Методический материал Программа Лидер

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический материал Программа Лидер



Утверждено

на заседании НМС

МБОУ «Школа №4»

Протокол №1

от «___» ___________2014 года











ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ

«ЛИДЕР»



Составила:

М.А. Горшкова

Старшая вожатая













Творческая социально-педагогическая лаборатория

«Лидер»


Пояснительная записка

- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

- А куда ты хочешь попасть? - спросил Кот

- Мне всё равно… - сказала Алиса

- Тогда всё равно, куда пойти, - заметил Кот

- … Только бы попасть куда-нибудь, - пояснила Алиса.

-Куда-нибудь ты обязательно попадёшь, - сказал кот,

- нужно только долго идти, никуда не сворачивая!

Л. Кэррл. «Алиса в стране чудес».


Лидер - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.

Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера невозможно существование страны-лидера.

Наше время и наша страна остро нуждаются в новом поколении лидеров - со стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Лидер должен соответствовать требованиям времени.

Происходящие в современном обществе процессы возвращают сегодня понятию «активная гражданская позиция» его первоначальный смысл. Наличие такой позиции у человека есть проявление «лидерских» качеств.

Именно активность, способность брать на себя ответственность, ставить перед собой задачи и находить самостоятельные пути их достижения, считать себя не «песчинкой», которую несёт по воле волн, а субъектом собственной жизни, ответственным за свои поступки, жизнь и общество, даёт возможность адаптироваться к современным условиям и эффективно функционировать в социуме.

Воспитание лидера и его самовоспитание предполагают тренировку умения вести за собой людей, устанавливать отношения с ними и на этой основе организовывать управление. Лидера отличают не честолюбие, желание или умение выделиться и реальное превосходство, а подлинное, естественное право сильной, волевой и одновременно интеллектуальной личности вести за собой людей.

Воспитание элиты - важная общественная задача. Это и передача знаний, опыта анализировать ситуации, и развитие управленческих качеств и навыков, и воспитание ответственности, и обучение различным стилям управления, общения с людьми, умению изменять стиль и приёмы руководства. Лидер (или будущий лидер) должен научиться принимать решения, избегать крайних, безвыходных ситуаций, либо напротив, создавать неизбежную, но выгодную совокупность обстоятельств. Лидеры-новаторы призваны, эффективно решать и новые проблемы, и старые, но иными методами.

Одной из основных предпосылок создания программы лидерской направленности является создание условий для развития инициативы и лидерских способностей подростков, а также реализации их посредством участия в конкретных и важных для их возраста видах деятельности. Процесс воспитания активности, подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с человеком и для человека. Ребячьи «вожаки» всегда играли большую роль в детском коллективе. В связи с этим, большую социальную значимость приобретает задача выявления лидеров и создания условий для развития лидерства в детских коллективах.

Главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность, конкурентоспособность. Особенно сложно самоопределиться подростку, для которого именно это время является определяющим в его становлении и развитии. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности.

Предлагаемые обучающие занятия создадут благоприятные условия для социализации подростка. Ориентированный на выявление и реализацию лидерского потенциала подростка курс занятий сможет помочь ему более полно и объективно осознать свой лидерский потенциал и пути его развития в рамках лично- и общественно-полезной деятельности.

Цель: развитие социальной активности старшеклассников, развитие лидерских качеств, формирование знаний, умений по самоорганизации и организации других.

Задачи:

  • Выявить первичный уровень знания подростком собственного лидерского потенциала;

  • Формировать у старшеклассников знания, умения, навыки управленческой культуры и потребности быть лидером;

  • Организовать занятия по овладению подростком специфическими знаниями, методиками и формами развития собственного и организаторского потенциала;

  • Развивать у учащихся стремление к участию в общественной деятельности;

  • Организовать по окончании курса обучения смотр знаний, умений, навыков, полученных в рамках программы;

  • Определить вместе с подростком пути дальнейшей реализации его лидерского потенциала в условиях школы.

Возраст участников 10-15 лет. Программа рассчитана на 144 часа на первом году обучения и по 216 часов - второй и третий годы обучения.











Ожидаемые результаты:

  • Подросток умеет грамотно и объективно оценивать и позиционировать себя в определённом социуме;

  • Имеет чёткую позицию в вопросе лидерства;

  • Владеет базовыми знаниями по имиджу лидера и типологии лидерства;

  • Знает формы работы в коллективе и основы формирования команды;

  • Владеет алгоритмами основных досуговых форм, методикой коллективно-творческой деятельности.

