- Преподавателю
- Другое
- Методический материал Программа Лидер
Методический материал Программа Лидер
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Горшкова М.А. |
Дата | 21.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Утверждено
на заседании НМС
МБОУ «Школа №4»
Протокол №1
от «___» ___________2014 года
ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ЛИДЕР»
Составила:
М.А. Горшкова
Старшая вожатая
Творческая социально-педагогическая лаборатория
«Лидер»
Пояснительная записка
- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
- А куда ты хочешь попасть? - спросил Кот
- Мне всё равно… - сказала Алиса
- Тогда всё равно, куда пойти, - заметил Кот
- … Только бы попасть куда-нибудь, - пояснила Алиса.
-Куда-нибудь ты обязательно попадёшь, - сказал кот,
- нужно только долго идти, никуда не сворачивая!
Л. Кэррл. «Алиса в стране чудес».
Лидер - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.
Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно существование страны-лидера.
Наше время и наша страна остро нуждаются в новом поколении лидеров - со стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Лидер должен соответствовать требованиям времени.
Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «активная гражданская позиция» его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление «лидерских» качеств.
Именно активность, способность брать на себя ответственность, ставить перед собой задачи и находить самостоятельные пути их достижения, считать себя не «песчинкой», которую несёт по воле волн, а субъектом собственной жизни, ответственным за свои поступки, жизнь и общество, даёт возможность адаптироваться к современным условиям и эффективно функционировать в социуме.
Воспитание лидера и его самовоспитание предполагают тренировку умения вести за собой людей, устанавливать отношения с ними и на этой основе организовывать управление. Лидера отличают не честолюбие, желание или умение выделиться и реальное превосходство, а подлинное, естественное право сильной, волевой и одновременно интеллектуальной личности вести за собой людей.
Воспитание элиты - важная общественная задача. Это и передача знаний, опыта анализировать ситуации, и развитие управленческих качеств и навыков, и воспитание ответственности, и обучение различным стилям управления, общения с людьми, умению изменять стиль и приёмы руководства. Лидер (или будущий лидер) должен научиться принимать решения, избегать крайних, безвыходных ситуаций, либо напротив, создавать неизбежную, но выгодную совокупность обстоятельств. Лидеры-новаторы призваны, эффективно решать и новые проблемы, и старые, но иными методами.
Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. Ребячьи «вожаки» всегда играли большую роль в детском коллективе. В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских коллективах.
Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности.
Предлагаемые обучающие занятия создадут благоприятные условия для социализации подростка. Ориентированный на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка курс занятий сможет помочь ему более полно и объективно осознать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично- и общественно-полезной деятельности.
Цель: развитие социальной активности старшеклассников, развитие лидерских качеств, формирование знаний, умений по самоорганизации и организации других.
Задачи:
-
Выявить первичный уровень знания подростком собственного лидерского потенциала;
-
Формировать у старшеклассников знания, умения, навыки управленческой культуры и потребности быть лидером;
-
Организовать занятия по овладению подростком специфическими знаниями, методиками и формами развития собственного и организаторского потенциала;
-
Развивать у учащихся стремление к участию в общественной деятельности;
-
Организовать по окончании курса обучения смотр знаний, умений, навыков, полученных в рамках программы;
-
Определить вместе с подростком пути дальнейшей реализации его лидерского потенциала в условиях школы.
Возраст участников 10-15 лет. Программа рассчитана на 144 часа на первом году обучения и по 216 часов - второй и третий годы обучения.
Ожидаемые результаты:
-
Подросток умеет грамотно и объективно оценивать и позиционировать себя в определённом социуме;
-
Имеет чёткую позицию в вопросе лидерства;
-
Владеет базовыми знаниями по имиджу лидера и типологии лидерства;
-
Знает формы работы в коллективе и основы формирования команды;
-
Владеет алгоритмами основных досуговых форм, методикой коллективно-творческой деятельности.
Особенность данной программы в том, что она индивидуальна. Она адресована каждому ребёнку лично или первичному коллективу персонально, призвана помочь побудить их к активным действиям, самосовершенствованию, программированию своего будущего.
