Духовно-нравственное воспитание (из опыта работы школы)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно-нравственное воспитание

Из опыта работы МБОУ Скородумовкой СОШ

Каменского района Ростовской области


Сегодня мы идем трудным путем возвращения к духовным истокам, к духовной культуре и традициям. Псевдодуховные ценности, ныне повсюду насаждаемые, способны лишь создать иллюзию полноты жизни, привить молодежи ложные жизненные принципы. Поэтому в настоящее время очень трудно растить молодое поколение достойными гражданами Отечества.

Прекрасно понимая, что мы несем ответственность за воспитание молодого поколения перед Родиной, наша школа обратилась к проблеме духовно-нравственного воспитания.

Этапы работы:

  • С 1998 г. - работа кружка «Восхождение к истокам», организация работы школьного клуба «Свечечка».

  • С 2001 г. - поэтапное введение курса «Основы православной культуры» (начиная с 1 класса).

  • С 2002 г. - областная пилотная площадка, реализующая программу по религиоведческому образованию.

  • 2006 г. - введение в учебный план предметов «Основы православной культуры» во 2-9 классах, «Христианство и религии мира» в 10-11 классах.

  • 2010 г. - областная экспериментальная площадка, тема проекта «Духовно-нравственное воспитание как возрождение гражданина, патриота своей Родины, человека высокой культуры и духовной нравственности».

Работа по этой проблеме началась с 1998 года. В 2002-2003 учебном году была разработана программа «Духовно-нравственное воспитание обучающихся», рассчитанная на 3 года, в которой проблема воспитания рассматривалась как непрерывная система развития личности в условиях образовательного процесса.

Согласно программе, осуществления её реализовывалось в кружковой работе, в проведении факультативных занятий, интегрированных уроков, в организации тематических праздничных мероприятий, выпуске стенгазет, паломнических поездках.

Всему этому предшествовала большая диагностическая работа по выявлению религиозных приверженностей детей и их родителей, а также их нравственной воспитанности.

Отношение родителей к православной вере


Группы респондентов

Процент

1. Воцерковленные православные

3 %

2. Невоцерковленные православные

30 %

3. Положительно относящиеся к православной вере

60,6 %

4. Исповедующие другие религии, сектанты

2,6 %

5. Атеисты

3,8 %




Степень влияния изучения ОПК на воспитание обучающихся


Степень влияния

3 года назад

На данный момент

Дети

Родители

Дети

Родители

1. Положительное

62 %

70 %

94 %

90 %

2. Отрицательное

7 %

5 %

0

3 %

3. Безразличное

31 %

25 %

6 %

7 %


С 2006 года в школе был введен в учебный план предмет «Основы православной культуры» со 2 по 9 класс, в 10-11 классах - «Христианство и религии мира» в рамках школьного компонента. Предварительно был проведен опрос, в ходе которого выяснилось, что 62 % учащихся школы и 84% родителей считали необходимым включение ОПК в образовательную программу школы.

Изучение ОПК идет по программе Л.Л.Шевченко. Оснащенность учебниками со 2 по 9 класс. Учебники красочны, интересны. Программа построена на концентрической основе. В младшем школьном возрасте даются элементарные понятия в области Православия и Библейской Истории. В последующих классах эти понятия дополняются, объемы их рассматриваются при более глубоком осмыслении. Главное действующее лицо - Человек. Основной особенностью учебного предмета ОПК является его культурологичекая направленность. Это обусловлено светским характером государственной школы.

Неразрывно с предметом проводится внеклассная работа. На базе школьного музея «История Православной культуры» работает клуб «Свечечка». Диапазон работы широк: тематические праздничные мероприятия «Рождество», «Пасха», «Пост - духовная радость», экскурсии в музей, конкурсы поделок, праздничных открыток, пасхальных столов и яиц, чтения стихов, организация паломнических поездок и выступления в центре реабилитации для пожилых людей.

В 10-11 классах обучение осуществляется на базе учебника св. Иванова. Даются основные понятия и представления о религиях других конфессий. В школе, на данный момент, всего 4 ученика другой веры, но это им нисколько не мешает изучать христианство. Считаю, что самой высокой оценкой были слова Дроздовой Елены, выпускницы 2007 года: «Теперь я знаю, что ни в какую секту никогда не вступлю».

Очень трудно было в начале пути определить ориентиры. Было впечатление щепки в море - не знаешь, куда тебе направиться в какую сторону плыть. Но, с Божьей помощью, все устроилось. А сейчас очень хочется прочитать стихотворение Т.Кушнир «Небесный промысел. Мне оно очень близко.

Небесный промысел

Неси свой крест без сожаленья,

Не уповай на чудеса,

Терпя мирские треволненья.

…А сердце рвется в небеса…

Но провидение Господне,

Распорядилось так судьбой:

Тебя поставив здесь сегодня,

То Божий жребий, а не твой.

Так воспитует мудрый Отче,

Смиряя непокорных нас

Мытьем полов, писаньем строчек,

Готовя нам заветный час.

Определив издревле меру,

Листая горних житие,

Он светоносные примеры

Вплетает в наше бытие.

Но книги пращуров читая,

Их на себя не примеряй-

Мы времена не выбираем,

И где он, сердцу милый рай?..

И не тщеславных извержений,

А кто «за други жизнь отдаст»,

Всевышний ждет без возражений -

Он послушанию воздаст.

Небесным промыслом управив,

Творит незримо чудеса,

Тебя сегодня здесь поставив.

…А сердце рвется в небеса…


Опенкина Валентина Ивановна- учитель ОПК


Духовно-нравственное воспитание (из опыта работы школы)



Духовно-нравственное воспитание (из опыта работы школы)

Духовно-нравственное воспитание (из опыта работы школы)

Духовно-нравственное воспитание (из опыта работы школы)

Духовно-нравственное воспитание (из опыта работы школы)

Духовно-нравственное воспитание (из опыта работы школы)

Духовно-нравственное воспитание (из опыта работы школы)

Духовно-нравственное воспитание (из опыта работы школы)

Духовно-нравственное воспитание (из опыта работы школы)

Духовно-нравственное воспитание (из опыта работы школы)

Духовно-нравственное воспитание (из опыта работы школы)

Духовно-нравственное воспитание (из опыта работы школы)

Духовно-нравственное воспитание (из опыта работы школы)


© 2010-2022