типичную для школ проблему, когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных задач. Бесспорно, одним из условий формирования компетенций является внедрение современных педагогических технологий.

Как известно, обучение - процесс двусторонний. Посредством его изменяется не только учащийся, но и учитель. Он находится в постоянном поиске и пересмотре собственных позиций в организации образовательного процесса с точки зрения обеспечения его качества. В перечне профессиональных потребностей учителя найти ответы на вопросы: «Как мы способствуем успешности обучения наших учеников, как мы должны обучать, чтобы улучшить имеющиеся результаты, какие методики и педагогические технологии в большей степени позволяют обеспечить качество и благополучие наших учеников?».

В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» качественный рост человеческого капитала, прежде всего образования через внедрение в процесс современных методик и технологий на основе международных стандартов определены главными направлениями развития. [1,с. 144-145]

В образовании приоритет отдан компетентностному подходу. И тот факт, что для формирования компетенций требуется другая организация процесса обучения, заставляет нас искать и использовать в работе те педагогические технологии, гдереализуется основная функция учителя - не объяснять, а создавать условия для того, ученик мыслил, действовал, мог предложить свои варианты ответов,чтобы учащийся имел возможность добывать знания самостоятельно.[3,с.128]

Базовые технологии, поддерживающие и сопровождающие компетентностно-ориентированное обучение известны. Это:

• Технология проблемного обучения;

• Технология проектного обучения;

• Технология развития критического мышления;

• Технология решения изобретательских задач, информационно-коммуникационные технологии.[2]

Для учителя истории с этих позиций особый интерес представляет технология развития критического мышления.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.

Критически мыслящий ученик задается вопросами:

• Что я знаю?

• Что я узнал нового?

• Как изменились мои знания?

• Что я буду с этим делать?

История - это наука, не терпящая сослагательного наклонения. Содержание исторического образования строится по принципу: факты, события, процессы. Государственным образовательным стандартом определена цель изучения обществоведческих дисциплин - развитие исторического мышления. Однако,если образовательная цель урока сведена к запоминанию дат, событий, фактов, то наши ученики не будут любить предмет и не научаться принимать взвешенные решения, анализировать события и явления жизни. Но именно понимание исторического процесса, оценка и анализирование исторических событий позволит учащимся в будущем не допускать серьезных исторических событий. Мы все являемся участниками исторических процессов. И при помощи критического осмысления можем избавиться от многих неправильных ходов. Применяя методы технологии критического мышления, учащийся может самостоятельно добывать знания, применять, анализировать,синтезировать и оценивать историческую ситуацию. Китайский мудрец Конфуций сказал: «Скажи мне-и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать- и я пойму». Именно ядро критического мышления заключается в понимании. То, что ребенок поймет, он не забудет никогда.

Сама структура занятия по технологии развития критического мышления дает возможность каждому ученику самому определить, что знает, что не знает по данной проблеме, что хочет узнать, самостоятельно или в группе осмыслить новые знания с дальнейшим обобщением того, что узнал нового. Здесь присутствуют именно те этапы, которые отвечают на самые актуальные проблемы организации процесса обучения: как вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учащихся к активной учебной деятельности, как обеспечить целостное осмысление новой информации, сформировать собственное отношение к изучаемому материалу.

В своей работе я использую технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Опыт работы по использованию технологии развития критического мышления приходит не сразу, даже при наличии установленных четких этапов организации учебной деятельности. Важно знать и обеспечивать решение задач, определенных для каждой фазы развития критического мышления. Результата можно не достичь, если фазы не будут сопровождаться соответствующей содержательной направленностью.

Фаза вызова должна быть организована так, чтобы каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. На примере предмета «Человек. Общество. Право» по теме «Права ребенка в Республике Казахстан» данная фаза была проведена в виде мозгового штурма. Учащимся была представлена слайдовая программа, содержанием которой была разнообразная деятельность детей - учебная, внеучебная, в объективе - лица детей, разных по характеру и настроению. Предоставленная далее возможность учащимся проанализировать то, что они уже знает об изучаемой теме, создало дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Учащиеся вышли на тему самостоятельно, заполнив далее таблицу о то, что он знал и что хочет узнать. Так была решена задача, которая является основной на фазе вызова.

На стадии вызова можно применить метод критического мышления - «ЗХУ» . Урок «Человек. Общество. Право». Урок «Обязанности граждан РК».



Я знаю

Я хочу узнать

Я узнал на уроке

Работать

Уважать президента

Беречь памятники

Охранять Родину

Что является священным долгом гражданина РК

Перечисляются все обязанности гражданина

В ходе заполнения данных граф, ученик использует не только материал учебника, но и дополнительные источники информации. Учащийся сможет исправить неточную информацию в первой графе, сможет ответить на свой вопрос во второй графе, а также на протяжении урока получить нужную информацию.

Возможен по данной теме несколько иной подход на основе критического мышления:

Отметьте те из обязанностей, которые вы считаете закрепленными

в Конституции РК:

1.Соблюдать законы.

2. Платить налоги.