Программа объединения предполагает разнообразные формы проведения занятий: лекции, дискуссии, тестирование, практикумы, театрализацию и др.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ОБЪЕДИНЕЯ «ЛИДЕР».
Первый год обучения.
№
Название занятия
Количество часов
Количество часов
Теория
Практика
Раздел 1. Кто такой лидер? (14 часов)
1
Вводное занятие. Понятия «Лидер», «организатор», «руководитель»
2
2
2-3
Представление о себе, как о лидере. Тест «Я-лидер»
4
2
2
4-5
Практикум по итогам теста
4
2
2
6-7
Кто такой лидер? Его роли. Специфические и общие качества лидера.
4
2
2
Всего:
14
8
6
Раздел 2. Организаторская техника лидера (28 часов)
8-11
Я и команда. Готовность стать лидером.
8
4
4
12
Правила руководства
2
2
13-14
Принципы организаторской деятельности
4
4
15-17
Понятие «стиль работы лидера», его виды
6
4
2
18-21
Практикум «Чемодан лидера»
8
8
Всего:
28
14
14
Раздел 3. Умения и навыки лидера (34 часов)
22-23
Как научиться снимать стресс, вызванный агрессивным поведением.
4
2
2
24
Умение управлять людьми
2
2
25-27
Как правильно вести беседу?
6
4
2
28-30
Навыки ораторского искусства
6
2
4
31-32
Игра «поспорим с великим»
4
4
33-36
Лидер - это человек воспитанный
8
4
4
37-38
Практикум «узелки на память»
4
4
Всего:
34
14
20
Раздел 4. Понятие лидерства (6 часов)
39
Вводное занятие. «Коллективный портрет лидера»
2
2
40
Тест «Лидер ли я?»
2
2
41
Анализ результатов теста. Индивидуальные консультации.
2
2
Всего:
6
2
4
Раздел 5. Виды деятельности лидера (38 часов)
42-43
Основные идеи методики коллективно-творческой деятельности. Этапы КТД
4
4
44-45
Виды КТД
4
4
46-47
Практикум «В копилку лидера»
4
4
48-51
Проектная деятельность в работе лидера
8
4
4
52-54
Основные навыки выступления лидера
6
2
4
55-57
Разные пути общения
6
4
2
58-60
Планирование деятельности. Рефлексия.
6
4
2
Всего:
38
22
16
Раздел 6. Человек. Гражданин. Лидер (24 часов)
61-62
Российская государственная символика
4
2
2
63-65
Гражданская позиция лидера
6
4
2
66-68
Азы правовой культуры. Конвенция о правах ребёнка.
6
4
2
69
Подготовка к смотру лидерских знаний, умений, навыков. Тест «экзаменуем лидера»
2
2
70-72
Смотр ЗУН лидеров. Презентация «Я-лидер»
6
2
4
Всего:
24
12
12
Всего часов по программе:
144
72
72
Второй год обучения
№
Название занятия
Количество часов
Количество часов
Теория
Практика
Раздел 1. Личность (54 часа)
1-2
Вводное занятие.
Философские основы развития человека. Единство трёх начал: тело, душа, разум.
6
3
3
3
Структура личности.
3
3
4
Личность в истории. Личность со знаками «+» и «-».
3
3
5-7
Коммуникативные качества.
9
6
3
8-9
Самооценка.
6
3
3
10-11
Можно ли научиться управлять собой? Отрицательное и положительное самовнушение.
6
3
3
12-13
Сила характера. От чего она зависит? темперамент
6
3
3
14-15
Саморазвитие личности. Психологический анализ жизненного пути и методика выработки жизненных планов.
6
3
3
16
Прояснение ценностно-мотивационной сферы и ее развитие.
3
3
17
Самовоспитание и достижение жизненных целей.
3
3
18
Рынок труда. Профессиональное самоопределение.
3
3
Всего:
54
33
21
Раздел 2. Коллектив (102 часа)
19-21
Общение как одна из основных человеческих ценностей.
9
6
3
22
Позиции в общении.
3
3
23
Стили общения.
3
3
24-25
Манипулирование.
6
3
3
26-28
Условия и технологии эффективной коммуникации.
Механизмы межличностного восприятия.
9
6
3
29-31
Психологические защиты.
Барьеры в общении.
