- Преподавателю
- Другое
- Духовно-нравственное воспитание (из опыта работы школы)
Духовно-нравственное воспитание (из опыта работы школы)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Опенкина В.И. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Духовно-нравственное воспитание
Из опыта работы МБОУ Скородумовкой СОШ
Каменского района Ростовской области
Сегодня мы идем трудным путем возвращения к духовным истокам, к духовной культуре и традициям. Псевдодуховные ценности, ныне повсюду насаждаемые, способны лишь создать иллюзию полноты жизни, привить молодежи ложные жизненные принципы. Поэтому в настоящее время очень трудно растить молодое поколение достойными гражданами Отечества.
Прекрасно понимая, что мы несем ответственность за воспитание молодого поколения перед Родиной, наша школа обратилась к проблеме духовно-нравственного воспитания.
Этапы работы:
-
С 1998 г. - работа кружка «Восхождение к истокам», организация работы школьного клуба «Свечечка».
-
С 2001 г. - поэтапное введение курса «Основы православной культуры» (начиная с 1 класса).
-
С 2002 г. - областная пилотная площадка, реализующая программу по религиоведческому образованию.
-
2006 г. - введение в учебный план предметов «Основы православной культуры» во 2-9 классах, «Христианство и религии мира» в 10-11 классах.
-
2010 г. - областная экспериментальная площадка, тема проекта «Духовно-нравственное воспитание как возрождение гражданина, патриота своей Родины, человека высокой культуры и духовной нравственности».
Работа по этой проблеме началась с 1998 года. В 2002-2003 учебном году была разработана программа «Духовно-нравственное воспитание обучающихся», рассчитанная на 3 года, в которой проблема воспитания рассматривалась как непрерывная система развития личности в условиях образовательного процесса.
Согласно программе, осуществления её реализовывалось в кружковой работе, в проведении факультативных занятий, интегрированных уроков, в организации тематических праздничных мероприятий, выпуске стенгазет, паломнических поездках.
Всему этому предшествовала большая диагностическая работа по выявлению религиозных приверженностей детей и их родителей, а также их нравственной воспитанности.
Отношение родителей к православной вере
Группы респондентов
Процент
1. Воцерковленные православные
3 %
2. Невоцерковленные православные
30 %
3. Положительно относящиеся к православной вере
60,6 %
4. Исповедующие другие религии, сектанты
2,6 %
5. Атеисты
3,8 %
Степень влияния изучения ОПК на воспитание обучающихся
Степень влияния
3 года назад
На данный момент
Дети
Родители
Дети
Родители
1. Положительное
62 %
70 %
94 %
90 %
2. Отрицательное
7 %
5 %
0
3 %
3. Безразличное
31 %
25 %
6 %
7 %
С 2006 года в школе был введен в учебный план предмет «Основы православной культуры» со 2 по 9 класс, в 10-11 классах - «Христианство и религии мира» в рамках школьного компонента. Предварительно был проведен опрос, в ходе которого выяснилось, что 62 % учащихся школы и 84% родителей считали необходимым включение ОПК в образовательную программу школы.
Изучение ОПК идет по программе Л.Л.Шевченко. Оснащенность учебниками со 2 по 9 класс. Учебники красочны, интересны. Программа построена на концентрической основе. В младшем школьном возрасте даются элементарные понятия в области Православия и Библейской Истории. В последующих классах эти понятия дополняются, объемы их рассматриваются при более глубоком осмыслении. Главное действующее лицо - Человек. Основной особенностью учебного предмета ОПК является его культурологичекая направленность. Это обусловлено светским характером государственной школы.
Неразрывно с предметом проводится внеклассная работа. На базе школьного музея «История Православной культуры» работает клуб «Свечечка». Диапазон работы широк: тематические праздничные мероприятия «Рождество», «Пасха», «Пост - духовная радость», экскурсии в музей, конкурсы поделок, праздничных открыток, пасхальных столов и яиц, чтения стихов, организация паломнических поездок и выступления в центре реабилитации для пожилых людей.
В 10-11 классах обучение осуществляется на базе учебника св. Иванова. Даются основные понятия и представления о религиях других конфессий. В школе, на данный момент, всего 4 ученика другой веры, но это им нисколько не мешает изучать христианство. Считаю, что самой высокой оценкой были слова Дроздовой Елены, выпускницы 2007 года: «Теперь я знаю, что ни в какую секту никогда не вступлю».
Очень трудно было в начале пути определить ориентиры. Было впечатление щепки в море - не знаешь, куда тебе направиться в какую сторону плыть. Но, с Божьей помощью, все устроилось. А сейчас очень хочется прочитать стихотворение Т.Кушнир «Небесный промысел. Мне оно очень близко.
Небесный промысел
Неси свой крест без сожаленья,
Не уповай на чудеса,
Терпя мирские треволненья.
…А сердце рвется в небеса…
Но провидение Господне,
Распорядилось так судьбой:
Тебя поставив здесь сегодня,
То Божий жребий, а не твой.
Так воспитует мудрый Отче,
Смиряя непокорных нас
Мытьем полов, писаньем строчек,
Готовя нам заветный час.
Определив издревле меру,
Листая горних житие,
Он светоносные примеры
Вплетает в наше бытие.
Но книги пращуров читая,
Их на себя не примеряй-
Мы времена не выбираем,
И где он, сердцу милый рай?..
И не тщеславных извержений,
А кто «за други жизнь отдаст»,
Всевышний ждет без возражений -
Он послушанию воздаст.
Небесным промыслом управив,
Творит незримо чудеса,
Тебя сегодня здесь поставив.
…А сердце рвется в небеса…
Опенкина Валентина Ивановна- учитель ОПК