Особенность данной программы в том, что она индивидуальна. Она адресована каждому ребёнку лично или первичному коллективу персонально, призвана помочь побудить их к активным действиям, самосовершенствованию, программированию своего будущего.

Программа объединения предполагает разнообразные формы проведения занятий: лекции, дискуссии, тестирование, практикумы, театрализацию и др.

























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ОБЪЕДИНЕЯ «ЛИДЕР».


Первый год обучения.


Название занятия

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Раздел 1. Кто такой лидер? (14 часов)

1

Вводное занятие. Понятия «Лидер», «организатор», «руководитель»

2

2

2-3

Представление о себе, как о лидере. Тест «Я-лидер»

4

2

2

4-5

Практикум по итогам теста

4

2

2

6-7

Кто такой лидер? Его роли. Специфические и общие качества лидера.

4

2

2

Всего:

14

8

6

Раздел 2. Организаторская техника лидера (28 часов)

8-11

Я и команда. Готовность стать лидером.

8

4

4

12

Правила руководства

2

2


13-14

Принципы организаторской деятельности

4

4


15-17

Понятие «стиль работы лидера», его виды

6

4

2

18-21

Практикум «Чемодан лидера»

8


8

Всего:

28

14

14

Раздел 3. Умения и навыки лидера (34 часов)

22-23

Как научиться снимать стресс, вызванный агрессивным поведением.

4

2

2

24

Умение управлять людьми

2

2

25-27

Как правильно вести беседу?

6

4

2

28-30

Навыки ораторского искусства

6

2

4

31-32

Игра «поспорим с великим»

4


4

33-36

Лидер - это человек воспитанный

8

4

4

37-38

Практикум «узелки на память»

4


4

Всего:

34

14

20

Раздел 4. Понятие лидерства (6 часов)

39

Вводное занятие. «Коллективный портрет лидера»

2


2

40

Тест «Лидер ли я?»

2


2

41

Анализ результатов теста. Индивидуальные консультации.

2

2


Всего:

6

2

4

Раздел 5. Виды деятельности лидера (38 часов)

42-43

Основные идеи методики коллективно-творческой деятельности. Этапы КТД

4

4

44-45

Виды КТД

4

4

46-47

Практикум «В копилку лидера»

4


4

48-51

Проектная деятельность в работе лидера

8

4

4

52-54

Основные навыки выступления лидера

6

2

4

55-57

Разные пути общения

6

4

2

58-60

Планирование деятельности. Рефлексия.

6

4

2

Всего:

38

22

16

Раздел 6. Человек. Гражданин. Лидер (24 часов)

61-62

Российская государственная символика

4

2

2

63-65

Гражданская позиция лидера

6

4

2

66-68

Азы правовой культуры. Конвенция о правах ребёнка.

6

4

2

69

Подготовка к смотру лидерских знаний, умений, навыков. Тест «экзаменуем лидера»

2


2

70-72

Смотр ЗУН лидеров. Презентация «Я-лидер»

6

2

4

Всего:

24

12

12

Всего часов по программе:

144

72

72

Второй год обучения


Название занятия

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Раздел 1. Личность (54 часа)

1-2

Вводное занятие.

Философские основы развития человека. Единство трёх начал: тело, душа, разум.

6

3

3

3

Структура личности.

3

3


4

Личность в истории. Личность со знаками «+» и «-».

3

3


5-7

Коммуникативные качества.

9

6

3

8-9

Самооценка.

6

3

3

10-11

Можно ли научиться управлять собой? Отрицательное и положительное самовнушение.

6

3

3

12-13

Сила характера. От чего она зависит? темперамент

6

3

3

14-15

Саморазвитие личности. Психологический анализ жизненного пути и методика выработки жизненных планов.

6

3

3

16

Прояснение ценностно-мотивационной сферы и ее развитие.

3

3


17

Самовоспитание и достижение жизненных целей.

3

3


18

Рынок труда. Профессиональное самоопределение.

3


3

Всего:

54

33

21

Раздел 2. Коллектив (102 часа)

19-21

Общение как одна из основных человеческих ценностей.

9

6

3

22

Позиции в общении.

3

3


23

Стили общения.

3

3


24-25

Манипулирование.