9
6
3
32-33
Конструктивное общение. Контроль эмоций.
6
3
3
34-35
Активное и пассивное слушание. Приемы расположения к себе.
6
3
3
36-38
Взаимопонимание в дружбе, любви, семье.
9
6
3
39
Одиночество одна из причин жизненных трудностей.
3
3
40-43
Конфликты.
Виды взаимодействия между людьми и группами. Конфликт. Стили разрешения конфликтов.
Управление конфликтом.
12
9
3
44-45
Полемическое мастерство.
Спор. Его цели и стратегии.
6
3
3
46-48
Типы и особенности участников спора.
Принципы и правила ведения спора.
9
6
3
49-52
Деловая игра.
Игровое моделирование действительности.
12
6
6
Всего:
102
66
36
Раздел 3. Проектирование деятельности (51 час)
85-86
Понятие «Социальное проектирование». Технология социального проектирования.
6
6
87-88
Этапы подготовки проекта.
6
6
89
Ошибки, допускаемые при создании проекта.
3
3
90-101
Написание социального проекта.
36
36
Всего:
51
15
36
Раздел 4. Воспитательная работа (9 часов)
102-103
Смотр ЗУНов лидеров по изученной программе.
6
6
104
«Свечка откровений»
3
3
Всего:
9
9
Всего часов по программе:
216
114
102
Третий год обучения
№
Название занятия
Количество часов
Количество часов
Теория
Практика
Раздел 1. Школьный вожатый (99 часов)
1.
Вводное занятие.
3
3
2.
Нормативно-правовая основа работы старшего вожатого.
3
3
3.
Секреты делопроизводства.
3
3
4.
Планирование работы старшего вожатого.
3
3
5-6.
Организация самоуправления в школе.
6
3
3
7-8.
Лидерство. Работа с детским активом.
6
3
3
9-10.
Праздники и массовые мероприятия в школе.
6
3
3
11-12.
Как организовать дело. Алгоритм дела. Формы воспитательных мероприятий.
6
6
13
Методика коллективно-творческой деятельности
3
3
14-16
Создание банка КТД
9
9
17
Проведение КТД
3
3
18-19
Оформительский практикум.
6
3
3
20-21
Давай сделаем шоу!!!
6
3
3
22-25
Игровые технологии.
12
3
9
26-29
Общественно значимые акции.
12
3
9
30-31
Аналитическая деятельность старшего вожатого.
6
3
3
32-33
Методическая продукция. Конкурсная документация.
6
3
3
Всего:
99
48
51
Раздел 2. Копилка отрядного вожатого (78 часов)
34
Вожатый - кто он?
3
3
35-36
Логика развития лагерной смены. Модели лагерной смены.
6
3
3
37-38.
Особенности и закономерности возрастного развития детей.
6
6
39
Всё о детском коллективе. Динамика развития временного коллектива.
3
3
40
Идеи тематических смен. Система тематических дней.
3
3
41-42
Методика работы с отрядом. Организационный период.
6
3
3
43-44
Методика подготовки и проведения огоньков.
6
3
3
45
Оформительская деятельность в ДОЛ.
3
3
46-50
Игровая деятельность. Игротека.
15
3
12
51
Творчество. Элементы творчества. Основные стратегии творчества.
3
3
52-54
КТД в ДОЛ. Организация и проведение отрядных и лагерных КТД.
9
3
6
55
Основы медицины и техники безопасности.
Первая доврачебная помощь.
3
3
56-57
С песней по жизни!
6
6
58-59
Итоговый период.
6
6
Всего:
78
42
36
Раздел 3. Деятельность РДО (39 часов)
60
Детские общественные организации.
Понятие и социальное значение общественной организации.
3
3
61-62
История детского и пионерского движения. Детское и молодёжное общественное движение в России.
6
3
3
63
Детское и молодёжное движение в Воронежской области.
3
3
64
Деятельность районной детской пионерской организации «Единство»
3
3
65
Программное обеспечение деятельности детской организации.
3
3
66-69
КТД в РДО.
12
3
9
70-71
Смотр ЗУНов по изученной программе
6
6
72
«Свечка откровений»
3
3
Всего:
39
18
21
Всего по программе:
216
108
108