3. Состоять в рядах политических партий.

4. Быть членом профсоюза.

5. Работать на предприятии.

6. Защищать Отечество.

7. Сохранять природу и окружающую среду.

8. Бережно относиться к памятникам истории и культуры.

9. Учиться, получать образование.

10. Уважать государственные символы РК.

Учащиеся должны в начале урока отметить те, которые они считают действительно обязанностями, а в завершении урока учащиеся самостоятельно исправляют ошибки.

.

Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. [4,с.8-12]

Да, действительно, вызвать интерес к изучаемой теме с помощью различных методик можно, другое дело обеспечить активность познавательной деятельности учащихся на второй фазе - осмысления содержания в процессе получения новой информации.

Организация работы на данном этапе бывает различной, что требует от учителя определиться с позиции целесообразности: будет ли это рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. Важнообеспечить направленность процесса на активную деятельность детей, для чего нельзя ограничиваться только теми вопросами, которые были сформированы учащимся на первой фазе «вызов». Необходима постановка новых вопросов, поиск ответов через контекст той информации, с которой учащиеся работают.

На этом этапе я использую различные методы, наиболее эффективным из которых на уроках истории является метод «толстый и тонкий вопросы».

На уроке «Национально-освободительная борьба казахского народа в 18-19 веках» по истории Казахстана в 8 классе при работе учащихся на этапе изучения темы были заданы «толстые» и «тонкие» вопросы.

«толстые» вопросы

«тонкие» вопросы

Дайте три объяснения, почему национально-освободительные восстания в 18-19 веках потерпели поражения

Где происходило большинство восстаний в Казахстане?

Выскажите мнение, что было бы, если восстание КенессарыКасымова закончилось победой?

Что стало главной причиной поражения выступлений?

Выделите главную причину национально-освободительной борьбы казахского народа

Кто являлся лидерами национальной - освободительной борьбы казахского народа

При изучении темы «Международное положение после Первой Мировой войны» по Всемирной истории в 9 классе на втором этапе технологии критического мышления этапе после получения учащимися новой информации и соотнесения её с ранее имеющимися знаниями с целью более глубокого осмысления были заданы вопрос, построенные в логике таксономии учебных задач.


Уровень

Вопросы

Простые

Опишите дальнейшие события в мире после окончания войны

Уточняющие

Вы считаете, что передел мира можно было осуществить менее «болезненным» способом для проигравших стран?

Объясняющие

Почему вы считаете, что решения Версальско-Вашингтонской системы явились своеобразным «мостом « к началу Второй Мировой войны

Творческие

Если бы не убили крон-принца Франца Фердинанда в Сараево мир бы имел другой поворот в истории

Практические

Какие бы вы приняли решения, если бы были участником мирных конференций

Без использования названных методик не было бы отслеживания при работе с изучаемым материалом понимания учащимися нового, что вело бы к нарушению одного из условий развития критического мышления.

Этап рефлексии существует и вне технологии развития критического мышления, однако при этом, если на уроках мы порой просто его не видим, т.е. он не организуется, то при работе по технологии развития критического мышления он органично связан с предыдущими двумя этапами.

Примером служит метод «Синквейн»:

Тема «Общественно-политическая жизнь Казахстана в 20-30-е годы». 9 класс.

Репрессии

Несправедливые, бесчеловечные

Унижать, убивать, подавлять

Время, которое не должно повториться

ГУЛАГ

В технологии развития критического мышления рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы. Однако на третьей же фазе рефлексия процесса становится основной целью деятельности школьников и учителя.

В процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других школьников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Так в чем главная особенность данной технологии? Прежде всего, необходимо отметить, что она практически реализует личностно-ориентированный и компетентностный подходы в обучении.

Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. [5,с.2-4]

Сухомлинский В.А. сказал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это - желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без неё нет школы».

Технология позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком; умение выражать свои мысли (устно и письменно); умение вырабатывать собственное мнение; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; выстраивать продуктивные взаимоотношения с учащимися.[2,с.56]Я вижу, как ученикам интересно работать, вижу, как они начинают мыслить, не боятся высказать собственное мнение.

Искра понимания и удовлетворения в глазах учеников становится достаточным свидетельством того, что ученик получил много и полученное служит стимулом для дальнейших поисков. Учеба становится осмысленной деятельностью как со стороны учителя, так и со стороны ученика.


Список литературы

[1] Методическое пособие по разъяснению основных положений послания Президента РК-лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана». Астана 2012.

[2] Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития.-СПб:Альянс-Дельта, 2003.

[3] Садвокасова З.М. Инновационные подходы в образовании. - Алматы,2012.

[4] Джинни Л. Стил,Куртис С. Мередит, Чарльз Тэмпл . «Развитие критического мышления через чтение и письмо» пособие1. 1997г. Национальный фонд Д.Сороса.

[5] Рыжкова Л.В. Компетентностный подход в образовательном процессе как основа повышения качества образования. Материалы к Августовской конференции педагогов Павлодарской области. ИПК города Павлодара.2012 г.

6


© 2010-2022