6

3

3

26-28

Условия и технологии эффективной коммуникации.

Механизмы межличностного восприятия.

9

6

3

29-31

Психологические защиты.

Барьеры в общении.

9

6

3

32-33

Конструктивное общение. Контроль эмоций.

6

3

3

34-35

Активное и пассивное слушание. Приемы расположения к себе.

6

3

3

36-38

Взаимопонимание в дружбе, любви, семье.

9

6

3

39

Одиночество одна из причин жизненных трудностей.

3

3


40-43

Конфликты.
Виды взаимодействия между людьми и группами. Конфликт. Стили разрешения конфликтов.

Управление конфликтом.

12

9

3

44-45

Полемическое мастерство.

Спор. Его цели и стратегии.

6

3

3

46-48

Типы и особенности участников спора.

Принципы и правила ведения спора.

9

6

3

49-52

Деловая игра.
Игровое моделирование действительности.

12

6

6

Всего:

102

66

36

Раздел 3. Проектирование деятельности (51 час)

85-86

Понятие «Социальное проектирование». Технология социального проектирования.

6

6


87-88

Этапы подготовки проекта.

6

6


89

Ошибки, допускаемые при создании проекта.

3

3


90-101

Написание социального проекта.

36


36

Всего:

51

15

36

Раздел 4. Воспитательная работа (9 часов)

102-103

Смотр ЗУНов лидеров по изученной программе.

6


6

104

«Свечка откровений»

3


3

Всего:

9


9

Всего часов по программе:

216

114

102

Третий год обучения

Название занятия

Количество часов

Количество часов

Теория

Практика

Раздел 1. Школьный вожатый (99 часов)

1.

Вводное занятие.

3

3


2.

Нормативно-правовая основа работы старшего вожатого.

3

3


3.

Секреты делопроизводства.

3

3


4.

Планирование работы старшего вожатого.

3

3


5-6.

Организация самоуправления в школе.

6

3

3

7-8.

Лидерство. Работа с детским активом.

6

3

3

9-10.

Праздники и массовые мероприятия в школе.

6

3

3

11-12.

Как организовать дело. Алгоритм дела. Формы воспитательных мероприятий.

6

6


13

Методика коллективно-творческой деятельности

3

3


14-16

Создание банка КТД

9


9

17

Проведение КТД

3


3

18-19

Оформительский практикум.

6

3

3

20-21

Давай сделаем шоу!!!

6

3

3

22-25

Игровые технологии.

12

3

9

26-29

Общественно значимые акции.

12

3

9

30-31

Аналитическая деятельность старшего вожатого.

6

3

3

32-33

Методическая продукция. Конкурсная документация.

6

3

3

Всего:

99

48

51

Раздел 2. Копилка отрядного вожатого (78 часов)

34

Вожатый - кто он?

3

3


35-36

Логика развития лагерной смены. Модели лагерной смены.

6

3

3

37-38.

Особенности и закономерности возрастного развития детей.

6

6


39

Всё о детском коллективе. Динамика развития временного коллектива.

3

3


40

Идеи тематических смен. Система тематических дней.

3

3


41-42

Методика работы с отрядом. Организационный период.

6

3

3

43-44

Методика подготовки и проведения огоньков.

6

3

3

45

Оформительская деятельность в ДОЛ.

3


3

46-50

Игровая деятельность. Игротека.

15

3

12

51

Творчество. Элементы творчества. Основные стратегии творчества.

3

3


52-54

КТД в ДОЛ. Организация и проведение отрядных и лагерных КТД.

9

3

6

55

Основы медицины и техники безопасности.

Первая доврачебная помощь.

3

3


56-57

С песней по жизни!

6


6

58-59

Итоговый период.

6

6


Всего:

78

42

36

Раздел 3. Деятельность РДО (39 часов)

60

Детские общественные организации.

Понятие и социальное значение общественной организации.

3

3


61-62

История детского и пионерского движения. Детское и молодёжное общественное движение в России.

6

3

3

63

Детское и молодёжное движение в Воронежской области.

3

3


64

Деятельность районной детской пионерской организации «Единство»

3

3


65

Программное обеспечение деятельности детской организации.

3

3


66-69

КТД в РДО.

12

3

9

70-71

Смотр ЗУНов по изученной программе

6


6

72

«Свечка откровений»

3


3

Всего:

39

18

21

Всего по программе:

216

108

108










© 2010-2022